Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Нормативные правовые акты как источники трудового права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

4] Трудовое законодательство включает в себя: 1) Трудовой кодекс РФ; 2) федеральные законы, содержащие нормы трудового права; 3) законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права. Основополагающим федеральным законом, регулирующим трудовые и связанные с ними отношения, является Трудовой кодекс РФ, который вступил в силу 1 февраля 2002 г. Данный кодифицированный акт имеет приоритетное действие… Читать ещё >

Нормативные правовые акты как источники трудового права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

* 1 2[1][2][3]

ментальные принципы, на которых строится вся система правового регулирования трудовых отношений.

Нормативные правовые акты как источники трудового права.

В частности, в ст. 37 Конституции РФ закреплены следующие основные права человека в сфере труда:

  • • право на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии;
  • • право на безопасные условия труда;
  • • право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • • право на защиту от безработицы;
  • • право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку;
  • • право на отдых.

В той же статье Конституция РФ провозглашает принципы свободы труда и запрета принудительного труда.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции РФ она применяется на всей территории Российской Федерации в качестве акта прямого действия[4][5][6][7].

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА В конституциях зарубежных стран также содержатся основополагающие нормы-принципы, относящиеся к трудовым правам работников. С точки зрения объема содержащихся в них социально-трудовых норм все конституции можно разделить на три группы:

S социальные конституции, в которых содержится значительное число социально-трудовых норм, объединенных в отдельные главы, разделы и т. п. (например, конституции Испании, Италии, Португалии, Мексики идр.);

У социально-либеральные конституции, содержащие небольшое число наиболее важных принципиальных положений в области трудовых прав (конституции ФРГ, Бельгии, Японии, Чехии и др.);

^ либеральные конституции, в которых фактически отсутствуют социально-экономические права трудящихся (Конституция США) либо такие права закреплены в минимальном объеме (конституции Бельгии, Дании, Финляндии, Швеции и др.) (см. Киселев И. Я. Сравнительное трудовое право: учебник. М., 2005. С. 55−56).

ральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в ТК (ч. 5 ст. 5 ТК);

4) другие законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и принятые до вступления в силу ТК, подлежат приведению в соответствие с ТК (ч. 2 ст. 422 ТК).

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА На сегодняшний деньтрудовые кодексы имеют более 60 стран мира. В основном это бывшие социалистические страны (кроме Эстонии), страны Латинской Америки и развивающиеся страны Азии и Африки. Между тем во многих странах, главным образом в государствах с развитой рыночной экономикой (кроме Франции и Канады), трудовое законодательство представляет собой совокупность различных законов, не сводимых в какой-либо единый акт (кодекс). В некоторых западных странах проведена частичная консолидация трудового законодательства и приняты «миникодексы» по отдельным институтам или совокупности институтов. Например, в Великобритании действует консолидированный закон о профсоюзах и трудовых отношениях 1992 г. Закон о правах в области занятости 1996 г.; в Италии — Статут прав трудящихся 1970 г.; в Испании — Статут прав трудящихся 1980 г.; в Новой Зеландии — Закон о трудовых отношениях 2000 г.; в Ирландии — Закон о промышленных отношениях 1990 г. В отдельных государствах действуют кодифицированные акты, относящиеся к определенной категории работников (в частности, Промышленный устав в Германии, Кодекс труда моряков торгового флота во Франции). Преобладающее в большинстве стран негативное отношение к кодификации трудового законодательства обосновывается тем, что она не способна учитывать требования изменчивой рыночной конъюнктуры и глобализирующейся экономики. В этой связи ссылаются на английское юридическое изречение «codified law is tough law» («кодифицированное законодательство — жесткое законодательство») (см. Киселев И. Я. Сравнительное трудовое право: учебник. М., 2005. С. 57−58). 1[8]

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО К первой группе относятся: Закон о занятости, Закон о профсоюзах, Федеральные законы от 01.05.1999 № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений», от 27.1 1.2002 № 1 56-ФЗ «Об объединениях работодателей» и др.

Ко второй группе можно отнести, например. Федеральные законы от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В развитие ТК приняты постановления Правительства РФ от 11.12.2002 № 884 «Об утверждении Правил предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в федеральных государственных учреждениях», от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках» и др.

Кроме того, продолжают действовать постановления Правительства РФ, принятые до вступления в силу ТК, в частности постановления от 25.02.2000 № 163 «Об утверждении Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет», от 16.03.2000 № 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» и др. Такие акты применяются в части, не противоречащей ТК.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти имеют наибольший удельный вес среди подзаконных актов, являющихся источниками трудового права. На современном этапе нормотворческую функцию осуществляют министерства РФ, принимая в пределах их компетенции различные по форме подзаконные акты (постановления, приказы, инструкции и др.).

Как правило, акты отраслевых министерств распространяются на работников конкретной отрасли экономики, но могут носить и межотраслевой характер.

Исходя из своего места в юридической иерархии источников трудового права, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК, иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ (ч. 8 ст. 5 ТК).

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Кроме того, подзаконные акты, содержащие нормы трудового права, принимают:

Минфин России (например, приказ от 02.04.2003 № 29н «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников организаций, осуществляющих добычу драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных и рудных месторождений»);

Минэкономразвития России (например, приказ от 1 1.07.2016 № 452 «Об утверждении примерного трудового договора с руководителем федерального государственного унитарного предприятия»);

Минобороны России (например, приказ от 24.05.2003 № 178 «О ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске работникам с ненормированным рабочим днем в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, финансируемых за счет средств федерального бюджета») и др.

Продолжают действовать подзаконные акты, принятые Минздравсоцразвития России (например, приказ от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»).[9][10][11]

  • 4) порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
  • 5) основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;
  • 6) порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;
  • 7) порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • 8) порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • 9) система и порядок проведения специальной оценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организация контроля качества проведения специальной оценки условий труда;
  • 10) порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
  • 11) виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения;
  • 12) система государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;
  • 13) особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Соответственно, органы государственной власти субъектов РФ вправе осуществлять нормотворчество по вопросам.

  • • не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти;
  • • отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти, но не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ; в случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта РФ закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ должен быть приведен в соответствие с федеральным актом.

Вместе с тем, полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, предусмотренные ТК РФ, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов РФ постановлениями Правительства РФ в порядке, установленном федеральным законом (ч. 5 ст. 6 ТК). В настоящее время таким законом является Федеральный закон от 06.10.1999.

№ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Субъекты РФ могут принимать нормативные правовые акты, устанавливающие более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Однако если это приводит к увеличению бюджетных расходов, то исполнение соответствующего нормативного акта обеспечивается за счет средств бюджета данного субъекта РФ (ч. 2 ст. 6 ТК).

Законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить ТК, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти (ч. 9 ст. 5 ТК).

Таким образом, нормотворчество органов государственной власти субъектов РФ в области трудовых и связанных с ними отношений ограничено путем:

  • • установления принципа недопустимости ухудшения положения работников на региональном уровне в сравнении с федеральным уровнем (ч. 4 ст. 6 ТК);
  • • признания приоритета действия федерального акта, но сравнению с актом субъекта РФ (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ, ч. 9 ст. 5, ч. 4 ст. 6 ТК);
  • • возложения на бюджет субъекта РФ расходов по исполнению региональных законов, повышающих уровень прав и гарантий работников (ч. 2 ст. 6 ТК).

С учетом указанных ограничений субъекты РФ вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие, в частности, отношения в сфере:

  • • занятости и трудоустройства (например, Закон Санкт-Петербурга от 11.06.2008 № 342−56 «О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в области содействия занятости населения в Санкт-Петербурге»);
  • • социального партнерства (например, Закон Москвы от 11.11.2009 № 4 «О социальном партнерстве в городе Москве»);
  • • организации оплаты труда работников бюджетной сферы субъекта РФ (например, Областной закон Ленинградской области от 08.06.2011 № 32-оз «Об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений Ленинград

ской области и государственных казенных учреждений Ленинградской области»).

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, принимаются по вопросам, отнесенным к ведению органов и должностных лиц местного самоуправления. Такого рода акты могут, в частности, устанавливать режим работы организаций, занимающихся обслуживанием населения соответствующего муниципального образования, дополнительные гарантии для лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите, порядок регистрации трудовых договоров, заключенных работодателями — физическими лицами (например, постановление Местной Администрации муниципального образования муниципальный округ Прометей Санкт-Петербурга от 07.03.2014 № 01−16/027 «Об утверждении Административного регламента предоставления Местной Администрацией муниципального образования муниципальный округ Прометей муниципальной услуги по регистрации трудового договора, заключаемого работником с работодателем — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем»).

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, принимаются в соответствии с ТК, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (ч. 10 ст. 5 ТК).

Помимо нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти РФ, субъектов РФ и органами местного самоуправления, к источникам трудового права относятся локальные нормативные акты. Это особая разновидность источников, характерная для трудового права.

ЛОКАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ— это правовой акт внутрикорпоративного характера, издаваемый работодателем в пределах его компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами и соглашениями.

К локальным нормативным актам, содержащим нормы трудового права, относятся такие акты, как правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, графики отпусков, графики сменности, положения об оплате труда и др.

Отличительными признаками локальных нормативных актов являются:

  • 1) сфера действия; такого рода акты действуют только внутри организации и распространяются на всех или на часть коллектива работников, занятых у данного работодателя, а если работодателем выступает физическое лицо (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) — па работников этого физического лица;
  • 2) нормативный характер; в отличие от разовых организационно-распорядительных актов (например, приказа о приеме на работу работника А.) и правоприменительных актов индивидуального характера (в частности, приказа об объявлении выговора работнику В.) локальные нормативные акты рассчитаны на многократное применение и не имеют персонально определенного адресата;
  • 3) определенный порядок (процедура) принятия локальных актов и участия в этом процессе представительного органа работников.
Нормативные правовые акты как источники трудового права.

Трудовой кодекс предусматривает только процедуру учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов (ст. 372). Порядок учета мнения иного представительного органа работников устанавливается по соглашению между этим органом и работодателем. Что же касается процедуры согласования локального нормативного акта с представительным органом работников, то она должна быть определена в коллективном договоре или соглашении для конкретных случаев.

Участие представительных органов работников в принятии локальных актов не изменяет односторонний характер этих актов, так как субъектами локального нормотворчества являются работодатели — физические лица (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) и организации, представленные единоличными либо коллегиальными органами управления. Пределы компетенции органов работодателя определяются законодательством и учредительными документами организации.

В Комментарии к Трудовому кодексу Российской Федерации (отв. ред. А. М. Куренной, С. П. Маврин, В. А. Сафонов, Е. Б. Хохлов. 3-е изд., иереем. М., 2015. С. 27) отмечено, что источником нормотворческих полномочий частнохозяйствующего работодателя выступают не публичная власть, а его экономическая власть, проистекающая для него из факта правомерного обладания всеми факторами рыночного хозяйствования, включающими и труд работников.

Принятие локальных нормативных актов является правом, а не обязанностью работодателя, за исключением: а) графика ежегодных оплачиваемых отпусков (ст. 123 ТК); б) документов организации, устанавливающих порядок обработки персональных данных работников (п. 8 ст. 86 ТК); в) правил и инструкций по охране труда для работников (ст. 212 ТК).

Положение рассматриваемых актов в системе источников трудового права обусловливает ограничение власти работодателя при реализации своего права на локальное нормотворчество. В частности, работодатель не вправе принимать локальные акты, ухудшающие положение работников, но сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективным договором и соглашениями. Локальные нормативные акты, принятые без соблюдения указанного ограничения, а также без учета мнения представительного органа работников (когда это требуется) либо с нарушением установленного порядка учета мнения, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, кошективный договор, соглашения (ч. 4 ст. 8 ТК).

  • [1] Система нормативных правовых актов, регулирующих трудовые и связанные с ними отношения, определяется ст. 5 ТК. Указанная система может быть представлена в виде схемы (см. с. 169). Конституция РФ занимает наивысшую ступень в иерархиинормативных правовых актов, являющихся источниками трудового права. Сказанное объясняется се юридическим верховенством, которое проявляется в следующем:
  • [2] нормы трудового права, содержащиеся в любом другомнормативном правовом акте, не должны противоречитьКонституции РФ;
  • [3] в случае противоречий между Конституцией РФ и инымнормативным актом, содержащим нормы трудового права, применяются нормы Конституции РФ. В качестве источника трудового права Конституция РФ определяет основные права человека в сфере груда, а также фунда-
  • [4] Трудовое законодательство включает в себя: 1) Трудовой кодекс РФ; 2) федеральные законы, содержащие нормы трудового права; 3) законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права. Основополагающим федеральным законом, регулирующим трудовые и связанные с ними отношения, является Трудовой кодекс РФ, который вступил в силу 1 февраля 2002 г. Данный кодифицированный акт имеет приоритетное действие по сравнению с иными законами и подзаконными актами в системе источников трудового права. Приоритет норм ТК предполагает, что:
  • [5] нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК (ч. 3 ст. 5 ТК);
  • [6] в случае противоречий между ТК и иным федеральнымзаконом, содержащим нормы трудового права, применяется ТК (ч. 4 ст. 5 ТК);
  • [7] если вновь принятый федеральный закон, содержащийнормы трудового права, противоречит ТК, то этот феде- ' О непосредственном применении Конституции РФ судами см. п. 2 постановленияПленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N2 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».
  • [8] 2 федеральные законы, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения и содержащие исключительно илипреимущественно нормы трудового права;
  • [9] основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • [10] основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая определение правил, процедур, критериеви нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности);
  • [11] обеспечиваемый гос’дарством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительныегарантии отдельным категориям работников);
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой