Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблема воспитания и обучения в истории педагогики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Надо сказать, что из Древней Греции ведут свое происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например школа, что означает «досуг», гимназия — общественная школа физического воспитания, а впоследствии — просто средняя школа и др. Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудах древнеримских философов и ораторов. Интересные педагогические идеи, например, высказывали… Читать ещё >

Проблема воспитания и обучения в истории педагогики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Уже в древнем мире многие общественные деятели и мыслители хорошо сознавали и указывали на огромную роль воспитания как в развитии общества, так и в жизни каждого человека. Например, по законам Солона (между 640 и 635 — ок. 559 гг. до н.э.) полагалось, чтобы отец обязательно позаботился о специальной выучке своих сыновей в той или иной области груда. По мере расширения и усложнения воспитания специальная отрасль теоретических знаний, относящихся к воспитательной деятельности, стала разрабатываться более интенсивно. Эта отрасль знания, как, впрочем, и знания в других сферах жизни и производства, вначале разрабатывалась в недрах философии. Уже в трудах древнегреческих философов — Гераклита (530−470 гг. до н.э.), Демокрита (460 — нач. IV века до н.э.), Сократа (469−399 гг. до н.э.), Платона (427−347 гг. до н.э.), Аристотеля (384−322 гг. до н.э.) и др. — содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Из античной Греции ведет свое происхождение и термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки о воспитании. Как же это произошло?

В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» («пейда» — ребенок, «гогос» — вести) обозначает «детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей и для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала называться педагогикой.

Надо сказать, что из Древней Греции ведут свое происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например школа, что означает «досуг», гимназия — общественная школа физического воспитания, а впоследствии — просто средняя школа и др. Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудах древнеримских философов и ораторов. Интересные педагогические идеи, например, высказывали Лукреций Кар (ок. 99−55 гг. до н.э.), Квинтилиан (42−118 гг. до н.э.) и др.

В Средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV—XVI вв.). Виднейшие деятели этой эпохи — итальянский гуманист Витторино да Фельтре (1378−1446), испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442−1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1465−1536) и др.

Они критиковали механическую зубрежку, процветавшую в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков угнетения. Почти за два с половиной тысячелетия до возникновения свободного воспитания как педагогического направления Сократ (ок. 470−399 гг. до н.э.) гениально предугадал поставленные им важнейшие проблемы. Во-первых, рассматривая человека как существо общественное, он понимал личность исходя из ее внутреннего мира, взяв ее в отношении к себе самой. В центр педагогической деятельности Сократ поставил вопрос о роли образования в гармонизации отношений человека, стремящегося к достижению личного счастья, и общества, устремленного к справедливости. Путь к достижению этой гармонии он видел в совершенствовании человека, который реализует свою «добрую природу». Во-вторых, главная педагогическая задача, по мнению Сократа, состоит не в подготовке человека к конкретным видам деятельности, направленной на личное и общественное благо, а в его нравственном развитии, в формировании основ добродетельного поведения. При этом огромное значение он придавал образу жизни учителя (как примеру для подражания) и стилю его взаимоотношений с учениками. В-третьих, сам педагогический процесс Сократ рассматривал с точки зрения организации самопознания ученика, помощи ему в самостоятельном духовном (прежде всего интеллектуальном и моральном) усилии, пробуждении заложенных в нем от рождения активности и творческого начала. Он считал, что подлинная образованность может родиться только из личного духовного усилия человека, связанного с уже имеющимся у него опытом; именно поэтому свой метод он сравнивал с повивальным искусством (майевтикой). В-четвертых, Сократ рассматривал участников педагогического процесса как равноправных партнеров. Учителю он отводил роль помощника ученика, стимулирующего активность и направляющего духовное развитие последнего.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой