Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Б. Полномочия по изменению и дополнению учредительных документов ЕС

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Европейский совет уполномочен также устанавливать дополнительные условия приема в ЕС новых государств-членов, называемые в ст. 49 ДЕС «критерии соответствия» (см. 1.1). В случае, если одно из действующих государств-членов решит выйти из состава ЕС, то оно уведомляет Европейский совет. Европейский совет далее устанавливает ориентиры для проведения переговоров и заключения соглашения с выходящим… Читать ещё >

Б. Полномочия по изменению и дополнению учредительных документов ЕС (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В силу своего высокого состава Европейскому совету отводится важная роль в процедурах пересмотра ДЕС и ДФЕС — учредительных документов ЕС, к которым приравниваются Хартия Европейского Союза об основных правах и Договор о Евратоме (об учредительных документах и других источниках первичного права ЕС, а также процедурах их пересмотра см. 2.5).

В рамках обычной процедуры пересмотра (§ 2−5 ст. 48 ДЕС) Европейский совет предварительно рассматривает проекты изменения учредительных документов. В случае принятия Европейским советом решения «в поддержку рассмотрения предложенных изменений» Председатель Европейского совета созывает Конвент в составе представителей национальных парламентов, глав государств или правительств государств-членов, Европейского парламента и Комиссии. Европейский совет также может принять решение не созывать Конвент, если масштабы вносимых изменений являются незначительными (подобное решение требует одобрения Европейского парламента). В последнем случае Европейский совет устанавливает мандат для межправительственной конференции государств-членов, которая будет самостоятельно разрабатывать проект ревизионного договора.

В дальнейшем, в случае возникновения трудностей в ратификации ревизионного договора (если 4/5 государств-членов «ратифицируют его, а одно или несколько государств-членов столкнутся с трудностями в проведении упомянутой ратификации»), Европейскому совету поручается изучение возникших проблем и поиск соответствующих решений.

В рамках упрощенных процедур пересмотра (§ 6−7 ст. 48 ДЕС) Европейский совет самостоятельно, без созыва Конвента и межправительственной конференции, может принимать решения, изменяющие отдельные положения учредительных документов, а именно, положения о внутренней компетенции Союза (часть третья «Внутренняя политика и деятельность» ДФЕС) и положения о порядке принятия законодательных и незаконодательных актов ЕС (расширение сферы использования обычной законодательной процедуры, дающей равные права Европейскому парламенту и Совету ЕС, сокращение количества вопросов, по которым Совет ЕС постановляет единогласно, т. е. с правом вето у отдельных государств-членов).

Решения Европейского совета об изменении внутренней компетенции ЕС вступают в силу после подтверждения их парламентами государств-членов. В первом случае (изменение внутренней компетенции ЕС) требуется прямое одобрение, во втором (процедурные изменение) молчаливого одобрения, если в течение шести месяцев ни один из национальных парламентов не представил своих возражений. Во втором случае необходимо также предварительное одобрение Европейского парламента.

Кроме участия в процедурах пересмотра (обычной и упрощенных) Европейский совет имеет право изменять или дополнять некоторые положения учредительных документов без последующей ратификации государствами-членами. Подобные изменения или дополнения вносятся посредством юридически обязательных актов (решений) Европейского совета.

Примером служит право Европейского совета изменять численный состав главного исполнительного института ЕС — Европейской комиссии. Согласно § 5 ст. ДЕС с 1 ноября 2014 г. в состав Комиссии «входит такое число членов, которое соответствует двум третям от количества государств-членов, если только Европейский совет, постановляя единогласно, не решит изменить это число» .

В целях дополнения отдельных положений учредительных документов Европейский совет, в частности, устанавливает квоты государств-членов формировании Европейского парламента

(«По инициативе Европейского парламента и с его одобрения Европейский совет единогласно принимает решение, фиксирующее состав Европейского парламента» — § 2 ст. 14), перечень формаций Совета ЕС и порядок председательства в них (ст. 236 ДФЕС)[1].

В соответствии со ст. 86 ДФЕС Европейский совет вправе принимать решение о расширении полномочий Европейской прокуратуры, а именно, о распространении ее полномочий не только на борьбу «с преступными деяниями, посягающими на финансовые интересы Союза», как указано в § 1 ст. 86 ДФЕС, но и «на борьбу с тяжкой преступностью с трансграничными масштабами» в целом). Подобное решение может быть принято Европейским советом одновременно с учреждением Европейской прокуратуры или в любое время впоследствии. При его принятии Европейский совет должен заручиться одобрением Европейского парламента.

Европейский совет уполномочен также устанавливать дополнительные условия приема в ЕС новых государств-членов, называемые в ст. 49 ДЕС «критерии соответствия» (см. 1.1). В случае, если одно из действующих государств-членов решит выйти из состава ЕС, то оно уведомляет Европейский совет. Европейский совет далее устанавливает ориентиры для проведения переговоров и заключения соглашения с выходящим из ЕС государством-членом. Если соглашение о выходе не удалось заключить, то учредительные документы и право ЕС в целом перестают применяться к выходящему государству-члену через два года после уведомления о выходе, «если только Европейский совет с согласия заинтересованного государства-члена единогласно не решит продлить этот срок» (ст. 50 ДЕС).

  • [1] Формации Совета ЕС — различные составы, в которых заседает данный институт при рассмотрении вопросов, относящихся к разным сферам общественной жизни (Совет по иностранным делам — Совет ЕС в составе министров иностранных дел государств-членов; Совет по вопросам правосудия и внутренних дел — Совет ЕС в составе министров внутренних дел или юстиции и т. д.). О Совете ЕС и его формациях подробнее см. 4.4.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой