Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Россия на этапе синтеза гражданского и информационного общества

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

То, что общество, которому доступны средства связи, Интернет, более открытая система социально и политически значимой информации, набирает опыт владения открытой информацией, учится дискутировать и формулировать свои интересы видно по ходу избирательных кампаний 2011 и 2012 гг. Этот же период в жизни российского общества обнаруживает и сложности в формулировании общественного мнения; еще часто… Читать ещё >

Россия на этапе синтеза гражданского и информационного общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На основе рассмотренных источников и суждений формулируются выводы по вопросу о понимании современного гражданского общества и его взаимодействия с информационным обществом, а вернее — с процессами информатизации всех направлений социальной жизни.

  • 1. Проблемы: общество и власть, общество и бизнес, общество и элита, общество и личность — возникли не в конце XX в. Они так же стары, как само общество в его самых разных формах организации.
  • 2. Гражданское общество подлежит рассмотрению в двух аспектах: в институциональном и функциональном.
  • 3. Все известные организационные формы объединения людей и их деятельность составляют инфраструктуру общества — его организации, которые имеют свою информационную среду. Сюда включаются: экономические ассоциации, объединяемые термином «бизнес», прежде всего производственные структуры; политические структуры — партии, органы государственной власти, другие публичные властные органы; негосударственные публичные и частные объединения; семья; нация; народность; этнические образования; церковь; профессиональные объединения; научные общества и т. д. Все венчает человек как уникальная системообразующая единица любых структур общества.
  • 4. Функционально-целевая структура гражданского общества соответствует условиям исторического этапа своего развития. Здесь определенный уровень производства, культуры, образования, социальных контактов, демократии, права, законности, морали, этики, брачно-семейных форм, науки, идеологии и т. д. — всего, что формирует цивилизационную характеристику общества.
  • 5. Гражданское общество скорее можно охарактеризовать не как системно связанную совокупность различных форм организации людей определенного пространства обитания, но как состояние синергетики этих форм, позволяющих получить определенный уровень организации жизни этого общества, создать, сохранить и развивать его жизненный потенциал для всего его состава и для каждого сто участника. Гражданское общество — это площадка, па которой сходятся силы генетические, природы человека и силы его социальной организации во имя развития и достижения виртуально желаемого результата. Но синергетика субъекта — это отражение его сознания, идеологии, целей и методов их достижения.

На этой основе можно осознанно выстраивать координаты связи и взаимодействия гражданского и информационного общества. Это сделать не так сложно теоретически, ибо цели и принципы информационного общества, определяемые международными, государственными и иными публичными и частными структурами гражданского общества, не находятся в непримиримом противоречии. Попытки отстранить государство как систему публичной власти от участия и в гражданском, и в информационном обществе не сулят продуктивности и «золотого века» .

О синхронизации или, по крайней мере, о совпадении целей и задач общества и организаций, действующих в информационной сфере, можно судить хотя бы по сравнению двух источников, касающихся глобальных проблем развития планеты и ее геополитических структур.

В 2002 г. в России сформирована первая и пока единственная официально зарегистрированная общественная организация, уставной целью которой является реализация в России Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»[1]. В конце 2005 г. Бюро Межправительственного совета Программы назвало Россию лидером по ее организации. Это подтверждается тем, что Россия предложила системный подход к развитию ее идеологии и стратегии, совершенствование методов деятельности и оценки самой ЮНЕСКО в формировании международной информационной политики[2]. В 2007 г. в отчете к 177 сессии Исполнительного совета ЮНЕСКО лидерами названы Россия и Новая Зеландия. Отмечено, что программа исследований и публикаций связана со всеми аспектами общества знаний. Взаимодействие международных, российских и зарубежных организаций, представляющих государственный, общественный и коммерческий сектор, позволяет вести скоординированную политику построения в России общества знаний.

Именно это лежит в основе развития значительных параметров гражданского общества. Важная задача информационного права — определять, в каких формах и масштабах России необходимо решать вопросы обеспечения и гарантий доступа к информации и обучения населения и специалистов рациональному использованию информационных продуктов. В этом круге вопросов лежат проблемы этикоправового образования детей и молодежи, мобилизации общественности под девизом «Право и общество — в цифровую эпоху», а также находится решение проблем культуры общества, защиты интеллектуальной собственности, обеспечения безопасности Интернета.

Вместе с тем не следует забывать и о том, что синтез информационного и гражданского в развитии общества имеет свои центры внимания и еще немало проблем, которые разводят решение многих вопросов по своим «ведомствам». В этом есть и плюсы, и минусы. Так, следует согласиться с тем, что гражданско-социальные проблемы должны решать прежде всего органы представительные и иные властные структуры в системе демократии. Интернет не должен брать на себя социальные обязательства. Ибо это задача всего общества.

Суммируя рассмотрение вопроса о взаимопроникновении задач и решений информационного и гражданского, а следовательно, и правового общества, необходимо отметить, что кризис государственной формы власти в условиях глобализации нельзя преодолеть путем строительства гражданского общества, его институций в обход действующих институтов государства и права, других рычагов организации социума.

Гражданское общество — это нс столько совокупность структур и многочисленных организаций, эго прежде всего состояние всех его составляющих, позволяющих усилить механизмы его самоорганизации, его синергетический потенциал, креативность и действенность. Именно поэтому и следует глубже анализировать и обеспечивать мониторинг наращивания качеств и результативности таких характеристик гражданского общества, как демократия, социальность, гуманность, информативность, прозрачность, законность и другие параметры правового государства. Перемены под влиянием глобализации и совершенствования форм консолидаци человеческой общности, креативности каждого ее члена и социума в целом и есть движение к гражданскому современному обществу. Мониторинг ответов на вопросы: в каком масштабе вы себя чувствуете, думаете и действуете? в масштабе себя? семьи? родины? страны? человечества? — покажет, как меняется, растет человек в эпоху информатизации и укрепления гражданского общества.

В рамках информационного права впервые поставлен вопрос о связи и взаимодействии гражданского и информационного общества. Это достаточно продуктивная постановка вопроса, которую придется развивать ныне молодому поколению. И стоит заметить, что именно к этой стороне дела высшие органы государственной власти России проявляют все большее внимание. Оно реализуется через контакты Президента и премьер-министра РФ, губернаторов субъектов Федерации с населением, представителями общественности, бизнеса, науки, политических организаций, с гражданами непосредственно, что находит явное отражение в политике государства и законодательной деятельности соответствующих органов публичной власти. Соответствующие задачи ложатся на созданный в 2011 г. Совет по развитию гражданского общества и нравам человека при Президенте РФ. Активно создаются, с одной стороны, такие организации, как «Лига избирателей», «оппозиционная коалиция гражданского движения» и т. п., противостоящие укреплению единства государственной власти, и с другой — такие организации, как ОПФ, «Большое правительство», формы массовой информации, позволяющие поднять уровень культуры диалога разных социальных групп населения, разных партий и иных форм консолидации общества.

То, что общество, которому доступны средства связи, Интернет, более открытая система социально и политически значимой информации, набирает опыт владения открытой информацией, учится дискутировать и формулировать свои интересы видно по ходу избирательных кампаний 2011 и 2012 гг. Этот же период в жизни российского общества обнаруживает и сложности в формулировании общественного мнения; еще часто превалируют личные сиюминутные цели и неумение понять значимость перспективы, стратегических интересов для подрастающих и будущих поколений. В международной политической информационной среде присутствует элемент конкуренции, сталкивания интересов разных государств с намерением сохранить силу и позиции одного, более крепкого государства. Союзные, добрососедские отношения, выстраиваемые на доверии и понимании общих задач в совершенствовании мирового порядка при консолидации информационных и коммуникационных ресурсов еще находятся на тропе сближения юрисдикционных систем при сохранении принципа суверенности каждого государства и его интересов.

  • [1] Окинавская Хартия, деятельность ООН и ЮНЕСКО решили очень важную проблему на базе Интернета — проблему формирования такой категории информации, которая имеет статус «общественного достояния». Достаточно вспомнить, с каким трудом российские специалисты пытались определить одну из статей Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» 1995 г., касающуюся информации, относимой к общественному достоянию. В рамках одного государства это было сложно. Сегодня, когда функционирует Интернет, можно решать эту проблему хотя бы по одному признаку — включению информации в среду общественного пользования.
  • [2] ЮНЕСКО об информационном обществе: основные документы и материалы / Издание Юнеско для Всемирного саммита по информационному обществу. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех»: 5 лет в России // СПб., 2004. С. 4.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой