Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Этнопедагогика русского народа

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Климатическая неоднородность отдельных регионов огромной России также диктовала свои условия. Холодные зимы приводили к промерзанию почвы; короткая весна и жаркое лето вынуждали крестьянина торопиться с проведением сезонных работ. От его умения определить нужные сроки для пахоты, сева, жатвы зависела вся его жизнь в течение года, поэтому требовались мобилизация всех сил, большое физическое… Читать ещё >

Этнопедагогика русского народа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Своеобразие народной культуры и воспитания

Среди факторов, определяющих своеобразие любой народной культуры и воспитания, важнейшими являются природа, религия и история этноса.

Природа. Народы Земли живут в разных природных зонах, и потому особое место среди факторов, определяющих характер культур и этнических отличий, занимают объективные условия их жизни. Родина есть один из компонентов понятия «этнос»; это его исходная территория, характеризующаяся неповторимым сочетанием различных элементов ландшафта. Ландшафт, географическое положение, климат, флора, фауна, полезные ископаемые так же многообразны, как многообразны и связанные с ними занятия людей. Особенности природной среды, в которой оказались люди в силу объективных причин и обстоятельств, также в значительной степени определяют национальный характер, в частности господствующие ценности и специфику воспитания детей. Как подчеркивает В. О. Ключевский, разным частям человечества природа, географическая среда отпускает неодинаковое количество света, тепла, воды — даров и бедствий, а от этой неравномерности зависят местные особенности людей, т. е. те бытовые условия и духовные ценности, которые вырабатываются у них «под очевидным влиянием окружающей природы и совокупность которых составляет то, что мы называем народным темпераментом» .

Рассмотрим природные условия, определившие своеобразие русского этноса.

Территория Древнерусского государства — это прежде всего Восточно-Европейская равнина с небольшими возвышенностями и обширными низменностями, с разными почвенно-растительными зонами. «Восточные славяне, — писал Ключевский, — увидели себя на бесконечной равнине, своими реками мешавшей им плотно усесться, своими лесами и болотами затруднявшей им хозяйственное обзаведение на новоселье, в стране ненасиженной и нетронутой, прошлое которой не оставило пришельцам никаких житейских приспособлений и культурных преданий, не оставило даже развалин, а только одни бесчисленные могилы в виде курганов…» Мягкость, размытость очертаний, отсутствие резких переходов в природе, скромность и даже робость тонов и красок — все это вызывало у них чувство невозмутимого покоя.

Общей особенностью всех территорий, освоенных русскими, было однообразие ландшафта, повсеместно предопределившее основные виды занятий жителей. Если природная среда Западной Европы, отличавшаяся обилием гор и возвышенностей, способствовала специализации хозяйств, то в России ее однообразие привело к однотонности хозяйственной жизни: возделыванию пашни и разведению скота.

На территории расселения славян проживали и другие этносы. Возможно, единым природным пространством и объясняется поразительное сходство культур народов России, даже при очевидном их многообразии.

Пример. Жилища у разных народов четко делились на женскую и мужскую половины; повсеместно в России существовало доминирующее положение в семье мужчины; сходны у многих народов приемы ведения сельского хозяйства, орудия труда и т. д. Эмоциональная сторона взаимоотношений, любовь к детям, почтение к старшим сходным образом проявляются как у русских, так и у многих других народов России. Общие элементы культур воспитывались и передавались из поколения в поколение.

Но погодные и почвенные условия на обширной территории имели свои особенности, определившие специфику ведения одних и тех же отраслей хозяйства — земледелия, животноводства, а также развития местных промыслов.

Наложили они свой отпечаток и на педагогическую практику народа, например определили своеобразие физического воспитания детей, их подготовки к трудовой деятельности, семейные взаимоотношения взрослых и детей, связанные с бытом и трудом.

Климатическая неоднородность отдельных регионов огромной России также диктовала свои условия. Холодные зимы приводили к промерзанию почвы; короткая весна и жаркое лето вынуждали крестьянина торопиться с проведением сезонных работ. От его умения определить нужные сроки для пахоты, сева, жатвы зависела вся его жизнь в течение года, поэтому требовались мобилизация всех сил, большое физическое напряжение, а также значительные познания, учет своего и чужого опыта. Краткий период теплого времени года и долгая холодная зима объясняют относительную пассивность людей в зимние месяцы и бурную эмоциональную разрядку летом. Климат определял быт и взаимоотношения людей, их традиции, обычаи, психические черты. Все это, естественно, сказывалось на характере воспитания детей, их подготовке к самостоятельной жизни. Природа непосредственно влияла на каждого ребенка. Лес и трава, степь и река, птицы и животные — весь мир живой природы открывал перед ним свои законы, радовал или огорчал, учил правилам поведения.

Роль природы в жизни людей трудно переоценить, однако, как уже говорилось, есть и другой мощный фактор, влияющий на развитие этноса.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой