Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Семья, быт, образование

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основой римской семьи было единобрачие, се главой — супруг и отец. Брак был эндогамным, при этом жена могла быть иод властью мужа или оставаться под властью отца, который мог в случае недовольства затем расторгнуть брак. Это объясняет обычность разводов и особую похвалу жене, которая до конца жизни пребывала в одном браке. Девушки вступали в брак в 14 лет, мужчины — в значительно старшем… Читать ещё >

Семья, быт, образование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основой римской семьи было единобрачие, се главой — супруг и отец. Брак был эндогамным, при этом жена могла быть иод властью мужа или оставаться под властью отца, который мог в случае недовольства затем расторгнуть брак. Это объясняет обычность разводов и особую похвалу жене, которая до конца жизни пребывала в одном браке. Девушки вступали в брак в 14 лет, мужчины — в значительно старшем возрасте. Жена главы семьи (матрона), относясь, по римской традиции, не к семье мужа, а к семье своего отца, обладала значительной свободой, собственными денежными средствами, слугами и правами в организации домашнего быта. Знатные матроны зачастую даже влияли на политику и политиков.

Дети (родные и усыновленные) находились в абсолютной власти отца, от их рождения до смерти. Римские граждане, потерявшие имущество, часто использовали свое право продать ребенка в рабство. Свободным становился человек, который был трижды продан в рабство своим отцом и трижды получил свободу. В богатых семьях у детей были кормилицы, няни, у мальчиков — педагог — раб или вольноотпущенник (часто грек, чтобы мальчик с раннего детства знал греческий язык). В семь лет мальчики начинали учиться: богатые — дома у отца и приглашенных учителей; бедные — в начальной школе, где учеба продолжалась пять лет, половина из которых приходилась на каникулы и праздники.

Прямая речь Ф. Ф. Зелинский об обучении в Риме: «Воспитание растет вглубь и вширь. Средняя школа устанавливается в своих семи классах с преобладанием в каждой определенного предмета: I — грамматики, II — диалектики, III — риторики, IV — музыки, V — арифметики, VI — геометрии, VII — астрономии. Этот тип „законченного“ образования остается каноническим нс только для следующей эпохи, но и для всего Средневековья; языком, преподавания становится греческий на Востоке и латинский на Западе — „наши языки“, как говорит Марк Аврелий, в зависимости от общественного спроса и без всякого давления свыше. Такую среднюю школу или несколько заводит каждый городок. Центры высшего образования на Востоке тоже умножаются, и к ним присоединяются такие же на Западе, с казенным вознаграждением для „профессоров“, как их начинают называть. В Риме такой университет основывает Веспасиан, за ним следуют университеты в Медиолане для северной Италии; в Августодуне (Autun) и Бурдигале (Бордо) для Галлии; в Augusta Treverorum (Трир) для римской Германии, в возрожденном Карфагене для Африки и, кажется, в Цсзаравгусте (Сарагосе) для Испании. Апогеем этого развития был бурный III век, на территории тогдашней Римской империи образование стояло на такой высокой ступени развития, какой оно лишь в XIX веке достигло вновь»[1].

Состоятельные семьи давали образование не только сыновьям, но и дочерям. Они изучали греческую и римскую литературу, музыку, а иногда и философию. Но даже в аристократических семьях одной из главных женских добродетелей считалось умение прясть и ткать, а главным местом и делом жизни были дом и семья. О широком распространении грамотности среди самых разных слоев населения свидетельствует большое количество надписей различного характера на стенах домов в Помпеях и Геркулануме, обнаруженные при археологических раскопках этих городов в XIX—XX вв.

На повседневную культуру римлян греки почти не оказали влияния. Рим в I в. н.э. превратился в огромный столичный город. В его центральной части были построены более 40 тыс. инсул (5—6-этажных многоквартирных домов, где не было ни воды, ни канализации, запрещено было готовить еду и пользоваться отоплением). В этих инсулах жили малоимущие. Проблемы горожанам создавали узкие улицы, отсутствие освещения и транспорта, шум. В связи с этим большое внимание уделялось устройству садов и парков.

У римлян был достаточно жесткий распорядок дня: первая его половина была посвящена государственным, хозяйственным и общественным делам. К полудню обычно заканчивали все дела, а остальное время дня отводилось для встреч с друзьями и развлечений. Одним из любимых форм времяпрепровождения было посещение терм (бань, с отоплением и бассейнами с водой разной температуры), которые были отстроены во всех городах империи. Для римлян термы являлись и клубом, и гимнастическим залом, местом встреч с друзьями и знакомыми. Термы посещали и женщины, но в особые дни. После посещения терм устраивался обед, в богатых особняках переходящий в ужин.

Любимыми развлечениями римлян были гладиаторские бои, гонки на колесницах, выступления акробатов, охота. Богатые римляне в эпоху Империи много внимания уделяли украшению своих домов, одежде: они любили золотые украшения, шелковые ткани. Завоевание новых территорий сопровождалось переводом в Рим захваченных богатств и распределением их среди победителей. Римляне начали привыкать к роскоши. Их прежние добродетели уже не соответствовали тому образу жизни, который вели нобили и всадники. В Риме I в. широко распространились «гнусные новшества» (Nova fagita), как назвал их Марк Порций Катон, отмечая, что римляне становятся корыстолюбивыми, тщеславными, эгоистичными, высокомерными любителями роскоши.

  • [1] Зелинский Ф. Ф. История античной культуры. СПб.: Марс, 1995. С. 303.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой