Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Заключение. 
История зарубежной литературы конца xix

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На переломе столетий уже содержит предпосылки многих проблем — философских, социальных, эстетических, которые получат преломление, а отчасти и решение в XX в. и на заре нового, третьего, тысячелетия. Происходит обогащение реализма «постклассического» типа и рождение новых оригинальных художественно-эстетических систем — натурализма, символизма, импрессионизма, неоромантизма, экспрессионизма… Читать ещё >

Заключение. История зарубежной литературы конца xix (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ писательских судеб и ключевых произведений убеждают, что художественный процесс на рубеже XIX—XX вв. характеризуется чертами переходности. Он знаменует завершение эпох романтизма и классического реализма, обнимающих первые две трети XIX столетия.

Литература

на переломе столетий уже содержит предпосылки многих проблем — философских, социальных, эстетических, которые получат преломление, а отчасти и решение в XX в. и на заре нового, третьего, тысячелетия. Происходит обогащение реализма «постклассического» типа и рождение новых оригинальных художественно-эстетических систем — натурализма, символизма, импрессионизма, неоромантизма, экспрессионизма, а также авангардистских школ (активных в начале 1900;х гг.). Начинает формироваться то большое, многосложное художественно-философское явление, именуемое модернизмом. Очевидна и научная неправомерность жесткого противопоставления «реалистической» и «нереалистической» писательских методологий. Плодотворно и многообразно шло взаимодействие реалистической, натуралистической, символистской, авангардистской стилистики в рамках эстетических систем многих больших художников слова. Новые исторические реалии, революционные открытия в различных областях знаний (Ч. Дарвин, 3. Фрейд, К. Бернар, А. Эйнштейн, У. Джеймс, Ч. Ламброзо и др.) обогатили проблематику и тематику словесного искусства, углубили само понимание природы человека. Философские, психологические и социальные теории (О. Конт, И. Тэн, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, А. Бергсон, Г. Спенсер и др.) активно осваивались многими писателями, определяли их мировидение и эстетику.

Возросла гражданская активность писателей, не раз возвышавших свой голос в защиту социальной справедливости, демократии, против милитаризма (Э. Золя, А. Франс, Г. Манн, М. Твен, Дж. Лондон). Органично и многогранно протекало взаимодействие словесного с другими видами искусства — музыкой, живописью, кинематографом (Э. Золя, Г. де Мопассан, О. Уайльд, Г. Манн, Б. Шоу и др.). Писатели выступают как литературные критики, теоретики искусства (Э. Золя, А. Франс, Б. Шоу и др.), искусствоведы (Э. Верхарн, Р. Рильке), музыковеды (Р. Роллан), историки (А. Франс). Среди героев литературы — люди творческого груда: композитор Жан Кристоф (у Р. Роллана), мастер литья Генрих (у Г. Гауптмана), живописцы (у Г. де Мопассана, Г. Джеймса, Т. Драйзера и др.). Появляются и фигуры ученых-гуманитариев (Боннар, Бержере — у А. Франса), изобретатели (Гриффин — у Г. Уэллса), интеллектуалы (М. Клаузен — у Г. Гауптмана).

Процесс эстетического обогащения словесного искусства принес щедрые плоды. Он проявился в формировании новой поэзии, черты которой явственно представлены у мастеров символизма во Франции (А. Рембо, С. Малларме, П. Верлен), а также у Э. Дикинсон (США), Э. Верхарна (Бельгия), Р. Рильке (Австрия). То же относится к новой прозе (Дж. Конрад в Англии, С. Крейн в США). Но особенно впечатляют проблемно-эстетические открытия новой драмы (Г. Ибсен, Г. Гауптман, М. Метерлинк, Б. Шоу, Ю. О’Нил, Ю. А. Стриндберг, А. П. Чехов, М. Горький и др.). Они органично сопряжены с исканиями в области театра и сценического искусства, осуществленные режиссерами-новаторами (М. Рейнхардт, Г. Крэг, В. Мейерхольд, но прежде всего К. С. Станиславский).

Литературные течения и школы играли в национальных литературах свою обусловленную историко-культурными факторами роль. В США, например, натурализм в его американском варианте был позитивным явлением, будучи внутренне направлен против буржуазно-охранительной «традиции утонченности». В этот период происходит дальнейшее расширение межлитературных связей. Влияние Э. Золя и натурализма широко и плодотворно проявлялось за пределами Франции, особенно в Германии и США. Французский символизм нашел отзвук в русской поэзии «серебряного века» (К. Бальмонт, А. Блок, В. Брюсов и др.). Ибсен стимулировал формирование концепции интеллектуального театра у Б. Шоу. Исключительна роль «русского фактора» в литературном процессе, когда начиная с 1870—1880-х гг. И. Тургенев, Л. Толстой, Ф. Достоевский, а позднее А. Чехов, М. Горький активно вошли в художественную жизнь Запада. Открытия «национального образа мира», новой проблематики, философии и стилистики, которые представляла русская классика, отвечали духовной и эстетической потребности зарубежного общества и его культуры. С русской литературой на Запад пришло большое искусство: при всей своей национальной самобытности, «русскости» оно было исполнено общечеловеческого пафоса, выдвигало глубинные проблемы, которые заботили любого.

Диалог культур в этот период приобретал все более широкий многоаспектный характер. И. Тургенев влиял не только на Генри Джеймса, он вместе с Г. Флобером был одним из учителей Г. де Мопассана. Л. Толстой оставался духовным спутником Р. Роллана на протяжении всей его жизни. Влияние Г. Ибсена и Э. Золя было столь глубоким, что возникли термины: ибсенизм, золаизм.

Литературная панорама периода отмечена щедрым богатством. Впечатляет палитра жанровых разновидностей романа. Это роман социально-психологический (Г. де Мопассан, Дж. Голсуорси, К. Гамсун), «музыкальный» (Р. Роллан), сатирический (Г. Манн), философский (А. Франс), утопический (Г. Уэллс), роман-парабола (О. Уайльд) и др. «Малые» национальные литературы выдвигают больших художников слова, творчество которых получает общеевропейский резонанс. Это скандинавы: датчане Андерсен и Г. Брандес, норвежцы Ибсен и Гамсун, шведы Сельма Лагерлёф и Стриндберг, бельгийцы Костер, Верхарн и Метерлинк, поляки Сенкевич, Реймонт и др.

Авангардистские течения, возникшие в начале XX в., такие как футуризм, имажизм и др., дали стимул для сюрреализма и экспрессионизма, обогативших словесное искусство прошедшего столетия, прежде всего модернизм. В канун Первой мировой войны начали свой путь те, кого по праву считают мэтрами модернизма, — это Кафка, Пруст, Джойс, Т. Э. Элиот, Лоуренс, В. Вульф.

При изучении курса важно иметь в виду некоторые методические моменты. Прежде всего, опираться на исторические труды, изданные уже в постсоветский период, в которых преодолены известные упрощеннодогматические взгляды на события рассматриваемого периода (например, преувеличение роли Парижской Коммуны 1871 г.). Необходимо избегать другой крайности, когда в литературоведческих трудах (как реакция на догматизм и прямолинейность, свойственные методологии советского времени) художественные произведения анализируются как самоценные языковые формы вне исторического контекста, учета конкретной культурной, духовной атмосферы. Следует помнить о переходном характере культуры и литературы в рассматриваемый период, идейно-эстетической природе главных художественно-эстетических явлений, течений и школ рубежа эпох.

Опираясь на конкретный анализ текста, необходимо учитывать, что реальная творческая практика художника слова не всегда укладывается в определенную им же провозглашенную эстетическую систему, что писателя неправомерно относить к какому-то одному художественному течению. Золя был теоретиком натурализма, но считать его натуралистом в «чистом виде», не учитывая сильной реалистической составляющей в его творчестве, было бы непродуктивным. Впрочем, указанное положение применимо и к характеристике писателей последующих эпох.

Литература

Франции в рассматриваемый период играла роль законодателя литературной, художественной моды. При анализе творчества каждого из трех поэтов символистов (Верлен, Рембо, Маларме) важно уловить неповторимое своеобразие каждого из них, обратившись не только к их стихам, но и к их эстетическим программам, к высказываниям теоретического характера.

В главе о Золя важно усвоить теоретические взгляды, изложенные в его программных выступлениях, равно как и проследить структуру, своеобразие и особенности реализации его романного цикла «Ругон-Маккары». При изучении творчества Мопассана необходимо понять саму природу его творческой индивидуальности. Предметом специального анализа должна стать «Пышка», на материале которой можно уловить наиболее привлекательные черты Мопассана-новеллиста, а также его романы, прежде всего «Жизнь» и «Милый друг». Для характеристики долгого и сложного пути Франса необходимо уяснить характер его духовных и художественных исканий. Для анализа можно избрать романы «Тайс» и «Остров пингвинов» — произведения, показывающие разные грани Франса — художника, историка, культуролога, философа, сатирика. При освоении наследия Ролдана особое внимание следует уделить «Жан Кристофу» как новаторскому произведению — «музыкальному роману», вызвавшему мировой резонанс.

Интересны художники «малой страны» Бельгии — Верхарн и Метерлинк, вышедшие на высокий мировой уровень. Важно уметь интерпретировать стихи Верхарна, новаторские по своему характеру, как правило бессюжетные, философские, медитативные, насыщенные метафорами и символикой.

Оригинальные аспекты новой драмы призван явить Метерлинк, создатель театра молчания, обнажающего «трагизм человеческой жизни» (пьесы «Непрошенная», «Слепые»). Специального разбора заслуживает прославленная «Синяя птица».

Творчество Ибсена должно быть понято в историко-литературном контексте, на фоне того взлета, который переживала литература Скандинавии во второй половине XIX в. (Гамсун, Стриндберг, Бьорнсон, С. Лагерлёф). Полезно было бы для студента самостоятельно разработать тему «Ибсен и Чехов», сопоставив драматургическую манеру двух писателей — великих новаторов искусства. То же относится к разработке темы: Гауптман и Чехов, учитывая высокую оценку Чеховым немецкого драматурга Рассматривая литературу Великобритании, оценим своеобразие различных художественных течений на рубеже веков, таких как поздневикторианский реализм (Т. Гарди), неоромантизм (Дж. Конрад, Р. Л. Стивенсон), эстетизм (О. Уайльд). Богатые возможности для всестороннего анализа представляет великолепный роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» в свете философско-фантастической традиции (Метыорин, Бальзак). При анализе творчества Б. Шоу важно увидеть, например, отталкиваясь от опыта Ибсена, как он, мастер парадокса, разработал свою оригинальную версию новой драмы, создав интеллектуальный театр.

Изучая Г. Уэллса, важно задуматься над проблемой «Наука и литература», разобраться в природе научной фантастики («Человек-невидимка»), Это же относится к своеобразию Уэллса как художника слова, в произведениях которого сильно выражено просветительское, публицистическое начало. При анализе творчества Р. Киплинга важно обратить внимание на жанрово-гемагическое своеобразие книг, посвященных Маугли, а также особенность его поэтического наследия.

Имея в виду специфику немецкой литературы, обратим внимание на развитие философской мысли, прежде всего на А. Шопенгауэра и особенно Ф. Ницше, идеи которых имели общеевропейский резонанс. Обозревая творческий путь Гауптмана, нельзя забывать, что драматург пребывал в неустанном поиске, а его стилистика претерпевала перемены. В его арсенале приемы, характерные для натурализма («Перед восходом солнца»), психологизма («Одинокие»), символизма («Потонувший колокол»), реализма («Перед заходом солнца»).

В числе продуктивных способов познания сопоставление художественных явлений. В этом плане интересно сравнить две творческие индивидуальности — братьев Генриха и Томаса Маннов. Если пример сатирического заострения мастерства Г. Манна его роман «Верноподданный», то роман Т. Манна «Будденброки» — образец семейной саги, отмеченной основательностью бытописания, верностью деталей, глубиной психологического анализа.

В австрийской литературе наибольшего внимания заслуживает, безусловно, Р. М. Рильке, поэт общеевропейского масштаба. Полезно суммировать и обобщить факты, свидетельствующие об интересе Рильке к России и русской культуре.

На переломе веков авторитет литературы США в мировом масштабе неумолимо возрастал. Необходимо иметь в виду сложную и богатую литературную панораму в США: это становление реализма (Д. Хоуэлле, Г. Джеймс) и судьбы поэзии (Э. Диккинсон), особенности натурализма (Ф. Норрис), движение «разгребателей грязи» (Л. Стеффене, Э. Синклер).

Характеризуя Твена, юмориста и сатирика, воплощения «инстинктивного реализма», как ключевую фигуру в литературе США на рубеже веков, особое внимание следует уделить его автобиографической трилогии, прежде всего романам о Том Сойере и Геке Финне.

Творчество Г. Джеймса, во многом художественного антипода Твена, интересно как пример писателя «флоберовского» типа. Из художественных произведений следует остановиться на «Дейзи Миллер», «Письма Асперна» и его романе «Женский портрет», обратив внимание на новаторский характер концепции главной героини Изабеллы Арчер.

Среди писателей США Джек Лондон особенно привлекателен уникальной биографией, гармонично слитой с творчеством. Предметом анализа могут стать его новеллы и, безусловно, лучший его роман «Мартин Иден». Важно также оценить роль популярного у нас Драйзера, внесшего замечательный вклад в дело утверждения искусства жизненной правды. В то же время путь Драйзера в свете его философских исканий важно представить во всей его сложности, без «выпрямления» и упрощения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой