Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Берлиоз. 
История зарубежной литературы эпохи романтизма (первая треть xix века)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Творческая активность Берлиоза надает на годы, последовавшие за Июльской революцией. Общественная жизнь страны в 1830 г. оказала на него огромное влияние. Он встречался с Бальзаком, Жорж Санд, Дюма. Был увлечен оперными постановками, стал заинтересованным свидетелем становления романтической драмы, триумфа «Эрнани» Гюго. Три великих художника — Шекспир, Гёте и Бетховен — повлияли на Берлиоза… Читать ещё >

Берлиоз. История зарубежной литературы эпохи романтизма (первая треть xix века) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В это время заявил о себе Гектор Берлиоз (1803—1869), один из ярчайших музыкантов-новаторов XIX в. Правда, при жизни его самобытное творчество с трудом пробивалось сквозь преграду непонимания и консервативных эстетических представлений. Ромен Роллан, художник слова и выдающийся музыковед, писал: «Берлиоз заложил грандиозный фундамент для национальной и народной музыки одной из величайших демократий Европы».

Берлиоз. История зарубежной литературы эпохи романтизма (первая треть xix века).

Г. Берлиоз. 1863.

Судьба Берлиоза типична для многих художников-романтиков. В юности ему пришлось противостоять плоско-мещанским представлениям родителей, полагавшим для сына непрестижной профессию композитора. Отправившись в Париж, Берлиоз поначалу поступает на медицинский факультет, но потом бросает учебу. Его «Мемуары» — свидетельство того, что в число его природных талантов входил блестящий стиль. Художественная литература была для Берлиоза плодотворной питательной средой, а активные, деятельные герои Стендаля, Гюго, Бальзака — примером. Художественная жизнь французской столицы, насыщенная, разнообразная, стимулировала его творческие искания, насыщала свежими идеями.

Творческая активность Берлиоза надает на годы, последовавшие за Июльской революцией. Общественная жизнь страны в 1830 г. оказала на него огромное влияние. Он встречался с Бальзаком, Жорж Санд, Дюма. Был увлечен оперными постановками, стал заинтересованным свидетелем становления романтической драмы, триумфа «Эрнани» Гюго. Три великих художника — Шекспир, Гёте и Бетховен — повлияли на Берлиоза, определили его эстетику. Ему были близки байронические герои — гордые, одинокие бунтари и мятежники.

Двадцатилетие между Июльской и Февральской революциями в Париже стало для Берлиоза наиболее продуктивным. В 1830 г. состоялось премьерное исполнение самого прославленного его сочинения — «Фантастической симфонии», в которой явственно заметны автобиографические мотивы: страстное увлечение английской актрисой Генриэттой Симпсон, позднее ставшей его женой. Смысл симфонии он определяет так: «Молодой музыкант с болезненной чувствительностью и горячим воображением отравляется опиумом в припадке любовного отчаяния… Сама же любимая женщина становится для пего мелодией и как бы навязчивой идеей, которую он находит и слышит повсюду».

Между тем личная жизнь Берлиоза сложилась неудачно. Симпсон, вышедшая замуж без любви, получила в результате несчастного случая тяжелую травму, после чего отношения между супругами разладились. Новая возлюбленная композитора, испанка Мария Ресио, сошлась с ним, прельстившись его славой. Позднее Симпсон умерла от паралича, ушла из жизни и Ресио, погиб во время кораблекрушения единственный сын, моряк.

Вторая известная симфония Берлиоза, «Гарольд в Италии» (1834), была основана на четвертой песне «Паломничества Чайльд-Гарольда» Байрона. Третья драматическая симфония Берлиоза, «Ромео и Джульетта», представляла музыкальную версию шекспировской трагедии. Среди важнейших сочинений Берлиоза — оратория «Осуждение Фауста» (1845), написанная по мотивам великого создания Гёте.

В 1830-е гг. создается выдающееся сочинение Берлиоза «Траурно-триумфальная симфония». Правительство Франции решило получить произведение, посвященное погибшим в пору Июльской революции. Берлиоз долгое время пытался добиться, чтобы оно было ему заказано. После немалых усилий заказ он получил, но когда реквием был завершен, его исполнение неожиданно отменили. Лишь вмешательство знаменитого писателя Дюма-отца, секретаря наследника престола, помогло Берлиозу. В 1837 г. реквием включили в программу траурной церемонии.

Композитор отдает много сил концертной и дирижерской деятельности, гастролирует по Европе. В 1862 г. создает комическую оперу «Беатриче и Бенедикт» на шекспировский сюжет. В 1867 г. совершает поездку в Россию, встречается с Чайковским, Балакиревым, Стасовым и с успехом дирижирует концертами в Петербурге.

В последние годы жизни композиторская активность Берлиоза снижается. Подлинное признание приходит к нему после смерти, в 1870-е гг. Он вошел в историю музыки как композитор-новатор, раздвинувший привычные жанровые рамки, давший выражение бурным страстям и кипению жизненных сил, отличающим романтическую эпоху.

Если Берлиоз достиг вершин симфонизма, то становление французской оперы романтического направления связано с именем Джакомо Мейербера (1791 — 1864), выходца из Германии, который, проведя 10 лет в Италии, переехал в столицу Франции. Он создал первый образец «большой оперы» — «Роберт-Дьявол» (1831), имевший огромный успех. Она была построена на масштабном историческом сюжете, исполнена патетики и мелодраматизма. Ярким образцом этого направления стала его опера «Гугеноты» (1836), в основе которой — события религиозных войн во Франции XVI века, противостояние между протестантами и католиками.

Берлиоз. История зарубежной литературы эпохи романтизма (первая треть xix века).

Дж. Мейербер. 1865.

Высокого мастерства достигло и танцевальное искусство; классикой по праву считается всемирно известный балет «Жизель» (1841) Адольфа Адана (1803—1856), представляющий романтическое направление. Другой не менее знаменитый его балет, написанный по мотивам поэмы Байрона, — «Корсар» (1856).

С вступлением Франции в эпоху Второй Империи (1851 — 1870) сложилась атмосфера, когда серьезные жанры заметно потеряли свое значение, зато зажегся «зеленый свет» для легкой развлекательной музыки. Получил развитие жанр оперетты, ярким представителем которого был Жак Оффенбах (1819—1880). Оперетта, тепло принятая публикой, отличалась живым, остроумным сюжетом, мелодичной музыкой и искрящимися ритмами.

На рубеже 1850—1860-х гг. заявила о себе новая генерация французских композиторов, завоевавших европейское признание: это Шарль Гуно, автор «Фауста», Жорж Бизе, творец «Кармен», Лео Делиб. Но о них пойдет речь уже в других историко-культурных курсах.

Достижения французской музыки, особенно в первой половине XIX столетия, нельзя в полной мере оценить, нс учитывая того вклада, который внесли в нее композиторы других стран Европы, работавшие в Париже и дышавшие его художественной атмосферой. Эта важнейшая тема, относящаяся к вопросам взаимодействия культур, должна стать предметом особого исторического внимания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой