Контроль в сфере закупок: общие положения
Контроль в сфере закупок осуществляется в отношении всех субъектов экосистемы закупочной деятельности: заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок. Контрольные мероприятия… Читать ещё >
Контроль в сфере закупок: общие положения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Система государственных закупок, регламентируемая Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, — сложная и многоуровневая, и на каждом ее этапе осуществляется строгий контроль. Таким образом, законодатель стремиться добиться максимальной прозрачности и легитимности проводимых процедур.
Контроль в сфере закупок осуществляется в отношении всех субъектов экосистемы закупочной деятельности: заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок. Контрольные мероприятия осуществляются посредством проведения проверок (плановых и внеплановых).
В соответствии с положениями гл. 5 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, контроль в сфере закупок делится на следующие виды: государственный и муниципальный контроль (ст. 99 Закона), ведомственный контроль (ст. 100 Закона), контроль заказчиком (ст. 101 Закона) и общественный контроль (ст. 102 Закона).
Контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий (п. 1 ст. 99 Закона):
- 1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
- 2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
- 3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с БК РФ.
К федеральным и муниципальным исполнительным органам, осуществляющим контроль закупок, относится ФАС России, а также региональные и муниципальные аналогичные ведомства. Данные органы могут осуществлять плановые и внеплановые проверки в отношении субъектов проверки. Федеральные и муниципальные исполнительные органы имеют право проводить контроль закупок, за исключением области оборонного заказа и вопросов, относящихся к финансовому и казначейскому контролю. Контроль в сфере государственного оборонного заказа, а также закупок, содержащих сведения государственной тайны, осуществляет Рособоронзаказ, при этом данный орган не может касаться вопросов финансового и казначейского контроля. Федеральными и муниципальными исполнительными органами, а также учреждениями Рособоронзаказа осуществляется контроль операторов электронных площадок, порядка проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры.
Казначейство России, финансовые органы регионального и муниципального уровня, а также органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют казначейский контроль. Стоит отметить, что понятие и сфера действия казначейского контроля регламентирована ч. 5 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Порядок проведения контрольных мероприятий прописан в постановлении Правительства от 12.12.2015 № 1367. Данная процедура начала действовать с 01.01.2017. Однако на практике выяснилось, что механизм не был должным образом отработан, у заказчиков возникли затруднения со своевременным размещением информации в ЕИС. По этой причине в марте 2017 г. Правительством РФ было принято решение о приостановлении действия некоторых положений (постановление Правительства от 20.03.2017 № 315).
Заказчики, подпадающие под действие данных требований: 1) государственные (муниципальные) заказчики, проводящие закупки за счет средств федерального бюджета; 2) федеральные бюджетные учреждения; 3) федеральные автономные учреждения; федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие капитальные вложения в объекты федеральной собственности.
Казначейский контроль осуществляется в отношении:
- — информации финансового обеспечения;
- — информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения в планах-графиках, извещениях об осуществлении закупок, в документации и информации в планах-графиках;
- — проектов контрактов с участниками закупок и информации в протоколах определения исполнителей.
Ведомственный контроль — еще один вид контроля, предусмотренный законодательством о закупках, который предполагает действие одного из механизмов надзора в данной сфере. Этот механизм направлен, в первую очередь, на повышение эффективности торговой процедуры, в том числе на соблюдение законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных им заказчиков в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.
Субъектами контроля являются: государственные органы, госкорпорации «Росатом», «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами и муниципальные органы. Постановлением Предметом контрольных мероприятий является как стадия планирования, так и стадия непосредственного осуществления торгов (ст. 100 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
В постановлении Правительства РФ от 10.02.2014 № 89 «Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд» закреплен порядок проведения наблюдения в сфере торгов для федеральных нужд.
Форма осуществления данного вида контроля может быть, как выездная, так и документарная. О проведении мероприятия направляется уведомление в адрес проверяемого лица. Срок проведения процедуры составляет не более 15 календарных дней. Результатом проверки является акт по ведомственному контролю в сфере закупок, который отражает наличие (отсутствие) нарушений.
В случае обнаружения нарушений орган, проводящий проверку, разрабатывает и утверждает план проведения исправления выявленных нарушений. В случае, если проверяемыми лицами выявлены нарушения, содержащие признаки административного нарушения в соответствии с нормами КоАП РФ, материалы направляются в орган государственной власти, уполномоченный на возбуждение дела об административном правонарушении в области закупок.
Аналогично проходят проверки в сфере закупок регионального характера, т. е. субъектом РФ разрабатывается и утверждается порядок осуществления проверки, а также определяются органы власти, наделяемые полномочиями по проведению подобных процедур. Ведомственный контроль в сфере муниципальных закупок проводится аналогично региональному.
Внутренний контроль или контроль, осуществляемый заказчиком, регулируется ст. 101 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Его целью является единый сквозной контроль закупочного цикла в целом, определение адекватности затраченных средств достигнутому результату — удовлетворению потребности заказчика в товарах, работах или услугах, предупреждение и пресечение нарушений на всех стадиях закупочного цикла.
В соответствии со ст. 102 Закона граждане и общественные объединения и объединения юридических лиц вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в соответствии с Законом. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность осуществления такого контроля.
Общественный контроль осуществляется для реализации принципов контрактной системы в сфере закупок, содействия развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок, предупреждения, выявления нарушений требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и информирования заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях.
Согласно Федеральному закону от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» общественный контроль могут проводить:
- — общественная палата, а также палаты субъекта и муниципалитета;
- — советы при федеральных и региональных органах власти;
- — различного рода инспекции и наблюдательные комиссии;
- — иные структуры, создаваемые с указанными целями.
Организации, осуществляющие такое наблюдение, вправе:
- — самостоятельно проводить мониторинг закупочных процедур;
- — обращаться с жалобами от своего имени в различные органы власти (ФАС России, правоохранительные органы), а также в суд;
- — направлять предложения по совершенствованию системы закупочных процедур;
- — обращаться к заказчикам с запросами о получении информации (о проведении торгов, о ходе исполнения контрактов).
Также они могут публиковать отчеты о работе. Например, Региональная общественная организация содействия осуществлению общественного контроля за соблюдением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок «Общественный контроль» (РОО «Общественный контроль») в сфере закупок отзывы и информацию о деятельности публикует на своем официальном сайте.