Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

ΠŸΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ° Π² противопоставлСнии психологичСской Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

На ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ различия Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ — познания ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ологичСской ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ — Π² ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ стали Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ Π΄Π²Π΅ «ΡΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ΄ΠΈΠ³ΠΌΡ‹», ΠΊΠ°ΠΊ акадСмичСская ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСская психология. Π‘ Π°ΠΊΠ°Π΄Π΅ΠΌΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ психологиСй ΡΠ²ΡΠ·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ ΠΎΠΏΠΎΡ€Ρƒ Π½Π° ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΡƒ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ — ΠΊΠ°ΠΊ-Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π΅, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅Π΄ΠΈΠ½ΡΠ΅Ρ‚ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ Π² ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ (Π³Π». 9). Π‘ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСской — всС Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ психолога, Π³Π΄Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ситуации… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠŸΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ° Π² противопоставлСнии психологичСской Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

РасщСплСниС психологии Π½Π° Π°ΠΊΠ°Π΄Π΅ΠΌΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ°, которая рСализуСтся ΠΊΠ°ΠΊ психологичСскоС ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, выявила ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡƒ трудности примСнСния тСорСтичСских психологичСских Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ Π² Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π½Π° ΠΈΡ… ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠΌΡƒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΡƒ. Π—Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… закономСрностСй ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ психичСского Π½Π΅ Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°Π΅Ρ‚ для ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΡƒΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ психолога Π³Π°Ρ€Π°Π½Ρ‚ΠΎΠΌ понимания Ρ‚ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹, с ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΡˆΠ΅Π» ΠΊ Π½Π΅ΠΌΡƒ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹ΠΉ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ. Π‘Π°ΠΌΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ оказались Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ. Поиск психологичСски обоснованных срСдств Π² ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ ΠΈΡ… Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠΎΠΌ явно ΡƒΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠ» психологов ΠΎΡ‚ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΡ… ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ².

Появились Π΄Π²Π΅ Ρ‚Π΅Π½Π΄Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ Π² ΠΎΠ±ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ особости ΠΌΠΈΡ€Π° практичСской психологии ΠΎΡ‚ ΠΌΠΈΡ€Π° акадСмичСской, Π° Ρ‚ΠΎΡ‡Π½Π΅Π΅, тСорСтичСской ΠΈ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ. ΠŸΠ΅Ρ€Π²Π°Ρ тСндСнция нашла ΡΡ€ΠΊΡƒΡŽ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΡƒ Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ„Ρ€Π°Π·Π΅ Π»ΠΎΠ·ΡƒΠ½Π³Π° «ΠΠ΅Ρ‚ Π½ΠΈΡ‡Π΅Π³ΠΎ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΡ‡Π½Π΅Π΅ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠ΅ΠΉ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ». Π’ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Ρ‹Π²Π° ΠΊ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ·Π²ΡƒΡ‡Π°Π»ΠΎ обоснованиС ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ — ΠΎΡ‚ΠΊΠ°Π· ΠΎΡ‚ ΠΏΡΠΈΡ…ологичСской Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ «Π½Π΅Ρ‚ Π½ΠΈΡ‡Π΅Π³ΠΎ тсорСтичнСС Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠ΅ΠΉ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ» [Π’Π°ΡΠΈΠ»ΡŽΠΊ Π€. Π•" 2003].

" Настоящий Π²ΠΎΠ΄ΠΎΡ€Π°Π·Π΄Π΅Π» ΠΏΡ€ΠΎΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΏΠΎ Π»ΠΈΠ½ΠΈΠΈ использования ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΡƒΠ΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ экспСримСнта. Одна психология, часто имСнуСмая акадСмичСской, строит Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ экспСримСнта ΠΈΠ»ΠΈ Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΠ³ΠΎ исслСдования, Π° Π΄Ρ€ΡƒΠ³Π°Ρ, имСнуСмая практичСской, свСряСт ΠΈΡ… Ρ ΠΊΠ»ΠΈΠ½ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΌ наблюдСниСм ΠΈ ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΈΡ‚ Π½Π° Π½ΠΈΡ… ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π½Π΅ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎ Π·Π°Π±ΠΎΡ‚ΡΡΡŒ ΠΎ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΊΠ΅" [Π–ΡƒΡ€Π°Π²Π»Π΅Π² А. Π›., Ушаков Π”. Π’., 2012, с. 160]. Π¦ΠΈΡ‚ΠΈΡ€ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Π΅ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°ΡŽΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ способы Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ со Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‚ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€Π΅Ρ‚ΠΈΠΊΠΎ-ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ, ΠΈΠ»ΠΈ Π°ΠΊΠ°Π΄Π΅ΠΌΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡŽ, с ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стороны, ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡŽ — с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ. БоотвСтствСнно, Π² Π½ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‚ΡΡ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ схСмы построСния психологичСского объяснСния. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ конструктивизм, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ Π½Π΅ Ρ‚Π°ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡ€Π΅Ρ‡ΠΈΡ‚ соврСмСнной ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π½Π°ΡƒΠΊΠ΅, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ взгляд, Π²ΠΎΡ‚ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π΅ΠΌΡ‹ΠΉ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌΠΈ Π²Ρ‹Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΈΠ· ΡΠ»ΠΎΠΆΠΈΠ²ΡˆΠ΅Π³ΠΎΡΡ расхоТдСния мСтодологичСских установок акадСмичСской ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСской психологии.

ВСндСнция ΠΎΡ‚ΠΊΠ°Π·Π° ΠΎΡ‚ Ρ‚СорСтизирования обосновываСтся ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ ΠΊ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ цСлям ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°ΠΌ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π·Π°ΠΌΡ‹ΠΊΠ°Π»ΠΈ Π±Ρ‹ Π΄ΠΈΠ°Π»ΠΎΠ³ психолога ΠΈ ΠΊΠ»ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π° Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… атСорСтичСского Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ случая. Π”Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ Π΅Π΅ Π°ΡΠΏΠ΅ΠΊΡ‚ ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ° стала Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈΠ½ΠΎΠΉ источник психологичСских Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, Ρ‡Π΅ΠΌ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€Π΅Ρ‚ΠΈΠΊΠΎ-ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅, Ρ‚. Π΅. «Π°ΠΊΠ°Π΄Π΅ΠΌΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅». Богласно Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΌΡƒ пониманию Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΈΡ‚ΡŒ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ для Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ психологичСской ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ; Ρ‚. Π΅. такая тСория ΠΈΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΈΠ½ΠΎΠΉ, Ρ‡Π΅ΠΌ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ, сформулированныС Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ (ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Π²Π΅Ρ€ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΡŽ Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·, ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΈΠ· Ρ‚СорСтичСских построСний). Однако эти Ρ‚Π΅Π½Π΄Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‚ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ различия Π² ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠΈ Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π² психологичСской ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ. Они ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΡΠ΅ΠΊΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ с ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠΎΠΉ помСщСния критСрия ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ знания Π² Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡΡ‚ия-нСпринятия ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ конституирования ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ².

Вакая постановка ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ знания Π² ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ сСгодня уступаСт мСсто Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ противопоставлСниям, ΡΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΡΡ ΠΏΡ€ΠΈ мСтодологичСском осмыслСнии основ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ психолога, Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‰ΠΈΡ… Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ психотСхничСских ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊ — ΠΊΠ°ΠΊ самого ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎΠ³ΠΎ названия Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² психологичСской ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ.

На ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ выдСлСния особого для психотСхничСских ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊ (психологичСского ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ, психотрСнинга ΠΈ Π΄Ρ€.) ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° ΠΈ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ психологом ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π° строится Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ «ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚» изучСния (Ρ‚Π° ΠΏΡΠΈΡ…ологичСская Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ ΠΊΠ»ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π° ΠΈ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈΡ… Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ). И ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ психологичСскиС Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Π½Π΅ ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ запросов психологичСской ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ, ΠΎΠ½Π° Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ «ΠΏΠΎΠ΄ΠΏΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ» Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌΠΈ способами построСния психологичСского знания, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π²ΠΎΠ·Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‚ постулат нСпосрСдствСнности — ΠΊΠ°ΠΊ нСпосрСдствСнной данности психологичСского знания — ΠΈΠ»ΠΈ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π° Π²ΡΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ Ρ€ΠΎΠ΄Π° ΠΈΡ€Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… построСниях.

На ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ различия Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ — познания ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ологичСской ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ — Π² ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ стали Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ Π΄Π²Π΅ «ΡΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ΄ΠΈΠ³ΠΌΡ‹», ΠΊΠ°ΠΊ акадСмичСская ΠΈ практичСская психология. Π‘ Π°ΠΊΠ°Π΄Π΅ΠΌΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ психологиСй ΡΠ²ΡΠ·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ ΠΎΠΏΠΎΡ€Ρƒ Π½Π° ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΡƒ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ — ΠΊΠ°ΠΊ-Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π΅, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅Π΄ΠΈΠ½ΡΠ΅Ρ‚ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ Π² ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ (Π³Π». 9). Π‘ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСской — всС Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ психолога, Π³Π΄Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ситуации обслСдования, ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ ΠΈ ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΈΡ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹ΠΌ людям, Ρ‚. Π΅. праксиологичСский контСкст использования Π»ΡŽΠ±Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ (Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС ΠΈ Π½Π΅Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ…). ИмСнно ΠΏΠΎΠ΄ Π»ΠΎΠ·ΡƒΠ½Π³ΠΎΠΌ спСцифики психологичСской ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ якобы Π½Π΅ Π½ΡƒΠΆΠ½Π° тСория, стали Ρ€Π°ΡΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚Ρ€Π°Π½ΡΡ‚ΡŒΡΡ Ρ‚ΠΎΡ‚ ΠΈΡ€Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΌ ΠΈ Π²ΡΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ Ρ€ΠΎΠ΄Π° «Π²Π΅Π΄ΡŒΠΌΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎ», ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΊΠ°ΠΊ катастрофа для психологии.

Иногда ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ для Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ психологичСской ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ вСсомыми ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ срСдства ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΊΠ°ΠΊ индукция ΠΈ интуиция. Однако ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ Π»ΠΈ построСниС ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ психологичСской Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ (ΠΈΠ»ΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ) Π΄Π΅Π΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ, это Π½Π΅ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΠ΅Ρ‚ Ρ‚ΠΈΠΏΡ‹ ΠΈ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‚ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠΌ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ психолога ΠΏΠΎ ΠΎΠ±ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Ρ… ΠΈΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ² ΠΈ ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π³ΠΎΡ€ΠΈΠΉ, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π΄ΠΈΠ°Π»ΠΎΠ³Π° с ΠΊΠ»ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠΌ.

Π­Ρ‚ΠΎ старая ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° ΠΈΠ½Π΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Π°: эмпирия Π½Π΅ ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² Π½Π΅ΠΉ слСдуСт ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π°Ρ‚ΡŒ. А ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΊ Ρ‚СорСтичСским обобщСниям Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π²Ρ‹Π½Π΅ΡΠ΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π·Π° Ρ€Π°ΠΌΠΊΠΈ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ΅Π² ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ знания, Π΄ΠΈΠΊΡ‚ΡƒΠ΅ΠΌΠΎΠΉ эмпиричСскими обобщСниями. ΠšΡ€ΠΎΠΌΠ΅ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Π½Π΅ Π²ΡΡΠΊΠ°Ρ систСма ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π΅Π½Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° ΡΡ‚атус Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ философии. МоТно ΡΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΠΎΠ±ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ понятия «Ρ„илософии ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ» ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ ТитСйский ΠΈ мировоззрСнчСский аспСкты понятия философии ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ систСмы взглядов.

Π˜ΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠ°Ρ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ° — это Ρ‚ΠΎΠΆΠ΅ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ°, Π΅Π΅ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ с ΠΏΡΠΈΡ…отСрапСвтичСской ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΎΠΉ сущСствСнно, Π½ΠΎ Π½ΠΈ Π² ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌ, Π½ΠΈ Π² Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌ случаС Π½Π΅ ΠΌΠ΅Π½ΡΠ΅Ρ‚ся ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ рассуТдСний «ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ° — тСория — ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ°». ИзмСнСниС касаСтся Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ историчСского аспСкта Π»ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ становлСния Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π· ΠΈ ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΊΠΈ, Π³Π΄Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΈΠ½ΡƒΡŽ связь: тСория — ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ° — тСория.

На ΡΠ°ΠΌΠΎΠΌ Π΄Π΅Π»Π΅ для развития ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ практичСской психологии сСгодня Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ивопоставлСниС Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… Π΄Π²ΡƒΡ… психологий, ΠΊΠ°ΠΊ акадСмичСская ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСская, Π° Ρ€Π°Π·Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π²ΡƒΡ… Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… собствСнно практичСской психологии. Π’ΠΎ-ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ…, это Ρ‚Π΅ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ практичСских ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ (ΠΎΡ‚ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΄ΠΆΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π° Π΄ΠΎ ΠΌΠ΅Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠ½ΡΠΊΠΎΠΉ психологии, ΠΎΡ‚ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ спорта Π΄ΠΎ ΠΏΡΠΈΡ…ологичСского ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ), ΠΏΡ€ΠΈ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… исслСдоватСли ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ, ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ, ΠΎΠΏΠΈΡ€Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π° ΠΏΡΠΈΡ…ологичСскиС Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡ ΡΡ‚Π°Π²ΡˆΠΈΠ΅ для психологии классичСскими ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΈ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±Π°Ρ‚ывая Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅. Π’ΠΎ-Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ…, это Ρ‚Π΅ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡ Π² ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСской психологии, прСдставитСли ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‚ ΠΎΡ‚ΠΊΠ°Π· ΠΎΡ‚ ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π³ΠΎΡ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚одичСских срСдств Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ (акадСмичСской) психологии, прСдполагая Π»ΠΈΠ±ΠΎ ΠΎΡ‚ΠΊΠ°Π· ΠΎΡ‚ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π΅ психологичСского исслСдования, Π»ΠΈΠ±ΠΎ Π·Π°Π²Π΅Π΄ΠΎΠΌΡ‹ΠΉ поиск Π΅Π³ΠΎ Π² Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ…, ΠΏΠΎ Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΊ Π½Π΅ Π² ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π³ΠΎΡ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π³Π»ΡƒΠ±ΠΈΠ½Π°Ρ… осмыслСния психологичСских прСдставлСний.

ΠŸΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΠ΅ схизиса, ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΠ΅ для Π·Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‹ понятия кризиса Π€. Π’Π°ΡΠΈΠ»ΡŽΠΊΠΎΠΌ, Π½ΠΎ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΡˆΠ΅Π΅ Π³ΠΎΡ€Π°Π·Π΄ΠΎ Ρ€Π°Π½ΡŒΡˆΠ΅ Π² Π·Π°Ρ€ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ½ΠΎΠΉ психологии, связано с Ρ„иксациСй ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ этой области расщСплСния психологичСских прСдставлСний. Раскол обозначился Π΅Ρ‰Π΅ Π² 1917 Π³., ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π½Π° ΡΠΎΠ±Ρ€Π°Π½ΠΈΠΈ АмСриканской психологичСской ассоциации (АПА) нСбольшая Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ° клиницистов ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π»Π° собствСнноС сообщСство — ΠΠΌΠ΅Ρ€ΠΈΠΊΠ°Π½ΡΠΊΡƒΡŽ Π°ΡΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Ρ†ΠΈΡŽ клиничСских психологов. Π’ ΠΠŸΠ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π»ΠΈ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΡƒΡŽ ΡΠ΅ΠΊΡ†ΠΈΡŽ, ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΡƒΡŽ интСрСсы психологичСской ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ, ΠΈ ΠΠΠšΠŸ Ρ€Π°ΡΠΏΠ°Π»Π°ΡΡŒ. Π˜ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€ΡΠ»Π°ΡΡŒ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π°Π·, достигнув критичСской массы Π² 80-Π΅ Π³Π³. «ΠΈΠ·-Π·Π° вопроса ΠΎ Π΄Π΅Π½ΡŒΠ³Π°Ρ…» [Π₯Π°Π½Ρ‚ М., 2009, с. 848], Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ прСТняя ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ° ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ страхования Π±Ρ‹Π»Π° ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½Π° администрациСй Π Π΅ΠΉΠ³Π°Π½Π°.

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, раскол связан Π½Π΅ Ρ ΡΠ°ΠΌΠΈΠΌ ΠΏΠΎ ΡΠ΅Π±Π΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΊ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ практичСских Π·Π°Π΄Π°Ρ‡, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ получСния ΠΈ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ психологичСских Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ (Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Ρ Π·Π²Π΅Π½ΠΎ тСорСтичСских Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·). Π’ Π³Π». 9 Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ рассмотрСно ΠΎΠ΄Π½ΠΎ ΠΈΠ· ΠΎΠ±ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΡ‚ΠΊΠ°Π·Π° ΠΎΡ‚ Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ тСорСтичСских прСдставлСний Π² ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ (Π° Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚, ΠΈ ΠΎΡ‚ ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ³ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π°, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ Π±Π΅Π· Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΎ ΠΏΠ°Ρ€Π°Π΄ΠΈΠ³ΠΌΠ΅ Π² Π½Π°ΡƒΠΊΠ΅ Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΡ…одится): искаТСния Π² ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠΈ ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°. БСйчас остановимся Π½Π° Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΠ΅ ΠΎ Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠΈ психологичСской ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ понятиС «ΡΡ…изиса» Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ»ΠΎ ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΊ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ психологичСского ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ. Она Π½Π΅ ΡΠ²Π»ΡΠ΅Ρ‚ся СдинствСнной.

ΠŸΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ° Π² ΠΎΡ‚СчСствСнной психологии ΠΈΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ понималась ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎ — ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ° Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… исслСдований, ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ психотСхника, ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ пСдология ΠΈ Ρ‚. Π΄. Π’Π°ΠΆΠ½ΠΎΠΉ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π΅ΠΉ соврСмСнной психологии являСтся Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊ.

Под ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ взаимозависимости ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° ΠΈ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹.

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ «Π²ΡΡ‚раиваСтся» Π² ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ, Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‡ΠΈ прСдставлСнной Π² Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΡƒΡ‡Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ — бизнСса, здравоохранСния, ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹, Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΡƒΡ‡Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Ρ‚. Π΄. Π”Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ вопрос, Ρ‡Ρ‚ΠΎ психологии ΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ «ΠΌΠ°Π»Ρ‹Π΅ Π΄Π΅Π»Π°» (ΠΎΡ‚Π±ΠΎΡ€, ассСсмСнт, участиС Π² ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅), Π½ΠΎ Π½Π΅ Π΄Π°ΡŽΡ‚ возмоТности ΡƒΡ‡Π°ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π² «Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΡ… Π΄Π΅Π»Π°Ρ…», связанных с ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ нововвСдСниями, с ΠΏΡΠΈΡ…ологичСской экспСртизой ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈ ΡΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ², с ΡŽΡ€ΠΈΠ΄ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ рСгуляциСй повСдСния Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ (здСсь Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎ Π»ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ ΠΌΠ°Π»Ρ‹Ρ… ΠΈ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΡ… Π΄Π΅Π»: психолог Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ Π² ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΡƒ комплСксной судСбной психолого-психиатричСской экспСртизы, Π½ΠΎ Π½Π΅ Π² Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΡƒ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠ², ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π΄Π΅Π»ΠΎΠΌ ΠΏΠΎΠ»ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΈ ΡŽΡ€ΠΈΡΡ‚ΠΎΠ²).

Π’Π°ΠΆΠ½ΠΎ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΊ считал Π›. Π‘. Выготский, ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ трСбования ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π΅Π΄ΡƒΡ‚ ΠΊ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΉΠΊΠ΅ основ психологии. Но ΡΠ°ΠΌΠ° психологичСская ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ° ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΏΠΎ-Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΌΡƒ — ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ° Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ исслСдования ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ психотСхничСская, ΠΊΠ°ΠΊ «ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΉ истины» ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ способы высвобоТдСния «ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΡ„ичСски чСловСчСских возмоТностСй» .

ΠŸΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ° психологичСского ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ понята ΠΊΠ°ΠΊ рСконструкции Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ взаимодСйствия психолога с ΠΊΠ»ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠΌ, Π³Π΄Π΅ ΠΎΠ±Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π² Π΅Π³ΠΎ процСссС ΠΈ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅. Π­Ρ‚ΠΎ ΠΈΠ½ΠΎΠΉ Ρ‚ΠΈΠΏ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚-ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ взаимодСйствия, Ρ‡Π΅ΠΌ Π² ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΈ экспСримСнта ΠΈΠ»ΠΈ примСнСния Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°. Π’ ΠΏΡΠΈΡ…отСрапСвтичСской ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΠΉ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ» уступаСт мСсто психотСхничСскому, «ΡΠΎΠ·ΠΈΠ΄Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΌΡƒ пространство психотСхничСской Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹-с-ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ» [Π’Π°ΡΠΈΠ»ΡŽΠΊ Π€. Π•., 1992, с. 271. Π’ ΡΡ‚ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ осущСствляСтся Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ психологичСская ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π½ΡƒΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΡΡ Π² Π½Π΅ΠΉ ΠΆΠΈΠ²Ρ‹ΠΌ людям, Π½Π° Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π΅ ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π»Π°ΡΡŒ якобы способной акадСмичСская Π½Π°ΡƒΠΊΠ°. МоТно Π±Ρ‹Π»ΠΎ Π±Ρ‹ Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠ°Ρ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ° ΠΊΠ°ΠΊ поставщик знания Π½Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‡Π°Ρ‚ΡŒ Π·Π° ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ этого знания Π² ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСских цСлях. МоТно Π±Ρ‹Π»ΠΎ Π±Ρ‹ Π°ΠΏΠ΅Π»Π»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊ Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅Π²ΠΎΡΡ‚ΠΈ этих Π·Π°Π΄Π°Ρ‡, привСдя, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, Ρ‚Π°ΠΊΡƒΡŽ ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ΡƒΡŽ аналогию. РаскрытиС физичСского Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Π° всСмирного тяготСния опосрСдствовано ΠΈΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ — ΠΊΠ°ΠΊ способом ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Ρ‡Π΅ΠΌ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ° Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΆΠΊΠΈ Π½Π° ΠΊΠΎΠ»Π΅ΡΠΈΠΊΠ°Ρ…, которая ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Π΅Ρ‚ пСнсионСру ΡΠΏΡ€Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒΡΡ с Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠ΅ΠΌ этого Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Π° ΠΏΡ€ΠΈ пСрСносС тяТСстСй.

Но Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ взаимодСйствия Π² ΠΏΡΠΈΡ…отСхничСских ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ°Ρ… Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ иная. И Π΄Π΅Π»ΠΎ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ±Π° ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° ΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‚ΡΡ, Π° Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ гуманистичСская позиция ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΈΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π· Π·Π°ΡΠ»ΠΎΠ½ΡΡ‚ΡŒ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ психолога. Участники этого взаимодСйствия Π½Π΅Ρ€Π°Π²Π½ΠΎΠΏΡ€Π°Π²Π½Ρ‹ ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌΡƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½ΡƒΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ Π² ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ ΠΎΠΆΠΈΠ΄Π°Π΅Ρ‚ Π΅Π΅ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ посрСдством Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Ρ… психологом Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, ΠΈΠ½Π°Ρ‡Π΅ ΠΎΠ½ ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚ился Π±Ρ‹ ΠΊ ΠΊΠΎΠ»Π΄ΡƒΠ½Ρƒ, ΠΌΠ°Π³Ρƒ ΠΈ Ρ‚. ΠΏ. ИмСнно ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΡΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π° происходит ΠΏΡ€ΠΈ психотСхничСском взаимодСйствии, ΠΈ ΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ этого направляСт Π½Π°ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΠ²ΡˆΠΈΠ΅ΡΡ мСтодологичСскиС ΠΏΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΊΠΈ Π² Ρ€Π΅Ρ„лСксии Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ психологичСской ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ