Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра
![Реферат: Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра](https://gugn.ru/work/6587919/cover.png)
При разработке теста автор придерживался принципа наибольшей корреляции каждого субтеста с общим результатом при наименьшей интеркорреляции между субтестами. Частично это было им достигнуто. Экспериментальная апробация методики показывает, что статистическая связь показателей субтестов с общим результатом колеблется от 0,8 (р < 0,01) до 0,45 (/; < 0,05). Вторая часть принципа конструирования… Читать ещё >
Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Методика предназначена для групповой оценки структуры интеллекта людей в возрасте от 13 лет до 61 года. Тест разрабатывался с целью определения общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики в рамках профессиональной ориентации и консультаций по выбору профессии. Впервые тест опубликован Р. Амтхауэром в 1953 г. В настоящее время существуют три параллельные формы методики (А, В, С) и четыре модификации 1970 г. — «1ST 10» (А1,?2, СЗ, D4)1.
Валидность. При разработке своей методики Р. Амтхауэр основывался на концепции Л. Терсгоуна о сложной структуре интеллектуальных способностей человека. Амтхауэр представлял интеллект как специализированную подструктуру целостной структуры личности. По его мнению, ментальность человека тесно связана с другими компонентами личности, такими как воля, эмоции, мотивация и др. В свою очередь, интеллект сам по себе есть целостный конструкт, отражающий[1][2] психические особенности человека и реально проявляющийся в его жизнедеятельности. В структуре общих интеллектуальных способностей Р. Амтхауэр выявил четыре основных элемента-фактора, выполняющих определенные ментальные функции: вербальный (функция речи), счетно-математический (функция мышления), пространственный (функции представления и воображения) и мнемический (функция памяти).
При разработке теста автор придерживался принципа наибольшей корреляции каждого субтеста с общим результатом при наименьшей интеркорреляции между субтестами. Частично это было им достигнуто. Экспериментальная апробация методики показывает, что статистическая связь показателей субтестов с общим результатом колеблется от 0,8 (р < 0,01) до 0,45 (/; < 0,05). Вторая часть принципа конструирования теста доказана не совсем убедительно, так как корреляции субтестов между собой составляют значения от 0,62 до 0,2.
Расчетные значения коэффициентов линейной корреляции (Пирсона) между данными методики и показателями школьной успеваемости испытуемых составили в среднем 0,46 (р < 0,05), а с экспертными оценками — 0,62 (/; < 0,01). Стандартизация методики (перевод в Т-баллы) производилась на выборке более 4 тыс. испытуемых.
Надежность. Ретестовая надежность показателей методики при интервале между тестированиями в один год находилась в пределах 0,83—0,91 К
Структура методики. Тест Р. Амтхауэра состоит из девяти субтестов. В основном все они содержат по 20 задач (за исключением четвертого — 14 задач). Всего — 176 задач. При помощи шести тестов диагностируется вербальная сфера, двух — пространственное представление и воображение, одного — мнемическая сфера интеллектуальных способностей индивида.
В заданиях субтестов (кроме четвертого, пятого и шестого) используются задачи закрытого типа. Перед началом выполнения каждого субтеста испытуемые инструктируются. Им предлагается решить задачи подобного типа (тренировочные). Затем регистрируется время выполнения каждого субтеста, которое составляет от 6 до 10 мин. Общее время обследования — 90 мин.
Первый субтест — «Логический отбор» («Осведомленность — ОС»)[3][4] — исследует индуктивное мышление человека и так называемое языковое чутье. Испытуемые должны закончить предложение одним из пяти альтернативных слов.
Например: «У деревьев всегда есть…»: а) листья, б) плоды, в) корпи, г) кора, д) ветки.
Второй субтест — «Определение общих черт» («Исключение лишнего — ИЛ») — исследует способность испытуемого к абстрагированию, обобщению, оперированию вербальными понятиями и т. д. путем выявления общего смыслового признака в стимулыюм ряду (ряд слов), отметив лишнее слово-понятие, не обладающее этим признаком.
Например: а) рисунок, б) картина, в) графика, г) скульптура, д) живопись.
Третийсубтест — «Аналогии» («Поиск аналогий — ПА») — оценивает развитие комбинаторных способностей человека путем выявления логических связей между понятиями, аналогичными образцу.
Например, в образце предлагается логическая связка слов: «паровоз — вагоны». Испытуемый должен выбрать слово, которое имеет такое же отношение к слову «конь —…» из предложенных пяти альтернатив: а) лошадь, б) сено, в) телега, г) дорога, д) седло.
Четвертый субтест — «Классификация» («Определение общего — ОО») — предназначен для выявления уровня развития способностей человека обобщать или выносить суждение. Испытуемый к паре понятий должен самостоятельно подобрать обобщающее слово (суждение).
Например, дана связка слов: «дом — сарай». Верное обобщение — постройки.
Пятый субтест — «Арифметический счет» — оценивает уровень сформированности практических навыков математического мышления.
Например: сколько проедет поезд за 7 ч, если его скорость 40 км/ч?
Шестой субтест — «Числовые ряды» («Определение закономерностей — 03») — предназначен для исследования индуктивного мышления испытуемых и их способности оперировать числами. Требуется установить логику числового ряда и продолжить его. Например: 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24,???
Седьмой субтест — «Выбор фигур» («Геометрическое сложение — ГС») — предназначен для оценки пространственного воображения и комбинаторных способностей. Испытуемым необходимо из частей мысленно собрать целую фигуру.
Восьмой субтест — «Задание с кубиками» («Пространственное воображение — ПВ») — решает задачу оценки развития комбинаторных способностей, пространственного представления и воображения человека. Испытуемым предлагается из изображений повернутых в пространстве кубиков, рисунок граней которых изменился, выбрать подобный эталону.
Девятый субтест — «Запоминание» — задание на выявление способности сосредоточить внимание и сохранить информацию в памяти. Испытуемым предлагается в течение 3 мин запомнить ряд слов, которые объединены в таблице по определенным категориям. Начальные буквы слов в разных группах не повторяются. Затем предлагается вспомнить слово, начинающееся на определенную букву, и определить, из какой оно категории.
Интерпретация результатов и особенности работы с методикой. Результаты теста интерпретируются по сумме баллов, набранных при ответах. Однако сам Амтхауэр предлагал «грубый» анализ умственного профиля. Для этого отдельно подсчитываются результаты испытуемого по первым четырем субтестам и отдельно — по оставшимся пяти. Если сумма баллов, но первой группе субтестов превышает вторую суммарную оценку, то у данного человека больше развиты теоретические способности, если наоборот — практические.
Важно уметь организовать само исследование. Наименьшее число артефактов и искажений возникает в том случае, когда обследуемые лично заинтересованы в положительных результатах тестирования, но не придают им слишком большого значения. Такая ситуация возникает в условиях консультации (приложение 5).
- [1] В России тест Р. Амтхауэра адаптирован Институтом общей и педагогической психологии на экспериментальной выборке русских школьников и Военно-медицинской академией на выборке курсантов и абитуриентов военных училищ и назван соответственно «Тест умственныхспособностей» (ТУС) и «Методика исследования особенностей мышления» (МИОМ). Эти варианты адаптации чешской модификации тестаР. Амтхауэра в настоящее время опубликованы и активно применяютсяв России.
- [2] Возможно, не отражающий, а порождающий эти особенности какструктура более высокого иерархического уровня в личностной системе.
- [3] Данные о проверке валидности и надежности теста Р. Амтхауэрана российской выборке приведены в книге А. А. Бодалева, В. В. Столина."Общая психодиагностика" (СПб.: Речь, 2002. С. 208—213), а также в работах М. К. Акимовой, К. М. Гуревича и др.
- [4] В скобках приводятся формулировки шкал в иной редакции.