Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Стадии развития электронного правительства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует отметить, что переход на четвертую стадию — высшую стадию развития электронного правительства, согласно модели Лэйна и Ли, — требует коренных преобразований в системе государственного управления в целом, который не решается путем добавления каких-либо сервисов или созданием площадок для взаимодействия. Однако сам алгоритм перехода от вертикальной к горизонтальной интеграции авторами… Читать ещё >

Стадии развития электронного правительства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На настоящий момент существуют различные подходы к оценке зрелости электронного правительства.

Одним из наиболее распространенных оснований классификации является качество предоставления государственных услуг в электронном виде (рис. 1.3). Примером может служить разделение на стадии, предложенное Е. Г. Иншаковой.

1- я стадия — «Предоставление информации».

На данной стадии обеспечивается начальный уровень присутствия в сети Интернет органов государственной и муниципальной власти: создается официальный сайт органа, который выполняет исключительно информационную функцию. На сайте можно найти общую информацию об органе власти, его функционале, тексты базовых нормативных правовых актов, а также контактную информацию (номера телефонов, адреса, часы приема). Помимо этого, на таком сайте могут быть размещены ссылки на другие сайты органов власти. Обратная связь на сайте может быть реализована через создание раздела «Часто задаваемые вопросы», в котором будет содержаться базовая информация по блокам (вопрос — ответ).

На данном этапе происходит одностороннее распространение информации: от органа власти к пользователям. У пользователей нет возможности ознакомиться с текущими новостями о деятельности органа власти (информация обновляется нерегулярно), задать вопрос через сайт, отправить заполненную форму документа, и тем более совершить полноценную транзакцию.

2- я стадия — «Продвинутое присутствие».

На данной стадии на сайге появляется раздел «Новости», который регулярно обновляется, поисковые системы, электронные адреса государственных служащих, однако еще нет возможности осуществить взаимодействие непосредственно через сай г.

3- я стадия — «Интерактивное веб-присутствие».

На данной стадии появляются встроенные возможности коммуникации с органом государственной власти (с помощью чага, форума и т. п.), информация регулярно обновляется, формируются единые требования к структуре и информационному наполнению сайтов органов власти.

4- я стадия — «Транзакционное присутствие».

На данной стадии появляется возможность осуществить полный цикл получения электронной государственной услуги: подать налоговую декларацию, оплатить штраф и т.н.

5- я стадия — «Сетевое присутствие».

В рамках данной стадии предполагается трансформация самих государственных процессов: развитие сервисов для вовлечения граждан в процессы разработки и принятия государственных решений. Например, проведение онлайн-референдумов, онлайнконсультаций с гражданами, формирование сообществ экспертов для выработки и оценки альтернатив решений и др.[1]

Описанное выше стадиальное развитие электронного правительства фокусируется, главным образом, на отношениях «государство — гражданин», описывая движение от одностороннего информирования граждан о базовых характеристиках органа власти вплоть до осуществления двустороннего электронного взаимодействия и вовлечения граждан в деятельность органов власти. Однако в рамках предложенной классификации недостаточное внимание уделяется «внутренней» составляющей развития электронного правительства в органах государственной власти — внутриведомственному и межведомственному документообороту. В этой связи интересной представляется модель К. Лэйна и Дж. Ли. Исследователи выделяют четыре стадии развития электронного правительства.

1- я стадия — «Каталог».

У органа государственной власти есть сайт, на котором размещена основная информация о его деятельности, нормативные правовые акты, образцы бланков, которые можно скачать для заполнения.

2- я стадия — «Транзакции».

На сайте появляются различные онлайн-сервисы, есть возможности электронного взаимодействия и совершения операций (например, заполнить форму анкеты онлайн).

3- я стадия — «Вертикальная интеграция».

В органе государственной власти функционирует система внутриведомственного электронного документооборота, происходит дальнейшее развитие внешних онлайн-сервисов.

4- я стадия — «Горизонтальная интеграция».

Развивается система межведомственного электронного документооборота, система «одного окна». На этой стадии происходит интеграция баз данных всех органов власти, возможность обмена информацией между ведомствами в «автоматическом» режиме, при котором госслужащие контролируют этот процесс, но не выполняют конкретных функций[2].

Следует отметить, что переход на четвертую стадию — высшую стадию развития электронного правительства, согласно модели Лэйна и Ли, — требует коренных преобразований в системе государственного управления в целом, который не решается путем добавления каких-либо сервисов или созданием площадок для взаимодействия. Однако сам алгоритм перехода от вертикальной к горизонтальной интеграции авторами не описан.

Модель Лэйна и Ли легла в основу пятиступенчатой пирамиды эволюции электронного правительства, разработанной Департаментом по экономическим и социальным вопросам ООП (UN DESA).

1- я стадия — «Возникновение электронного правительства».

Создание официальных сайтов органов государственной власти в сети Интернет, на которых размещена общая информация об органе.

2- я стадия — «Повышенная».

На официальных сайтах органов государственной власти появляются ленты новостей, образцы официальных документов, которые можно скачать.

3- я стадия — «Интерактивная».

На сайтах органов государственной власти размещаются различные сервисы, позволяющие получить некоторые государственные услуги в электронной форме, например, отправить налоговую декларацию.

4- я стадия — «Транзакционная».

На данной стадии осуществляется переход к оказанию всех государственных услуг в электронном виде в режиме 24 / 7 / 365 (24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году).

5- я стадия — «Сетевое государство».

На данной стадии создается устойчивая модель взаимодействия так называемого фронт-офиса (взаимодействующего непосредственно с гражданами, выступающими в роли клиентов) и бэк-офиса (внутренних подразделений, обеспечивающих бесперебойную работу органа государственной власти, например, департамента кадров) на основе комплексной горизонтальной и вертикальной интеграции.

Помимо этого, при составлении рейтингов развития электронного правительства эксперты ООН используют еще один дополнительный критерий — электронное участие (е-participation) — с целью зафиксировать степень общественной вовлеченности в процессы государственного управления.

Стадии развития электронного правительства (современные подходы).

Рис. 1.3. Стадии развития электронного правительства (современные подходы).

Определяя, на какой стадии развития электронного правительства находится то или иное государство, важно не подменять цель — повышение эффективности государственного управления — средствами ее достижения, а именно — уровнем развития информационных технологий, оснащенностью органов государственной власти техническими средствами связи и т. п. На первых стадиях развитие электронного правительства, действительно, сильно привязано к темпам развития ИКТ, однако на высших стадиях, когда определенный уровень информационно-технической обеспеченности уже достигнут, на первый план выходит проблема качественных изменений самих процессов государственного управления, для решения которой требуется изменение архитектуры разработки и принятия государственных решений.

  • [1] Мишакова Е. Г. Стадии развития «электронного правительства» // Правоваянаука и реформа юридического образования. 2012. № 2 (25). С. 109—113.
  • [2] Дьякова Е. Д. Основные этапы эволюции моделей электронного правительства // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. 2013. № 11.С. 5−12.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой