Роли в спортивной команде
![Реферат: Роли в спортивной команде](https://gugn.ru/work/6587988/cover.png)
Специалисты выделяют конструктивные и разрушительные роли в команде, отмечая, что для эффективного лидера характерно наличие трех обязательных ролей: мотиватор, координатор и исполнитель (табл. 11.7). Отстаивает традиции и правила поведения, принятые в группе, сложившиеся распределение прав и обязанностей, требует от каждого неукоснительного их исполнения. При решении задач, стоящих перед… Читать ещё >
Роли в спортивной команде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Роль (в социальной психологии) — способ поведения людей, отвечающий принятым нормам и зависящий от их статуса в конкретной группе или социуме в целом. Различают роли социальные, обусловленные местом индивида в системе социальных отношений (профессиональные, социальнодемографические), и роли межличностные (групповые), определяемые местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, отверженный и т. д.). Также роли разделяют на формальные и неформальные. Формальные роли назначаются или выбираются: капитан, игровые роли нападающего, защитника и т. п. Неформальные роли — это ожидаемые от человека типы поведения в конкретной ситуации (заботливый тренер, строгий тренер и т. п.). Являясь более эмоционально-личностными, неформальные роли дополняют формальные и тем самым обеспечивают сплочение группы.
Игровые роли спортсменов обусловлены особенностями технико-тактических приемов и описываются как каталог игровых ролей. Например, в волейболе роль игрока в нападении связана с подачей, передачей мяча для нападающего удара, нападающими ударами; в защите — с приемом мяча (с вариантами от подачи, от нападающего удара, от обмана, от блока соперника) и блокированием. Обычно каждый игрок в той или иной мере может выполнять все игровые роли, но при этом быть более эффективным в какой-то одной. Роль, которую игрок выполняет систематически и наиболее эффективно, определяется как его «основная роль». Одна-две такие роли присущи каждому игроку. «Вспомогательная роль» — это роль, которая вводится для игрока дополнительно к основной. Задачи и содержание деятельности при выполнении основных и вспомогательных ролей различаются (табл. 11.5).
Таблица 11.5
Задачи и содержание деятельности основных и вспомогательных игровых ролей (на примере волейбола)
Игровая роль. | Задача основной роли. | Задача вспомогательной роли. |
Подающий. | При благоприятных условиях — выигрыш очка с подачи, допускается доля риска. | Выигрыш желателен, но нс обязателен, нс проиграть мяч, риск исключен. |
Принимающий. | Принять мяч и обеспечить качественную передачу для развития атаки, риск исключен. | По возможности принять мяч, не проиграть. Передать на переднюю линию, риск исключен. |
Атакующий. | Выиграть очко или право на подачу, допускается доля риска. | Выигрыш желателен, но нс обязателен, не проиграть мяч, риск исключен. |
Блокирующий. | Прервать атаку соперника при ударе «по ходу», риск исключен. | Обеспечить помощь основному блокирующему, закрывая направление ударов «с переводом», риск исключен. |
Защитник. | Принять мяч и передать его для развития атаки, риск исключен. | Не дать мячу упасть, нс проиграть, риск исключен. |
Страхующий. | Принять мяч и передать его партнеру, риск исключен. | Не дать мячу упасть, не проиграть, риск исключен. |
Передающий. | Обеспечить атаку качественной передачей, риск допускается в комбинациях. | Выполнить передачу для возможного нападающего удара, риск исключен. |
В процессе игры каждый игрок последовательно выполняет одну игровую роль за другой: подающий после выполнения подачи может выполнить роли страхующего или защитника; передающий после выполнения передачи — роль страхующего нападение и т.и.
В исследованиях А. И. Бузника и Р. М. Белбина было доказано, что в каждой команде для эффективной организации работы, независимо от количества игроков, должны выполняться определенные роли, различающиеся по функциям и поведенческим признакам (табл. 11. б)[1].
Необходимый и достаточный набор неформальных ролей спортивной команды (по А. И. Бузнику).
Роль. | Функция. | Поведенческий признак. |
Генератор идей. | Изменение когнитивной среды. | Часто выдвигает новые идеи по поводу проблем, возникающих перед группой, предлагает новые способы их решения. |
Учитель. | Стабилизация когнитивной сферы. | Обучает членов группы приемам и способам решения типичных проблем, стоящих перед группой. |
Мастер | Изменение в области решения групповых задач конативной сферы. | Квалифицированный спортсмен, который отыскивает причины сбоев и затруднений в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности членов сборной, осваивает и внедряет новые способы решения задач. |
Исполнитель. | Стабилизация в области решения групповых задач коиативной сферы. | Выполняет возложенные на него обязанности, частные задачи, распоряжения неформальных лидеров. |
Бунтарь. | Изменение в области обеспечения групповых традиций конативной сферы. | Не признает традиций и правил поведения, принятых в группе, стремится их изменить. |
Хранитель традиций. | Стабилизация области обеспечения групповых традиций конативной сферы. | Отстаивает традиции и правила поведения, принятые в группе, сложившиеся распределение прав и обязанностей, требует от каждого неукоснительного их исполнения. |
Поборник справедливости. | Стабилизация в области обеспечения групповых норм конативной сферы. | Отстаивает справедливость при распределении прав, обязанностей, материальных благ и т. д. |
Критик. | Изменение конативной сферы в области представительства во взаимоотношениях с системой или над ней. | Ставит под сомнение и критикует групповые решения, приказы тренера, распоряжения неформальных лидеров. |
Миротворец. | Сохранение в области представительства во взаимоотношениях с системой конативной сферы и над ней. | Регулирует конфликты, возникающие у членов группы как между собой, так и с тренером, выступая в качестве посредника. |
Пересмешник. | Изменение и стабилизация аффективной сферы. | Влияет на настроение в группе с помощью шуток, розыгрышей и т. д. |
Организатор | Изменение в регулятивной сфере. | При решении задач, стоящих перед группой, организует совместную деятельность, координирует усилия различных членов, создает у них положительную мотивацию. |
Администратор | Стабилизация в регулятивной сфере. | Требует четкого выполнения руководящих нормативных документов, законов, правил. |
Специалисты выделяют конструктивные и разрушительные роли в команде, отмечая, что для эффективного лидера характерно наличие трех обязательных ролей: мотиватор, координатор и исполнитель (табл. 11.7).
Таблица 11.7
Конструктивные командные роли. | |
Роль. | Действие. |
Мотиватор | Приводит команду в действие, побуждает к движению вперед, не позволяет расслабиться, напоминает о цели. |
Координатор | Согласует мнения и действия всех участников команды, делает конструктивные предложения по организации совместной деятельности. |
Исполнитель. | Выполняет поставленную перед ним задачу точно в срок в указанном объеме и качестве. |
Контролер времени. | Следит за временем, своевременно информирует остальных об истечении времени. |
Контролер качества. | Стремится довести до совершенства результаты работы команды, прорабатывает все детали. |
Контролер поведения. | Дисциплинирует команду, следит за поведением участников команды и соблюдением установленных стандартов, правил и процедур |
Генератор идей. | Предлагает нестандартные идеи или решения, новые подходы, инновации. |
Аналитик (оценщик — критик). | Оценивает сильные и слабые стороны любой идеи или решения, предлагает наилучшее, делает реалистичные прогнозы. |
Душа команды. | Создает благоприятную эмоциональную атмосферу, рабочую обстановку, климат в команде. |
Разрушительные роли создают напряженную атмосферу, могут приводить к конфликтам и, в итоге, ухудшать результативность. Эти роли нельзя игнорировать. Тренер, капитан, психолог должны с помощью бесед работать с организаторами паники, саботажниками и пр. От некоторых носителей ролей стоит отказаться, если конструктивное взаимодействие не приводит к желаемым результатам (табл. 11.8).
Таблица 11.8 Разрушительные командные роли. | |
Роль. | Поведение и высказывания. |
Организатор паники. | «Нет, так не получится»; «Нам не хватит времени»; «Мы не сможем»; «Давайте не будем этого делать». |
Саботажник. | Требует много уточнений. Отказывается выполнять задачи. Высказывает негативное отношение. Делает выпады в отношении лидера. Говорит от лица всех. |
Настаивающий на особом отношении. | Настаивает на своей идее или мнении: «Моя идея лучше». Подчеркивает свою исключительность: «Я знаю, как надо…»; «У меня больше оснований так говорить». |
Роль. | Поведение и высказывания. |
Сибарит. | Не вступает в полемику, чтобы не взвинчивать ситуацию. Предпочитает удовлетворять личные цели, а не командные. Не берет на себя ответственность: «Ну, это будет трудно (невозможно)…»; «А может, лучше перерыв (кофе…); «Это что ж, нам придется напрягаться…». |
Паразит. | Сваливает свои обязанности на других. В профессиональных командах надолго не задерживается. |
«Несчастный, неоцененный по заслугам». | Обижается, замыкается. Молчит, не участвует в решении задачи. Машет рукой: «Ну и пожалуйста…»; «Ну, я же вам говорил»; «Вы еще увидите…»; «Я предупреждал»; «Делайте-делайте, потом поймете!..». |
Пожиратель времени. | Привлекает к себе внимание. Принимает на себя чужие роли. Постоянно задает вопросы: «А зачем?». Предлагает отвлекающие идеи: «А вот у меня был случай…». |
Ролевую специализацию необходимо оценивать как по самооценкам, так и, но оценкам со стороны других членов команды. Спортсмен может считать себя «сильным мотиватором», но не воспринимается как «мотиватор» другими игроками.
- [1] См.: Бузник А. И. Ролевые взаимоотношения в юношеской сборной команде по футболу. Киев, 2002; Белбин Р. М. Типы ролей в командах менеджеров: пер. с англ. М, 2003.