Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Роли в спортивной команде

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Специалисты выделяют конструктивные и разрушительные роли в команде, отмечая, что для эффективного лидера характерно наличие трех обязательных ролей: мотиватор, координатор и исполнитель (табл. 11.7). Отстаивает традиции и правила поведения, принятые в группе, сложившиеся распределение прав и обязанностей, требует от каждого неукоснительного их исполнения. При решении задач, стоящих перед… Читать ещё >

Роли в спортивной команде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Роль (в социальной психологии) — способ поведения людей, отвечающий принятым нормам и зависящий от их статуса в конкретной группе или социуме в целом. Различают роли социальные, обусловленные местом индивида в системе социальных отношений (профессиональные, социальнодемографические), и роли межличностные (групповые), определяемые местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, отверженный и т. д.). Также роли разделяют на формальные и неформальные. Формальные роли назначаются или выбираются: капитан, игровые роли нападающего, защитника и т. п. Неформальные роли — это ожидаемые от человека типы поведения в конкретной ситуации (заботливый тренер, строгий тренер и т. п.). Являясь более эмоционально-личностными, неформальные роли дополняют формальные и тем самым обеспечивают сплочение группы.

Игровые роли спортсменов обусловлены особенностями технико-тактических приемов и описываются как каталог игровых ролей. Например, в волейболе роль игрока в нападении связана с подачей, передачей мяча для нападающего удара, нападающими ударами; в защите — с приемом мяча (с вариантами от подачи, от нападающего удара, от обмана, от блока соперника) и блокированием. Обычно каждый игрок в той или иной мере может выполнять все игровые роли, но при этом быть более эффективным в какой-то одной. Роль, которую игрок выполняет систематически и наиболее эффективно, определяется как его «основная роль». Одна-две такие роли присущи каждому игроку. «Вспомогательная роль» — это роль, которая вводится для игрока дополнительно к основной. Задачи и содержание деятельности при выполнении основных и вспомогательных ролей различаются (табл. 11.5).

Таблица 11.5

Задачи и содержание деятельности основных и вспомогательных игровых ролей (на примере волейбола)

Игровая роль.

Задача основной роли.

Задача вспомогательной роли.

Подающий.

При благоприятных условиях — выигрыш очка с подачи, допускается доля риска.

Выигрыш желателен, но нс обязателен, нс проиграть мяч, риск исключен.

Принимающий.

Принять мяч и обеспечить качественную передачу для развития атаки, риск исключен.

По возможности принять мяч, не проиграть. Передать на переднюю линию, риск исключен.

Атакующий.

Выиграть очко или право на подачу, допускается доля риска.

Выигрыш желателен, но нс обязателен, не проиграть мяч, риск исключен.

Блокирующий.

Прервать атаку соперника при ударе «по ходу», риск исключен.

Обеспечить помощь основному блокирующему, закрывая направление ударов «с переводом», риск исключен.

Защитник.

Принять мяч и передать его для развития атаки, риск исключен.

Не дать мячу упасть, нс проиграть, риск исключен.

Страхующий.

Принять мяч и передать его партнеру, риск исключен.

Не дать мячу упасть, не проиграть, риск исключен.

Передающий.

Обеспечить атаку качественной передачей, риск допускается в комбинациях.

Выполнить передачу для возможного нападающего удара, риск исключен.

В процессе игры каждый игрок последовательно выполняет одну игровую роль за другой: подающий после выполнения подачи может выполнить роли страхующего или защитника; передающий после выполнения передачи — роль страхующего нападение и т.и.

В исследованиях А. И. Бузника и Р. М. Белбина было доказано, что в каждой команде для эффективной организации работы, независимо от количества игроков, должны выполняться определенные роли, различающиеся по функциям и поведенческим признакам (табл. 11. б)[1].

Необходимый и достаточный набор неформальных ролей спортивной команды (по А. И. Бузнику).

Роль.

Функция.

Поведенческий признак.

Генератор идей.

Изменение когнитивной среды.

Часто выдвигает новые идеи по поводу проблем, возникающих перед группой, предлагает новые способы их решения.

Учитель.

Стабилизация когнитивной сферы.

Обучает членов группы приемам и способам решения типичных проблем, стоящих перед группой.

Мастер

Изменение в области решения групповых задач конативной сферы.

Квалифицированный спортсмен, который отыскивает причины сбоев и затруднений в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности членов сборной, осваивает и внедряет новые способы решения задач.

Исполнитель.

Стабилизация в области решения групповых задач коиативной сферы.

Выполняет возложенные на него обязанности, частные задачи, распоряжения неформальных лидеров.

Бунтарь.

Изменение в области обеспечения групповых традиций конативной сферы.

Не признает традиций и правил поведения, принятых в группе, стремится их изменить.

Хранитель традиций.

Стабилизация области обеспечения групповых традиций конативной сферы.

Отстаивает традиции и правила поведения, принятые в группе, сложившиеся распределение прав и обязанностей, требует от каждого неукоснительного их исполнения.

Поборник справедливости.

Стабилизация в области обеспечения групповых норм конативной сферы.

Отстаивает справедливость при распределении прав, обязанностей, материальных благ и т. д.

Критик.

Изменение конативной сферы в области представительства во взаимоотношениях с системой или над ней.

Ставит под сомнение и критикует групповые решения, приказы тренера, распоряжения неформальных лидеров.

Миротворец.

Сохранение в области представительства во взаимоотношениях с системой конативной сферы и над ней.

Регулирует конфликты, возникающие у членов группы как между собой, так и с тренером, выступая в качестве посредника.

Пересмешник.

Изменение и стабилизация аффективной сферы.

Влияет на настроение в группе с помощью шуток, розыгрышей и т. д.

Организатор

Изменение в регулятивной сфере.

При решении задач, стоящих перед группой, организует совместную деятельность, координирует усилия различных членов, создает у них положительную мотивацию.

Администратор

Стабилизация в регулятивной сфере.

Требует четкого выполнения руководящих нормативных документов, законов, правил.

Специалисты выделяют конструктивные и разрушительные роли в команде, отмечая, что для эффективного лидера характерно наличие трех обязательных ролей: мотиватор, координатор и исполнитель (табл. 11.7).

Таблица 11.7

Конструктивные командные роли.

Роль.

Действие.

Мотиватор

Приводит команду в действие, побуждает к движению вперед, не позволяет расслабиться, напоминает о цели.

Координатор

Согласует мнения и действия всех участников команды, делает конструктивные предложения по организации совместной деятельности.

Исполнитель.

Выполняет поставленную перед ним задачу точно в срок в указанном объеме и качестве.

Контролер времени.

Следит за временем, своевременно информирует остальных об истечении времени.

Контролер качества.

Стремится довести до совершенства результаты работы команды, прорабатывает все детали.

Контролер поведения.

Дисциплинирует команду, следит за поведением участников команды и соблюдением установленных стандартов, правил и процедур

Генератор идей.

Предлагает нестандартные идеи или решения, новые подходы, инновации.

Аналитик (оценщик — критик).

Оценивает сильные и слабые стороны любой идеи или решения, предлагает наилучшее, делает реалистичные прогнозы.

Душа команды.

Создает благоприятную эмоциональную атмосферу, рабочую обстановку, климат в команде.

Разрушительные роли создают напряженную атмосферу, могут приводить к конфликтам и, в итоге, ухудшать результативность. Эти роли нельзя игнорировать. Тренер, капитан, психолог должны с помощью бесед работать с организаторами паники, саботажниками и пр. От некоторых носителей ролей стоит отказаться, если конструктивное взаимодействие не приводит к желаемым результатам (табл. 11.8).

Таблица 11.8

Разрушительные командные роли.

Роль.

Поведение и высказывания.

Организатор паники.

«Нет, так не получится»; «Нам не хватит времени»; «Мы не сможем»; «Давайте не будем этого делать».

Саботажник.

Требует много уточнений. Отказывается выполнять задачи. Высказывает негативное отношение. Делает выпады в отношении лидера. Говорит от лица всех.

Настаивающий на особом отношении.

Настаивает на своей идее или мнении: «Моя идея лучше». Подчеркивает свою исключительность: «Я знаю, как надо…»; «У меня больше оснований так говорить».

Роль.

Поведение и высказывания.

Сибарит.

Не вступает в полемику, чтобы не взвинчивать ситуацию. Предпочитает удовлетворять личные цели, а не командные. Не берет на себя ответственность: «Ну, это будет трудно (невозможно)…»; «А может, лучше перерыв (кофе…);

«Это что ж, нам придется напрягаться…».

Паразит.

Сваливает свои обязанности на других. В профессиональных командах надолго не задерживается.

«Несчастный, неоцененный по заслугам».

Обижается, замыкается. Молчит, не участвует в решении задачи. Машет рукой: «Ну и пожалуйста…»; «Ну, я же вам говорил»;

«Вы еще увидите…»; «Я предупреждал»; «Делайте-делайте, потом поймете!..».

Пожиратель времени.

Привлекает к себе внимание. Принимает на себя чужие роли. Постоянно задает вопросы: «А зачем?».

Предлагает отвлекающие идеи: «А вот у меня был случай…».

Ролевую специализацию необходимо оценивать как по самооценкам, так и, но оценкам со стороны других членов команды. Спортсмен может считать себя «сильным мотиватором», но не воспринимается как «мотиватор» другими игроками.

  • [1] См.: Бузник А. И. Ролевые взаимоотношения в юношеской сборной команде по футболу. Киев, 2002; Белбин Р. М. Типы ролей в командах менеджеров: пер. с англ. М, 2003.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой