Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Обязательства по транспортировке и хранению

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Транспортировка как публичная услуга. Развитие правового регулирования перевозок осуществлялось в связи с чисто практическими потребностями перевозчиков (в первую очередь железных дорог), с одной стороны, и пользующейся их услугами публики — с другой, т. е. вне связи с классическими римскими институтами, в том числе договорами подряда и найма усл}'г. Практические же эти потребности свелись… Читать ещё >

Обязательства по транспортировке и хранению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Правовые формы транспортировки (п. 1037—10 381)

1037. Источники специальной гражданско-правовой регламентации транспортировки. Понятие возмездных услуг не является однородным. Нормы гл. 39 ГК к некоторым видам услуг не применяются даже в субсидиарном порядке. Первым видом такого рода услуг являются услуги, заключающиеся в перевозке грузов, пассажиров и багажа (1) воздушным (авиационным), (2) внутренним водным, (3) морским, (4) железнодорожным и (5) автомобильным транспортом: их оказание регулируется нормами гл. 40 ГК, а также соответствующими нормами транспортных уставов и кодексов (см. гл. XV и XVII Воздушного кодекса, гл. XI, XIII—XV КВВТ, гл. VIII, IX КТМ, гл. И, V-VII УЖТ и гл. 2−6 УАТ). Транспортировка иными видами транспорта либо подвергается своему собственному, особенному правовому регулированию (такова, например, деятельность трубопроводного транспорта), либо вовсе не имеет особой гражданскоправовой регламентации и подчиняется общим правилам гл. 39 ГК (такова, например, перевозка транспортом вьючным, гужевым, пневматическим, лифтовым, эскалаторным и элеваторным, судами на воздушной и магнитной подушках, транспортом космическим, а также переноска и перевозка с помощью мускульной силы человека (грузчики, докеры, дрягили, крючники, носильщики, рикши и т. п.)).

10371. Существо транспортировки. Оно таково, что больше напоминает, конечно, работу, ибо всякая транспортировка — груза ли, пассажира ли, багажа — всегда затевается во имя достижения точно определенного материального результата изменения пространственного местоположения известного предмета путем его перемещения при помощи транспортного средства (ТС). К тому же исполнение обязательства транспортировки предполагает поступление ее предмета во владение (под контроль) перевозчика, точно так же, как подлежащая обработке вещь передается во владение подрядчику. В то же время транспортировка не предполагает какого-либо воздействия перевозчика (исполнителя) на свой предмет в смысле его переработки или обработки — напротив, его задача заключается в том, чтобы сохранить (обезопасить) предмет перевозки, не допустив причинения ему какого бы то ни было ущерба (убытка) и в этом смысле транспортировка больше похожа на услугу. То есть с точки зрения (1) номинации и (2) техники исполнения перед нами — работа, но (3) по сути своей и (4) по своему результату — это работа совсем не того типа, на который рассчитывается традиционное правовое регулирование обязательств по производству работ.

10372. Транспортировка как публичная услуга. Развитие правового регулирования перевозок осуществлялось в связи с чисто практическими потребностями перевозчиков (в первую очередь железных дорог), с одной стороны, и пользующейся их услугами публики — с другой, т. е. вне связи с классическими римскими институтами, в том числе договорами подряда и найма усл}'г. Практические же эти потребности свелись в основном к противостоянию двух интересов и борьбе продиктованных ими тенденций. Так, интерес публики всегда состоял в том, чтобы иметь равный для всех (публичный) доступ к услугам по своевременной, быстрой и исправной (качественной) перевозке, а интерес перевозчиков — в том, чтобы иметь возможность отказывать в перевозке (или, по крайней мере, дифференцировать ее условия) различным категориям клиентов, а также в том, чтобы максимально (насколько это возможно) освободиться от ответственности за любые случаи неисправной перевозки (задержку отправления, опоздание прибытия, а также утрату и повреждение груза, принятого к перевозке) или (в крайнем случае) максимально затруднить процедуру привлечения к такой ответственности. Современное содержание правового регулирования перевозок представляет собой чисто арифметический компромисс между двумя этими тенденциями.

10373. Виды транспортировки (с точки зрения ее правовой регламентации). Основной вид транспортировки — (1) перевозка, выделяемая техникой своего осуществления — перемещением предмета транспортировки во внутреннем объеме (внутренней вместимости) ТС, на его внешней поверхности или на внешней к нему подвеске. Эта техника обеспечивает максимальный, наиболее полный контроль перевозчика над перевозимым предметом и, следовательно, предполагает максимальную степень его ответственности. Другими видами транспортировки являются (2) буксировка, т. е. перемещение индивидуально-определенной вещи (буксируемого объекта) посредством его тяги или толкания морским судном или судном внутреннего плавания (т.е. перемещения вещи вне ТС); (3) передача через присоединенную сеть (рассмотрена выше, в главе о так называемых обязательствах по передаче вещей); (4) сплав по рекам и другим водным путям, имеющим течение, а также (5) проводка морских судов и судов внутреннего плавания (ледовая и лоцманская). Ограничение меры контроля транспортирующей организации над предметом транспортировки — основание ограничения меры ее ответственности по своим обязательствам.

10374. Предметы транспортировки. Нормы гл. 40 ГК выделяют три типа таких предметов — (1) груз; (2) пассажира и (3) багаж. Грузом называются любые материальные предметы (вещи), сданные их отправителем перевозчику и принятые последним для транспортировки в режиме перевозки. Пассажиром считается физическое лицо (гражданин), имеющий билет, либо находящийся на территории пассажирского транспортного терминала, либо совершивший посадку в ТС, следующее по определенному маршруту (независимо от наличия билета). Багажом считаются вещи, сданные пассажиром перевозчику для перевозки под контролем последнего тем же ТС (рейсом), которым следует данный пассажир, и подлежащие выдаче именно этому (сдавшему их к перевозке) пассажиру. Транспортное законодательство выделяет также такие предметы перевозки, как.

(4) ручная кладь — малогабаритные легкие вещи, перевозимые пассажиром при себе; (5) грузобагаж — багаж, перевозимый в почтово-багажных поездах либо в специальных (почтовых, багажных, почтово-багажных) вагонах пассажирских поездов, и (6) почту — груз в виде почтовых отправлений, сданных к перевозке предприятиями связи.

10375. Перевозка и договор перевозки. Вопреки указанию п. 1 ст. 794 ГК не всякая перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется у нас по одноименному договору — договору перевозки. Отличительная черта всякого договора перевозки (см. его определения из п. 1 ст. 785 и п. 1 ст. 786) заключается в его всецелом исполнении силами и средствами (иждивением) перевозчика. Грузоотправителю достаточно сдать груз к перевозке, не заботясь при этом ни о наличии (исправности, готовности, пригодности) ТС для такой перевозки, ни о возможности их перемещения (если ТС не являются самоходными), ни о наличии условий для их эксплуатации (права пользования транспортной инфраструктурой, экипажа и пр.), ни о последующих исполнителях обязательств, принятых на себя перевозчиком. Пассажиру, соответственно, достаточно заключить договор перевозки и (или) сдать к перевозке багаж. Несмотря на свой императивный (!) характер эти предписания Гражданского кодекса соблюдаются далеко не на всех видах транспорта[1]. Участниками (сторонами) договора перевозки являются, с одной стороны, тот, кто заказывает перевозку (чаще всего грузоотправитель или пассажир, реже грузополучатель), а с другой — тот, кто будет исполнять заказ, т. е. осуществлять перевозку (перевозчик).

1038. «Проблема» правового положения грузополучателя. Каково правовое положение грузополучателя по договору перевозки, заключенному грузоотправителем? Этот вопрос вот уже долгие годы вызывает горячие споры в нашей литературе. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой грузополучатель является бенефициаром — третьим лицом, в пользу которого заключен договор перевозки; последний в этом случае трактуется как договор в пользу третьего лица (ст. 430 ГК). Но ни действующее законодательство, ни практика договорных перевозок не дают для этого вывода никаких оснований: все свои обязанности перевозчик несет перед грузоотправителем, — лицом, заключившим с ним договор перевозки, — но никак не перед грузополучателем. Это означает, что назначение договором перевозки груза особого грузополучателя, не совпадающего с грузоотправителем, играет чисто техническую роль, определяя (1) личность того субъекта, выдача груза которому освобождает перевозчика от обязательства, и его (2) адрес (местонахождение), т. е. место надлежащего исполнения обязательства перевозчика. Грузополучатель по договору перевозки, заключенному грузоотправителем, — это адресат (или домицилиат) исполнения, подобный получателю кредитового перевода, держателю неакцептованного векселя или чека. Договор перевозки с условием выдачи груза третьему лицу (грузополучателю) — это договор с условием о переадресовании исполнения.

1038[2]. Почему не обсуждается «проблема» правового положения грузоотправителя? В самом деле — почему? Ведь существуют (и имеют довольно широкое распространение) случаи, когда перевозка организуется не грузоотправителем, а грузополучателем[2]. Грузополучатель, «обеспечивший» перевозчика по заключенному с ним договору об организации перевозок или договору фрахтования, информирует о нем грузоотправителя, а последний — сдает к перевозке груз перевозчику, указанному грузополучателем. Как это становится возможным? Обязан ли перевозчик принять сдаваемый отправителем к перевозке груз? Да, несомненно, но, опять-таки, перед кем же он к этому обязан? Перед грузоотправителем? Но перевозчик не связан с ним ни договорными, ни какими бы то ни было отношениями, из которых у него могла бы возникнуть такая обязанность. Почему же в таком случае перевозчик все-таки принимает груз к перевозке? Потому что он обязан к этому перед своим контрагентом по договору — грузополучателем. В этом случае грузоотправитель оказывается тем адресатом, к которому приурочивается исполнение обязательства перевозчика, возникшего из его договора с грузополучателем.

[1] Так, например, договор железнодорожной перевозки грузов сегодня по сути прекратилсвое существование, будучи замененным системой договоров (1) об аренде грузовых вагоновлибо (если у отправителя груза имеются свои собственные вагоны) — об их допуске па пути (к инфраструктуре) железнодорожного транспорта общего пользования и (2) об оказанииуслуг локомотивной тяги; все эти договоры заключаются грузоотправителем либо с самимАО «РЖД», либо с одной из так называемых операторских компаний, фактически подконтрольных РЖД. Почти па всех видах транспорта практикуется заключение не просто договоров перевозки, а договоров фрахтования различных типов (см. о них ниже) и т. д.

[2] Согласно п. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственномрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащейпродукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» договорперевозки спирта и нефасованной спиртосодержащей «крепкой» продукции (более 25 процентов объема) должен заключаться между перевозчиком и покупателем (!) указаннойпродукции. Иными словами, цитированной нормой продавцу (грузоотправителю!) вообщенельзя заключить договор перевозки указанного типа товара — его должен заключить покупатель (грузополучатель).

[3] Согласно п. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственномрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащейпродукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» договорперевозки спирта и нефасованной спиртосодержащей «крепкой» продукции (более 25 процентов объема) должен заключаться между перевозчиком и покупателем (!) указаннойпродукции. Иными словами, цитированной нормой продавцу (грузоотправителю!) вообщенельзя заключить договор перевозки указанного типа товара — его должен заключить покупатель (грузополучатель).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой