Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Права, обязанности и ответственность иных лиц, наделенных полномочиями нотариуса по законодательству Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Главные врачи стационарных больниц Минздрава России, в их отсутствие — их заместители, а при отсутствии и последних — ответственные дежурные врачи по всему медицинскому учреждению (при наличии одновременно дежурных врачей нескольких отделений) вправе удостоверять завещания граждан, находящихся на стационарном излечении. Установленный в подп. 1 п. 1 ст. 1127 ГК РФ перечень стационарных лечебных… Читать ещё >

Права, обязанности и ответственность иных лиц, наделенных полномочиями нотариуса по законодательству Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Перечень иных, кроме нотариуса, субъектов, наделенных полномочиями на совершение отдельных нотариальных действий, определяется в ст. 1 Основ законодательства о нотариате. К ним относятся:

  • — должностные лица органов исполнительной власти (глава местной администрации поселения, глава муниципального района; специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения, специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района);
  • — должностные лица консульских учреждений Российской Федерации".

Также гражданским законодательством установлен круг лиц, уполномоченных на совершение действий приравненных к нотариальным: наделенных полномочиями удостоверять доверенности (185.1 ГК РФ) и удостоверять завещания (1127 ГК РФ).

Должностные лица органов исполнительной власти поселения и муниципального района вправе совершать нотариальные действия только в случае, если на их административных территориях отсутствует нотариус. Законодатель не определил четкого понятия «отсутствие нотариуса». Представляется, что речь идет не о временном отсутствии, например, в связи с отпуском или болезнью, а о том случае, когда данная административная территория не закреплена (не находится в зоне обслуживания) ни за каким нотариусом, иными словами, отсутствует нотариальная контора, или на весь округ, включающий в себя множество населенных пунктов, имеется один единственный нотариус. При временном отсутствии нотариуса в поселении или в населенном пункте нотариальные действия должны совершаться лицами, замещающими его в порядке ст. 20 Основ.

Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов[1] предусмотрено, что глава администрации поселения или муниципального района наделен данными полномочиями в силу закона; своим решением глава может возложить обязанность по совершению нотариальных действий на одно или на нескольких должностных лиц, в результате чего они приобретают статус специально уполномоченных должностных лиц органа местного самоуправления.

Сведения о конкретных должностных лицах, уполномоченных на совершение нотариальных действий, должны быть доведены до жителей поселения, муниципального района, а также до нотариальной палаты и органа юстиции субъекта РФ. Приказом Минюста России от 30 декабря 2015 г. № 324 «Об утверждении порядка и формы учета сведений о главах местных администраций поселений и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления поселений, о главах местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления муниципальных районов» установлен десятидневный срок информирования со дня наделения соответствующими полномочиями и пятидневный срок — со дня получения информации об изменении ранее представленных сведений.

Данным приказом утверждена форма с указанием конкретных сведений, подлежащих предоставлению в орган юстиции субъекта РФ, с приложением образцов подписей главы местного самоуправления, уполномоченного им должностного лица местного самоуправления, оттиска печати поселения или муниципального района с изображением Государственного герба РФ. При этом, форма со сведениями может быть отправлена в электронном виде, а образцы подписей и оттиска печати — исключительно на бумажном носителе[2].

Компетенция по совершению нотариальных действий главы или специально уполномоченного лица органа местного самоуправления определяется ст. 37 Основ законодательства о нотариате и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (подп. 3 п. 1 ст. 14.1 и в подп. 12 п. 1 ст. 15.1)[3] и включает в себя следующие полномочия:

«— удостоверять завещания, доверенности;

  • — принимать меры по охране наследственного имущества и при необходимости по управлению им;
  • — свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;
  • — свидетельствовать подлинность подписи на документах;
  • — удостоверять сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • — удостоверять: факт нахождения гражданина в живых; факт нахождения гражданина в определенном месте; тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии; тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению, проживающего на территории соответствующего поселения или муниципального района, с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи;
  • — удостоверять время предъявления документов; равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе; равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу".

Перечень нотариальных действий, которые вправе совершать должностные лица органов местного самоуправления, может быть расширен законодательством РФ.

Соответствующие должностные лица поселенческих и муниципальных органов исполнительной власти имеют право совершать нотариальные действия только в границах их административных территорий и лишь для лиц, зарегистрированных на этих территориях.

Информацию об удостоверении или отмене доверенности или завещания орган, в котором работает должностное лицо, совершившее данные нотариальные действия, в течение пяти рабочих дней обязан направить в нотариальную палату субъекта РФ в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном Минюстом России[4]. В течение двух рабочих дней со дня получения сведений нотариальная палата должна внести их в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата (ч. 3 ст. 37 Основ).

Однако, как указывают в литературе, подобное требование законодательства зачастую не соблюдается по причине неподготовленности администраций поселений как технически, так и профессионально, к исполнению данной обязанности[5].

Также представители научного сообщества в качестве одной из проблем выделяют и отсутствие правового механизма имущественной ответственности органов местного самоуправления за вред, причиненный в результате совершения нотариальных действий по вине глав местных администраций или специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления[6].

В соответствии со ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате предусмотрено, что за пределами территории Российской Федерации совершать нотариальные действия от имени российского государства уполномочены должностные лица консульских учреждений, а Консульский устав РФ[7] наделил таким правом еще и должностных лиц консульских отделов дипломатических представительств Российской Федерации (ст. 13 Устава). Данное положение базируется на положениях ст. 5 Венской конвенции о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 г.

в которой установлен перечень консульских функций, в том числе, исполнение консулом обязанностей нотариуса (пункт «f»)[8]. Советский Союз присоединился к Венской конвенции в марте 1989 г. Российская Федерация, будучи правопреемником СССР в сфере международных соглашений, выполняет обязанности и осуществляет права, вытекающие из указанной конвенции. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

В соответствии со ст. 26 Консульского Устава РФ и ст. 38 Основ консульское должностное лицо имеет право совершать следующие нотариальные действия:

«— удостоверять сделки, включая завещания, договоры, доверенности, кроме договоров об отчуждении недвижимого имущества, расположенного на территории РФ и сделок, направленных на отчуждение либо залог доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, созданного на территории РФ;

  • — удостоверять копии документов и выписок из них; перевод документов с одного языка на другой, подлинность подписи на документах;
  • — удостоверять факты нахождения гражданина в живых; нахождения гражданина в определенном месте; удостоверять тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;
  • — удостоверять время предъявления документов;
  • — совершать морские протесты;
  • — принимать меры по охране наследственного имущества;
  • — удостоверять сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • — удостоверять тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи".

Можно сделать вывод, что компетенция консульских должностных лиц незначительно отличается от компетенции должностных лиц органов местного самоуправления в сфере нотариальных действий.

На консульское должностное лицо, совершающее нотариальные действия, законом возложена обязанность соблюдать тайну совершения нотариальных действий и в соответствии с законодательством РФ нести ответственность за ее виновное разглашение.

Лицо, по заявлению которого будут совершаться нотариальные действия, предварительно оплачивает консульские сборы и сборы в счет возмещения понесенных консульством или консульским отделом дипломатического представительства РФ расходов. Нотариальные действия должны быть совершены в день предъявления заинтересованным лицом всех необходимых документов. Допускается отложение нотариальных действий в случае, если возникнет необходимость истребования недостающих данных.

По просьбе лица, которому консульским должностным лицом было отказано в совершении нотариального действия, причины отказа должны быть изложены в письменном виде с одновременным разъяснением порядка его обжалования.

Консульское должностное лицо не вправе совершать нотариальные действия от своего и на свое имя, от имени и на имя своего супруга, от имени и на имя своих или его (ее) родственников (детей, родителей, внуков).

Информацию об удостоверении или отмене доверенности или завещания консульское учреждение, в котором работает должностное лицо, совершившее данные нотариальные действия, в течение пяти рабочих дней обязан направить через МИД России в ФНП РФ в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в порядке, установленном Минюстом России. В течение двух рабочих дней со дня получения сведений Федеральная нотариальная палата должна внести их в реестр нотариальных действий единой информационной системы нотариата.

Поскольку отдельный нормативно-правовой акт, регламентирующий нотариальную деятельность должностных консульских лиц, до настоящего времени не принят, такая деятельность совершается в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.

Как было указано выше, помимо лиц, имеющих право совершать нотариальные действия, закон содержит перечень иных субъектов, имеющих право совершать действия, приравненные к нотариальным: удостоверять доверенности и завещания, свидетельствовать подпись лиц на заявлении о принятии наследства или об отказе от его принятия (ст. 185.1, 1127 ГК РФ). Указанный перечень полномочий на настоящее время является исчерпывающим и распространяется только на тех граждан и в тех ситуациях, которые прямо указаны в законе. Это:

— командиры воинских частей (и приравненных к ним соединений, учреждений, учебных заведений). Они вправе совершать вышеперечисленные, приравненные к нотариальным, действия в отношении военнослужащих; граждан, призываемых (поступающих) на военную службу; вольнонаемных гражданских лиц, работающих в воинских частях, а также членов семей военнослужащих и гражданских лиц, работающих в воинских частях (ст. 185.1 ГК РФ; подп. 4 п. 1 ст. 1127 ГК РФ; ст. 22 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Удостоверение доверенностей, завещаний военнослужащих, их подписей на заявлениях о принятии наследства или отказе от него командиры воинских частей могут осуществлять вне зависимости от того, имеется ли в месте их дислокации (населенном пункте) нотариус или должностные лица органов местного самоуправления, наделенные полномочиями по совершению нотариальных действий.

Совершение тех же действий в отношении членов семей военнослужащих, а также работающих в воинской части вольнонаемных граждан и членов их семей, командиры воинских частей вправе осуществлять только при условии, что в месте их дислокации отсутствует нотариус. При наличии нотариуса в данном населенном пункте перечисленные граждане должны обращаться к нотариусу; при отсутствии нотариуса, но при наличии должностных лиц (главы поселения или муниципального района, иного специально уполномоченного должностного лица) — к указанным лицам.

Следует отметить, что военнослужащие и члены их семей не лишены права обратиться к нотариусам за совершением нотариальных действий на общих основаниях.

В период нахождения военнослужащих и иных лиц на стационарном лечении в военных госпиталях, санаториях, и других военно-лечебных учреждениях, их завещания и доверенности удостоверяют начальники указанных учреждений, при их отсутствии — их заместители, а при отсутствии и тех, и других, — дежурные врачи; если дежурных врачей много, например, в каждом отделении, то — главный ответственный дежурный по всему учреждению;

— руководители стационарных организаций социального обслуживания (начальник госпиталя, директор дома для престарелых и инвалидов, главные врачи, а в их отсутствие — их заместители по медицинской части; дежурные врачи) удостоверяют доверенности и завещания проживающих в них совершеннолетних дееспособных граждан (имеется в виду отсутствие у гражданина психических заболеваний, лишающих его возможности правильно понимать характер своих действий и их последствий). К таким организациям относятся медико-социальные организации, предназначенные для временного, не свыше шести месяцев, или постоянного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов первой, второй групп (независимо от возраста), которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию и (или) передвижению, нуждаются в постоянном постороннем уходе и наблюдении.

Руководителям указанных организаций запрещено удостоверять завещания от своего имени и на свое имя, от имени и на имя своих супругов, а также своих и их родственников. Вместе с тем, если наследником по завещанию назначена возглавляемая им организация, например, дом для престарелых и инвалидов, то закон не препятствует директору удостоверить данное завещание.

Вместо руководителя стационарной организации социального обслуживания доверенность от имени проживающих в ней лиц может удостоверять руководитель органа социальной защиты населения того административно-территориального образования, на котором расположено такое стационарное учреждение;

— главные врачи стационарных больниц Минздрава России, в их отсутствие — их заместители, а при отсутствии и последних — ответственные дежурные врачи по всему медицинскому учреждению (при наличии одновременно дежурных врачей нескольких отделений) вправе удостоверять завещания граждан, находящихся на стационарном излечении. Установленный в подп. 1 п. 1 ст. 1127 ГК РФ перечень стационарных лечебных учреждений является примерным; согласно федеральному законодательству ряд иных медицинских учреждений, например, санаторно-курортные, также признаются стационарными лечебными учреждениями, следовательно, их руководящие должностные лица также вправе удостоверять завещания.

Перечисленные должностные лица также могут удостоверять отдельные виды доверенностей пребывающих на стационарном лечении граждан, однако, данное удостоверение к нотариальному не приравнивается (пункт 3 статьи 185.1 ГК РФ);

— начальники мест лишения свободы вправе удостоверять доверенности и завещания лиц, находящихся в местах лишения свободы (п. 2 ст. 53 ГК РФ, подп. 3 п. 2 ст. 185.1 ГК РФ и подп. 5 п. 1 ст. 1127 ГК РФ). Закон говорит о лицах, которые отбывают назначенное приговором суда наказание в колониях определенного вида режима содержания. Это означает, что завещание или доверенность лиц, в отношении которых ведется предварительное следствие, и в этот период они, как правило, временно содержатся в следственных изоляторах, не могут быть удостоверены начальником следственного изолятора; для этого следует приглашать нотариуса.

Судебная практика по делам об обжаловании отказа начальника исправительного учреждения (колонии) удостоверить доверенность лица, отбывающего наказание, на представление его интересов, противоречива, но в большей степени склоняется к следующей правовой позиции: начальник колонии обязан удостоверить доверенность на предоставление любых полномочий в пределах правои дееспособности, которыми отбывающий наказание гражданин решил наделить своего доверенного, а не только тех, которые требуют нотариального удостоверения. Это согласуется с положениями ст. 45 Конституции РФ о праве каждого защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами[9].

Начальник колонии вправе отказать в удостоверении доверенности и завещания, если они противоречит закону, то есть, составлены в целях, направленных против основ правопорядка и нравственности, против интересов общества и государства. Например, если все свое имущество гражданин решил продать или завещать организации, запрещенной на территории Российской Федерации. Мотивация отказа в удостоверении таких доверенностей или завещаний подлежат письменному оформлению с разъяснением осужденному права и порядка обжалования отказа;

— начальники разведочных, арктических или других подобных экспедиций, российских антарктических станций или сезонных полевых баз вправе удостоверять лишь завещания граждан — участников экспедиций (подп. 3 п. 1 ст. 1127 ГК РФ). К участникам экспедиций приравниваются члены экипажей морских и воздушных судов, которые обеспечивают деятельность экспедиций, а также персонала, обслуживающего жилые и служебные здания и сооружения в зоне проведения экспедиций.

Иные действия, приравненные к нотариальным, начальники разведочных и иных экспедиций, арктических станций, капитаны судов совершать не вправе;

— капитаны судов, плавающих под Государственным флагом РФ, удостоверяют завещания граждан, находящихся на этих судах во время плавания, в то же время должно быть составлено и само завещание. Если судно находится в порту приписки или других портах России, то такое завещание удостоверяется в общеустановленном порядке — нотариусом (подп. 2 п. 1 ст. 1127 ГК РФ; п. 1 ст. 70 Кодекса торгового мореплавания РФ[10]; п. 5 ст. 32 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ[11]).

К завещаниям, приравниваемым к нотариально удостоверенным, применяются общие правила о форме и порядке его удостоверения (ст. 1124, 1125, 1127 ГК РФ). Завещание должно быть подписано завещателем обязательно в присутствии удостоверяющего его должностного лица, правомочного совершать такое действие, и в присутствии свидетеля, который также подписывает удостоверяемое завещание. Ограничений в количестве свидетелей законом не установлено; свидетель должен иметь при себе документ, подтверждающий его личность (паспорт, удостоверение военнослужащего). В качестве свидетелей не могут быть привлечены:

«— нотариус или другое удостоверяющее завещание лицо;

  • — лицо, в пользу которого составлено завещание или сделан завещательный отказ, супруг такого лица, его дети и родители;
  • — граждане, не обладающие дееспособностью в полном объеме;
  • — неграмотные;
  • — граждане с такими физическими недостатками, которые явно не позволяют им в полной мере осознавать существо происходящего;
  • — лица, не владеющие в достаточной степени языком, на котором составлено завещание (ч. 2 ст. 1124 ГК РФ)".

Свидетель должен быть предупрежден об обязанности сохранять тайну завещания. Обязанность не разглашать завещание возлагается законом и на лицо, его удостоверившее.

При несоблюдении требований закона относительно личности свидетеля завещание не будет иметь юридической силы.

Лицом, удостоверившим завещание, оно направляется нотариусу по месту жительства завещателя через Управление Минюста субъекта РФ.

До тех пор, пока не будут приняты отдельные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность лиц, уполномоченных на совершение действий, приравненных к нотариальным, на них распространяется законодательство РФ о нотариате, в том числе, и по вопросам ответственности.

Законодательством РФ также предоставлено право:

  • — руководителю организации по месту работы доверителя: удостоверять доверенности на получение заработной платы и иных выплат, вытекающих из трудовых правоотношений; на получение авторских и изобретательских вознаграждений, стипендий, пособий; корреспонденции, не являющейся ценной;
  • — главным врачам стационарных больниц Минздрава, в их отсутствие — их заместителям, а при отсутствии и последних — ответственным дежурным врачам по всему медицинскому учреждению (при наличии одновременно дежурных врачей нескольких отделений): удостоверять лишь некоторые виды их доверенностей — на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями; на получение авторских и изобретательских вознаграждений, стипендий, пособий; корреспонденции, не являющейся ценной (ст. 185.1 ГК РФ);
  • — администрации (должностному лицу) соответствующего банка удостоверять доверенность гражданина-владельца банковского счета на получение вклада его представителем, на внесение денежных средств на его счет по вкладу, на совершение иных операций по его банковскому счету (п. 3 ст. 185 ГК РФ);
  • — администрации (должностному лицу) организации связи удостоверять доверенность на получении корреспонденции, в том числе, ценных писем, бандеролей, посылок (п. 3 ст. 185 ГК РФ).

Удостоверительные действия перечисленных лиц не приравниваются к нотариальным, однако оформленные ими доверенности имеют такую же юридическую силу, как если бы они удостоверялись нотариусами или лицами, уполномоченными на совершение нотариальных либо приравненных к нотариальным действий.

  • [1] Инструкция о порядке совершения нотариальных действий главами местныхадминистраций поселений и специально уполномоченными должностными лицамиместного самоуправления поселений и муниципальных районов. Утверждена приказомМинистерства юстиции РФ от 27.12.2007 № 256 // Российская газета. 2008. 11 января.№ 3.
  • [2] Приказ Минюста России от 30.12.2015 № 324 «Об утверждении порядка и формыучета сведений о главах местных администраций поселений и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления поселений, о главах местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицахместного самоуправления муниципальных районов // Справочно-правовая система"Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://minjust.consultant.ru/documents/17 781?items=l&page=3.
  • [3] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  • [4] Приказ Минюста России от 29.06.2015 № 156 «Об утверждении Порядка направления в нотариальную палату субъекта Российской Федерации сведений об удостоверении или отмене завещания или доверенности органом, в котором работает должностное лицо местного самоуправления, удостоверившее завещание или доверенность» //Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания"Консультант Плюс". — Послед, обновление 29.05.2017.
  • [5] Демидов М. В., Соколова Е. И. Право глав местных администраций и специальноуполномоченных должностных лиц местного самоуправления на совершение нотариальных действий // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 1. С. 74—79.С. 78.
  • [6] Там же.
  • [7] Федеральный закон от 05.07.2010 № 154-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Консульскийустав Российской Федерации"// Российская газета. 2014. 30 июля. № 169.
  • [8] Венская конвенция о консульских сношениях (Вена, 24 апреля 1963 года) // Консульский информационный портал Консульского департамента МИД РФ [Электронныйресурс] — Режим доступа: URL: http://www.kdmid.ru/info.aspx?lst=info_wiki&it.
  • [9] Решение Октябрьского районного суда г. Тамбова по делу № а-4893/2015 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://sudact.ru/regular/doc/a76ApVxpPdVk/ ;Определение Липецкого областного суда по делу № 33−2723/2011 г. [Электронныйресурс] — Режим доступа: http://cyfle6nbiepemeHHH.p (j>/bsr/case/445 520.
  • [10] Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ //Собрание законодательства РФ, 03.05.1999, № 18, ст. 2207; 2012, № 31, ст. 4321;13.02.2017, № 7, ст. 1029.
  • [11] Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001№ 24-ФЗ //Собрание законодательства РФ, 12.03.2001, № 11, ст. 1001; Собрание законодательства РФ, 04.07.2016, № 27 (ч. II), ст. 4300.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой