Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Япония. 
География мира в 3 т. Том 3. Регионы и страны мира

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Самым старым металлургическим центром (с конца XIX в.) является город Китакюсю на севере о. Кюсю. И сегодня этот центр является одним из важнейших, предприятия принадлежат крупнейшей компании «Ниппон стил». На о. Хоккайдо на местном сырье был построен металлургический комбинат в Муроране. Самый крупный комбинат (мощностью 16 млн т) находится в Фукуяме, крупнейшие производства созданы в Мидзусима… Читать ещё >

Япония. География мира в 3 т. Том 3. Регионы и страны мира (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Япония — четвертая по экономической мощи страна мира после США, КНР и Индии. Выйдя из Второй мировой войны с полуразрушенной экономикой, страна уже к середине 1970;х гг. достигла ошеломляющих результатов, заняв второе место в мире по ВВП. Это явление получило в литературе название «японское чудо». С конца 1990;х гг. развитие Японии осложнилось переодическими кризисными явлениями, а также катастрофой на АЭС «Фукусима», вызванной сильнейшим землетрясением в марте 2011 г.

Географическое и геополитическое положение. Япония — островное государство, расположенное в западной части Тихого океана. В состав архипелага входят четыре больших острова (Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку) и около 4 тыс. мелких островов.

Помимо двенадцатимильной зоны территориальных вод Япония обладает двухсотмильной экономической зоной, которая почти в десять раз превосходит площадь страны (4,470 млн км2). Протяженность береговой линии составляет около 32 тыс. км, берега сильно изрезаны, особенно на юге архипелага, и образуют много заливов и бухт, что вместе с примыкающим огромным водным пространством становится для Японии все более выгодным экономико-географическим фактором: обращенная к Тихому океану, она широко использует морские коммуникации для экспорта и импорта, что является одним из важнейших факторов развития ее экономики. Можно отметить еще несколько благоприятных факторов, и главный из них — эго близость к Азиатскому континенту, особенно к Китаю и странам Юго-Восточной Азии. Это положение позволило Японии «выносить» грязные, энергоемкие и материалоемкие производства в соседние страны, ввозить оттуда сырье, поставляя взамен готовую продукцию.

Япония удалена от главных партнеров по внешнеэкономической деятельности — стран Западной Европы (на 20 тыс. км) и США (на 8—9 тыс. км), что можно рассматривать как один из неблагоприятных факторов развития.

Геополитическое положение Японии достаточно сложное: военнополитический союз с США, гарантирующий безопасность страны, сочетается с наличием соседей, обладающих ядерным оружием (Россия, Китай, КНДР) и территориальных претензий (на острова) ко всем морским соседям, в том числе к России (на южную часть Курильских островов, именуемую в Японии «северными территориями»).

Историко-географические особенности. Япония долгий период времени была «закрытой» страной для окружающего мира. С начала XVII в. правители ввели запрет на все виды общения с иностранцами, опасаясь их экспансии, распространения христианства, что способствовало консервации феодального строя, привело к отставанию науки и техники, но обеспечили мирную жизнь в течение 250 лет. Насильственное «открытие» Японии состоялось в 1854 г., когда американцы заставили Японию открыть два порта для иностранных судов. Первый русско-японский договор был заключен в порту Симода в 1855 г., по его условиям Япония открывала для российских торговых судов три порта: Симода, Хакодате и Нагасаки. Было произведено также территориальное размежевание на Курильских островах. К России отошли 18 из 22 островов, а о. Сахалин оставался в совместном владении. В 1875 г. по Санкт-Петербургскому договору Россия получила юрисдикцию над о. Сахалин, но передала Японии все Курильские острова.

До середины XIX в. экономика Японии носила в основном аграрный характер. Реставрация (реформы) императора Мэйдзи с 1868 г. обозначила эру модернизации японского общества, главной задачей которой было внедрение западных экономических и политических институтов, культуры. Была пересмотрена феодальная система помещичьего землевладения, закреплено частное владение землей. В начале XX в. были построены первые металлургические заводы, тяжелая промышленность начала приобретать решающее значение в развитии экономики. В этот период были сформированы промышленно-финансовые группы — «дзайбацу», основанные богатыми купеческими семьями Мицуи, Сумитомо, Мицубиси и др. Господство монополистического капитала сочеталось с феодальными пережитками, ведущей ролью помещиков, неограниченной властью монарха.

С конца XIX в. внешняя политика Японии приобретала экспансионистский характер. В 1894—1895 гг. Япония начала войну против Китая с целью подчинения Кореи и усиления своего влияния в Китае. По Симоносекскому договору 1895 г. Япония отторгла от Китая полуостров Ляодун, острова Тайвань и Пэнхуледао. Корея была признана «независимой» от влияния Китая, а в 1910 г. была включена в состав Японии.

В начале XX в. обострились отношения с Россией. В 1904—1905 гг. вспыхнула война Японии с Россией, в которой Россия потерпела поражение. По условиям договора Россия передала Японии южную часть о. Сахалин, арендные права на ряд территорий в Северо-Восточном Китае (Квантунская область, полуостров Ляодун), южную ветку Китайской железной дороги.

В период Первой мировой войны в Японии ускоренными темпами развивалось машиностроение. Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. сильно сказался на экономике Японии, промышленное производство упало более чем на 30%. Но японская экспансия в 1930;е гг. (особенно в Китае) помогла национальной экономике преодолеть кризис. За годы войны промышленное производство Японии возросло в два раза за счет захвата новых рынков.

В 1940 г. Япония, Германия и Италия подписали «Тройственный пакт». Япония вступила в войну с Китаем, которая продолжалась с 1937 по 1945 гг. В 1938 г. у озера Хасан, а в 1939 г. в районе Халхин-Гола произошли военные столкновения советских и японских войск, в ходе которых японцы были разгромлены. До середины 1942 г. Япония захватила около 7 млн км2 территории в Азии с населением около 500 млн человек. В августе 1945 г. авиацией США были сброшены атомные бомбы на города Хиросиму и Нагасаки. Сделано это было для демонстрации силы Советскому Союзу, внесшему решающий вклад в разгром Японии.

2 сентября 1945 г. Япония подписала акт о капитуляции. СССР на правах победителя занял Курильские острова (но не 18, как это было до 1875 г., а все 22). Именно из-за присоединения этих четырех островов Япония не подписала мирный договор с СССР в Сан-Франциско в 1951 г. Согласно договору восстанавливался суверенитет Японии, она была лишена колоний (перешедших к США), возвращена к границам 1870 г., а США получили право на создание военных баз на ее территории.

До 1949 г. Япония существовала под управлением Объединенной оккупационной администрации (США), с помощью которой был проведен ряд реформ по превращению Японии в демократическое государство. В 1947 г. была проведена земельная реформа, разрушены семейные кланы «дзайбацу», была принята новая конституция. К 1954 г. ВВП Японии достиг предвоенного уровня.

Государственный строй. Япония — конституционная монархия, с 1990 г. страной правит 125-й император Акихито. Государственное устройство определяется конституцией 1947 г. Высшим органом власти является парламент, состоящий из двух палат: палаты представителей (512 мест) и палаты советников (252 места). Император до принятия конституции пользовался неограниченной властью. Сейчас согласно конституции он является «символом государства и единства народа», имеет ряд функций, которые включают созыв парламента, роспуск палаты представителей, объявление всеобщих парламентских выборов, назначение премьер-министра, подтверждение назначений министров и некоторые другие. Но император может предпринимать действия только с одобрения кабинета министров, премьер-министра назначает только по представлению парламента.

Главным законодательным органом в стране является парламент, который формируется путем всеобщих и прямых выборов (палаты представителей — на четыре года, палаты советников — на шесть лет). Высшим органом исполнительной власти является кабинет министров, возглавляемый премьер-министром. Либерально-демократическая партия является ведущей партией Японии.

В административном отношении страна делится на 47 префектур, среди которых одна столичная (Токио), две городских (Осака и Киото) и одна особая административная область (Хоккайдо), которая состоит из 14 округов.

Япония с 1952 г. является членом МВФ, с 1956 г. — членом ООН, входит в «Большую семерку», АТЭС и другие международные организации.

Природные условия и ресурсы. Три четверти территории Японии занимают возвышенности и горы (самая высокая из них — Фудзияма — 3776 м), что затрудняет ее освоение, строительство дорог, создание коммуникаций. Равнины и небольшие низменности расположены вдоль морских побережий, а также узкими полосами вдоль рек. Они являются центрами сосредоточения жизни, для них характерна наибольшая концентрация населения и активная хозяйственная деятельность. Площадь самой большой равнины (Канто), на которой располагается столичная агломерация, составляет всего 13 тыс. км2. Ограниченность пространства заставляет японцев отвоевывать участки суши у моря, создавать намывные острова.

Формирование рельефа Японии продолжается и сейчас, страна является зоной высокой сейсмичности, ежегодно случается до 1,5 тыс. землетрясений. 11 марта 2011 в Японии произошло сильнейшее разрушительное землетрясение магнитудой 9.0 баллов, последствия которого будут ощущаться еще много лет. Это землетрясение вызвало цунами, высота которого доходило до 30—40 метров. В результате стихийного бедствия погибли и пропали без вести около 20 000 человек, почти 380 тыс. зданий были уничтожены или получили разрушения.

Землетрясения, извержения вулканов, тайфуны часто случаются на Японских островах. Для уменьшения ущерба и предупреждения последствий стихийных бедствий в стране разработана целая система мер, среди которых предсказание землетрясений и вулканических извержений, стимулирование строительства сейсмоустойчивых зданий и т. д.

Климат Японии в целом благоприятен для хозяйственной деятельности. Важнейшим фактором, влияющим на формирование климата, являются муссоны. Летний муссон приносит обильные осадки, выпадающие на восточных склонах гор, зимний — холодные воздушные массы из Сибири, обильные снегопады, особенно на о. Хоккайдо и в областях о. Хонсю, обращенных к Японскому морю. На климатические особенности оказывают влияние теплое течение Куросио и холодное течение Оясио.

Климат благоприятен для произрастания самых разных сельскохозяйственных культур: рис выращивают практически на всей территории (на южных островах по два-три урожая в год); субтропические культуры (чай, цитрусовые, виноград, бахчевые культуры и т. д.) — на большей части территории страны; климат южных островов позволяет выращивать и тропические культуры.

Япония располагает многообразными полезными ископаемыми, но ресурсы их столь незначительны, что освоение многих видов практически прекратилось. Топливные ресурсы представлены небольшими запасами угля, нефти и газа (почти 100% потребностей обеспечивает импорт). Из сырья для черной металлургии Япония располагает минимальными запасами железных, марганцевых руд и хромитов. В стране ведется добыча железо-марганцевых конкреций с морского дна. Из руд цветных металлов есть медные, свинцовые, цинковые руды; серебро и золото встречаются в медных рудах. Имеются также молибденовые, ванадиевые, сурьмяные, полиметаллические руды. Зависимость страны от импортного минерального сырья колеблется от 100% по марганцу, хромитам, никелю, кобальту, вольфраму, олову, фосфатам до 85% по цинку.

По выбросам С02 в атмосферу в 2014 г. Япония находилась на пятом месте в мире после Китая, США, Индии и России. Борьба против ухудшения состояния окружающей среды (в японской литературе получившая название «когай») является неотъемлемой частью государственного регулирования экономики. Для этого были заложены правовые основы, определены финансовая и материальная базы. Ежегодные расходы на охрану окружающей среды составляют около 4% от ВВП.

Населениие. По численности населения (126,73 млн чел. в 2017 г.) Япония занимает десятое место в мире; за последние 100 лет она увеличилось в три раза. В формировании японского этноса чаще всего выделяют пять этнических компонентов: айнский, индонезийский, древний восточно-азиатский, корейский и китайский. По мнению этнологов он сложился в конце III — начале IV вв.

В структуре населения 99,9% составляют японцы. Кроме них на территории страны живут корейцы, которые были переселены в довоенный период в качестве рабочей силы. В больших городах проживают китайцы, основным занятием которых является торговля. На о. Хоккайдо проживает около 24 тыс. коренных жителей — айнов. Европейцы, как правило, являются временно проживающими. За пределами страны больше всего японцев насчитывается в США, Бразилии и Великобритании (всего более 600 тыс. человек). Средняя плотность населения Японии составляет 340 чел/км2, но реальная плотность гораздо выше — до 2300, а в промышленном поясе — до 10 тыс. чел/км2.

Максимальный уровень рождаемости после войны Япония имела в 1947 г. — 34,2%о. Резкое ее сокращение началось в 1960;е гг. Переход от демографической ситуации, типичной для развивающихся стран, к воспроизводству населения, характерному для развитых стран, Япония прошла за очень короткий период. В настоящее время в Японии происходит убыль населения. Существует ряд программ по планированию семьи. Результатом явилось повышение возраста вступления в брак в 1990;е гг.: для мужчин до 28 лет, для женщин 26 лет. На сокращение рождаемости влияют и постоянно растущие расходы на воспитание детей.

Япония имеет один из самых низких показателей младенческой смертности (4%о), хотя в 1960;е гг. он был очень высоким. На фоне снижения рождаемости идет старение нации. Доля пожилых людей в 1950 г. составляла 5% от всей численности населения, в 1990 г. — 12%, в 2011 г. — 23,3%. К 2025 г. по прогнозу доля стариков превысит 27% (вслед за Японией подобный показатель будут иметь только некоторые европейские страны). Средняя продолжительность жизни для мужчин в Японии — 82,2 года, для женщин — 85,6 лет (это максимальные показатели в мире). В стране насчитывается около 30 тыс. человек старше 100 лет.

Япония имеет самую низкую безработицу по сравнению с другими развитыми странами. В периоды подъема безработица едва превышает 2%, в кризисные годы слегка увеличивается (например, в 2014 г. — 4,7%, тогда как в США — 8,1%, в Великобритании — 7,8%).

Япония — одна из самых урбанизированных стран мира; в целом тенденции урбанизации подобны тем, что в США и европейских странах, но есть и особенности. Города Японии возникали гораздо позднее, чем в подавляющем большинстве стран Азии. Первые из них появились в VIII в., причем вдали от побережья, на равнине, лежащей между озером Бива и бухтой Осака — это современные Нара (710 г.) и Киото (792 г.). И только после насильственного «открытия» Японии стали быстро расти города на побережье, так как здесь происходила концентрация производства. Отток сельского населения в города начался приблизительно в 1980;е гг. XIX в., но наиболее интенсивным этот процесс стал в послевоенный период.

Для Японии 1950—1960;е гг. характеризуются быстрым ростом больших городов, ускорением процессов субурбанизации, возникновением агломераций. Чрезвычайно высокие темпы развития экономики Японии в послевоенный период повлияли на «скорость» роста больших городов. Доля городского населения Японии к началу 2010;х гг. составила 89%.

В стране насчитывается 11 городов-миллионников. Выделяются три крупнейших городских ареала (Токио, Осака, Нагоя), составляющих мегалополис Токайдо. Рост населения в мегалополисе, который насчитывает около 70 млн человек, продолжается. Значительное влияние на формирование мегалополиса оказало строительство первой высокоскоростной магистрали между Токио и Осакой (1969 г.), одновременно с ней строилась скоростная железная дорога «Синкансэн». На росте мегалополиса сказалось также развитие автомобилестроения. В Токайдо производится ¾ промышленной продукции страны.

Изменения в отраслевой структуре японской промышленности (связанные, прежде всего, с развитием отраслей новейших технологий, нематериалоемкого производства) способствуют деконцентрации производства, созданию технополисов (Цукуба, недалеко от Токио, и Кансай, недалеко от Осаки). В стране развиваются еще 27 технополисов вблизи крупных промышленных центров, одним из условий создания которых является наличие университетов.

В Японии происходит постепенный сдвиг производства от побережья. На фоне дальнейшей концентрации населения и промышленности в Токайдо происходит усиление всех видов деятельности в столичном районе. Уже давно Япония от двухполюсной территориальной структуры перешла к однополюсной (с центром в Токио). Концентрация населения в Токийской агломерации продолжается, как и его отток из периферийных районов страны (с о. Хоккайдо, северо-востока о. Хонсю, южной части о. Сикоку и др.).

Главными религиями в стране являются синтоизм и буддизм. Синтоизм — это религия, связанная с культом императорских и семейных предков. Характерно, что статистика насчитывает более 200 млн верующих, что объясняется «двойным счетом»: многие японцы являются приверженцами обеих религий: свадебные церемонии происходят по синтоистскому обряду, погребальные — по буддистскому.

Особенности экономического развития. Из войны Япония вышла с крайне отсталым и разрушенным производством. Важнейшую роль в послевоенной индустриализации Японии сыграли США, от которых страна получала крупные заказы (США вели войны в Корее, во Вьетнаме). Только в 1960;е гг. произошло некоторое свертывание американской помощи. В 1968 г. Япония вышла на второе место, но объему промышленного производства среди капиталистических стран, а в начале 1970;х гг. — на второе место в мире и по объему ВВП. В период с 1955 по 1973 г. годовые темпы прироста ВНП составляли около 10% и были максимальными среди капиталистических стран. В 1973/74 г. страна, как и весь мир, пережила энергетический кризис, который в корне изменил развитие экономики Японии. Если в 1950—1970;е гг. феномен Японии можно было объяснить благоприятным сочетанием различных факторов, то после 1973 г. положение резко изменилось. В развитии новейших технологий Япония все в большей мере стала использовать собственные разработки, так как США и страны Западной Европы ограничивают ее доступ к передовым технологиям. Тем не менее, она остается крупнейшим покупателем лицензий и патентов на мировом рынке. Сохранились низкие расходы на оборону страны, но появились дополнительные, связанные с сильным загрязнением окружающей среды.

Особенностью экономического развития Японии в последние десятилетия является значительное возрастание сферы услуг, доля которой в ВВП превышает 70%.

Промышленность. Спецификой промышленного производства Японии, несмотря на все достижения последних десятилетий, состоит в том, что немногим более тысячи японских заводов производят половину промышленной продукции страны, другая же половина приходится на 5 млн предприятий, насчитывающих по два-три работника.

В топливно-энергетическом комплексе отмечается практически полная зависимость от импортного топлива. Кардинальные изменения в потреблении топлива произошли после энергетического кризиса 1973 г. Во-первых, ориентация на менее энергоемкое производство привела к общему снижению потребления топлива. Во-вторых, снизилась доля нефти в топливноэнергетическом балансе страны (в 1975 г. она составляла 75%, в 1997 г. — 55%, в 2010 г. — 43%). Развитие атомной энергетики происходило опережающими темпам несмотря на «синдром» Хиросимы и Нагасаки до 2011 г. После аварии на АЭС «Фукусима» отношение к развитию атомной энергетики в Японии в корне изменилось. В настоящее время работают 19 АЭС (50 реакторов), рассматриваются варианты закрытия части АЭС и сокращение их доли в производстве электроэнергии до 15%.

В табл. 3.8 и 3.9 показаны тенденции изменения топливно-энергетического и энергетического балансов страны.

Структура топливно-энергетического баланса Японии в 1990;2012 гг., %.

Таблица 3.8

Вид топлива.

1990 г.

1998 г.

2012 г.

Нефть.

58,3.

53,6.

43,0.

Уголь.

16,6.

16,9.

23,0.

Природный газ.

10,1.

11,6.

17,0.

Гидроэнергия.

4,2.

3,8.

4,0.

Ядерная энергия.

9,4.

12,8.

В 1950 г. в Японии было произведено 45 млрд кВт-ч электроэнергии, в 1980 г. — 578, в 2013 г. — 938, в 2014 г. — 1061 млрд кВт-ч.

Таблица 3.9

Структура энергобаланса в 1990 и 2012 гг., %.

Мощность.

1990 г.

2012 г.

ТЭС.

65,2.

55,9.

АЭС.

23,6.

33,8.

ГЭС.

11,2.

10,3.

В послевоенный период основная часть электроэнергии вырабатывалась на ГЭС. Станции строили во внутренних районах на горных реках, большая часть их была сосредоточена в центральной части о. Хонсю, но они имели небольшие мощности. В 1960;е гг. началось активное строительство ТЭС, где использовался собственный уголь, который постепенно замещался нефтью. Ориентация на нефть (как топливо для станций) привела к сдвигу электроэнергетики к морю. Были построены такие крупнейшие ТЭС, как Касима, Содегаура, Фукусима, Тита, Химедзи.

Атомные станции расположены на побережьях Тихого океана, Внутреннего Японского моря и Японского моря из-за дефицита внутренних водных ресурсов, которые расходуются на орошение и водоснабжение. Многие станции располагаются на намывных островах.

Добывающая промышленность неуклонно теряет свое значение. До 2002 г. осуществлялась добыча угля с высокой себестоимостью добычи — в три разадороже привозного. Главными поставщиками являются Австралия, США, Канада, Россия (Южно-Якутский бассейн, Сахалин).

Собственная добыча нефти в 2013 г. составила 0,3 млн т. За ее счет Япония удовлетворяет не более 0,2% потребностей. Большая часть нефти и нефтепродуктов (более 80%), поступает из стран Ближнего и Среднего Востока. Япония занимает третье место в мире по импорту нефти после США и Китая. Мощности НПЗ в стране составляют около 230 млн т.

Импорт газа с 1980 г. возрос более чем в три раза, газ ввозится в сжиженном виде (СПГ). Крупнейшими поставщиками СПГ в Японию являются Индонезия, Малайзия, Австралия, Катар (10,3 млрд м3), Бруней, ОАЭ.

С 2009 г. в рамках проекта «Сахалин-2» начались поставки СПГ из России. Более 75% его используется в качестве топлива на теплоэлектростанциях.

Черная металлургия — одна из базовых отраслей Японии, она продолжает оставаться одной из отраслей международной специализации. По выплавке стали в 2013 г. (107,2 млн т) Япония занимала второе место в мире после Китая. Некоторое снижение производства связано с выносом его части в страны с дешевой рабочей силой.

Самым старым металлургическим центром (с конца XIX в.) является город Китакюсю на севере о. Кюсю. И сегодня этот центр является одним из важнейших, предприятия принадлежат крупнейшей компании «Ниппон стил». На о. Хоккайдо на местном сырье был построен металлургический комбинат в Муроране. Самый крупный комбинат (мощностью 16 млн т) находится в Фукуяме, крупнейшие производства созданы в Мидзусима, Камицу, Касиме, Канагаве. Для японской черной металлургии характерна высокая степень концентрации производства. Из 14 мощнейших в мире комбинатов восемь находятся в Японии. Все они располагаются на морском побережье из-за ориентации на импортное сырье и топливо, занимая целые районы. Железная руда поступает преимущественно из Австралии, Бразилии, Индии. Перспективы развития черной металлургии связывают с освоением железомарганцевых конкреций. Крупнейшими металлургическими компаниями Японии являются «Ниппон стил», «НКК», «Кобе стил».

Япония занимает второе место в мире по экспорту черных металлов (после Китая). Основными импортерами являются США, Китай, страны Юго-Восточной Азии. В связи с сокращением выплавки стали ее экспорт тоже сокращается.

Машиностроение является ведущей отраслью промышлености. Япония занимает второе место в мире после США по стоимости его продукции. Оно имеет универсальную структуру и производит практически полную номенклатуру изделий (к таким странам можно отнести еще лишь США и ФРГ). Многие его отрасли являются и отраслями международной специализации. По экспорту продукции машиностроения Япония занимает первое место в мире (станки, легковые автомобили, промышленные роботы, электронное оборудование общего назначения, оборудование для офисов). Второе место принадлежит Японии по производству медицинской техники, высокоточного оборудования, интегральных схем.

Судостроение является одной из главных отраслей в структуре машиностроения Японии (30% мирового экеппорта), и хотя в 2000;е гг. темпы его развития несколько замедлились, страна уступила лидирующие позиции Южной Корее. В структуре производства преобладают танкеры и сухогрузы, в последние десятилетия сильно возросло производство контейнеровозов, главным образом для перевозки автомобилей. Япония отказалась от практики строительства супертанкеров: в случае их аварии происходят большие выбросы нефти и сильное загрязнение окружающей среды.

Ведущей отраслью транспортного машиностроения Японии является автомобилестроение. Превосходство японского автомобилестроения состоит, прежде всего, в темпах роста производительности труда и б качестве выпускаемой продукции. Япония выпускает самые «чистые» по выбросу выхлопных газов автомобили, к тому же японский автомобиль — один из самых дешевых по себестоимости. В 2013 г Япония переместилась на третье место по производству автомобилей после Китая и США (9,9 млн штук) и на второе место по производству легковых автомобилей (8,6 млн штук) после Китая. Крупнейшие автомобильные заводы располагаются в пределах Промышленного пояса, в основных его центрах, таких, как Токио, Осака, Нагоя. Крупнейшими автомобильными корпорациями не только Японии, но и мира являются «Тойота Мотор» (36% производства автомобилей страны), «Ниссан Мотор», «Мицубиси Моторе», «Хонда Мотор». Япония не только экспортирует машины, но и создает филиалы, совместные предприятия, сборочные производства практически на всех континентах. Особенно сильны позиции японского автомобилестроения на североамериканском континенте: в США имеются заводы компаний «Тойота» и «Ниссан». Доля японского производства велика в Великобритании. Среди новых рынков можно назвать такие страны, как Индия, Мексика, ЮАР, Китай.

К отраслям международной специализации электронной промышленности относится производство изделий промышленного назначения, активных компонентов, полупроводников и интегральных схем (по ряду типов новейших сложных интегральных схем, особенно больших и сверхбольших, доля страны в мире достигает 60—70%). По изготовлению компьютеров Япония отстает только от США (в 1,5—2 раза), но имеет сильные позиции в производстве суперкомпьютеров. В 2012 г. было произведено около 8 млн компьютеров различных классов (в 1991 г. — 3 млн). Значительное развитие получило производство телекоммуникационного оборудования, средств проводной связи (особенно факсимильной аппаратуры), оптоэлектронной продукции (оптические волокна, лазеры). Япония — лидер в производстве роботов, видеомагнитофонов, видеокамер, видеокассет и некоторых других видов продукции. Ведущими фирмами в электронной промышленности являются «Хитачи», «НЕК», «Тошиба», «Фудзицу», «Сони», «Мицубиси электрик», «Мацусита электрик индастриз», «Шарп».

Химическая промышленность Японии ориентирована, главным образом, на внутренний рынок, а также является «ядром» всей нефтехимической промышленности Восточной и Юго-Восточной Азии. В связи с ориентацией на привозную нефть мощные химические комплексы сформировались в морских портах, таких как Нагоя, Токио, Кавасаки, Иокогама и др., преимущественно в Тихоокеанском поясе. Крупнейшими корпорациями являются «Асахи кемикэл индастри», «Мицубиси кемикэл», «Асахи гласе».

Сельское хозяйство. В сельском хозяйстве Японии занято около 6 млн человек (5% самодеятельного населения страны), доля сельскохозяйственной продукции в ВВП в 2013 г. составила 1,2% (в 1980 г. — 2,4%). Около 75% сельскохозяйственных работников совмещают свою деятельность с работой в других отраслях хозяйства.

Под сельскохозяйственными угодьями занято всего около 15% территории страны (5,3 млн га). Орошаемые земли занимают более половины всех угодий, а на луга и пастбища приходится чуть больше 10% (их доля сокращается из-за увеличения импорта дешевой мясной и молочной продукции). Средний размер фермы составляет всего 1,4 га (в Европе — 20 га, в США — около 180 га). Подавляющее большинство хозяйств — мелкотоварные. Производство имеет ярко выраженную продовольственную направленность. В последние десятилетия в сельском хозяйстве значительно выросла производительность труда за счет внедрения средств механизации, автоматизации и компьютеризации. Самообеспеченность продуктами питания составляет 49%, но и это огромное достижение. Из всех видов сельскохозяйственной продукции Япония полностью обеспечивает себя только рисом.

Ведущей отраслью сельского хозяйства является растениеводство. Главная культура — рис — возделывается на всей территории, за исключением крайней северной и восточной частей о. Хоккайдо. Южнее 37 параллели о. Хонсю получают по два урожая в год, на самых южных островах — и по три. Урожайность риса одна из самых высоких в мире (около 70 ц/га). Пшеница не имеет широкого распространения. Кроме этих культур выращивается ячмень, как и пшеница, тоже после уборки риса, а на о. Хоккайдо — и летом. Овес практически полностью возделывается на о. Хоккайдо. На севере страны имеются посевы ржи, большое значение в растениеводстве принадлежит сое. Основные технические культуры: сахарная свекла, чай, табак. По производству овощей и бахчевых Япония находится на пятом месте в мире после Китая, Индии, США и Турции.

Животноводство не обеспечивает потребностей страны ни в одном из видов продукции, хотя по продуктивности опережает многие западноевропейские страны и США. Развивается высокомеханизированное стойловое животноводство, однако большее развитие получило свиноводство и птицеводство. Животноводство базируется в основном на импортных концентрированных кормах. Из других отраслей животноводства можно упомянуть шелководство, тем не менее значительную часть шелка-сырца Япония импортирует.

В Японии, как ни в одной стране, огромное значение в рационе отводится рыбе и морепродуктам. По потреблению морепродуктов на душу населения Япония находится на втором месте в мире после Исландии (67 кг в год), на одном из первых мест по улову рыбы и еще импортирует примерно столько, сколько вылавливает.

Транспорт. Япония имеет высокоразвитую транспортную систему, особенностью которой является отсутствие трубопроводного и внутреннего водного транспорта. Густота транспортной сети чрезвычайно высока. По количеству перевезенных грузов лидирует автомобильный транспорт, на долю которого приходится более 90%, в пассажироперевозках он также занимает ведущее положение (64%). Для формирования транспортной системы важнейшую роль сыграло строительство туннелей между четырьмя главными островами. Последний был построен в середине 1980;х гг. и соединил острова Хоккайдо и Хонсю. Туннель «Сейкан» — самый длинный в мире (54 км), его часть (23 км) проходит под проливом Цугару на глубине 100 м.

Протяженность железных дорог составляет около 30 тыс. км. Железные дороги имеют очень высокий уровень технического оснащения, в последние десятилетия строились скоростные железные дороги. Важнейшей из них является магистраль «Синкансэн», которая соединяет острова Кюсю, Хонсю и Хоккайдо. Основное назначение магистрали — перевозка пассажиров; роль железнодорожного транспорта в перевозках грузов сокращается.

По протяженности автомобильных дорог Япония находится на пятом месте в мире (1,2 млн км), по их густоте (3185 км на 1000 км2) — на третьем месте после Сингапура и Бельгии. Характерной особенностью автомобильного транспорта является строительство скоростных дорог («хайвэй»). Действуют около 7 тыс. км скоростных дорог, и строительство их продолжается. Автопарк насчитывает более 73 млн единиц, в том числе 56 млн легковых автомобилей.

Островное положение, высокий уровень экономического развития, а также зависимость от импорта минеральных ресурсов и экспортная направленность многих отраслей промышленности предопределили высокое развитие морского транспорта. Япония — крупнейшая морская держава мира. Главную роль морской транспорт играет во внешнеэкономических связях. Морской флот насчитывает около 10 тыс. судов. По тоннажу Япония в 2012 г. занимала одиннадцатое место в мире (дедвейт 183 млн т), при этом необходимо учитывать, что значительная часть японских судов плавает иод «дешевыми» флагами (дедвейт 197,2 млн т). Флот Японии — один из самых технически совершенных в мире, парк судов многообразен. Стране принадлежит около половины всех автомобилевозов мира, велика доля танкеров, метановозов, сухогрузов, контейнеровозов. По объему перевозок первое место занимают нефть и нефтепродукты.

Уровень развития морского транспорта характеризуется не только состоянием флота, но и сформировавшейся системой портов, которых насчитывается более тысячи. Токио является универсальным портом, тогда как аванпорт Токио-Иокогама специализированный, в его грузообороте (124 млн т) преобладают массовые грузы. Другой крупнейший портовый комплекс сложился на побережье Осакского залива, где главная роль принадлежит портам Осака и Кобе. Третий комплекс сформировался на берегу залива Нее, центром здесь является Нагоя. Наиболее интенсивное движение судов существует во Внутреннем Японском море.

Велика роль воздушного транспорта, особенно в перевозке пассажиров. В 1995 г. был введен в действие крупнейший международный аэропорт Кансай вблизи Осаки. В отличие от старого аэропорта в Осаке, который находился в центральной части агломерации, новый может работать круглосуточно, так как находится на намывном острове в пяти км от берега, и шум не мешает населению.

Внешнеэкономические связи. Внешнеторговый оборот Японии в 2014 г. составил 1648 млрд долл, (четвертое третье место после Китая, США и ФРГ), экспорт оценивался в 792 млрд долл., импорт — в 856, причем Япония длительное время сохраняла активный торговый баланс (только в период нефтяного кризиса 1973 г. сальдо баланса было нулевым).

С 2014 г. Япония имеет пассивный торговый баланс (около 10 млрд долл. в 2016 г.). Вероятно, это связано с кризисными явлениями, которые привели к резкому снижению экспорта выпускаемой продукции. В мировом экспорте и импорте доля Японии составляет приблизительно, но 10%.

Главными импортерами японской продукции являются азиатские страны, и доля их растет, особенно стран Юго-Восточной Азии; наблюдается дальнейший рост экспорта в США, доля экспорта в другие регионы снижается. Япония экспортирует в основном готовую наукоемкую продукцию, машины и оборудование (около 74%). Одной из главных статей экспорта являются автомобили, при этом основным рынком остаются США.

Основными партнерами Японии по экспорту являются США, Южная Корея, Тайвань, Китай, Сингапур, Таиланд, ФРГ, Малайзия, Великобритания.

Главными импортерами по-прежнему остаются азиатские страны, среди котоорых особенно велика роль стран Ближнего и Среднего Востока, хотя в последние годы импорт из этого региона несколько снизился. Вероятно, это можно объяснить снижением доли сырьевых товаров в связи с изменениями в развитии экономики страны, ее ориентацией на энергосберегающие и нематериалоемкие технологии. Главными партнерами Японии по импорту являются США, Китай, Южная Корея, Индонезия, Тайвань, Австралия, ФРГ. Большое значение придается развитию сотрудничества с соседними азиатскими государствами, особенно с членами АСЕАН, Китаем, Россией.

В импорте Японии наметилась новая тенденция — это ввоз товаров, произведенных зарубежными филиалами японских фирм. В отраслевой структуре экспорта последних преобладают лицензии в области электротехнического и транспортного машиностроения, химической промышленности. Экспорт технологий Япония осуществляет в основном в развивающиеся страны, однако некоторая часть экспортируется в США и страны Западной Европы.

Региональные различия. Главной особенностью размещения производительных сил Японии является концентрация населения и всей хозяйственной деятельности в той части страны, которую принято называть Тихоокеанским поясом. Обычно Тихоокеанский пояс подразделяют на две части: «лицевую» и «теневую». «Лицевая» включает южное побережье о. Хонсю, а также северное побережье о-в Сикоку и Кюсю. «Теневая» часть — остальная территория страны. По глубине территориальных диспропорций Япония не имеет себе равных среди ведущих стран мира. В Тихоокеанском поясе сосредоточено более 3/5 населения страны (в его пределах находится мегалополис Токайдо), концентрируется более 80% всех занятых в промышленности, создается более половины промышленной и сельскохозяйственной продукции. По плотности размещаемых здесь мощностей этот район не имеет себе равных в мире. Тихоокеанский пояс не одно и то же, что Промышленный пояс, хотя часто эти понятия путают. Границы Тихоокеанского пояса гораздо шире, чем Промышленного пояса Японии. Сюда входит самая большая низменность Японии — Канто, которая является одним из крупнейших районов сельскохозяйственного производства. Значительную роль играет этот район в рыболовстве Японии, в этом поясе возделывают зерновые культуры, чай, табак, овощи, заметную роль играет животноводство.

Происходит усиление концентрации населения, промышленности и других сфер деятельности в Токийской агломерации, что порождает немало проблем.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой