Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Система обобщающих индикаторов для международных сопоставлений политического самовыражения и демократизации общества

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Индекс восприятия коррупции — Corruption Perception Index определяется на основе данных, полученных из 17 экспертных источников, предоставленных 13 организациями, включая Всемирный экономический форум (World Economic Fomm), Всемирный банк (World Bank), Азиатский банк развития (Asian Development Bank), Африканский банк развития (African Development Bank), Фонд Бертельсмана (Bertelsmann… Читать ещё >

Система обобщающих индикаторов для международных сопоставлений политического самовыражения и демократизации общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Возможности индивидов и их социальных групп полноценно участвовать в жизни общества, влиять на деятельность правительств и государственных институтов являются основой и важнейшей составляющей социализации каждого человека, его основополагающими правами и свободами. Всеобщая декларация прав человека, принятая резолюцией 217 A (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г., закрепляет основополагающие права и свободы личности, ее обязанности по отношению к обществу и обязанности государства защищать права и свободы личности.

В настоящее время на международном уровне признается, что изучение и сопоставление возможностей политического самовыражения и развитости гражданского общества необходимо включать в оценки устойчивого развития. «Политическое самовыражение, законодательные гарантии и власть закона имеют значение не только для положения индивидов, но и для характера общественных взаимодействий»[1].

Международные сопоставления предусматривают формирование адекватной информационной базы и статистического инструментария для построения обобщающих характеристик-индикаторов. Построение индикаторов основывается на использовании различных источников информации и включает как количественные, так и качественные характеристики. Существенное значение имеют экспертные оценки и опросы населения. В табл. 12.9 приведены некоторые наиболее широко используемые международные индикаторы, характеризующие степень демократизации общества.

Таблица 12.9

Международные индикаторы демократизации общества

Организация, проект.

Индикаторы.

Ссылка.

Проект Polity

Индекс и переменные Polity IV.

http: //www.

systemicpeace.org/.

polity/polity4.htm.

Фонд Бертельсмана.

Индекс трансформации Бертельсмана: Status Index, Management Index

www.bertelsmann;

transformation-index.

de.

Freedom House

Семейство индексов, разрабатываемых в рамках проектов «Freedom in the World», «Freedom of the Press», «Nations in Transit», «Countries at the Crossroads»

http://www. freedomhouse.org.

Economist Intelligence Unit

Democracy Index

https://www.eiu.com/ public/topical_report. aspx? campaignid=De inocracylndex2011.

World Justice Project

Rule of Law Index

worldjusticeproject.

org/rule-of-law;

index/.

Организация, проект.

Индикаторы.

Ссылка.

Всемирный банк.

Worldwide Governance Indicators

http://info. worldbank.org/ governancc/wgi/ resources. htm#cross.

Некоммерческая организация Transparency International

Corruption Perception Index

http://cpi. transparency.org/ cpi2011 /results/.

Всемирный экономический форум, бизнес-школа INSEAD

Network Readiness Index

http://www.weforum.

org/gitr.

Департамент экономического и социального развития ООН.

E-governance Development Index

http://www2. unpan. org/egovkb/global_ reports/12report.htm.

Основной целью проведения проекта Polity IV является изучение тенденции в изменении политических режимов в странах мира. Индекс определяется на основе сопоставления переменных, характеризующих соотношение демократических и автократических черт в стране. Переменные, используемые при построении индекса, объединяются в три группы.

  • 1. Формирование органов исполнительной власти:
    • • регулирование процесса формирования органов исполнительной власти;
    • • состязательность процесса формирования органов исполнительной власти;
    • • открытость каналов формирования органов исполнительной власти.
  • 2. Ограничения органов исполнительной власти:
    • • система ограничений, наложенных на органы исполнительной власти.
  • 3. Политическая конкуренция:
    • • регулирование участия;
    • • инстигуцианализированность конкурентного политического участия.

У каждой переменной есть определенное количество градаций (от 3 до 7), которым присваиваются баллы. Индекс оценивается по шкале от -10 (абсолютная автократия) до +10 (абсолютная демократия). Автократия характеризует степень закрытости политических институтов и оценивается по шкале от -10 до 0; демократия — общий уровень их открытости и оценивается по шкале от 0 до +10. Индекс Polity IV определяется как разность между количеством баллов, характеризующих демократию и автократию. 11а основе определения индекса выполняется типологизация стран по типам политических режимов:

  • • абсолютная демократия — +10;
  • • демократия — от +6 до +9;
  • • открытая анократия — от 0 до +5;
  • • закрытая анократия — от -5 до 0;
  • • автократия — от -6 до -10.

Индекс трансформации Бертельсмана разрабатывается иод эгидой крупнейшего немецкого частного фонда, занимающегося актуальными вопросами развития. Целью построения индекса является сравнительный анализ уровня демократии и рыночной экономики, включая качество политического управления. В настоящее время проектом охвачено 128 стран. Для каждой из стран определяется два индекса — Status Index и Management Index, а также составляются рейтинги стран на основе каждого из них. На рис. 12.5 приведена схема формирования индекса трансформации Бертельсмана.

Status Index позволяет оценить процесс формирования демократии, основанной на верховенстве закона и социально-ориентированной рыночной экономике, т. е. индекс объединяет два необходимых условия существования государств. Для оценки политических преобразований используется пять критериев, включающих 18 показателей. Эти критерии позволяют оценить управленческий потенциал, степень соблюдения гражданских прав и свобод и верховенство закона. На их основе определяется показатель Political transfoimation. Для оценки экономических преобразований используется семь критериев и 14 вопросов, позволяющих оценить экономический рост, степень либерализации рынка, а также возможности обеспечения устойчивого развития на основе благосостояния, личных и гражданских свобод. На основе используемых критериев определяется показатель Economic transfoimation. Status Index определяется как средняя величина из двух обобщающих характеристик — Political transformation и Economic transfoimation.

-•si.

го ст>

Схема формирования индекса трансформации Бертельсмана.

Рис. 12.5. Схема формирования индекса трансформации Бертельсмана.

Management Index позволяет оценить эффективность правительств и политиков по реализации процессов трансформации, факторы, определяющие позитивные и негативные изменения в рыночной экономике. При этом предполагается, что правительства проводят последовательную политику, эффективно и разумно расходуют ресурсы, а также обеспечивают достижение консенсуса внутри страны и широкое международное сотрудничество.

На основе построения индексов и рейтинга выделяются группы стран по уровню демократии. Кроме того, выполняется изучение распределений стран по отдельным составляющим каждого из индексов как в целом для всех изучаемых стран, так и для их отдельных групп.

Freedom House в рамках проекта Freedom in the World определяет рейтинги стран по двум составляющим: «Политические права» и «Гражданские свободы». В соответствии с используемой методологией каждой из стран присваивается рейтинг от 1 до 7, где 1 представляет наибольшую степень свободы, а 7 — наименьшую. Рейтинг определяется на основе общего количества баллов, набранных страной (до 100) в результате ответов на 10 вопросов в отношении политических прав и 15 вопросов в отношении гражданских свобод. За каждый вопрос страна может набрать от 0 (наименьший уровень свобод) до 4 баллов. В табл. 12.10 представлено распределение рейтингов в зависимости от числа набранных страной баллов по каждой из составляющих. По каждой составляющей выделяются следующие группы вопросов.

  • 1. Политические права:
    • • избирательный процесс (3 вопроса);
    • • политический плюрализм и участие (4 вопроса);
    • • функционирование правительства (3 вопроса);
    • • дополнительные вопросы (2 вопроса).
  • 2. Гражданские свободы:
    • • свобода выражения мнения и вероисповедания (4 вопроса);
    • • права создания, функционирования и участия в ассоциациях и общественных организациях (3 вопроса);
    • • верховенство закона (4 вопроса);
    • • персональные свободы и права личности (4 вопроса).

Рейтинг свободы определяется как средняя величина из рейтингов политических прав и гражданских свобод.

Таблица 12.10

Распределение баллов для каждой из градаций рейтинга.

Политические права.

Гражданские свободы.

шкала баллов.

рейтинг.

шкала баллов.

рейтинг.

36−40.

53−60.

30−35.

44−52.

24−29.

35−43.

18−23.

26−34.

12−17.

17−25.

6−1.

8−6.

0−5.

0−7.

Рейтинг свободы.

Статус страны.

1,0 до 2,5.

Свободная.

3,0 до 5,0.

Частично свободная.

5,5 до 7,0.

Не свободная.

В качестве источников информации при реализации проекта используется информация, собираемая зарубежными корреспондентами и консультантами, данные международных организаций, осуществляющих мониторинги по соответствующим направлениям, информация СМИ. Рейтинговые оценки выполняются в несколько этапов консультантами и экспертами Freedom House.

Индекс демократии — Democracy Index, публикуемый Economist Intelligence Unit строится по 10-балльной шкале и базируется на рейтингах по 60 индикаторам, объединенным в пять групп: выборный процесс и плюрализм, гражданские свободы, функционирование правительства, политическое участие, политическая культура. Рейтинг каждой категории также определяется от 1 до 10. Сводный индекс определяется как простая средняя арифметическая из пяти субиндексов. Уровень индекса используется для группировки стран (167 стран в 2010 г.) по четырем типам режимов.

  • 1. Полная демократия — 8—10 баллов.
  • 2. Недостаточная демократия — 6—7,9 баллов.
  • 3. Гибридные (смешанные) режимы — 4—5,9 баллов.
  • 4. Авторитарные режимы — ниже 4 баллов.

Индекс верховенства закона — Rule of Law Index представляет собой обобщающую характеристику, оценивающую верховенство закона в разрезе следующих факторов (в скобках указано количество составляющих для каждого из факторов).

I. Ограничения полномочий правительства (7).

II. Отсутствие коррупции (4).

III. Порядок и безопасность (3).

IV. Основополагающие права (8).

V. Открытое правительство (4).

VI. Регулятивное правоприменение (5).

VII. Гражданское судопроизводство (7).

VIII. Уголовное судопроизводство (7).

IX. Неофициальная юстиция (3).

В 2012 г. индексы был рассчитаны для 97 стран. В целом было обобщено 400 переменных. Индексы определялись для каждой составляющей и фактора в целом. Индексы факторов определяются как простая средняя арифметическая из индексов более низкого уровня агрегации данных.

Worldwide Governance Indicators (WGI) — интегральный индикатор государственного управления, который является композитным показателем, включающим такие индексы, как право голоса и подотчетность, политическая стабильность и отсутствие насилия; эффективность правительства; качество законодательства; верховенство закона и контроль коррупции. Оценка и публикация индикатора проводится один раз в два года Институтом Всемирного банка совместно с Институтом Брукингса (Brookings Institution), участниками являются 220 стран.

Качество государственного управления измеряется по следующим двум шкалам.

I. Количество баллов по шкале от -2,5 до +2,5.

II. Процентный показатель.

Второй показатель характеризует долю стран, имеющих худшие показатели по сравнению сданным государством.

Индикатор WGI состоит из шести индексов.

  • 1. Право голоса и подотчетность (Voice and Accountability) — включает показатели, измеряющие различные аспекты политических процессов, гражданских свобод и политических прав, т. е. степень возможности участия граждан в выборе правительства, а также степень независимости прессы.
  • 2. Политическая стабильность и отсутствие насилия (Political Stability and Absence of Violence) — включает показатели, характеризующие вероятность дестабилизации правительства и его вынужденной отставки в результате применения насилия, и отражает, насколько качество государственного управления способствует необходимости существенных изменений в политическом курсе проведении выборов и т. д.
  • 3. Эффективность правительства (Government Effectiveness) — отражает качество государственных услуг, функционирования государственного аппарата, компетенцию государственных служащих, уровень независимости государственной службы от политического давления, доверия к политике, проводимой правительством.
  • 4. Качество законодательства (Regulatory Quality) — характеризует меры, противоречащие рыночной экономике, такие как неадекватный контроль уровня цен и банковской сферы, чрезмерное регулирование международной торговли и развития бизнеса.
  • 5. Верховенство закона (Rule of Law) — измеряет уровень доверия граждан к законам, а также приверженность к исполнению этих законов, включая показатели отношения граждан к преступлениям, эффективности и предсказуемости законодательной системы.
  • 6. Контроль коррупции (Control of Corruption) — отражает восприятие коррупции в обществе, учитывая разные ее формы.

Индекс восприятия коррупции — Corruption Perception Index определяется на основе данных, полученных из 17 экспертных источников, предоставленных 13 организациями, включая Всемирный экономический форум (World Economic Fomm), Всемирный банк (World Bank), Азиатский банк развития (Asian Development Bank), Африканский банк развития (African Development Bank), Фонд Бертельсмана (Bertelsmann Foundation), Economist Intelligence Unit, Freedom House, WorldJustice Project и др. Экспертам задаются вопросы, связанные со злоупотреблением властью, имеющим отношение к извлечению личной выгоды, выплатами «откатов» при осуществлении государственных заказов, хищениями государственных средств, а также вопросы в отношении эффективности антикоррупционных мер. Вопросы охватывают как административную, так и политическую коррупцию. В 2011 г. индекс был построен для 183 стран.

На основе индекса страны и территории ранжируются по шкале от 0 (самый высокий уровень коррупции) до 10 (самый низкий уровень коррупции). В итоговом рейтинге наряду с количеством баллов и рангом страны приводятся также число источников информации, разница между наиболее высокими (низкими) значениями индикаторов для каждой страны на основе соответствующих источников, величина стандартного отклонения и доверительный интервал по каждой стране, позволяющий оценить точность полученных результатов.

Индекс сетевой готовности — Network Readiness Index —

интегральный показатель степени развития информационнокоммуникационных технологий (ИКТ), разработанный Всемирным экономическим форумом и международной школой бизнеса INSEAD в 2001 г. В настоящее время этот индекс считается наиболее всеобъемлющим показателем и используется для оценки влияния информационно-коммуникационных технологий на уровень развития стран.

Индекс измеряет уровень развития ИКТ на основе 10 групп, включающих 53 параметра, характеризующих наличие условий для развития ИКТ, готовность граждан, деловых кругов и государственных органов к использованию ИКТ, уровень использования ИКТ в общественном, коммерческом и государственном секторах.

  • 1. Политическая и нормативно-правовая среда (9 параметров).
  • 2. Бизнес-среда и инновационная среда (9 параметров).
  • 3. Инфраструктура и цифрой контент (5 параметров).
  • 4. Доступность (3 параметра).
  • 5. Навыки и образование (4 параметра).
  • 6. Индивидуальное использование (7 параметров).
  • 7. Использование в бизнесе (5 параметров).
  • 8. Использование правительством (3 параметра).
  • 9. Влияние на экономику (4 параметра).
  • 10. Влияние на социальную сферу (4 параметра).

Информационной базой определения индекса служат статистические данные международных организаций, а также результаты проводимого Всемирным экономическим форумом ежегодного опроса руководителей в исследуемых странах.

Индекс развития электронного правительства — E-governance Development index характеризует доступ к электронному правительству, в основном технологическую инфраструктуру и образовательный уровень. Индекс позволяет проанализировать возможности И КТ для обеспечения прогресса в различных аспектах развития в странах, а также выполнять межстрановые и динамические сопоставления Индекс развития электронного правительства строится на основе следующих трех субиндексов.

  • 1. Индекс развития онлайн-сервиса — Online Service Index.
  • 2. Индекс развития телекоммуникационной инфраструктуры — Telecommunication Index.
  • 3. Индекс человеческого капитала — Human Capital Index.

На первом этапе для каждого индивидуального индикатора осуществляется процедура стандартизации[2] с использованием следующей формулы:

Индекс развития онлайн-сервиса позволяет оценить качество и возможности национальных веб-сайтов, включая оценки центрального национального портала, порталов электронных услуг, министерств образования, труда, социальной защиты, здравоохранения, финансов. Вопросник включает четыре раздела, характеризующих четыре стадии развития электронного правительства. Индекс развития телекоммуникационной инфраструктуры определяется на основе пяти индикаторов (в расчете на 100 человек населения): пользователи Интернета, количество проводных телефонных линий, количество абонентов мобильной телефонной связи, количество заключенных договоров на пользование стационарным Интернетом, количество объектов фиксированного широкополосного доступа. Основным источником информации для получения этих показателей в страновом разрезе являются данные Международного союза электросвязи — International Telecommunication Union. На основе стандартизованных показателей, характеризующих инфраструктуру телекоммуникаций, определяется композитный показатель телекоммуникационной инфраструктуры как средняя величина из стандартизованных показателей. Композитный показатель для расчета индекса человеческого капитала определяется как взвешенная величина из стандартизованных показателей уровня грамотности взрослого населения (вес 2/3) и уровня охвата образованием (вес 1/3). Источником информации для получения страновых показателей являются данные Доклада о развитии человека ООН.

Индекс развития онлайн-сервиса позволяет оценить качество и возможности национальных веб-сайтов, включая оценки центрального национального портала, порталов электронных услуг, министерств образования, труда, социальной защиты, здравоохранения, финансов. Вопросник включает четыре раздела, характеризующих четыре стадии развития электронного правительства. Индекс развития телекоммуникационной инфраструктуры определяется на основе пяти индикаторов (в расчете на 100 человек населения): пользователи Интернета, количество проводных телефонных линий, количество абонентов мобильной телефонной связи, количество заключенных договоров на пользование стационарным Интернетом, количество объектов фиксированного широкополосного доступа. Основным источником информации для получения этих показателей в страновом разрезе являются данные Международного союза электросвязи — International Telecommunication Union. На основе стандартизованных показателей, характеризующих инфраструктуру телекоммуникаций, определяется композитный показатель телекоммуникационной инфраструктуры как средняя величина из стандартизованных показателей. Композитный показатель для расчета индекса человеческого капитала определяется как взвешенная величина из стандартизованных показателей уровня грамотности взрослого населения (вес 2/3) и уровня охвата образованием (вес 1/3). Источником информации для получения страновых показателей являются данные Доклада о развитии человека ООН.

Каждый из субиндексов определяется на основе сопоставления отклонения соответствующего композитного индикатора от наихудшего значения для всех стран с размахом вариации по всем странам, т. е. на основе формулы.

Система обобщающих индикаторов для международных сопоставлений политического самовыражения и демократизации общества.

Сводный индекс развития электронного правительства рассчитывается как средняя арифметическая из трех субиндексов.

Данные ООН свидетельствуют о том, что лидером рейтинга по результатам расчетов в 2012 г. является Южная Корея. Кроме нее в первую пятерку стран входят Нидерланды, Великобритания, Дания и США. Россия в рейтинге поднялась на 27-е место, улучшив свои позиции на 32 пункта. В табл. 12.11 представлены данные о величине индекса электронного правительства для стран по данным за 2012 г.

Таблица 12.11

Страны-лидеры по значению индекса развития электронного правительства.

Позиция в рейтинге.

Страна.

Индекс развития электронного правительства.

Индексы-компоненты.

развития онлайнсервиса.

развития телекоммуникационной инфраструктуры.

человеческого капитала.

Корея.

0,9283.

1,0000.

0,8356.

0,9494.

Нидерланды.

0,9125.

0,9608.

0,8342.

0,9425.

Вел и кобригания.

0,8960.

0,9739.

0,8135.

0,9007.

Дания.

0,8889.

0,8562.

0,8615.

0,9489.

США.

0,8687.

1,0000.

0,6860.

0,9202.

Позиция в рейтинге.

Страна.

Индекс развития электронного правительства.

Индексы-компоненты.

развития онлайнсервиса.

развития телекоммуникационной и 11 фрастру кту ры.

человеческого капитала.

Монако.

0,7468.

0,3595.

0,9370.

0,9439.

Российская Федерация.

0,7345.

0,6601.

0,6583.

0,8850.

Объединенные Арабские Эмираты.

0,7344.

0,8627.

0,5568.

0,7837.

По данным за 2012 г. ООН относит Россию к категории новых (быстро растущих) стран в области развития электронного правительства. Развитие электронного правительства в России идет более быстрыми темпами и имеет более высокий уровень, чем в Ирландии, Италии, Греции, Литве и Польше. Существенно отстают от России другие страны БРИКС; кроме того, эти страны ухудшили свои позиции в рейтинге. Так, Бразилия занимает 59-е место, Китай — 78-е место, Индия — 125-е место, Южная Африка — 101-е место.

В табл. 12.12 приводятся характеристики рассмотренных индексов, а также их значения для Российской Федерации.

Обобщающие индикаторы, несмотря на общность целей и задач их построения, имеют различия, связанные как с формированием информационной основы их построения, так и с методологией расчета. Большинство международных организаций (ООН, Всемирный экономический форум и др.) используют сходные официальные источники информации для каждой из изучаемых стран, однако способы организации опросов и формирования анкет при проведении различных исследований не совпадают. При построении некоторых индикаторов используются также экспертные оценки, которые часто усугубляют субъективность восприятия ситуации и, следовательно, могут значительно искажать значения индексов. Кроме того, поскольку одни индексы Интегральные индикаторы демократизации общества в России.

Индекс.

Год.

Значение.

Ранг.

Количество.

Диапазон.

расчета.

индикатора по России.

стран.

изменения.

Индекс Polity IV.

От -10 до +10.

Индекс трансформации Status Index

5,73.

ОтОдо 10.

Management Index

3,96.

Freedom House Political Rights

От 1 до 7.

Civil Liberties

Freedom Rating

5,5 «не свободная».

Democracy Index

4,26 «гибридный режим».

От 1 до 10.

Democracy Index:

I. Ограничения полномочий пра;

0,31.

От 0 до 1.

вительства.

II. Отсутствие коррупции.

0,39.

III. Порядок и безопасность.

0,49.

IV. Основополагающие нрава.

0,47.

V. Открытое правительство.

0,41.

VI. Регулятивное правоприменение.

0,45.

VII. Гражданское судопроизводство.

0,50.

VIII. Уголовное судопроизводство.

0,40.

Индекс.

Год расчета.

Значение индикатора по России.

Ранг.

Количество стран.

Диапазон изменения.

World Governance Indicators

  • 1. Свобода слова и подотчетность
  • 2. Контроль над коррупцией
  • 3. Эффективность правительства
  • 4. Верховенство закона
  • 5. Политическая стабильность
  • 6. Качество законодательства
  • -0,94/20,9
  • -0,95/15,6
  • -0,39/41,6
  • -0,78/26,1
  • -0,88/18,4
  • -0,52/29,9
  • 1. От -2,5 до +2,5.
  • 2. Процентный показатель

Индекс восприятия коррупции.

2,4.

0 до 10.

Индекс сетевой готовности.

4,02.

1 до 7.

Индекс развития электронного правительства.

0,7345.

От 0 до 1.

1 Через дробь приведены показатели по двум шкалам.

охватывают более широкий круг вопросов, чем другие, количество используемых индикаторов существенно различается. Более того, развернутые системы показателей включают как количественные, так и качественные характеристики. И наконец, методики построения индексов различаются как в отношении способов нормирования частных индикаторов, так и в отношении методов построения интегральных оценок и их интерпретации. Эти особенности необходимо учитывать при сравнениях индикаторов и изучении их динамики и взаимосвязей.

  • [1] Доклад Комиссии по оценке экономического и социального прогресса // Вопросы статистики. 2011. № 2.
  • [2] Подробно методы построения обобщающих оценок рассмотреныв параграфе 13.6.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой