Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Становление системы государственного регулирования российской экономики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В конце 80 — начале 90-х годов в России начался переход от централизованной плановой к современной рыночной экономике. Еще до распада СССР был принят ряд нормативных правовых актов, направленных на перестройку системы хозяйства, в том числе и законы «О кооперации», «Об индивидуальной трудовой деятельности», «О малых предприятиях» и др. Однако советская экономика по-прежнему оставалась… Читать ещё >

Становление системы государственного регулирования российской экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Приоритеты экономической политики российского государства за последние два десятилетия трансформировались под решение конкретных социально-экономических проблем, стоящих перед государством и обществом.

В конце 80 — начале 90-х годов в России начался переход от централизованной плановой к современной рыночной экономике. Еще до распада СССР был принят ряд нормативных правовых актов, направленных на перестройку системы хозяйства, в том числе и законы «О кооперации», «Об индивидуальной трудовой деятельности», «О малых предприятиях» и др. Однако советская экономика по-прежнему оставалась планово-централизованной. Для нее были характерны директивная форма связи производства и потребления, подавляющее (свыше 90%) доминирование государственной собственности, преобладание административных методов государственного управления экономикой, гипертрофированная роль центральных управляющих органов (Госплан, Госснаб, союзные министерства и ведомства), решения которых имели силу закона для нижестоящих органов управления, предприятий и организаций.

Сложившаяся вертикаль системы государственного управления народным хозяйством, плановый характер распределения как производственных ресурсов, так и произведенной продукции избавляли предприятия от конкуренции и экономических рисков. Но при этом она лишала их возможности проявить самостоятельность в поиске и принятии эффективных управленческих решений, подрывала хозяйственную инициативу, снижала оперативность принятия соответствующих решений, а в итоге — сдерживала развитие национальной экономики в целом. Нарастало отставание производственно-технологического потенциала советской экономики от развитых стран.

Радикальный переход к рыночной экономике в Российской Федерации начался в 1992 г. Первым решительным шагом в данном направлении были либерализация ценообразования и создание соответствующих рыночных институтов: товарных бирж, торговых домов, брокерских и иных посреднических фирм, роль которых в организации товарного обращения резко возросла. Так, в 1992 г. в России было зарегистрировано свыше 400 товарных бирж и 20 тыс. брокерских контор. Тем не менее в основном были сохранены структуры плановораспределительной системы в лице федерального Минторгресурсов, государственных торгово-посреднических фирм (Агроснаб, Роснефтепродукт и др.). Осуществляя государственные закупки, располагая значительным инфраструктурным потенциалом, они обладали возможностями прямого влияния на сферу торговли. Однако либерализация цен и бурный рост частного торгового бизнеса привели к диверсификации посреднической деятельности и установлению прямых связей между предприятиями. Это противоречило сложившейся государственной системе материально-технического снабжения и способствовало формированию механизмов свободной конкуренции.

Другим важным направлением реформирования российской экономики в начале 1990;х годов были разгосударствление и приватизация государственной собственности. Предполагалось, что приватизация обеспечит качественное повышение эффективности хозяйственной системы России, сформирует широкий слой частных собственников и освободит органы государственного управления в сфере экономики от несвойственных им функций. Результатом должно было стать «формирование экономики, в рамках которой функционируют предприятия различных форм собственности. В соответствии с Законом РФ от 3 июля 1991 г. № 1531−1 «О приватизации» в ред. Федерального закона от 05.06.1992) (далее — Закон «О приватизации») и Государственной программой приватизации (1992) были определены три модели приватизации.

В соответствии с первой из предложенных моделей государственные предприятия преобразовывались в открытые акционерные общества, при этом в руках государства концентрировался основной пакет акций. Около 60% акций оставались в собственности государства и передавались в управление соответствующим государственным органам. Часть из этих акций резервировалась для реализации за приватизационные чеки, остальные предполагалось реализовывать на фондовом рынке.

В соответствии со второй моделью трудовым коллективам в процессе акционирования было предоставлено право при закрытой подписке приобрести 51% акций по номинальной стоимости либо с незначительным повышающим коэффициентом, причем половина суммы могла быть оплачена приватизационными чеками. Каждый член коллектива мог подписаться на акции, не превышающие 5% стоимости акционерного капитала. Остальные акции оставались в распоряжении фонда государственного имущества. Они могли быть реализованы на чековых аукционах.

Третью модель приватизации выбрало незначительное число трудовых коллективов, прежде всего небольших и средних предприятий. В соответствии с данной моделью инициативная группа заключала договор с фондом имущества сроком на один год, в соответствии с которым каждый член группы вкладывал в реорганизацию предприятия не менее 200 минимальных заработных плат. В случае выполнения условий договора члены группы получали право на приобретение 20% акций по номинальной стоимости, а трудовой коллектив в целом, включая инициативную группу, — еще 20%. При выборе данного варианта приватизации контрольный пакет также оставался в руках государства.

Наряду с «большой» в первой половине 1990;х годов в России была осуществлена «малая» приватизация, в рамках которой в частные руки были переданы малые предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Часть из них была приватизирована путем выкупа ранее арендованного имущества, другая часть — продана по коммерческому конкурсу и на аукционах. Практически не получили распространения, предусмотренные Законом «О приватизации» реализация предприятий с инвестиционных торгов, а также продажа ликвидированных предприятий. Значительное число малых предприятий в отдельных субъектах РФ (в частности, в г. Москве) было безвозмездно передано трудовым коллективам.

Приватизация государственной собственности, либерализация цен и хозяйственных связей, создание институтов рыночной экономики, реформирование системы государственного регулирования народным хозяйством страны, либерализация внешнеэкономической деятельности были основными приоритетами государственной экономической политики России в начале 1990;х годов. Их реализация осуществлялась на фоне гиперинфляции (1992 г. — 2600%) и резкого снижения уровня жизни граждан, что ставило во главу угла макроэкономической политики задачу ограничения роста денежной массы и преодоление инфляции.

В указанный период негативные тенденции в экономике России преодолеть не удалось. Дефолт августа 1998 г. завершает начальный период в формировании новой системы государственного регулирования российской экономики.

В 1999 г. начинается новый этап трансформации экономической системы страны. Экономический спад сменился подъемом. Девальвация российского рубля привела к резкому удорожанию импортных товаров, снижению объемов импорта, развитию импортозамещающих производств, повышению конкурентоспособности отечественной продукции на международных рынках.

Рост мировых цен на энергоносители, начавшийся в 2000 г., привел к расширению финансовых возможностей российского государства. В 2000 г. руководством страны была поставлена задача удвоения ВВП к 2010 г. С 2000 по 2008 г. экономика Российской Федерации развивалась динамично: темпы прироста реального ВВП составляли от 5 до 7%, а в 2007 г. достигли 8,2%. Однако главным фактором экономического роста была благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и высокие мировые цены на традиционные экспортные товары (нефть, газ, металлы, минеральные удобрения и др.). Сложившаяся структура народного хозяйства, низкая конкурентоспособность российской экономики, зависимой от внешних условий, выдвинули на передний план задачу инновационного обновления и усиления роли инноваций в социально-экономическом развитии.

Обозначились новые внутренние ограничения экономического роста, обусловленные недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры, дефицитом высококвалифицированных инженерных и рабочих кадров, низким уровнем конкуренции на товарных рынках, недостаточным развитием национальной инновационной системы и др. Решив в 2000—2007 гг. задачи восстановления производства и создания институциональных основ рыночной экономики, Россия оказалась перед необходимостью решения накопившихся проблем, прежде всего в сфере социальной политики, и формирования конкурентоспособности экономической модели, способной к инновационному обновлению и привлечению инвестиций.

В 2008 г. начался новый этап в формировании российской экономической системы. Определены основные направления социально-экономического развития России до 2020 г. и цели, стоящие в этой связи перед государственным управлением. К главным ориентирам относятся построение общества, которое задает лучшие стандарты жизни, предоставляет равные возможности для самостоятельной реализации талантов и умений людей; развитие экономики инновационного типа и радикальное повышение ее эффективности; формирование широкого среднего класса.

В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. «О долгосрочной государственной экономической политике» будет осуществлен переход к государственному стратегическому планированию, координации стратегического управления и бюджетной политики, осуществлению мер по развитию национальной инновационной системы, реализации программного подхода по стратегическим направлениям государственного регулирования экономики.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой