Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Обоснование эдипова комплекса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Р> книге «Тотем и табу» (1913) он описывает следующую ситуацию: когда-то была первобытная орда, где существовал один самец, который пользовался неограниченной властью, и всех повзрослевших мальчиков в циклопической семье (один самец и много самок) изгоняли из этой семьи. Однажды изгнанные дети объединились, убили и съели отца, положив тем самым конец отцовской орде и совместному проживанию… Читать ещё >

Обоснование эдипова комплекса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Культура трактуется З. Фрейдом как система запретов и ограничений в проявлении естественных потребностей человека. Человек пытался восстать против культуры, сбросить ее с себя и вернуться в девственное состояние, но каждый раз за это жестоко расплачивался. Те травмы, которые он испытывал на смоем историческом пути, мощные и жестокие вытеснения первичных влечений стали источниками основных запретов, на которых держится культура. Для обоснования этого положения З. Фрейд обратился к исследованию системы запретов (табу) у людей дописьменных культур. На него произвела большое впечатление книга У. Робертсона-Смита о тотемизме. Тотемом у примитивных пародов может служить какое-либо животное, которое почитают в качестве предка, покровителя рода. Люди данного тотема связаны обязательством не убивать его и не употреблять в пищу. Тотемизм является источником страха перед инцестом (от лат. - кровосмешение). Кровосмесительными, запрещенными, опасными считались первоначально браки между представителями одного тотема. Таким образом, тотемизм выполнял функцию регулирования брачных отношений. З. Фрейд считал, что страх перед инцестом коренится в бессознательном и что это можно объяснить рационально. Для разгадки его происхождения ученый обратился к тотемической теории Дж. Дж. Фрэзера и гипотезам У. Робертсона-Смита и Дж. Аткинсона о ритуальном убийстве отца.

Р> книге «Тотем и табу» (1913) он описывает следующую ситуацию: когда-то была первобытная орда, где существовал один самец, который пользовался неограниченной властью, и всех повзрослевших мальчиков в циклопической семье (один самец и много самок) изгоняли из этой семьи. Однажды изгнанные дети объединились, убили и съели отца, положив тем самым конец отцовской орде и совместному проживанию; однако у них пробудилось чувство вины и раскаяния за содеянное, голос умершего отца стал голосом их совести. Этот голос говорил, что отвратительно убивать отца и, нарушая его волю, вступать в брак с женщинами своего племени. Так возник эдипов комплекс, состоящий из запретов на отцеубийство и кровосмесительство, ставший краеугольным камнем культуры. З. Фрейд делает вывод, что этот совершенный в древности акт сохранился в психике человека, посему каждому человеку изначально присущ эдипов комплекс. Отождествляя таким образом филогенез (родовое развитие; история, случившаяся с древним родом) и онтогенез (индивидуальное развитие человека), он обосновывает мысль о том, что в детстве человек проходит все те же стадии развития, что и в свое время прошло человечество. Психоаналитическая трактовка сводится к тому, что животное-тотем является заменой отца и этому соответствует противоречие: его обычно запрещается убивать, но умерщвление его становится праздником; животное убивают и все же оплакивают его. Амбивалентная направленность чувств, которым и теперь отличается отцовский комплекс у наших детей и порой сохраняется на всю жизнь у взрослых, переносится на замену отца в виде животного-тотема, — таково объяснение З. Фрейда. Этот древний миф, свидетельствующий о причинах возникновения соперничества и ненависти к отцу, адекватен тем переживаниям, которые проявляются в индивидуальной психике каждого человека, детерминируя его реальное поведение. Впоследствии запрет на отцеубийство начинает пониматься в рамках фрейдовской концепции более широко. Таким образом, культура началась, по мнению З. Фрейда, как реакция «на великое событие», которое с тех пор не дает покоя человечеству'. Следовательно, культура возникает в результате отказа от свободного следования инстинкту и понимается как система запретов.

Многие ученые подвергли эту гипотезу З. Фрейда сокрушительной критике. Один из виднейших историков XX в. М. Элиаде писал, что этот «черный роман» приобрел необычайную популярность среди западных интеллектуалов. Специальному анализу и критике подвергнута эта теория французскими учеными Ж. Делёзом и Ф. Гваттари (врач-психоаналитик, ученик Ж. Лакана), которые считают, что если эдипов комплекс и имеет место, то это скорее отклонение от нормы, чем норма. Функция Эдипа расценивается ими как догма и названа «ядерным комплексом», неотделимым от определенного принуждения, посредством которого психоаналитик-теоретик восходит к концепции обобщенного Эдипа.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой