Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психология познавательных процессов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особенность восприятия, направленная на осознание объекта как единого целого: а) осмысленность; б) предметность; в) целостность; г) избирательность; д) константность. Качественная характеристика ощущений, указывающая на их принадлежность определенным органам чувств, например, зрительным, слуховым, тактильным и т. д.; Особенность восприятия, проявляющаяся в выделении каких-либо объектов или… Читать ещё >

Психология познавательных процессов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ощущение и восприятие Вопросы для обсуждения на семинаре

  • 1. Значение ощущений в жизни человека и их происхождение.
  • 2. Виды ощущений.
  • 3. Адаптация и сенсибилизация органов чувства.
  • 4. Изменение и измерение ощущений.
  • 5. Закон Вебера-Фехнера.
  • 6. Представление о субсенсорных ощущениях.
  • 7. Физические свойства среды, порождающие ощущения различной модальности.
  • 8. Восприятие, его виды и свойства.
  • 9. Законы восприятия.
  • 10. Механизмы восприятия размера, формы и контура предметов.
  • 11. Восприятие времени.
  • 12. Восприятие движения.
  • 13. Восприятие пространства.
  • 14. Отличие восприятия от ощущений, виды восприятия.
  • 15. Связь восприятия с движениями.

Контрольные вопросы

  • 1. Как формируются ощущения и какую роль они играют в жизни человека?
  • 2. Как воспринимает человек пространство?
  • 3. Каковы основные механизмы восприятия человеком движения и времени?
  • 4. В чем выражается явление константности восприятия?
  • 5. Что представляют собой иллюзии восприятия и каким образом человеку удается избавляться от них в жизни, правильно ориентируясь в мире?

Тесты для самопроверки

ТЕСТ I

Каким воззрениям соответствуют нижеприведенные определения ощущений:

  • 1) ощущение — источник наших знаний о внешнем мире. Оно — основной канал, по которому информация о явлениях внешнего мира доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающем. Ощущения — активный процесс;
  • 2) ощущения не дают нам правильного представления о внешнем мире. Эволюционно органы чувств сформированы так, что допускают к конкретным нервным окончаниям лишь определенные виды внешних сигналов. Каждый орган чувств обладает своей энергией, которая обусловливает возникновение ощущений;
  • 3) ощущение — единственная реальность, окружающий мир — их совокупность;
  • 4) мир непознаваем, человеческий разум ограничен и за пределами ощущений ничего знать не может:
    • а) рефлекторная теория ощущений; б) теория «Специфической энергии органов чувств»; в) агностицизм; г) субъективный идеализм.

ТЕСТ II

На основе анатомического расположения рецепторов и выполняемой ими функции проведите классификацию ощущений на виды.

Ощущения, сигнализирующие о:

  • 1) внутреннем состоянии организма;
  • 2) разных характеристиках внешнего мира;
  • 3) положении различных частей тела и их движении:
    • а) экстероцептивные; б) интероцептивные; в) проприоцептивные.

ТЕСТ III

Назовите психологические понятия, соответствующие нижеприведенным определениям:

  • 1) минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметные ощущения;
  • 2) способность живого организма воспринимать адекватные и неадекватные раздражения, отвечая на них каким-либо образом: движением, осознанным ощущением, вегетативной реакцией и т. д.;
  • 3) минимальное различие между двумя раздражителями или между двумя состояниями одного раздражителя, вызывающее едва заметное различие ощущений;
  • 4) наименьшая величина различий между сигналами, при которой их точность и скорость достигают максимума;
  • 5) максимально допустимая величина внешнего раздражителя, при котором возникает ощущение: а) чувствительность; б) абсолютный нижний; в) абсолютный верхний; г) разностный; д) пороги ощущений.

ТЕСТ IV

Назовите закономерность ощущений, которые выражаются в следующем.

Повышение чувствительности органов чувств при одновременном воздействии раздражителей на другие органы чувств:

  • 1) явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, вызывает не только специфичное ощущение для данного органа чувств, но одновременно еще ощущение, характерное для другого;
  • 2) качественная характеристика ощущений, указывающая на их принадлежность определенным органам чувств, например, зрительным, слуховым, тактильным и т. д.;
  • 3) изменение (повышение или понижение) чувствительности органов при длительном воздействии на них адекватных и неадекватных раздражителей;
  • 4) кратковременное сохранение следа образа от ранее действовавшего раздражителя:
    • а) сенсибилизация; б) синестезия; в) модальность; г) последействие.

ТЕСТ V

Дайте определение важнейшим психологическим понятиям:

  • 1) структурные единицы процесса восприятия у человека, обеспечивающие сознательное выделение и преобразование сенсорной информации, приводящее к построению образа, адекватного предметному миру и задачам деятельности;
  • 2) свойство психики человека, выражающее зависимость восприятий предметов и явлений от предшествующего опыта, общей направленности и других личностных особенностей его психической деятельности;
  • 3) искаженное отражение действительности, носящее устойчивый характер;
  • 4) свойство личности, проявляющееся как способность замечать в воспринимаемом малоизвестные, но существенные детали;
  • 5) совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия;
  • б) вид восприятия, складывающийся на основе тактильного и двигательного ощущений:
  • а) апперцепция; б) иллюзии; г) перцептивная система; г) перцептивные действия; наблюдательность; е) осязание.

ТЕСТ VI

Назовите свойства восприятия, которые обладают следующими признаками:

  • 1) относительное постоянство образов предметов, в частности, их формы, цвета, величины при изменении условий восприятия;
  • 2) особенность восприятия, заключающаяся в отражении объектов, в совокупности их свойств как единое целое;
  • 3) особенность восприятия, проявляющаяся в выделении каких-либо объектов или их частей. Выделяемый объект выступает как «фигура», остальные — как «фон»;
  • 4) отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к конкретной категории объектов;
  • 5) особенность восприятия, направленная на осознание объекта как единого целого:
    • а) осмысленность; б) предметность; в) целостность; г) избирательность; д) константность.

ТЕСТ VII

Назовите сложные виды восприятия.

Отражения:

  • 1) длительности и последовательности явлений или событий;
  • 2) величины, форм и глубины предметов;
  • 3) направления и скорости пространственного существования предметов:
    • а) пространства; б) движений; в) времени.

ТЕСТ VIII

  • 1. Качественная характеристика ощущения.
  • 2. Искаженное восприятие реально существующего объекта.
  • 3. Нервный аппарат восприятия раздражителя.
  • 4. Возмещение нарушенных функций за счет других.
  • 5. Психический процесс, заключающийся в отражении действительности при непосредственном воздействии.
  • 6. Повышенная чувствительность к обычным внешним раздражителям.
  • 7. Орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервный импульс.
  • 8. Зависимость восприятия от прошлого опыта.
  • 9. Патологическое нарушение перцептивной деятельности, состоящее в восприятии объекта, которое в данный момент не воздействует на органы чувств.
  • 10. Нарушение различных видов восприятия, возникающее при определенных поражениях мозга.

Задания для самопроверки

  • 1. Составить вопросы к психологической викторине по теме: «Ощущения и восприятие».
  • 2. Восприятие предмета (вещи, материального объекта) и восприятие слова, его обозначающего. Видите ли разницу? Если да, то в чем эта разница? Можете ли вы привести пример важности учета этой разницы в словесном речевом общении (в управленческой или преподавательской деятельности, в общении человека с человеком и т. п.)?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой