Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Дистрибьюторский договор. 
Понятие и виды торговых договоров

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Я бы определил его так: это договор об организации, систематическом заключении и исполнении договоров купли-продажи определенных товаров для целей их продвижения потребителю, а также — об организации и осуществлении такого продвижения. Соответственно, две стороны имеются в этом договоре — поставщик (коммерсант, стремящийся к продвижению своих товаров на рынке) и дистрибьютор (посредник, который… Читать ещё >

Дистрибьюторский договор. Понятие и виды торговых договоров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

..

Я бы определил его так: это договор об организации, систематическом заключении и исполнении договоров купли-продажи определенных товаров для целей их продвижения потребителю, а также — об организации и осуществлении такого продвижения. Соответственно, две стороны имеются в этом договоре — поставщик (коммерсант, стремящийся к продвижению своих товаров на рынке) и дистрибьютор (посредник, который будет продвигать товары, купленные им у коммерсанта). Чтоб не употреблять специальной «купле-продажной» терминологии, предлагаю называть в дальнейшем именно так — коммерсант и дистрибьютор. Задача коммерсанта — на систематической основе продавать (поставлять) дистрибьютору определенного рода товары; задача дистрибьютора — покупать (принимать, получать, забирать) эти поставляемые товары, оплачивать и, самое главное, перепродавать третьим лицам от своего имени за свой счет и в своих интересах. Задача коммерсанта — обеспечить дистрибьютора товарами, которые надлежит довести до потребителя; задача дистрибьютора — доводить (продвигать) соответствующие товары, что важно — от своего имени, за свой счет и в своем интересе. Это ведь — его товары, он их покупает у коммерсанта, коммерсант ему их продает. Цель — точно такая же, как в случае с теми же самыми комиссионерами, агентами и поверенными; разница (как мы уже видели) только в правовых средствах, используемых для достижения этой цели. В одном случае продвигаются чужие товары, а значит, делается это в чужом интересе, за чужой счет, чужой страх и риск, возможно, что даже от чужого имени и даже (!) иод чужую ответственность лицами, работающими за особое вознаграждение; в другом случае лица распространяют товары свои собственные, работая уже не за комиссионное вознаграждение, а за ценовую разницу, и самое главное — делают эго за свой счет, от своего имени, на свой страх и риск. В этом правовое положение дистрибьютора отличается, конечно, очень сильно от правового положения того же самого агента или, скажем, комиссионера.

Основные черты дистрибьюторского договора заключаются, как я уже сказал, в его рамочном, долгосрочном характере… Борис Иванович Пугинский очень переживает, когда с долгосрочным договором отождествляют рамочный… очень переживает, что в Кодексе у нас закрепили именно договоры рамочные, ничего не сказав про договоры долгосрочные. С его точки зрения правильно было бы поступить наоборот, потому что договоры долгосрочные — всегда рамочные, а рамочные — совсем не обязательно долгосрочные. А между тем именно в долгосрочных и даже бессрочных договорах как раз и лежит вся соль автономного правового регулирования коммерческих отношений самими их участниками коммерсантами В общем, где-то он прав на самом деле-то. Представьте, что сегодня мы с вами подписали договор, который будет определять наши с вами взаимоотношения на 10 лет вперед и в основных их чертах давать им некую правовую регламентацию. Если бы такая практика была у нас хоть сколько-нибудь распространена, то можно было бы обходиться (внимание!) вообще без ГК; во всяком случае значение многолетних, а то и бессрочных договорно-правовых норм было бы вполне сопоставимо со значением норм законодательных, особенно у нас, где некоторые законодательные предписания «умирают», не прожив и года, а то и в силу даже не вступив. Вот Англия та же самая — обходится, и не только она, и отлично себя чувствует. Зато какие там договоры — по 60 страниц какаянибудь элементарная купля-продажа. Ив них, правда, первые 20 страниц — это определения терминов, не всегда, к сожалению, содержательные, типа «день — означает день», а «ночь — означает ночь», — это уже, конечно, лишнее, но тем не менее, общий смысл в них примерно такой. Автономное регулирование — да и еще раз да! И долгосрочные договоры — весьма благодатная почва для его построения. Основная черта дистрибьюторского договора — как раз и заключается в его долгосрочном или бессрочном характере, длительности. Кроме того, непременно, обязательно… когда мы говорили о коммерческом посредничестве — мы там употребляли эпитет «скорее всего», а дистрибьюторский договор — он «непременно» — заключается на эксклюзивных (исключительных) условиях или на условиях об исключительности. Как правило, эти условия об исключительности они устанавливаются не в обе стороны, а только в одну сторону, — в пользу коммерсанта. Что это означает? Это означает, что если я выполняю функции дистрибьютора по продвижению определенного товара, то я выполняю только эти, и никаких других функций — продвигаю только этот товар и никакой другой. Если я взялся торговать автомобилями «Ауди», то я обычно не имею права торговать автомобилями других марок — «Хонда», «Хёндай», «Жигули».. ну, может быть, кроме только тех брендов, которые входят в группу соответствующего концерна. «Ауди».. что еще туда входит? «Шкода», «Фольксваген», возможно, ну и все. Кстати, если проехаться и посмотреть, но автосалонам, мы чаще всего и увидим объединение некоторых брендов в рамках одного салона — «Ауди», рядышком (а то и под одной и той же крышей") — «Шкода», «Фольксваген» и так далее. Словом, условие об исключительности или эксклюзивности — есть условие об осуществлении известного вида деятельности в качестве исключительного, подобно тому, как осуществляется, например, деятельность банковская: если ты получил на нее лицензию, то только ею и имеешь право заниматься и, наоборот, уж точно не занимаешься, торговлей, производством, страхованием и еще целым рядом других видов деятельности — только банковской. Также и здесь: если ты дилер или дистрибьютор определенного лица, то ты имеешь право продавать только его товары. Это — условие об исключительности в пользу коммерсанта.

В принципе мыслимы и такие дистрибьюторские договоры, в которых устанавливается условие об исключительности и в пользу дилера, — такое тоже может быть. Вспомним, что главным интересантом и инициатором дистрибьюторского договора является заказчик-коммерсант — а это значит, что отобранные им организации — претенденты на дистрибьюторов вполне могут выдвинуть и вот это требование — требование о предоставлении им исключительного статуса на определенное время и на определенной территории. Сочетание и значения того и другого параметров — на какой территории предоставляется исключительность и на какой срок — это обычно определяется соображениями окупаемости проекта по открытию дистрибьюторского центра продаж, по его обзаведению и закупке первых партий товаров. Да, я согласен продавать твои автомобили «Фольксваген», — скажет такой дистрибьютор, — но тогда уж и ты, пожалуйста, продавай их, по крайней мере, на территории определенного района города Москвы (а еще лучше — и на территории всей Москвы) только через меня. Ну и уж совсем было бы здорово, если бы кроме меня у тебя на территории аж всей России больше не было бы ни дилеров, ни дистрибьюторов, никого другого. Народ всей России будет знать: чтобы купить «Фольксваген», он должен приехать в Москву по строго определенному (моему) адресу; что больше нигде новый автомобиль «Фольксваген» в России он не купит. Понятно, что на такие условия обычно не соглашаются уже сами коммерсанты — лица, заинтересованные не просто в продвижении, а в максимально широком продвижении своих товаров — зачем же им ограничивать самих себя в этих возможностях, буде таковые еще имеются? — уж конечно, незачем. Но если речь идет о не особенно широкой территориальной, или не особенно долгой временной исключительности — об одном районе Москвы, о первых полутора-двух годах деятельности, необходимых дистрибьютору для того, чтобы стать на ноги и «отбить» произведенные ради открытия своего нового бизнеса вложения, — то, собственно, почему бы и нет? Очевидно и то, что коммерсант ничего не потеряет от эксклюзивных условий в пользу дистрибьютора и в том случае, когда покупательская способность потребителей на известной территории столь незначительна, что в заведении на ней других дистрибьюторов в обозримом, по крайней мере, будущем, нет никакого смысла. Но в таких условиях, очевидно, что и дистрибьютор вряд ли будет особо настаивать на своем эксклюзивном статусе; впрочем, необходимо помнить и о том, что условия всегда могут измениться. Тем не менее: как правило, дистрибьюторские договоры исключительны только в пользу коммерсанта; иногда — в обе стороны; но так, чтобы был договор с условиями об исключительности в пользу одного только дистрибьютора — таких случаев на практике почти не встречается.

Есть еще такая интересная штука — так называемый селективный дистрибьюторский договор. Термин этот, кстати, взят из DCFR. Итак, селективный дистрибьюторский договор — это договор, содержащий условие об ограниченной исключительности в пользу дистрибьютора. Дистрибьютор говорит: пожалуйста, продавай данный товар только через меня или через дистрибьюторов А, В и С. То есть «я и еще конкретные, определенные, названные лица» — имеют право продавать твой товар потребителям, но никто больше; это и называется селективным дистрибьюторским договором: условие об исключительности в пользу дистрибьютора, — оно, конечно, налицо, но оно о такой вот… неполной исключительности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой