Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Демографический и трудовой потенциал округа

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Крупнейшие города округа — Екатеринбург по численности населения (1,4 млн жителей на 1 января 2012 г.) занимает четвертое место среди всех городов России, Челябинск — девятое (1,1 млн). Более 500 тыс. человек проживает в Тюмени. Но велико также число малых городов и ПГТ, особенно в Свердловской и Челябинской областях. Это исторически связано с их возникновением около небольших металлургических… Читать ещё >

Демографический и трудовой потенциал округа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Этот потенциал невелик — на начало 2012 г. численность населения составляла около 12 млн человек, экономически активного населения — 6,7 млн человек. Свердловская область концентрирует более 1/3 населения округа — это один из самых многонаселенных регионов страны. А в Курганской области и Ямало-Ненецком АО проживает менее чем по 1 млн человек. Причем Курганская область перешла миллионный рубеж в XXI в., и численность населения в ней продолжает быстро сокращаться.

Динамика численности населения УФО схожа с общероссийской — с начала 1990;х гг. началось сокращение численности жителей. К началу 2012 г. по сравнению с 1990 г. это сокращение составило около 4% (столько же, сколько и по Российской Федерации в целом). Но в отдельных регионах округа динамика населения различается радикально. Максимальным сокращение было в Курганской области, которая по сравнению с началом 1990;х гг. потеряла более 15% жителей. В регионе сочетаются естественная убыль и миграционный отток населения. Юг Тюменской, Свердловская и Челябинская области характеризуются миграционным притоком, который не перекрывает естественной убыли, что приводит к постепенному сокращению численности населения. Тогда как в Ханты-Мансийском — Югра и Ямало-Ненецком АО население увеличилось за последние 20 лет более чем на 15%. В этих регионах сочетаются естественный и миграционный прирост населения.

Население УФО от населения России в целом отличается более молодым возрастным составом жителей. Такая ситуация складывается в основном за счет жителей северных автономных округов, в которые интенсивные миграции населения, главным образом молодежи, начались с 1970;х гг. после открытия крупных месторождений нефти и газа. В настоящее время Ямало-Ненецкий АО выделятся среди всех субъектов РФ самой высокой долей людей в трудоспособном возрасте и самой низкой долей пенсионеров. Молодая возрастная структура жителей — главная причина повышенной рождаемости, низкой смертности и сохраняющегося естественного прироста населения в автономных округах. В ближайшие годы доля людей в трудоспособном возрасте в этих регионах останется высокой, что благоприятно скажется на развитии экономики. Самой старой возрастной структурой в УФО отличается население Курганской области. Доля пенсионеров здесь выше, чем по России в среднем. Поэтому область выделяется в округе самыми высокими показателями смертности и естественной убыли населения.

Уральский федеральный округ — один из самых урбанизированных в России вместе с Центральным и СевероЗападным федеральными округами (см. прил. 2). При этом Курганская область резко отличается от других регионов округа и по структуре расселения населения. Доля городских жителей составляет здесь всего 60% - одно из минимальных значений для ненациональных регионов России. В отличие от соседних территорий в области не имеется значительных запасов природных ресурсов, наличие которых способствовало бы ее промышленному и урбанистическому развитию.

Крупнейшие города округа — Екатеринбург по численности населения (1,4 млн жителей на 1 января 2012 г.) занимает четвертое место среди всех городов России, Челябинск — девятое (1,1 млн). Более 500 тыс. человек проживает в Тюмени. Но велико также число малых городов и ПГТ, особенно в Свердловской и Челябинской областях. Это исторически связано с их возникновением около небольших металлургических и горнодобывающих предприятий. Большое значение П? имеют и в расположенных на севере автономных округах — Ханты-Мансийском — Югра и Ямало-Ненецком, где они являются пионерными пунктами при освоении новых месторождений нефти и газа. Плотность населения здесь с течением времени растет, но остается еще очень низкой (менее трех человек на 1 км2). По мировым стандартам это практически незаселенные территории, что тормозит их социально-экономическое развитие. В южной части округа, где природные условия для жизни людей более благоприятны, плотность населения значительно выше (более 10 человек на 1 км2), но постепенно сокращается.

В УФО, как и по России в целом, уровень безработицы достиг максимального значения в конце 1990;х гг. — после дефолта в августе 1998 г., но в течение 2000;х гг. оставался ниже среднероссийского, что стало одной из главных причин положительного сальдо миграций в округ в этот период. В настоящее время уровень безработицы в макрорегионе составляет 6%, что несколько превышает средний по стране (см. прил. 4). На этом фоне стабильно высоким уровнем безработицы выделятся Курганская область (9% в 2012 г. — в 1,5 раза выше среднероссийского). Трудоспособное население, особенно молодежь, стремится покинуть эту область и переехать в более благополучные регионы страны, что ускоряет сокращение численности населения Курганской области. Минимален уровень безработицы в слабозаселенном Ямало-Ненецком АО (немногим более 3% в 2012 г.).

Уровень развития инфраструктуры в УФО довольно высок. С запада на восток территорию пересекают Транссибирская (северный ход — через Екатеринбург и Тюмень, южный ход — через Челябинск и Курган) и Южно-Сибирская (через Магнитогорск) железнодорожные магистрали. В меридиональном направлении проходят железные дороги вдоль восточного склона Уральских гор (Троицк — Челябинск — Севов) и по Западно-Сибирской низменности (Тюмень — Сургут — Новый Уренгой). В этих же направлениях проходят основные автодороги и трубопроводы. Но в северной части округа сухопутных транспортных магистралей не хватает, а водные пути (река Обь с притоками, морские порты на побережье Северного Ледовитого океана) не действуют в течение зимних и весенних месяцев из-за ледостава и ледохода. Главным аэропортом округа является Кольцово около Екатеринбурга, входящий в число 10 крупнейших авиационных узлов России.

Развитие социальной инфраструктуры на Урале отстает от среднероссийского уровня. По таким показателям, как обеспеченность жильем, образовательными учреждениями, объектами здравоохранения, УФО занимает одно из последних мест среди федеральных округов страны. Особенно низким уровнем развития инфраструктуры, обслуживающей население, отличается Курганская область, что является важной причиной оттока населения и высокого уровня безработицы в этом регионе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой