Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Исследование состояния религиозности и религиозной ситуации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К группе внутренних факторов относятся собственно религиозные факторы, предопределяющие внутреннее, имманентное развитие. В качестве ключевого фактора, определяющего качественные характеристики религиозной ситуации, необходимо выделить показатели субъективного самочувствия массы верующих относительно степени удовлетворения их религиозных потребностей, обеспечения их законных прав и свобод и т… Читать ещё >

Исследование состояния религиозности и религиозной ситуации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Наиболее общей характеристикой религиозности исследуемого объекта, в которой в качестве переменных используются данные об уровне, степени и характере религиозности, является понятие «состояние религиозности». В нем синтезируется качественно-количественная определенность уровня, степени, характера религиозности в их единстве и устойчивом сочетании в течение определенного периода времени, фиксируемого на момент исследования. Для определения состояния религиозности необходим учет процессов, происходящих в массовом религиозном сознании и религиозной идеологии, изучение конфессиональной структуры населения. Для раскрытия состояния религиозности важнейшее значение имеет изучение ее институционального аспекта, учет направленности, характера и интенсивности деятельности религиозных объединений, их влияния на окружающую социальную среду. К понятию «состояние религиозности» близко по смыслу понятие «религиозная ситуация», однако, между ними есть существенные различия.

Религиозная ситуация представляет собой такое положение дел в обществе, на конкретном обследуемом объекте (поселенческая, производственная, административная или территориальная единицы), которое характеризуется наличием, характером и интенсивностью религиозных проявлений, динамикой и направленностью их изменений, характером и степенью их воздействия на общество или обследуемый объект. Таким образом, исследование религиозной ситуации предполагает:

  • во-первых, конкретную, локализованную во времени и пространстве оценку состояния религиозности;
  • во-вторых, определение факторов, формирующих данную ситуацию;
  • в-третьих, анализ динамики, выявление тенденций и прогноз развития религиозной ситуации.

Кроме того, понятие «религиозная ситуация» включает в себя характеристику нс только собственно религиозных, но и тех социальных явлений, которые, не будучи по своей природе религиозными, так или иначе, связаны с религией. Это предполагает оценку состояния нерелигиозности, как определенного состояния индивидов и человеческих общностей различного масштаба, отличительными чертами которого являются сознание и поведение, свободное от принятия и влияния религии, либо отрицающие религию, и утверждающее нерелигиозные (атеистические) убеждения. Важное значение для характеристики религиозной ситуации имеет анализ и оценка секуляризации, понимаемой как объективный процесс высвобождения из-под влияния религии различных сторон и уровней жизнедеятельности общества и личности, вытеснение религии из различных сфер общественной жизни светскими формами организации жизнедеятельности людей, основанными на научном мировоззрении. Проявления и последствия секуляризации могут выступать в качестве факторов развития религиозной ситуации.

Для того, что бы характеристика религиозной ситуации была объективной, конкретной и аргументированной необходимо выделение набора ее эмпирических показателей, определение критериев оценки. Для этого нужно дать социологическую интерпретацию понятия «религиозноя ситуация», определить его структуру и содержание, и провести онерционализацию, представив в виде набора признаков, наличие и интенсивность проявления которых поддается эмпирической фиксации. Основное содержание религиозной ситуации составляет состояние религиозности, рассматриваемое в двух аспектах, или на двух уровнях: массовом сознании и институциональном. Как на уровне массового сознания, так и на институциональном уровне набор показателей, основные критерии могут варьироваться в зависимости от особенностей объекта исследования.

В первом случае в качестве критериев оценки религиозной ситуации выступают показатели религиозности, фиксирующие распространенность и влияние религии в массах населения. В этом случае для фиксации и измерения используются такие параметры, как уровень религиозности, являющийся количественным показателем наличия и масштабов распространенности влияния религии; степень религиозности, выступающий как показатель интенсивности влияния религии. В качестве комплексного показателя, интегрирующего данные об уровне и степени религиозности и раскрывающего ее конфессиональные, национальные, региональные и исторические особенности, определяется характер религиозности.

Помимо этих показателей для конкретизации представления о религиозной ситуации на уровне массового сознания необходимо использование ряда других показателей. Прежде всего, необходимо отметить, что одновременно с религиозностью фиксируется и нерелигиозность населения или обследуемого объекта, которая может быть измерена в количественном и качественном аспектах. Это предполагает определение уровня, степени и характера нерелигиозности (секуляризованное™, атеистичности). Количественное и качественное измерение нерелигиозности связано с решением вопроса о ее критерииях и типологии. Важное значение для оценки религиозной ситуации и прогнозирования ее возможного развития имеет анализ состояния сознания тех групп населения, которые находятся на стыке религиозности и нерелигиозное™ (колеблющиеся, индифферентные, «ритуалисты»). Например, «ритуалистов» нельзя относить ни к категории религиозных, ввиду отсутствия свойств религиозного сознания, ни к категории нерелигиозных, поскольку они включены в функционирование религиозной системы, обнаруживая повторяющиеся признаки религиозного поведения, стимулируемого нерелигиозными мотивами[1].

Важными показателями религиозной ситуации, нуждающимися в оценке на уровне массового сознания, выступают общественные настроения, связанные с субъективным самочувствием населения, как верующих, так и неверующих, относительно соблюдения и полноты реализации их права на свободу совести, и степень удовлетворения религиозных потребностей верующих, их правовое и материальное обеспечение.

Следующим дополнительным показателем религиозной ситуации в аспекте массового сознания будет состояние отношений, складывающихся между верующими и неверующими, а также между последователями различных религиозных направлений. Необходимо определить, как отражаются в массовом сознании сложившиеся отношения, какой они носят характер: сотрудничества, диалога, толерантности, отчужденности или различной степени конфронтации.

Другим показателем, конкретизирующим представление о религиозной ситуации на уровне массового сознания, является состояние и характер общественного мнения по отношению к религии. При изучении общественного мнения фиксируются, прежде всего, оценочные суждения людей о религии и ее социальной роли, положительное, нейтральное или отрицательное отношение к ним. Степень искренности, правдивости высказываемого отдельными людьми мнения, а также адекватность выражения общественного мнения в целом зависит от социально-политических условий, связанных с осуществлением свободы слова, печати, собраний и т. п. Развитие в обществе демократических институтов, полная и всесторонняя реализация и защита прав личности способствует тому, что высказываемое вслух мнение будет совпадать с мнением, существующим на самом деле.

Оценка состояния и характера общественного мнения предполагает изучение каналов его выражения, а также внешней формы, в которой непосредственно объективируется общественное мнение, проявляясь в практической деятельности людей. Можно выделить:

  • • институциализированные (официальные);
  • • неинституциализированные (спонтанные);
  • • искусственно инициированные каналы выражения общественного мнения.

Институционализированными каналами являются организованные, официально санкционированные формы выражения общественного мнения. К ним относятся: средства массовой информации; санкционированные массовые акции (митинги, шествия, демонстрации, пикеты и т. п.); обращения граждан и их объединений в органы государственной власти, местного самоуправления, редакции средств массовой информации.

Средства массовой информации являются одним из важнейших каналов выражения общественного мнения. Изучение публикаций СМИ на религиозные темы дает обширную информацию о степени и направленности общественного интереса к религиозной сфере, о конкретных вопросах и событиях, привлекающих общественный интерес. В то же время анализ публикаций дает возможность прогнозировать состояние и возможные изменения общественного мнения о религии и религиозных объединениях в результате воздействия СМИ. Многие печатные издания и конкретные программы электронных СМИ имеют свою специфическую аудиторию, что необходимо учитывать при анализе их выступлений. Кроме того, большую часть религиозной информации и знаний о религии наши граждане получают из светских газет и журналов, а конфессиональные издания всетаки не имеют широкого распространения в обществе.

СМИ являются не только каналом выражения, но и мощным средством формирования общественного мнения, что придает актуальность вопросу о соответствии публикаций на религиозные темы реальному положению дел в религиозной сфере. Публикации по вопросам религии в СМИ не всегда отражают реальное состояние общественного сознания и могут выражать корпоративные интересы определенных общественных групп, стремящихся навязать общественному мнению свою точку зрения, выдавая ее за всеобщую, с целью дискредитации какой-либо конфессии или религиозного объединения. Чаще всего анализ публикаций СМИ позволяет судить лишь о намерениях и методах информационного воздействия какой-либо общественной группы на общественное мнение, а нс о его реальном срезе.

Санкционированные массовые акции (митинги, шествия, демонстрации, пикеты и т. д.) как канал выражения общественного мнения по религиозным вопросам не столь значимы, как СМИ, однако их изучение позволяет получить важную информацию о наиболее острых и конфликтных вопросах, которые служат поводом для проведения подобных мероприятий. Суть выраженного таким образом общественного мнения обычно фиксируется в разного рода лозунгах, под которыми проходят массовые акции, в требованиях и программах, за претворение в жизнь которых ведется борьба. В то же время, необходимо отметить, что религиозная часть населения склонна придерживаться «мягких» способов решения возникающих проблем и более терпима даже по отношению к тем явлениям и процессам, которые оцениваются ею отрицательно. Это находит выражение в том, что верующие в меньшей степени, чем неверующие, склонны участвовать в разнообразных акциях протеста.

Изучение обращений верующих граждан в органы государственной власти, местного самоуправления, в редакции СМИ позволяет судить о наиболее характерных запросах этой группы населения, выявить актуальные проблемы, связанные с реализацией права на свободу совести и удовлетворением религиозных потребностей. Письма и обращения граждан выражают их мнение о деятельности органов власти и отдельных должностных лиц в сфере государственно-конфессиональных отношений. Обращения в СМИ позволяют оценить реакцию населения на тс или иные информационные материалы, степень их воздействия (позитивного или негативного) на формирование общественного мнения в отношении религии.

Неинституционализированные каналы выражения общественного мнения представляют собой проявления массового сознания, не связанные с официальными, санкционированными формами, и носят спонтанный, стихийно-массовый характер. К ним относятся слухи (молва, анекдоты и т. п.), общественное настроение, несанкционированные массовые акции. Механизм действия неинституционализированных каналов в значительной степени сливается с процессом повседневной практической жизнедеятельности людей, когда нет необходимости в каких-либо дополнительных усилиях, направленных на уточнение содержания мнения. В малых социальных группах общественное мнение стихийно выражается и воздействует на поведение людей, оно доступно непосредственному восприятию каждого члена группы.

Слухи (молва, анекдоты и т. п.) являются разновидностью информации, распространяемой исключительно по неформальным каналам и направляемой на удовлетворение реальной информационной потребности, не нашедшей отклика в официальных средствах информации. Это своеобразная коллективная попытка общества найти ответ на актуальный вопрос в условиях дефицита достоверных сведений. Одной из причин, обуславливающих функционирование данных явлений в общественном сознании, является существенный разрыв во времени между событиями, вызывающими интерес населения, и официальными сообщениями о них. Выступая в качестве особого источника образования и выражения общественного мнения, спонтанные каналы характеризуются рядом особенностей. Как правило, эти проявления массового сознания обладают весьма высокой оперативностью и очень малой надежностью. Факты, ставшие сюжетами слухов, в процессе передачи искажаются порой до неузнаваемости, однако сохраняют большую эмоциональную значимость и становятся достоянием обширной аудитории. Для оценки степени воздействия и значения подобных неинституционализированных каналов в структуре общественного мнения о религии необходимо определить границы их распространения, интенсивность циркуляции и эмоциональные характеристики рассматриваемых проявлений массового сознания.

Другим видом неинституционализированных каналов выражения общественного мнения являются стихийные массовые акции. Наличие серьезного разрыва между широким общественным интересом и интересами различных групп, контролирующих каналы массовой информации, приводит к возникновению латентного (скрытого) общественного мнения, практическое проявление которого ограничивается различного рода официальными посредниками. В этой ситуации социальная общность, не имея возможности пользоваться официальными каналами выражения общественного мнения, избирает стихийные массовые акции, чтобы высказаться по тому или иному вопросу, вызывающему наибольший интерес. Часто подобные события связанны с конфликтами в религиозной сфере социума и свидетельствуют о нарастании напряженности в развитии религиозной ситуации.

Искусственно инициированные каналы выражения общественного мнения отличаются тем, что при их изучении исследователь занимает ведущую активную позицию, сам инспирирует высказывания по проблеме, которая, по его мнению, представляет общественный интерес, определяя при этом условия и форму высказываний. Такими каналом являются, прежде всего, различные опросы (анкетирование, интервью, опрос экспертов), применяемые для изучения и оценки общественного мнения о религии. Точность получаемых сведений зависит от грамотно разработанного инструментария и репрезентативности выборочной совокупности.

Для повышения эффективности и точности оценки состояния и характера общественного мнения о религии необходим комплексный подход к изучению каналов его выражения, с использованием различных методов исследования. В результате не выявленные при изучении одних каналов выражения общественного мнения суждения, актуализируются при исследовании других, что создает реальную возможность получения широкой и объективной картины общественного мнения по религиозным проблемам. В то же время, следует четко разделять понятия «религиозность» и «общественное мнение о религии», поскольку при исследовании религиозности мы фиксируем сам факт наличия (отсутствия) данного социального качества, а изучение общественного мнения фиксирует оценочные суждения респондентов, их мнения о религии.

Важным аспектом рассмотрения религиозной ситуации является ее институциональный уровень, когда объектом исследований выступает наличие и деятельность религиозных объединений. Показатели институционального уровня религиозной ситуации можно разделить на две группы. К первой группе относятся показатели, которые поддаются количественному измерению и фиксации. Вторую группу составляют показатели, предполагающие преимущественно качественную оценку. Анализ и оценка религиозной ситуации на институциональном уровне включает измерение и фиксацию следующих количественных параметров:

  • • наличие (число) конфессий, имеющих своих последователей, религиозные объединения и иерархические структуры;
  • • количество зарегистрированных религиозных организаций (местных и централизованных), их распределение по конфессиям и религиозным направлениям;
  • • количество и структурные особенности других зарегистрированных религиозных организаций (миссий, образовательных учреждений, издательств, фондов, благотворительных организаций, производственных предприятий, коммерческих структур);
  • • количество религиозных объединений и групп, действующих без регистрации, а также объединений, находящихся в сфере влияния религиозных организаций (их руководителей);
  • • число действующих храмов, молитвенных домов, монастырей, мечетей, дацанов, святилищ, объектов паломничества, других культовых зданий, сооружений и мест, в том числе неиспользуемых по прямому назначению и не переданных религиозным объединениям;
  • • численность священнослужителей и персонала религиозных объединений;
  • • количество конфессиональных средств массовой информации.

Как правило, основным показателем, который поддается количественному измерению и статистическому анализу, являются официальные данные о числе религиозных организаций зарегистрированных Министерством юстиции и его территориальными органами. Несмотря на определенную ограниченность, этот показатель отражает степень институционализации религиозной жизни современной России, поскольку факт регистрации религиозного объединения в качестве юридического лица свидетельствует о стремление данной религиозной общины обрести реальный социальный статус, стать полноправным субъектом общественной жизни страны. В то же время, необходимо отметить, что данные о количестве официально зарегистрированных религиозных объединений не полностью отражают реальное состояние религиозной ситуации в ее институциональном аспекте по следующим причинам:

Во-первых, большое количество религиозных образований в стране в силу разных обстоятельств действует без официальной регистрации — как религиозные группы. Ряд этих образований не регистрируются по принципиальным соображениям (например, часть баптистов — сторонников Совета церквей ЕХБ).

Во-вторых, некоторые образования, зарегистрированные как общественные, по характеру своей деятельности фактически являются религиозными, хотя и отрицают это (объединения последователей учения Рерихов «Агни-йога», клубы «Детка» сторонников учения II.К. Иванова и др.).

В-третьих, религиозный или квазирелигиозиый характер носит деятельность различных «магов», «колдунов» и т. п., которые часто объединяются в разного рода ассоциации.

В-четвертых, реальностью религиозной жизни современной России являются аморфные, неустойчивые, неинституциональные структуры религиозной деятельности, выступающие в виде религиозно-мистических движений, «спиритуалыюго поиска» и неформального богоискательства.

Следующая группа показателей религиозной ситуации на институциональном уровне предполагает их содержательную, качественную оценку. Для этого необходимо проанализировать следующие показатели:

  • — степень религиозной активности конфессий и религиозных объединений (миссионерская деятельность, проведение массовых религиозных компаний и акций, распространение и пропаганда вероучения, в том числе с использованием СМИ, организация и функционирования системы религиозного образования и подготовки кадров для религиозных организаций и т. д.);
  • — социальная активность религиозных объединений (деятельность в области благотворительности, социальная работа с отдельными слоями и группами населения — пенсионерами, инвалидами, молодежью, заклюценными и т. п., участие в различных образовательных, культурно-просветительских программах и т. д.);
  • — характер общественно-политической позиции религиозных организаций (отношение к политическим и социально-экономическим проблемам современного общества, вовлеченность религиозных объединений в общественные и политические движения и компании, предпочтения, оказываемые тем или иным политическим силам и т. д.);
  • — состояние и характер межрелигиозных и межконфессиональных отношений, взаимоотношения внутри конфессий между отдельными общинами, между духовенством и верующими, внутри духовенства;
  • — авторитет и степень влияния религиозных организаций и их лидеров на общественную жизнь и связанные с этим характер и степень удовлетворенности притязаний религиозных организаций по отношению к обществу в целом, к органам государственной власти, другим светским структурам;
  • — характер взаимоотношений религиозных объединений и светских структур общества (взаимоотношения с органами государственной власти и местного самоуправления, с системой образования и учреждениями культуры, с хозяйственными и коммерческими структурами и т. п.).

Таким образом, измерив и проанализировав обе группы показателей религиозной ситуации, можно получить достаточно полное и развернутое представление о положении и деятельности религиозных объединений, организаций и незарегистрированных групп о степени их влияния на общественную жизнь и поведение верующих.

Для понимания тенденций развития религиозной ситуации необходимо определить факторы, ее формирующие в данном конкретном виде, и выступающие в качестве причин и движущих сил ее развития, задающих ему ту или иную направленность, предопределяющих такие характеристики религиозной ситуации как текучесть или стабильность, кратковременность или длительность, спокойствие или острота. Все многообразие факторов, формирующих религиозную ситуацию, можно разделить на внутренние и внешние.

К группе внутренних факторов относятся собственно религиозные факторы, предопределяющие внутреннее, имманентное развитие. В качестве ключевого фактора, определяющего качественные характеристики религиозной ситуации, необходимо выделить показатели субъективного самочувствия массы верующих относительно степени удовлетворения их религиозных потребностей, обеспечения их законных прав и свобод и т. д.[2]. К факторам, определяющим религиозную ситуацию изнутри, также относится конфессиональная структура населения, соотношение конфессий (исторически укорененных и «новых»), межконфессиональные отношения, как на уровне массового сознания, так и на институциональном уровне. Существенное влияние на религиозную ситуацию оказывают отношения между конфессиями, принадлежность к которым является традиционной для тех или иных этнических групп. Кроме того, при анализе современной религиозной ситуации в России необходим учет фактора скрытых, нереализованных потенций роста религиозности, своеобразного эффекта «освобожденной пружины»[3], проявляющегося в массовом сознании через удовлетворение скрытой потребности в альтернативном атеизму, универсальном и непротиворечивом мировоззрении, а в институциональном аспекте посредством реализации религиозными объединениями статуса полноправного социального института.

В группе внешних факторов, формирующих религиозную ситуацию или оказывающих на нее существенное влияние, можно выделить факторы, исходящие от общества (сто различных сфер и структур), от государства, а так же факторы международного свойства.

Внешними факторами, влияющими на религиозную ситуацию, являются общественное мнение, но вопросам религии и деятельность СМИ, которые формируют это общественное мнение. Значительное влияние на религиозную ситуацию оказывают процессы, происходящие в межнациональных отношениях. К внешним факторам, исходящим от общества, можно отнести воздействия и процессы, протекающие в политической, социально-экономической, культурной сферах жизнедеятельности социума. Для развития современной религиозной ситуации в России ключевое значение имеют два фактора: фактор коренной социокультурной трансформации, которую пережила страна в 1990;е гг. (изменение экономического уклада, социальной структуры населения, ценностей и стереотипов культуры); а также фактор политический, связанный с решительными изменениями в идеологических приоритетах и в обусловленной ими практике государственной политики в религиозной сфере.

Ведущим внешним фактором, исходящим от государства, является состояние государственно-конфессиональных отношений. При рассмотрении этого фактора необходимо учесть наличие (отсутствие) целостной и последовательной концепции государственно-конфессиональных отношений; проанализировать правовое, законодательное обеспечение свободы совести и деятельности религиозных объединений; оценить практическую работу различных органов государственной власти, других государственных структур в религиозной сфере.

Группа внешних факторов международного плана может носить религиозный и нерелигиозный характер. К первым относится влияние международных и зарубежных конфессиональных центров, деятельность различных международных миссионерских организаций, а также международных религиозных (экуменических, конфессиональных) СМИ. Вторые связаны с воздействием международно-правовых норм и обязательств в сфере прав и свобод человека, и свободы совести, в частности, принятых на себя Российской Федерацией, а также с деятельностью международных организаций, таких как ООП, ОБСЕ, ЕС и неправительственных правозащитных организаций.

Выявление особенностей и характерных черт современной религиозной ситуации предполагает определение ее динамики и тенденций развития. Для того, чтобы адекватно оценить изменения в религиозной ситуации необходима исходная база информации, своеобразная «точка отчета» для сравнения ее нынешнего состояния с предшествующим. В качестве «точки отчета» могут быть взяты конкретные показатели, содержащие информацию о религиозной ситуации на уровнях массового сознания и институциональном, а также о факторах, ее формирующих, в предшествующий отрезок времени. Это позволяет на основе сравнения результатов проводимого исследования сделать заключение о направленности, характере и динамике изменения религиозной ситуации. Представляется правильным для оценки современной религиозной ситуации в России в качестве «точки отчета» взять показатели религиозной ситуации начала 1990;х гг.

Обобщение и анализ всех показателей, определение факторов, формирующих религиозную ситуацию, выявление и прогноз динамики и тенденций позволяют перейти к ее оценке. Однако, давая характеристику религиозной ситуации, необходимо предварительно определить, с каких позиций она оценивается и для какой цели. Это зависит, с одной стороны, от мировоззренческой позиции исследователя, а с другой стороны, от интересов заказчика.

В современных условиях большое значение приобретает проблема личной идеологической ангажированности исследователей, влияние их отношения к религии на степень научной объективности их работы, как в аспекте методологических установок, так и в интерпретации полученных результатов. Однако исследователь должен стремиться к максимальной объективности, избегая как атеистической, так и конфессиональной ангажированности. Наиболее адекватным является доминирующий в современном религиоведении дескриптивный подход, не оперирующий оценочными суждениями о содержательной стороне религиозных доктрин, и базирующийся на принципе методологической нейтральности.

Основным заказчиком и потребителем социологической информации о религиозной ситуации, заинтересованным в ее максимальной полноте и объективности, должны выступать органы государственной власти и управления, поскольку именно они разрабатывают, принимают и реализуют решения в сфере управления различными сферами жизнедеятельности общества. Формулируя цели исследования, заказчик исходит из характера стоящих перед ним задач, поэтому заинтересован в том, чтобы религиозная ситуация оценивалась с точки зрения ее влияния на политическую, социально-экономическую, духовно-нравственную обстановку, с позиций реализации конституционных прав в сфере свободы совести, соответствия деятельности органов государственной власти и религиозных объединений законодательству. Главной целью является получение такой информации, которая позволяет оценить тенденции религиозной ситуации; спрогнозировать ее развитие в ближайшей перспективе; выработать эффективную политику в сфере свободы совести, исходя из необходимости обеспечения общественного спокойствия, социальной справедливости, консолидации различных групп и слоев населения для решения ключевых задач, стоящих перед обществом на данном этапе развития.

Заказчик заинтересован в получении обобщенной, качественной характеристики религиозной ситуации, которая позволяет сделать выводы о необходимости принятия тех или иных управленческих решений в религиозной сфере. Поэтому одной из практических задач исследования религиозной ситуации является оценка степени ее сложности и напряженности.

Как правило, религиозная ситуация не бывает беспроблемной, однако степень ее сложности может быть различной. Оценка сложности религиозной ситуации зависит от неясности, неопределенности самой ситуации, вследствие неполной информированности о ней, или неразвитости, новизны, недостаточной проявленности протекающих в ней процессов. Критериями сложности религиозной ситуации выступает наличие (и количество) противоречий в религиозной сфере жизнедеятельности социума, а так же степень эффективности их разрешения органами государственной власти и управления.

Напряженность религиозной ситуации определяется, с одной стороны проблемами, связанными с внутренним, имманентным развитием религиозной ситуации, с другой стороны, с воздействием внешних обстоятельств, способствующих возникновению и обострению конфликтов. Обстоятельствами, обуславливающими напряженность религиозной ситуации изнутри, могут служить: степень удовлетворенности (неудовлетворенности) верующих и их объединений реализацией, обеспечением и защитой их прав и интересов; нестабильность и неурегулированность межконфессиональных отношений; наличие противоречий и конфликтов внутри религиозных объединений.

К внешним обстоятельствам, способствующим обострению напряженности религиозной ситуации можно отнести: состояние государственноконфессиональных отношений, связанное с реализацией органами государственной власти и местного самоуправления законодательно закрепленных принципов и норм в сфере свободы совести; степень взаимного доверия, лояльности, законопослушности религиозных объединений; состояние общественного мнения в отношении религии, его адекватное (неадекватное) выражение средствами массовой информации; наличие конфликтов между верующими и неверующими; характер и интенсивность миссионерской деятельности религиозных организаций.

Таким образом, исследование религиозной ситуации, ее всесторонний и объективный анализ и оценка могут служить основой для информационного обеспечения государственно-конфессиональных отношений, для реализации принципов вероисповедной политики государства в практической деятельности органов власти и управления. Особенную актуальность приобретают исследования религиозной ситуации в регионах, поскольку именно на этом уровне проявляется специфика государственноконфессиональных отношений, обусловленная культурно-историческими и этноконфессиональными различиями субъектов Российской Федерации.

  • [1] См.: Яблоков И. Н.

    Введение

    в общее религиоведение. М., 2001. С. 303.

  • [2] См.: Лопаткин Р. А. Социологическое изучение религиозной ситуации и государственно-церковных отношений // Государственно-церковные отношения (опыт прошлогои современное состояние). М., 1996. С. 202.
  • [3] См.: Зуев Ю. П. Динамика религиозности в России в 20-м веке и ее социологическоеизучение// Гараджа В. И. Социология религии. М., 1995. С. 194.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой