Общие положения для разработки методик системного анализа
Как отмечалось выше, пока не существует универсальных методик применения системного анализа. Это объясняется многообразием целей исследования и проблемных ситуаций, которые часто требуют от аналитиков нестандартных решений. Поэтому составление конкретной методики анализа зависит не только от его целей, но и от уровня профессиональных знаний и умений специалистов в конкретной предметной области… Читать ещё >
Общие положения для разработки методик системного анализа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Конечной целью системного анализа является нахождение оптимального решения любой проблемы, что требует поиска вариантов и их оценки по выбранным критериям. Выбор сводится к определению альтернатив либо управленческих решений, либо организации новой системы, либо переорганизации старой. Отсутствие или частичное отсутствие информации о проблемных ситуациях создает сложности в выборе методов их формализованного или неформального представления и усложняет формирование адекватной математической или информационной модели решения. Поэтому разработка методики для конкретных целей системного исследования заключается в том, чтобы определить последовательность этапов, число и содержание подэтапов в сочетании с методами и приемами проведения их анализа. Методика позволяет всесторонне проанализировать проблемы, создать альтернативные модели решений и выбрать наилучшие в текущих условиях.
Разработка конкретной методики применения системного анализа при решении любых задач в организации является творческой работой системных аналитиков и специалистов при участии ЛПР.
Как отмечалось выше, пока не существует универсальных методик применения системного анализа. Это объясняется многообразием целей исследования и проблемных ситуаций, которые часто требуют от аналитиков нестандартных решений. Поэтому составление конкретной методики анализа зависит не только от его целей, но и от уровня профессиональных знаний и умений специалистов в конкретной предметной области исследования (содержания объекта исследования), т. е. имеет индивидуальный и творческий характер.
Главная особенность разработки методик проведения системного анализа — умение сочетать формальные и неформальные методы системного исследования. Например, системный анализ деятельности компании для повышения ее конкурентоспособности требует всестороннего и многофакторного анализа не только результатов деятельности самой фирмы, но и конкурентной среды. В данном случае такой анализ можно проводить в несколько этапов, содержание которых показано ниже (табл. 7.2).
Таблица 72.
Примерное содержание этапов системного анализа.
Название этапа. | Содержание этапа. |
Определение границ исследуемой системы. | Исходя из цели исследования, субъективно определяются границы системы. Если компания имеет филиалы, то они включаются в единое целое в качестве функциональных компонентов. Определяется состав элементов системы, которые обеспечивают реализацию се цслссущсствования. К таким элементам следует отнести не только функциональные подсистемы самой компании, но и поставщиков, потребителей, субподрядчиков, специалистов и другие объекты и субъекты, обеспечивающие деятельность предприятия. |
Продолжение табл. 7.2 | |
Название этапа. | Содержание этапа. |
Выявление всех надсистем, в которые входит исследуемая система в качестве части (подсистемы). | Определяется функциональность иерархии, проводится системный анализ всех факторов внешней среды, которые непосредственно влияют на деятельность компании, поскольку любая организация является частью окружающей среда (государственной, региональной, отраслевой, политической, экономической, социальной, экологической и т. п.). Особое внимание уделяется анализу конкурентов и конкретного отраслевого сегмента рынка, на котором действует компания. Проводится SWOT- анализ компании, ее конкурентов, поставщиков, инвесторов и пр. Кроме того, определяется содержание и уровень рисков, связанных с каждым фактором внешней и внутренней среды. |
Определение тенденций и направлений развития всех надсистем, которым принадлежит данная система. | Анализируются стратегические цели развития отрасли, тенденции в мировой и отечественной конкуренции по данной продукции или услугам. Определяются основные противоречия между целями надсистем и конкретной системой (компанией), между требованиями потребителей и результатами деятельности (в качественном и количественном выражении). Изучается потребительский рынок. Определяется соотношение качества выпускаемого продукта (услуги) и цены. |
Определение состава организационной структуры системы, т. е. выявление функциональных частей, из которых она состоит. | Анализируется организационная структура компании путем се разделения на функциональные элементы; определяются уровни их рациональности и доли в потреблении ресурсов. Уровень деления целого на части зависит от цели исследования и объема конкретных функциональных задач. |
Определение совокупностей связей и отношений между элементами системы. | Проводится анализ связей между элементами, которые влияют на качественные характеристики деятельности. Выделяют следующие связи и отношения: организационные; информационные (информация о потоках ресурсов); экономические; корпоративно-психологические; коммуникативные (не только между структурными подсистемами организации, но и с надсистемами во внешней среде). На основе принципа триединства устанавливается соответствие между целями, средствами их достижения и результатами, тем самым выявляются факторы, способствующие поддержанию фирмы как целостной системы. |
Определение функциональных целей элементов системы, их «вклада» в достижение главной цели системы в целом. | Выявляются противоречия между функциональными целями компонентов системы, причем не по отдельности, а в единстве и взаимодействии. |
Выявление мотивации и целей работников. | Всестороннее исследуются мотивационные цели персонала, что позволяет судить об уровне устойчивости фирмы, непротиворечивости ее целей, способности к нововведениям, сохранении целостности, а также предвидеть характер ее дальнейшего развития. |
Название этапа. | Содержание этапа. |
Анализ системы (фирмы) в динамике. | Анализируются основные показатели результатов деятельности, делается прогноз развития фирмы, определяются причины отставания. |
Подтвердить целесообразность именно такого подхода к разработке методики системного анализа можно на простом примере из области экономики. Возьмем два предприятия с одинаковыми показателями годовой выручки. Однако на основании только такого сравнения невозможно сделать вывод о положении этих компаний на рынке. Необходимо посчитать рентабельность, сопоставить репутацию компаний, периоды развития и еще огромное число факторов в динамике.
Предложенная последовательность процедур системного анализа не является обязательной. Ее можно расширить и сузить — в зависимости от целей исследования. Обязательным является перечень процедур, а их последовательность зависит от поставленных задач. Основным принципом глубокого изучения любой системы является многократное возвращение к описанным процедурам.