Пересмотр судебных постановлений по гражданским делам в порядке надзора.
Полномочия суда, пересматривающего дело в порядке надзора, основания к отмене или изменению судебных постановлений
В остальном нормы, регулирующие надзорное производство, значительно не отличаются от норм, регулирующих производство в кассационной инстанции. Таким образом, законодатель как бы разделил действующее надзорное производство на две составляющие: обычное (кассация) и производство по делам повышенной значимости (надзор). Надзорные жалобы, представления подаются непосредственно в ВС РФ. Судебные… Читать ещё >
Пересмотр судебных постановлений по гражданским делам в порядке надзора. Полномочия суда, пересматривающего дело в порядке надзора, основания к отмене или изменению судебных постановлений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Статья 391.13 ГПК указывает, что постановление Президиума ВС РФ должно содержать:
- 1) наименование и состав суда, принявшего постановление;
- 2) дату и место принятия постановления;
- 3) дело, по которому принято постановление;
- 4) наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление;
- 5) фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ;
- 6) содержание обжалуемых судебных постановлений;
- 7) выводы Президиума ВС РФ по результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления;
- 8) мотивы, по которым Президиум ВС РФ пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми он руководствовался.
Постановление Президиума ВС РФ вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит. Надзорная инстанция ограничивается Президиумом высшего суда системы РФ. Ее функции — возможность пересмотра состоявшихся решений в целях обеспечения единства судебной практики, защиты интересов неопределенного круга лиц, а также нарушенных нрав, гарантированных системообразующими нормами Конституции РФ, основными международными нормами.
Особенности надзорного производства. Большинство решений и определений с вступлением в силу рассматриваемых изменений в ГПК не смогут быть обжалованы в надзорном порядке. Такое обжалование предусмотрено для следующих категорий судебных актов:
- — решения, принятые по первой инстанции краевыми, областными и равными им судами;
- — решения и определения ВС РФ, принятые в качестве суда первой инстанции. Обязательным условием приемлемости надзорных жалоб по данной категории дел является предварительное рассмотрение обжалуемых судебных постановлений в апелляционном порядке ВС РФ. Решения, которые не обжаловались в апелляционном порядке в ВС РФ, не могут рассматриваться в порядке надзора;
- — апелляционные и кассационные определения коллегий ВС РФ (ст. 391.1 ГПК). Обжалуются только вступившие в законную силу судебные постановления.
Надзорная инстанция — Президиум ВС РФ, а также Председатель ВС РФ, заместитель Председателя ВС РФ вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе в передаче надзорных жалоб в суд надзорной инстанции. Таким образом, надзорная жалоба может быть подана дважды: первоначально в Президиум ВС РФ, а затем на имя Председателя ВС РФ. Частью 1 ст. 391.11 ГПК устанавливается дополнительное условие, лишь при котором возможна передача дела в надзорную инстанцию по представлению Председателя ВС РФ и его заместителя. Это может быть сделано только в целях устранения фундаментальных нарушений правовых норм, повлекших лишение участников процесса права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон.
Общий срок на обжалование в порядке надзора — три месяца. На подачу жалобы на имя Председателя ВС РФ — шесть месяцев (ч. 2 ст. 391.11 ГПК). Основанием для отмены судебных актов в порядке надзора может являться в принципе любое (исходя из дословного прочтения ст. 391.9 ГПК) нарушение, в результате которого обжалуемым постановлением нарушаются:
- 1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ;
- 2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
- 3) единообразие в толковании и применении судами норм права.
Федеральным законом от 09.12.2010 № 353-?З «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» внесены изменения в гл. 41 ГПК в связи с вопросами, возникающими у судов при применении норм гл. 41 ГПК, регулирующей пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений в суде кассационной инстанции, Пленум ВС РФ постановлением от 11.12.2012 № 29 признал утратившим силу постановление Пленума ВС РФ от 12.02.2008 № 2 «О применении норм гражданского процессуального законодательства в суде надзорной инстанции в связи с принятием и введением в действие Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № .330-ФЗ „О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации“» .
В остальном нормы, регулирующие надзорное производство, значительно не отличаются от норм, регулирующих производство в кассационной инстанции. Таким образом, законодатель как бы разделил действующее надзорное производство на две составляющие: обычное (кассация) и производство по делам повышенной значимости (надзор). Надзорные жалобы, представления подаются непосредственно в ВС РФ. Судебные постановления могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу.
Надзорные жалоба, представление изучаются судьей ВС РФ.
По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья ВС РФ выносит определение:
- 1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
- 2) о передаче надзорных жалобы, представления с делом для раесмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.
Надзорные жалоба, представление рассматриваются в ВС РФ не более чем два месяца, если дело не было истребовано, и не более чем три месяца, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в ВС РФ. Председатель ВС РФ, заместитель Председателя ВС РФ в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения надзорных жалобы, представления, но не более чем на два месяца.
Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:
- 1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ;
- 2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
- 3) единообразие в толковании и применении судами норм права.
В судебном заседании могут принимать участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорные жалобу, представление, если их нрава и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением. Указанные лица могут допускаться к участию в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании Президиума ВС РФ принимает участие Генеральный прокурор РФ или его заместитель.
По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления с делом Президиум ВС РФ принимает постановление. При рассмотрении надзорных жалобы, представления с делом в надзорном порядке все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.