Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Источники конституционного права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако с принятием Основного закона конституционная реформа в России не закончилась. Ее продолжением явилось принятие предусмотренных Конституцией РФ федеральных конституционных законов (как было отмечено ранее, большинство из них уже приняты), приведение законодательства в соответствие с Конституцией РФ, а также возможные и допустимые изменения самой Конституции РФ, как уже состоявшиеся… Читать ещё >

Источники конституционного права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Завершая характеристику конституционного права как специфической отрасли права, необходимо более подробно остановиться и на ее источниках, тем более что они, как уже показано ранее, отражают ее особенности. Под источниками конституционного права понимается внешняя форма выражения конституционно-правовых норм. К источникам конституционного нрава относятся все те официально признаваемые способы, посредством которых до всеобщего сведения доводится содержание конституционно-правовых норм.

В системе источников конституционного права России выделяются три уровня нормативных правовых актов, возглавляемых Конституцией РФ.

1. Первый уровень — нормативные правовые акты, относящиеся к федеральному законодательству, — это Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. В федеральных нормативных правовых актах содержится наибольшее количество конституционных норм.

Федеральные конституционные законы в соответствии с ч. 1 ст. 108 Конституции РФ принимаются только по вопросам, предусмотренным самой Конституцией РФ. То есть в Конституции РФ должно содержаться указание на то, какой вопрос регулируется федеральным конституционным законом. В настоящее время действуют такие федеральные конституционные законы, как:

  • от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»;
  • 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;
  • 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;
  • 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;
  • 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»;
  • 25.12.2000 № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации;
  • 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации»;
  • 25.12.2000 № З-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации»;
  • 30.05.2001 № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении»;
  • 17.12.2001 № б-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ»;
  • 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении»;
  • 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»;
  • 09.11.2009 № 4-ФКЗ «О Дисциплинарном судебном присутствии»;
  • 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» и др.

К источникам конституционного права относятся следующие федеральные законы;

  • от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;
  • 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;
  • • № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и др.
  • 2. Ко второму уровню источников конституционного права относят законодательство субъектов РФ, содержащее нормы конституционного права. Это конституции (уставы) субъектов РФ, нормативные правовые акты высших должностных лиц и законодательных органов субъектов РФ;
  • 3. К третьему уровню источников конституционного права можно отнести отдельные нормативные правовые акты органов местного самоуправления и нормативные правовые акты, принимаемые в результате проведения местных референдумов.

Центральное место среди источников конституционного права Российской Федерации занимает, конечно, Конституция РФ. Именно в ней находят свое закрепление конституционно-правовые нормы, образующие основные институты конституционного права, каждый из которых заслуживает отдельного рассмотрения Действующая в нашей стране Конституция РФ была принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. и вступила в действие 25 декабря 1993 г. после официального подсчета голосов ЦИК РФ, которая признала голосование состоявшимся, а Конституцию РФ принятой. В связи с этим прекратила свое действие Конституция РСФСР, принятая 12 апреля 1978 г., с последующими изменениями и дополнениями. Это был очень важный шаг в осуществлении конституционной реформы.

Однако с принятием Основного закона конституционная реформа в России не закончилась. Ее продолжением явилось принятие предусмотренных Конституцией РФ федеральных конституционных законов (как было отмечено ранее, большинство из них уже приняты), приведение законодательства в соответствие с Конституцией РФ, а также возможные и допустимые изменения самой Конституции РФ, как уже состоявшиеся (например, Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы»), гак и являющиеся лишь предложениями (например, постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.04.2012 № 266−6 ГД «Об отчете Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности за 2011 год»).

Конституция России состоит из преамбулы и двух разделов.

Преамбула, т. е. вводная часть, не охватывает типичные правовые нормы, однако содержащиеся в ней положения имеют нормативное значение, так как в них указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к принятию Конституции РФ, обозначены мотивы и цели конституционно-правового регулирования. В ряде случаев в совокупности со ст. 1 Конституции РФ они выступали объектом официального толкования со стороны Конституционного Суда РФ. В преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Это означает, что содержащиеся в ней нормы служат формой воплощения государственной воли народа.

Первый раздел, являясь основной частью Конституции РФ, включает девять глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в РФ, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в нее поправок.

Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Необходимо отметить, что Конституция РФ 1993 г., в отличие от прежних конституций, носит либеральнодемократический характер. Впервые в российской истории Основной закон предоставляет гражданам свободу действий и право выбора сразу в трех сферах: политической (многопартийность и политическая свобода), экономической (равенство форм собственности и свобода предпринимательства), идеологической (запрет установления единой общеобязательной идеологии). Именно эго является основой для остальных принципов, идей и положений Конституции РФ.

В ст. 13 Конституции РФ установлено, что в России признается политическое и идеологическое многообразие. Все общественные объединения равны перед законом, и никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной или общеобязательной.

Что касается экономических основ, то в тексте Конституции РФ мы нигде не встретим слов «рыночная экономика». Вместе с тем ст. 8 Конституции РФ достаточно полно раскрывает содержание этого термина, закрепляя основные элементы рыночной экономики: гарантии прав собственности, свободу экономической деятельности, поддержку конкуренции, единство экономического пространства. Конституция РФ полностью меняет роль государства в экономике по сравнению с тем, что было в СССР. Если раньше государство управляло всем и вся, то теперь оно регулирует экономику в пределах, установленных конституционными принципами и законами. Вмешательство государства в дела предприятий и частных лиц ограничено законом. В тех же случаях, когда государство напрямую осуществляет экономическую деятельность (например, заключает договоры для государственных нужд), оно обязано действовать на равных началах с другими лицами и организациями, как того требует Конституция РФ.

Конституция как Основной закон нашей страны обладает важными юридическими признаками. Будучи принята путем всенародного голосования, Конституция приобретает учредительный характер, обладая которым она является актом не только правового уровня, но и общественного значения.

Именно на признании учредительной природы Конституции основываются особый порядок ее принятия, верховенство, роль в правовой системе государства, ее непререкаемость для всех учрежденных ею же властей. Конституционные предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными ко всем другим правовым нормам.

Верховенство как юридическое свойство Конституции РФ означает, что она по значимости регулируемых отношений и правовой силе норм составляет вершину системы права и действует на всей территории РФ. Как основной источник права Конституция РФ содержит исходные начала всей системы права. Все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней. Текущее законодательство развивает положения Конституции РФ. В ряде случаев Конституция РФ содержит указания о необходимости принятия того или иного закона (например, ст. 70 закрепляет, что статус столицы нашего государства устанавливается федеральным законом). Как юридическая база законодательства Конституция РФ — центр правового пространства, она определяет согласованность развития и систематизации права.

Однако верховенство Конституции отнюдь не означает, что она обладает надзаконным характером. Конституция не вынесена за рамки действующего права, она является элементом (составной частью) системы нормативных актов. Как главный правовой акт страны, Конституция определяет многие другие виды правовых актов. В ней устанавливаются наименования нормативных правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования. Такого рода положения, закрепленные в Конституции, являются важной гарантией, обеспечивающей ее верховенство.

Высшая юридическая сила Конституции РФ определяется степенью ее обязательности. Соблюдать Конституцию РФ должны все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения (ч. 2 ст. 15). Ее нарушение признается правонарушением, а виновные лица в зависимости от тяжести содеянного привлекаются к различным видам ответственности. Строгое и точное соблюдение Конституции РФ — иаивысшая норма поведения для всех субъектов права. Это положение закреплено в ст. 15. Высшая сила конституционных норм означает, что в случае противоречия между нормами Основного закона и иными законами действуют нормы Конституции. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить. В противном случае акт отменяется либо приводится в соответствие с Конституцией.

Прямое действие Конституции РФ означает, что установленные ею нормы, принципы используются прямо и непосредственно при регулировании конкретных отношений, и не требуется принятия дополнительных нормативных актов. В применении Конституции РФ не может быть отказано под предлогом отсутствия федерального закона, иного нормативного акта, призванного определить порядок действия соответствующей конституционной нормы. Любая конституционная норма независимо от занимаемого ею места в Конституции, выполняемых функций и преследуемых целей является действующей правовой нормой, а сама Конституция — такой частью законодательства, которая оказывает прямое регулирующее воздействие на общественные отношения.

Вместе с тем необходимо различать непосредственное и опосредованное действие Конституции. Непосредственным является такое действие конституционных норм, которое осуществляется только конституционными средствами, а также совместными с другими правовыми нормами, которые обычно определяют процедуру реализации конституционных норм. Опосредованным считается такое действие конституционных норм, которое осуществляется после предварительной их конкретизации в иных законодательных актах. Такая конкретизация обеспечивается нормами административного, гражданского, трудового и других отраслей права Российской Федерации.

Стабильность Конституции РФ обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения. Конституция РФ характеризуется устойчивостью и защищена от поспешных корректировок особым порядком внесения в нее поправок. Согласно нормам гл. 9 Конституцию РФ можно принять на референдуме или на специально созванном Конституционном Собрании. Поправки к гл. 3—8 Конституции РФ принимаются в порядке, установленном для принятия федерального конституционного закона (необходимо, чтобы за поправку проголосовало 2/3 депутатов Государственной Думы и ¾ членов Совета Федерации). Затем требуется одобрение поправок органами законодательной (представительной) власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. Предложения о новой редакции гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ рассматриваются Конституционным Собранием либо могут быть вынесены на всенародное голосование — референдум; поправки в них не вносятся. Пересмотр гл. 1,2,9 имеет принципиальное значение, которое влечет существенное изменение Конституции РФ, почти равносильное принятию новой. Поэтому названные главы не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием (ч. 1 ст. 135).

Основанием для внесения изменений в ч. 1 сг. 65 Конституции РФ является федеральный конституционный закон о принятии в состав Российской Федерации и (или) образовании в ее составе нового субъекта Федерации, а также об изменении конституционно-правового статуса субъекта Федерации.

В случае изменения наименования субъекта РФ, его новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ.

Социальное содержание Конституции определяется ее принципами, к которым относятся приоритет прав и свобод человека и гражданина над иными ценностями общества и государства, разделение властей, экономическая свобода, многообразие форм собственности, единство экономического пространства, гарантирование местного самоуправления и др. Основополагающим по отношению ко всем остальным положениям Конституции является принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. Конституция РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и устанавливает обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Эти ценности гарантируются, соблюдаются и защищаются государством как неотчуждаемые и принадлежащие человеку от рождения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой