Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Система ООН. 
Право международных организаций

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В течение ряда лет после создания ООН учреждения системы были в основном центрами по обмену информацией. Они налаживали международное сотрудничество, согласовывали политику, содействовали проведению исследований и устанавливали нормы в своих конкретных областях. Система ООП (или, как ее еще называют, «семья организаций ООН») включает Секретариат ООН, ее фонды и программы (такие, как ЮНКТАД… Читать ещё >

Система ООН. Право международных организаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Система ООП (или, как ее еще называют, «семья организаций ООН») включает Секретариат ООН, ее фонды и программы (такие, как ЮНКТАД, ПРООН, ЮНЕП, ЮНИСЕФ и др.), специализированные учреждения ООН (МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКОи др.) и организации, связанные с ООН (такие, как МАГАТЭ и ВТО).

Фонды и программы являются вспомогательными органами ГА ООН, созданными на основе ее резолюций. Они пользуются различной степенью финансовой и административной автономии.

Специализированные учреждения ООН представляют собой созданные международными договорами самостоятельные международные организации, поставленные в связь с ООН на основе специальных соглашений, заключенных с ЭКОСОС и утвержденных ГА ООН. Они подотчетны ЭКОСОС и/или ГА ООН.

Связанные с ООН международные организации, являясь самостоятельными, занимаются специальными проблемами, но не имеют статуса специализированного учреждения. Так, связь МАГАТЭ с ООН регулируется соглашением, заключенным с ГА ООН, на основе которого МАГАТЭ представляет свои доклады ГА ООН и, при необходимости, СБ ООН. ВТО имеет механизмы, обеспечивающие ее сотрудничество с ООН.

В целом система организаций ООН охватывает все области экономической и социальной деятельности. Центром системы является ООН, которая установила связи с одними звеньями системы на основе соглашений (со специализированными учреждениями, МАГАТЭ), с другими — на основе резолюций ГА ООН (с фондами, программами). Ответственность за координацию политики и деятельности всех организаций, фондов и программ системы ООН возложена на ГА ООН и ЭКОСОС.

В целях содействия этой важной работе в 1946 г. был создан Административный комитет по координации (АКК), позже переименованный в Совет административных руководителей системы ООН по координации (САР). САР представляет систему ООН в целом. В него входят главы 28 организаций, в том числе самой ООН, ее фондов и программ, специализированных организаций и организаций, связанных с ООН. Целью САР является координация деятельности системы ООН по широкому кругу экономических и социальных проблем. Совет возглавляется Генеральным секретарем ООН и проводит свои заседания два раза в год.

В развитии системы ООН можно выделить три периода.

  • 1. В течение ряда лет после создания ООН учреждения системы были в основном центрами по обмену информацией. Они налаживали международное сотрудничество, согласовывали политику, содействовали проведению исследований и устанавливали нормы в своих конкретных областях.
  • 2. С приходом в ООН молодых освободившихся от колониализма стран возросло значение оперативных функций в деятельности системы ООН, направленных на оказание различных видов технической помощи в целях развития.
  • 3. Дальнейшее совершенствование системы в последнее время связано с применением метода функциональной координации, т. е. объединение всей деятельности системы, относящейся к какому-либо конкретному вопросу, например к вопросу об энергии. Созданная в 1995 г. рабочая группа высокого уровня открытого состава по укреплению системы ООН должна способствовать поиску путей активизации деятельности системы и улучшению координации в ее рамках.

Специализированные учреждения ООН

Специализированные учреждения ООН — межправительственные организации универсального характера, осуществляющие сотрудничество в специальных областях и связанные с ООН.

Статья 57 Устава ООН перечисляет характерные черты специализированных учреждений ООН:

  • 1) межправительственный характер соглашений о создании таких организаций;
  • 2) широкая международная ответственность в рамках их учредительных актов;
  • 3) осуществление сотрудничества в специальных областях: экономической, социальной, культурной, гуманитарной и др.;
  • 4) связь с ООН. Последняя устанавливается и оформляется соглашением, которое заключается ЭКОСОС с ООН и утверждается ГЛ ООН. Такое соглашение составляет правовую основу сотрудничества ООН со специализированным учреждением.

Соглашения, заключенные ООН со специализированными учреждениями, несмотря на то что они не являются однотипными, содержат ряд сходных положений. Главные вопросы, составляющие содержание соглашений, следующие:

  • — признание ООН данной международной организации в качестве специализированного учреждения ООН;
  • — взаимное представительство и участие в дискуссиях, но без права голоса, при этом специализированные учреждения приглашаются на заседания ГА ООН, ЭКОСОС, Совета по опеке;
  • — взаимное включение пунктов в повестку дня ассамблеей специализированных учреждений, с одной стороны, и ЭКОСОС и Совета по опеке — с другой;
  • — принятие и учет специализированными учреждениями рекомендаций, полученных от ООН, и предоставление ООН докладов о мерах, принятых ими или их членами для проведения в жизнь таких рекомендаций;
  • — обмен необходимой информацией и документами и предоставление регулярных отчетов о деятельности специализированных учреждений;
  • — оказание содействия СБ ООН в деле поддержания или восстановления международного мира и безопасности;
  • — предоставление специализированным учреждениям (кроме соглашения с ВПС) права испрашивать у Международного Суда ООН консультативное заключение по юридическим вопросам и предоставлять ему любую информацию по его запросам;
  • — осуществление мероприятий по вопросам персонала с целью унификации системы международной гражданской службы;
  • — установление тесных бюджетных и финансовых взаимоотношений;
  • — обязательство информировать друг друга о всех формальных соглашениях, заключаемых ООН и данным специализированным учреждением с другими международными организациями;
  • — соглашения имеют бессрочный характер, но предусмотрена возможность их пересмотра.

Некоторые отличия содержатся в соглашениях ООН с организациями финансового характера.

Эти учреждения нс учитывают рекомендаций ЭКОСОС, если не было «разумных предварительных консультаций по этому вопросу». Они имеют право не только получать, но и давать рекомендации. В соглашении с МБРР вообще запрещены какие бы то ни было рекомендации относительно займов, предоставляемых МБРР. В соглашениях с финансовыми организациями не употребляется фраза об оказании содействия СБ ООН, а говорится, что они будут проявлять надлежащее внимание к его решениям. Эти особенности соглашений ООП с организациями финансового характера свидетельствуют, что последние обладают большей автономией в сравнении с другими специализированными учреждениями.

Уставом ООН предусмотрено, что ООН делает рекомендации по согласованию политики и деятельности специализированных учреждений (ст. 58).

ЭКОСОС уполномочен:

  • — согласовывать деятельность специализированных учреждений посредством консультаций с ними и рекомендаций им, а также ГА ООН и членам ООН;
  • — принимать меры для получения от них регулярных докладов;
  • — обеспечивать взаимное представительство ЭКОСОС и учреждений для участия в обсуждении вопросов в ЭКОСОС, его комиссиях и специализированных учреждениях.

Специализированные учреждения можно разделить на следующие группы.

  • — организации социального характера (МОТ, ВОЗ), организации культурного и гуманитарного характера (ЮНЕСКО, ВОИС);
  • — экономические организации (ЮНИДО);
  • — финансовые организации (МБРР, МВФ, МАР, МФК, МАГИ);
  • — организации в области сельского хозяйства (ФАО, ИФАД);
  • — организации в области транспорта и связи (ИКАО, ИМО, ВПС, МСЭ);
  • — организация в области метеорологии (ВМО), организация в области туризма (ВТО).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой