Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Принципы права социального обеспечения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поскольку по своей экономической природе отношения по социальному обеспечению являются отношениями по перераспределению части валового внутреннего продукта (ВВП) в пользу лиц, пострадавших от социальных рисков, то доля ВВП, выделяемая государством для этих целей, должна определяться на основе принципа социальной справедливости. Очевидно, что ни одно даже самое экономически развитое и богатое… Читать ещё >

Принципы права социального обеспечения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие принципов права социального обеспечения

Принципы права — это руководящие идеи, определяющие сущность и направление развития всего комплекса правовых норм как единого целого в рамках одной правовой системы либо в конкретной сфере общественных отношений. В течение долгого времени эта формулировка оставалась традиционной в теории отечественного права. Но в последнее время взгляды специалистов изменились. Появилась точка зрения, согласно которой определять принципы правового регулирования только как руководящие идеи нельзя, так как идеи — это категория правосознания или правовой науки. Идеи могут существовать независимо от воплощения в нормах права. А правовые принципы либо непосредственно закрепляются в правовых нормах, либо прямо следуют из их содержания[1].

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

  • — на общеправовые, свойственные всем отраслям права;
  • — межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей;
  • — отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;
  • — внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.

Особенности преломления общеправовых и межотраслевых принципов в праве социального обеспечения подробно изложены М. В. Филипповой[2]. К общеправовым принципам, оказывающим существенное влияние на правовое регулирование отношений по социальному обеспечению, она относит принципы гуманизма, равенства прав, социальной справедливости, признания права каждого на жизнь, федерализма, неприкосновенности частной жизни. Рассмотрим наиболее важные из них.

Принцип гуманизма выражается в государственном признании и закреплении права на человеческое достоинство в Конституции РФ. Право на достоинство распространяется на каждого человека. Преступники, нищие, бродяги, психически больные, инвалиды — все социальные слои населения должны иметь право на уважение и почтение. В преамбуле Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. подчеркивается, что достоинство личности является свойством, присущим всем членам человеческой семьи, из которого вытекают неотъемлемые права и на котором основываются свобода, справедливость и всеобщий мир.

Достоинство — неотъемлемое свойство человека как высшей ценности, составляющее основу признания и уважения всех его прав и свобод и принадлежащее ему независимо от того, как он сам и окружающие воспринимают и оценивают его личность. Как бы ни зарекомендовал себя человек, какими бы качествами, в том числе отрицательными, он ни обладал, государство и его органы обязаны в полной мере создавать ему условия для реализации всех прав, обеспечивающих человеческое достоинство[3].

Достоинство личности в Российской Федерации охраняется государством. Ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Отсюда вне закона должны быть все формы унижения человеческого достоинства.

Специальные правовые нормы, обеспечивающие достоинство человека, закреплены и в законодательстве о социальном обеспечении. Так, принцип гуманизма является одним из основных принципов социального обслуживания, закрепленных в ст. 5 Закона об основах соцобслуживания, а также в ст. 3 и 7 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» .

Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на свободу от наказаний. Не допускаются в целях наказания граждан пожилого возраста и инвалидов или создания удобств для персонала указанных учреждений использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция граждан пожилого возраста и инвалидов. Лица, виновные в нарушении указанной нормы, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность, установленную законодательством РФ (п. 4 ст. 12 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»). За нанесение побоев и истязаний установлена уголовная ответственность (ст. 116 и 117 УК РФ).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона об основах охраны здоровья граждан приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации. Уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства, должно обеспечиваться всем лицам, страдающим психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи (ч. 2 ст. 5 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185−1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»).

Принцип равенства прав граждан является общепризнанным принципом международного права, содержащимся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Европейской социальной хартии (пересмотренной) 1996 г. и других международных актах. В силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ указанные принципы образуют основу правовой системы страны.

Равенство прав человека и гражданина закреплено в п. 2 ст. 19 Конституции РФ. На основе конституционного принципа равенства отраслевое законодательство о социальном обеспечении устанавливает равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении объективных социально значимых обстоятельств получать определенные виды социальных выплат или услуг и не ограничивает ее по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и др. На равных основаниях с гражданами Российской Федерации право на социальное обеспечение имеют постоянно проживающие в России иностранные граждане, если международными соглашениями не предусмотрено иное, и лица без гражданства. Постоянно проживающими считаются лица, получившие в установленном законом порядке вид на жительство.

Иностранные граждане, временно находящиеся на территории России, имеют право на социальное обеспечение при наличии соответствующих двусторонних и многосторонних международных договоров.

Принцип социальной справедливости отражает социальную направленность российского государства. Вместе с тем вопрос о степени воплощения в России концепции социального государства имеет фактическую и юридическую стороны. Юридическая сторона включает перечень определенных показателей, характеризующих социальное государство. К их числу относятся реализация социальной функции бизнеса (частной собственности и предпринимательской деятельности); минимальный размер оплаты труда; эффективность механизма социального партнерства; создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и др.

То, что основу конституционной экономики составляет принцип социальной справедливости, признавал еще немецкий канцлер Бисмарк в конце XIX в.[4]

Сегодняшний период конституционного регулирования экономических отношений связан с преобразованием общей конституционной модели традиционных либеральнодемократических стандартов. Изменение конституционных основ российской экономики осуществляется по двум направлениям: 1) значительное расширение роли и объема регулятивного воздействия государства; 2) «социализация» экономической системы.

Первое направление отражает объективный мировой процесс усиления государственных начал в экономике. Перед современными государствами стоят сложнейшие задачи: с одной стороны, обеспечить функционирование рыночной экономики (свободу экономической деятельности, защиту конкурентной среды и частной собственности) в условиях расширения социальных обязательств, а с другой — сохранить государственный суверенитет, важнейшим элементом которого является экономический суверенитет. Глобальный финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 г., наглядно показал значимость государственного участия в экономических отношениях. Это участие — основная институциональная гарантия социально-экономического развития и стабильности общества.

Вторым направлением модификации конституционных основ экономической системы является социализация, которая проявляется в повышении политико-правовой ответственности частных собственников, изменении соотношения частной и публичной форм собственности в сторону определенного приоритета последней, обосновании и применении в качестве ведущего конституционного принципа идеи социальной справедливости[5].

Нашему государству с переходной системой ценностей сложно определиться с границами социальных обязательств публичной власти перед населением. На этапе первоначального накопления капитала легче использовать классические либеральные модели для ухода от социальных обязательств образца социалистического периода. Но сегодня в России чрезмерные рыночные иллюзии рассеялись, наполнение бюджета позволяет государству вспомнить о содержании ст. 7 Конституции РФ. Поэтому усиливается потребность в поиске оптимального баланса свободы предпринимательства, частной инициативы и социальной справедливости, социальных обязательств государства перед человеком.

Так, по мнению О. Е. Кутафина, «главной причиной хронического неблагополучия в стране является несправедливое распределение собственности, созданной всем народом, а оказавшейся в руках считанного количества приближенных к власти»[6].

Поскольку по своей экономической природе отношения по социальному обеспечению являются отношениями по перераспределению части валового внутреннего продукта (ВВП) в пользу лиц, пострадавших от социальных рисков, то доля ВВП, выделяемая государством для этих целей, должна определяться на основе принципа социальной справедливости. Очевидно, что ни одно даже самое экономически развитое и богатое государство не в состоянии удовлетворить в полном объеме разнообразные потребности лиц, не имеющих по не зависящим от них причинам или имеющих недостаточный для достойной жизни источник средств существования. «Поэтому объем социальных благ, предоставляемых через систему социального обеспечения, жестко нормируется путем законодательного закрепления круга обеспечиваемых, видов обеспечения, условий их предоставления и размеров»[7]. Критерии нормирования являются «инструментами», с помощью которых эта система работает для достижения главной цели — повышения благосостояния населения. От того, насколько они социально справедливы и научно обоснованны, зависит эффективность функционирования системы социального обеспечения.

Принцип федерализма закреплен в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ. Этот принцип организации государственной власти имеет в России глубокие исторические корни.

Для права социального обеспечения особое значение имеют такие составляющие этого принципа, как разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами и равноправие субъектов РФ. Конституционное положение о равноправии всех субъектов между собой выражается в установлении единых правил взаимоотношений федеральных органов государственной власти со всеми субъектами РФ. Однако правовое равенство субъектов РФ не означает равенства их потенциалов и уровня социально-экономического развития, которые во многом зависят от территории, географического положения, численности населения, исторических и иных региональных особенностей. Промышленно развитые субъекты РФ за счет собственных средств устанавливают дополнительные выплаты для ветеранов войны и труда, многодетных и неполных семей, реализуют региональные программы трудоустройства инвалидов и безработных, оказывают социальную помощь малоимущим гражданам и семьям, чей среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума.

Принцип неприкосновенности частной жизни имеет прямое действие и многогранное содержание. Под неприкосновенностью частной жизни Конституция РФ и федеральное законодательство подразумевают невмешательство в частную жизнь; неприкосновенность личной и семейной тайны (тайны частной жизни). От уровня его гарантированности зависят степень свободы личности в государстве, демократичность и гуманность существующего в нем политического режима.

Закон гарантирует гражданину конфиденциальность сведений, составляющих врачебную тайну (п. 6 ч. 1 ст. 30, ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан). Не подлежат разглашению и записи актов гражданского состояния. К сфере личной жизни граждан относится тайна усыновления (ст. 139 СК РФ). Ответственность за ее разглашение предусмотрена ст. 155 УК РФ.

В связи с усилением роли информации в жизни человека все большее число исследователей специально выделяют информационную форму выражения частной жизни. Право на неприкосновенность частной жизни в информационном смысле означает неприкосновенность личной информации, любых конфиденциальных сведений о человеке, которые он предпочитает не предавать огласке.

Совет Европы в 1981 г. принял Конвенцию о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера. Эта Конвенция гарантирует каждому частному лицу соблюдение его прав и основных свобод, и особенно его права на личную жизнь, при автоматизированной обработке данных личного характера. Личными данными является «любая информация, относящаяся к физическому лицу, идентифицированному или которое может быть идентифицировано» .

Особое значение этого принципа для права социального обеспечения заключается в необходимости охраны данных о застрахованных лицах при ведении ПФР индивидуального персонифицированного учета, выдаче больничных листков и ведении медицинской документации, социальном обслуживании граждан и т. п.

К межотраслевым принципам правового регулирования, находящим своеобразное преломление в социальном обеспечении, М. В. Филиппова относит принципы равенства форм собственности, защиты от бедности, государственной поддержки семьи, охраны здоровья и др.[8]

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют общие принципы права социального обеспечения. Довольно удачным следует признать вариант, автором которого является Э. Г. Тучкова[9].

Правовые принципы всегда были предметом научного анализа. Обобщенное выражение принципов советского права социального обеспечения содержится в трудах B. С. Андреева, К. С. Батыгина, А. Н. Егорова, А. Д. Зайкина, Р. И. Ивановой, В. А. Тарасовой, В. Ш. Шайхатдинова и др. В последнее время формулировка основных принципов стала одним из направлений законотворческой деятельности. В новейшем законодательстве, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, внутриотраслевые принципы закрепляются непосредственно в нормах права. Это особые нормы, не имеющие традиционной структуры (гипотезы, диспозиции, санкции). Их нельзя использовать для урегулирования конкретного отношения между субъектами права, но они играют главную роль при обозначении перспектив развития всей совокупности отраслевых норм.

Принципы охраны здоровья сформулированы в ст. 4 Закона об основах охраны здоровья: приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; соблюдение врачебной тайны и др.

В качестве примера можно привести Закон об основах соцобслуживания. В нем указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность, профилактическая направленность.

Опираясь на законодательство и научные исследования, можно сформулировать отраслевые принципы права социального обеспечения. В качестве основных принципов следует назвать:

  • — всеобщность права на социальное обеспечение;
  • — дифференциацию в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
  • — гарантированность социального обеспечения при наступлении социальных рисков и иных социально значимых обстоятельств, установленных законом;
  • — ориентацию социального обеспечения на достойный уровень жизни.

Кроме общих, существуют специфические принципы для разных организационно-правовых форм социального обеспечения — социального страхования и социальной помощи. В частности, в ст. 4 Закона об основах соцстрахования закреплены основные принципы осуществления социального страхования, большинство из которых отражает особенности финансирования и управления обязательным социальным страхованием. К принципам права социального обеспечения можно отнести лишь всеобщий обязательный характер социального страхования и государственную гарантию исполнения обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика.

  • [1] См.: Сыроиатская Л. Я. Трудовое право России: учебник. М., 1998. С. 46.
  • [2] См.: Право социального обеспечения: учебник / под ред. М. В. Филипповой. С. 92−100.
  • [3] Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. № 11-П по делу о проверке конституционности положения части 1 статьи 47 и части 2 статьи 51 УПК РСФСР.
  • [4] См.: Баев В. Г. «Рабочая конституция» Бисмарка // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 1.
  • [5] См.: Бондарь Н. С. Конституционализация социально-экономического развития российской государственности (в контексте решений Конституционного Суда РФ). М., 2006. С. 6−8.
  • [6] Кутафин О. Е. Российский конституционализм. М., 2008. С. 342.
  • [7] Тучкова Э. Г. К вопросу о критериях дифференциации в социальном обеспечении. Материалы пятой международной научно-практической конференции «Проблемы дифференциации в правовом регулировании отношений в сфере труда и социального обеспечения». М.: Проспект, 2009. С. 401.
  • [8] См.: Право социального обеспечения / пол ред. М. В. Филипповой. C. 96−100.
  • [9] См.: Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения: учеб.-методич. пособие. М., 1995. С. 7, 8.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой