Об использовании традиций народной культуры в наше время
![Реферат: Об использовании традиций народной культуры в наше время](https://gugn.ru/work/6591478/cover.png)
Сегодня не следует забывать педагогические традиции народной культуры, аккумулировавшие в себе народную мудрость и многовековой опыт, проверенный жизнью многочисленных этносов в конкретных исторических, социально-экономических, природно-климатических условиях. Чтобы формировать у современных детей и молодежи нравственные качества в спортивной сфере, можно использовать многие традиции… Читать ещё >
Об использовании традиций народной культуры в наше время (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сегодня не следует забывать педагогические традиции народной культуры, аккумулировавшие в себе народную мудрость и многовековой опыт, проверенный жизнью многочисленных этносов в конкретных исторических, социально-экономических, природно-климатических условиях. Чтобы формировать у современных детей и молодежи нравственные качества в спортивной сфере, можно использовать многие традиции: наставничество; участие старших (взрослых) в занятиях детей физической культурой; подростковые и молодежные объединения; воспитание на примере героев фольклора и знаменитых спортсменов; состязания как компонент праздника; народные подвижные игры; семейное физическое воспитание. Рассмотрим основные из этих традиций.
Наставничество как народная традиция
Наставничество как традиция народной физической культуры в воспитании детей и подростков зародилось еще в Каменном веке. Самым лучшим охотникам, воинам, которые по возрасту, из-за травм или болезней не могли принимать участия в охоте или сражениях, поручали обучение и физическую подготовку подрастающего поколения. Позднее эта традиция коснулась спортивной подготовки, когда бывшие чемпионы набирали учеников и формировали из них борцов, мастеров кулачного боя, бегунов, наездников, мастеров джигитовки и вольтижировки, стрелков, фехтовальщиков и т. п. Помимо тренировочных занятий, наставники вели серьезную работу по воспитанию морально-волевых, нравственных и эстетических качеств личности у своих подопечных. При этом учителя из народа сами старались быть образцом высокой нравственности.
Народная традиция наставничества заслуживает изучения и внедрения в современную воспитательную практику по следующим причинам:
- — современные дети мало двигаются: из «благополучных» семей сидят за компьютером, из «неблагополучных» — сбиваются в группировки для асоциальных занятий;
- — система дополнительного образования с физкультурно-спортивным уклоном не в состоянии охватить всех детей, желающих заниматься спортом;
- — основная масса населения нашей страны живет в стесненных материальных условиях, поэтому большинство детей не может пользоваться платными услугами в сфере физической культуры и спорта;
- — в России найдется много бывших спортсменов, у которых по разным причинам есть свободное время и желание заниматься с детьми и подростками бескорыстно или за скромную плату.
Под руководством таких наставников можно организовать детские и подростковые группы («продленного дня», «здоровья», ОФП) — как бесплатно, так и за доступную плату на базе домоуправлений, общеобразовательных и спортивных школ, стадионов, бассейнов и других спортивных учреждений.
Участие старших (взросл ых) в спортивных занятиях детей В традиции многих народов было добровольное участие родителей или просто старших товарищей в играх, состязаниях, забавах детей разного возраста. Эта своеобразная воспитательная эстафета поддерживалась общественностью и передавалась из поколения в поколение, как и многие другие народные традиции. Формы такого воспитания были самые разнообразные: консультация, организация, судейство, прямое участие в играх и состязаниях. Авторитет старших как более умелых и знающих способствовал не только скорейшему усвоению двигательных навыков и правил игр и состязаний, но также установлению позитивной атмосферы, в которой проходили занятия физической культурой. Кроме того, подражание старшим как один из основных методов обучения и воспитания в народной педагогике формировало из самих детей организаторов, наставников и судей.
Участие старших, особенно взрослых, в физкультурно-спортивной деятельности детей является позитивным фактором формирования таких качеств, как коллективизм, уважительное отношение к товарищам, чувство справедливости, умение сдерживать себя в напряженных ситуациях и др.
Подростковые и молодежные объединения Как уже сказано выше, деятельность таких объединений в эпоху традиционного общества была неоднозначной. С одной стороны, они занимались физическими упражнениями, а также защищали девушек и жителей своего района (села, аула, махалли) от «чужаков», а с другой стороны, часто сами провоцировали кулачные, палочные, каменные драки со сверстниками из других районов, которые заканчивались увечьями. Поэтому возрождение этой традиции возможно только под контролем общественности или государства.