Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Школы (направления) уголовного права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Древний мир, по мнению Альберта Фридриха Бернера (1818—1907), представлен противоположностью между Древним Востоком и классической древностью (античным периодом в развитии Греции и Рима). Восточное право есть jus divinum, право классической древности — jus humanum. Восточное право неотделимо от религии. Светский владыка есть в то же время и первосвященник. Книга религии (в частности, Коран… Читать ещё >

Школы (направления) уголовного права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Вопросы уголовного права в древнем мире. 2. Просветительно-гуманистическое направление и классическая школа уголовного права. 3. Антропологическая школа уголовного права. 4. Социологическая школа уголовного права. 5. Позитивное движение в уголовном праве. Теория новой социальной защиты.

Вопросы уголовного права в древнем мире

Издавна всякое нарушение правового порядка считалось неправдою. Различия между неправдою уголовно-правовой и гражданско-правовой не существовало. Каждая новая общественная культура способствовала развитию и расширению правового организма. Преступления против частных лиц дополнились преступлениями против главы рода, семьи, против земского мира. С развитием религиозных догм, в частности, с возникновением христианства появились преступления против веры, брака и телесной чистоты; позже — преступления против государства, его органов власти / управления; наконец, — преступления против международного права1.

Древний мир, по мнению Альберта Фридриха Бернера (1818—1907)[1][2], представлен противоположностью между Древним Востоком и классической древностью (античным периодом в развитии Греции и Рима). Восточное право есть jus divinum, право классической древности — jus humanum. Восточное право неотделимо от религии. Светский владыка есть в то же время и первосвященник. Книга религии (в частности, Коран) одновременно является книгой закона. Совершенно отличается от Востока классическая древность, г. е. мир греческий и римский. Греческое право развивалось главным образом как jus publicum, римское право — как jus privatum. Правда, вначале и греческое, и римское право имело теократический характер; наказание призвано было смягчить не только гнев обиженного, но и богов. Со временем уголовное право греков принимает государственный характер и оценивает преступления, но их субъективным признакам. Возникает система народного иска против преступлений, касающихся самого государства. Защитники обвиняемого выдвигают на первый план не юридические доказательства, а его заслуги как общественного деятеля[3].

Римское право прошло периоды jus divinum и jus publicum и достигло jus privatum. Римское вменение основывалось главным образом на воле преступника, а не на его действии. На первый план выдвинуты субъект и субъективные начала (воля). Римским уголовным правом умыслу противоположен случай, в то время как гражданским правом — не случай, а неосторожность. Если нс было умышленного преступления, то, по мнению римлян, деяние было совершено случайно. Неосторожность не наказывалась уголовно (если деяние не было умышленным, то обвиняемый подлежал гражданскому суду), по крайней мере, в республиканский период. Позднее появились исключения из этого правила, в частности, по отношению к преступлениям против жизни1.

Между тем систематические исследования по уголовному праву не проводились. Вопросы уголовного права рассматривались в общем курсе римского права. Труды, специально посвященные уголовному праву, появились позже. Таким древнейшим трудом, дошедшим до нас от конца XIII в., является работа Альберта Гандина «Liedtllus de maleficiis» (с франц. — Книга о злодеяниях). Позднее вышли в свет сочинения: Якова Бельвизия «Practica criminalis» (XIV в.), Ангелуса Аретина «Tractatus de maleficiis» (XV в.). С XVI в. начинается более интенсивное развитие уголовного права[4][5][6]. Появление новых работ, введение курсов уголовного права в учебные программы университетов, стремление мыслителей к преобразованию общественного и государственного строя (в XVIII в. главным образом в странах Европы) легли в основу формирования направлений (школ) уголовного права.

  • [1] См.: Неклюдов Н. Л. Уголовное право. Общая часть. СПб.: Тип. П. П. Меркульева, 1875. С. 5—6.
  • [2] Немецкий юрист, профессор Берлинского университета. Его «Abschaffung der Todesstrafe"(Дрезден, 1861) и «Lehrbuch des deutschen Strafrechts» (Лейпциг, 1857) переведены с немецкогоязыка и изданы на русском языке соответственно в 1865 г. и 1867 г. Его произведение «Judentumund Christentum und ihre Zukunft» (1891) характеризовалось оригинальностью взгляда на будущеееврейства и христианства.
  • [3] См.: Бернер Л. Ф. Учебникъ уголовнаго права: части Общая и Особенная. С примЪчашями, приложешями и дополнешями Н. Неклюдова. СПб.: Персводъ и издашс Н. А. Неклюдова, 1865.Т. I: Часть Общая. С. 103−105.
  • [4] См.: Бернер А. Ф. Учсбникъ уголовнаго нрава: части Общая и Особенная. С. 106—107.
  • [5] См.: Таганцев //. С. Русское уголовное право: в 2 т. Тула: Автограф, 2001. Т. 1. С. 30—31.
  • [6] Французский писатель и философ-просветитель. Был узником Бастилии и изгнанникомиз Франции. Вел борьбу с нетерпимостью католичества к инакомыслию. Непродолжительное время —камергер, а затем историограф короля Франции Людовика XV; позже — фаворит и опальный поэт-философ при дворе короля Пруссии Фридриха II. Осуждая бесчеловечную жестокость уголовного законодательства, пытки и неразборчивое применение смертной казни, Вольтер содействовалпереводу трактата Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях», издал свои толкования к нему. Не менее важным он считал противостояние судебным ошибкам и напраслинам. Его защитительныеброшюры переведены на многие языки. Он автор «Философского словаря», «Истории Российскойимперии в царствование Петра Великого». Первое полное собрание сочинений Вольтера предпринято Бомарше в 1784—1789 гг.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой