Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Реформа системы правосудия. 
Органы внутренних дел и государственной безопасности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Радикальная реформа судебной системы осознавалась как главнейшая задача государственного строительства в суверенной России. Первыми в сфере правосудия стали Федеральные конституционные законы от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Упразднению системы внесудебного разрешения… Читать ещё >

Реформа системы правосудия. Органы внутренних дел и государственной безопасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Радикальная реформа судебной системы осознавалась как главнейшая задача государственного строительства в суверенной России[1]. Первыми в сфере правосудия стали Федеральные конституционные законы от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Упразднению системы внесудебного разрешения гражданско-правовых споров государственными арбитражами и созданию арбитражных судов в качестве самостоятельной ветви судебной власти придавалось особое значение. Одновременно ставилась задача учреждения судебного контроля над конституционностью нормативных актов законодательной и исполнительной власти, для чего и учреждался Конституционный Суд РФ. В связи с этим стала обсуждаться проблема единства судебной системы, поскольку многие считали конституционный нормоконтроль, осуществляемый Конституционным Судом РФ (равно как и экономические споры, разрешаемые Высшим Арбитражным Судом РФ) прерогативой только единой судебной системы, возглавляемой Верховным Судом РФ. Только теперь можно сказать, что принятое тогда решение было правильным, и три самостоятельные ветви судебной власти повышают эффективность специализированного правосудия.

Наличие специализированных ветвей судебной власти закрепляется в ст. 118, 125−127 Конституции РФ, где сказано, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного правосудия. Согласно Конституции РФ судебная система устанавливается в следующем виде: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, возглавляющий систему судов общей юрисдикции, рассматривающих гражданские, уголовные, административные и иные дела; Высший Арбитражный Суд РФ, возглавляющий систему арбитражных судов, рассматривающих экономические споры и иные дела, отнесенные к их компетенции. После принятия Конституции РФ были приняты новый Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», а затем — Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и новый Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации (утв. 24 июля 2002"г. № 95-ФЗ).

Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1801−1 была утверждена Концепция судебной реформы в РСФСР, целостный план строительства судебной ветви власти. Базовые положения Концепции вошли в Конституцию 1993 г. и образовали прочный конституционный фундамент для проведения судебной реформы. Впервые на конституционном уровне закрепляется понятие «судебная власть». Принимается Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Однако условия проведения судебной реформы были сложными, поскольку она пришлась на время масштабного политического и экономического кризиса. Средств не хватало не только на реформу — порой в судах не было денег даже на почтовые расходы.

Остро стояла и проблема целостности судебной системы в условиях «парада суверенитетов», когда ряд субъектов РФ отстаивал право на собственную судебную власть. Поэтому закон 1996 г. предусматривает наличие как федеральных судов, так и судов субъектов РФ. К последним отнесены мировые судьи и конституционные (уставные) суды.

Основные принципы судебной реформы вытекали из общих представлений о правовом государстве, роли и месте в нем судебной власти. Судебная власть должна была реформироваться на основе принципов самостоятельности и независимости судебной власти, подчинения судей только закону. Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ. Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации. А все остальные федеральные судьи — Президентом. Судьи субъектов РФ избираются или назначаются в порядке, установленном законами субъектов РФ. Ставилась задача повышения престижа судебной деятельности, существенного улучшения ее материально-технического обеспечения. Поэтому одним из первых шагов реформы стал Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132−1 «О статусе судей в Российской Федерации». К тому времени идея назначения судей еще не возобладала. Поэтому в законе устанавливался порядок избрания судей вышестоящими Советами народных депутатов, но без ограничения срока полномочий. Поскольку возникало опасение в отношении лиц, баллотирующихся на должность судьи впервые, в том же году была принята поправка, к ст. 11, согласно которой впервые судьи избирались сроком на пять лет, но истечении которого они могли быть избраны уже без ограничения срока. Закрепленный в Конституции и законе принцип несменяемости судей подразумевает, что в пределах гарантированного законом срока полномочий судья не может быть уволен или отстранен от должности по произволу административных властей. Был закреплен особый порядок привлечения судей к уголовной, дисциплинарной и административной ответственности. Серьезным новшеством стало образование органов судейского сообщества для выражения интересов судей, а также квалификационных коллегий судей, решающих вопросы отбора кандидатов на должности судей, продвижения их по службе, приостановления или прекращения полномочий судьи.

Центральной проблемой судебной реформы признавалось учреждение суда присяжных. С ним связывались большие надежды на укоренение справедливости в правосудии по уголовным делам. Право граждан на суд присяжных получило закрепление в ст. 20, 47, 123 Конституции РФ 1993 г. При разработке соответствующего законодательства и проведении государственно-правового эксперимента широко использовался опыт судебной реформы 1864 г. Поправки в Закон о судоустройстве, касающиеся суда присяжных, были приняты в 1993 г.[2] а с января 1994 г. он появился в девяти регионах. В январе 2003 г. суды присяжных создаются во всех субъектах РФ. В настоящее время действует Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 113-?З «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». Право на суд присяжных имеет каждый, кого судят по статьям, предусматривающим в качестве наказания смертную казнь. Это не более 0,1% уголовных дел. На протяжении последних четырех лет из компетенции суда присяжных изымались определенные категории дел. В 2008 г. суд присяжных отменили при рассмотрении дел о терроризме, массовых беспорядках, государственной измене, шпионаже, насильственном захвате власти и мятеже. Вместо присяжных такие дела рассматривает тройка судей. Конституционный Суд РФ не нашел в этих поправках[3] умаления прав и свобод граждан, которое прямо запрещено Конституцией. Председатель Конституционного Суда РФ В. Д. Зорькин пояснил, что когда случается теракт, присяжные узнают о преступлении из внесудебных источников, а это уже повод для расформирования коллегии присяжных. Есть и еще одна проблема — в отличие от других стран российские присяжные на время процесса не изолируются, а живут обычной жизнью. Это позволяет оказывать на них давление как со стороны обвиняемого, так и со стороны правоохранительных органов.

Актуальной проблемой в России остается неисполнение судебных решений[4]. По этому поводу была даже подана жалоба в Страсбургский суд, который и принял решение о необходимости предпринять усилия для преодоления этой ситуации. В итоге Государственная Дума приняла закон, который предоставляет российским гражданам право подавать заявление о присуждении компенсации за неисполнение законного судебного решения. Министерство финансов представляет интересы Российской Федерации при рассмотрении дела[5].

Существенные изменения претерпевает прокуратура. Из ее компетенции изъяли вопросы дачи разрешения на ограничение конституционных прав человека: неприкосновенности личности, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Возможность заключения подозреваемого под стражу, обысков, прослушивания телефонных переговоров и т. п. в настоящее время допускается только па основании судебных решений. В 2007 г. был создан Следственный комитет при прокуратуре РФ[6]. В сентябре 2010 г. его расформировали, выделив следствие из прокуратуры в отдельное ведомство — Следственный комитет Российской Федерации[7], который не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти. По сути, реализуемая им следственная власть является продолжением президентской власти. Прокуратура становится прежде всего органом, осуществляющим надзор за соблюдением Конституции РФ и законов, действующих на территории РФ, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и следствие в уголовном судопроизводстве и т. д., а также уголовное преследование в соответствии с установленными полномочиями.

Адвокатура выводится из-под административного контроля Министерства юстиции РФ, что способствует повышению ее независимости. Существенно возрастает численный состав адвокатуры. Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта РФ при условии успешной сдачи квалификационного экзамена. Согласно Федеральному закону от 31 мая 2002 г. № 63-?3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат вправе беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности. Этим же законом впервые установлен институт адвокатской тайны. Он был закреплен и в Кодексе профессиональной этики адвоката, принятом первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.

Охрану правопорядка в постсоветской России осуществляли по традиции органы милиции[8]. В конце 2009 г. Президентом Д. А. Медведевым был подписан указ о мерах по совершенствованию работы МВД, который стал ответом па «год милицейского произвола». В августе 2010 г. был опубликован проект федерального закона о полиции. Его вывесили па сайте, созданном Администрацией Президента, и предложили высказывать свои замечания. После серьезного обсуждения Федеральный закон № З-ФЗ «О полиции» был принят 7 февраля 2011 г. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

Впервые в законе появилась статья об общественном контроле, который должен осуществляться через Общественную палату, общественные наблюдательные комиссии и общественные советы при МВД России и его территориальных органах. Однако механизм подобного общественного контроля остается неясным, не сказано о процедуре учета рекомендаций представителей общества.

Перечень прав и обязанностей полицейских почти полностью перенесен из старого закона. Однако нормы детализированы. Например, к прежнему запрету пыток, насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения прибавилось требование об обязанности полицейского пресекать действия, которыми гражданину причиняются боль, физические или нравственные страдания. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан в случае применения мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить гражданину причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

В августе 1991 г. началась реформа КГБ с целью разделения его на несколько самостоятельных ведомств и лишения монополии на все виды деятельности, связанные с обеспечением государственной безопасности. Однако 19 декабря 1991 г. Президент РФ издал Указ № 289 «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР», который предполагал как раз укрупнение ведомства и концентрацию власти. Обоснованная тревога, вызванная в обществе этим указом, привела к обращению в Конституционный Суд РФ, который и отменил соответствующий указ как неконституционный уже 14 января 1992 г. 21 декабря 1993 г. Президентом был подписан указ № 2233 «Об упразднении Министерства безопасности Российской Федерации и о создании Федеральной службы контрразведки Российской Федерации» (ФСК России). 12 апреля 1995 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации». В соответствии с ним ФСК России была переименована в Федеральную службу безопасности Российской Федерации. При этом не проводилось организационно-штатных мероприятий, сотрудники службы (включая директора и его заместителей) оставались на своих должностях без переназначений и переаттестаций. В том же году были утверждены положение о службе и структуре ее центрального аппарата. В основном повторялась структура ФСК за некоторыми исключениями (воссоздано следственное управление, появилось управление специальных операций, а секретариат преобразован в управление делами).

  • [1] Подробнее см.: Кутафий О. Е" Лебедев В. М. Семигин Г. Ю. Судебная власть в России: история, документы: в 6 т. М., 2003. Т. 6.
  • [2] Закон РФ от 16 июля 1993 г. № 5451−1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР „О судоустройстве РСФСР“, Уголовнопроцессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» .
  • [3] Постановление Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2010 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части второй статьи 30 и части второй статьи 325 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации…» .
  • [4] Исполнение решений суда находится в ведении Министерства юстиции РФ.
  • [5] Пункт 9 ст. 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» .
  • [6] Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон „О прокуратуре Российской Федерации“» .
  • [7] Указ Президента РФ от 27 сентября 2010 г. № 1182 «Вопросы Следственного комитета Российской Федерации»; Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-Φ3 «О Следственном комитете Российской Федерации» .
  • [8] Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026−1 «О милиции» (утратил силу).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой