Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Складывание феодального строя в странах Европы: сущность, типология, периодизация

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разорявшийся крестьянин в государстве франков с начала VII в. мог расплатиться с долгами землей. Как правило, при этом имелась в виду не купля-продажа земельных участков, а добровольный отказ от прав собственности на обрабатываемую землю, дарение ее на определенных условиях (в большинстве случаев речь шла о ежегодной отдаче новому собственнику части урожая) и превращение свободного собственника… Читать ещё >

Складывание феодального строя в странах Европы: сущность, типология, периодизация (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процесс складывания феодализма имел огромное всемирно-историческое значение, поскольку именно этот общественный строй придал развитию стран Западной Европы то мощное ускорение, которое позволило им занять безоговорочно лидирующее положение в мировом развитии уже на пороге Нового времени и удерживать его в дальнейшем.

Сущность процесса складывания феодализма состоит в формировании общества, в котором господствующим классом оказались крупные землевладельцы, являвшиеся одновременно профессиональными воинами, а также обладателями административной и судебной власти в пределах своих владений. Подавляеющее большинство населения Западной Европы составили крестьяне, лишенные земельной собственности, сидевшие и работавшие на чужой земле и в силу этого находившиеся в той или иной степени зависимости от земельных собственников.

Складывание феодализма в странах Западной Европы происходило в форме синтеза, сложного взаимодействия двух начал. С одной стороны, это были сохранявшие жизнеспособность элементы позднего рабовладельческого общества Западной Римской империи, с другой — новые формы общественной организации, которые рождались в процессе разложения первобытнообщинного строя у варваров. Степень интенсивности такого взаимодействия в различных странах Западной Европы предопределила основные регионально-типологические особенности генезиса феодализма. В настоящее время принято выделять три основных варианта процесса феодализации, для каждого из которых характерно различное соотношение римского и варварского начала.

Первый вариант феодализации характерен для стран Южной Европы (территории Италии, Пиренейского полуострова, а также современной Франции к югу от Луары), где синтез происходил с явным преобладанием позднеримского начала. Численность переместившихся сюда в эпоху Великого переселения народов германцев была невелика, и они составляли здесь немногочисленную военно-политическую элиту образованных германскими племенами на территории бывшей Западной Римской империи государств. Синтез в землях Южной Европы проходил замедленно, а его конечный результат не мог быть оптимальным в силу своей односторонности.

Другой вариант генезиса феодализма характерен для стран Центральной и Северной Европы (Германия, Англия, Скандинавия). Здесь налицо безусловное преобладание варварского начала в процессе синтеза, поскольку даже в Британии, где в течение более чем 400 лет удерживалось римское господство, влияние римских порядков носило поверхностный характер, а в Скандинавии практически отсутствовало как таковое. Складывание нового общественного строя происходило медленно, а возникавшая модель общественно-государственного устройства имела избыточно много пережитков первобытной эпохи.

Оптимальный с точки зрения перспектив исторического развития вариант генезиса феодализма, основанный на уравновешенном синтезе римского и варварского начала, был характерен для земель Северной Галлии. Основавшие здесь в 486 г. королевство франки никогда не теряли связи со своей германской прародиной, широко расселились по стране, не вступая в крупные конфликты с галло-римским населением. Осевшие в Галлии франки, как правило, не изгоняли местных жителей с насиженных.

мест и плодородных земель, а, расселившись среди них, стали возделывать по большей части опустевшие в эпоху Великого переселения народов или пустовавшие прежде земли. Остававшееся после возникновения государства франков на своих исконных землях галло-римское население сохраняло свои обычаи и традиции, а принятие франками христианства в 496 г. в его ортодоксальной форме способствовало относительно быстрому культурному сближению пришлого германского и местного населения, притом не только знати, но и трудящихся.

Справка

Единую, до Великого раскола 1054 г., христианскую церковь принято называть ортодоксальной (правоверной); иногда ее определяют как православную. После Великого раскола термин православная закрепился за Восточной ветвью церкви.

Процесс складывания феодализма продолжался в течение нескольких столетий. На первых порах он характеризовался постепенным размыванием первоначального равенства свободных собственников-землевладельцев. Долго сохранять равенство было невозможно в силу ряда причин, главной из которых оказалась крайняя неустойчивость мелкого крестьянского хозяйства в условиях использования примитивной техники и низкого уровня агрикультуры^. Такое хозяйство было беззащитно перед стихийными бедствиями или осложнениями, возникавшими под воздействием социальных факторов.

Разорявшийся крестьянин в государстве франков с начала VII в. мог расплатиться с долгами землей. Как правило, при этом имелась в виду не купля-продажа земельных участков, а добровольный отказ от прав собственности на обрабатываемую землю, дарение ее на определенных условиях (в большинстве случаев речь шла о ежегодной отдаче новому собственнику части урожая) и превращение свободного собственника в зависимого держателя. Это неизбежное воссоединение разорившегося крестьянина со своей же землей было обусловлено безраздельным господством натурального хозяйства в раннесредневековой Западной Европе, когда земледельческий труд являлся единственно возможным способом обеспечить себя средствами пропитания.

В большинстве случаев крестьянин дарил землю богатому соседу, не дожидаясь реального факта разорения, а напротив, желая избежать его и приобрести в лице землевладельца богатого и сильного покровителя, заинтересованного в том, чтобы хозяйство держателя сохраняло жизнеспособность и оставалось для него самого и его наследников источником стабильного дохода. Кроме того, отказ от собственности в государстве франков был равнозначен отказу от личной свободы, причем не только от связанных с нею прав, но и — что имело очень существенное значение для разорявшегося крестьянства — весьма обременительных обязанностей, включая обязательное несение военной службы, уплату налогов и материальных взысканий за совершенные правонарушения. Все права и обязанности свободного человека переходили к собственнику земли, который брал на себя решение возникавших в этих случаях вопросов.

Утрата крестьянами права собственности на землю и превращение их в зависимых держателей чужой земли происходили различными путями. Наибольшее распространение приобрели так называемые прекарные сделки, заключавшиеся еще во времена поздней Римской империи. Дошедшие до нас источники зафиксировали три вида прекария:

  • • прекарий данный — когда разорившийся земледелец получал в держание участок чужой земли;
  • • прекарий возвращенный — когда крестьянин дарил свою землю крупному землевладельцу и получал ее же обратно, но уже в качестве держателя;[1]
  • • прекарий с вознаграждением — в этом случае, в отличие от возвращенного прекария, помимо подаренного крупному землевладельцу участка крестьянин получал в держание также «вознаграждение» за дарение (дополнительный участок земли от ее собственника).

Часто разорявшийся крестьянин, пытаясь выбиться из нужды, брал ссуду у богатого соседа и при этом отдавал свой земельный участок в залог крупному землевладельцу на условиях выплаты ссуды и процентов. Если по истечении оговоренного срока он не расплачивался с кредитором, условия залога ужесточались и перспектива возвращения собственности становилась еще более маловероятной. Залог, таким образом, из временного становился постоянным, а крестьянин из свободного собственника превращался в зависимого держателя.

Неуклонный рост крупного землевладения, развернувшийся в государстве франков с рубежа VI—VII вв., был процессом закономерным и объективно обусловленным. На первых порах он протекал медленно. Очаги крупного землевладения в государстве франков формировались не столько за счет расслоения свободных общинников-франков и втягивания их в поземельную зависимость, сколько посредством сосредоточения остатков позднеримского крупного землевладения (светского и церковного) вокруг владений королей и их приближенных, которые возникли уже в период завоевания франками Галлии путем присвоения земель императорского фиска.

  • [1] Агрикультура (от лат. ager — ‘земля, поле, пашня' и cultUra — ‘возделывание') — культура земледелия, основного занятия и главного источника получения жизненных средствдля огромного большинства населения средневековой Европы.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой