Система налогов и сборов в Российской Федерации
Формирование доходной базы федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, а также местных бюджетов осуществляется за счет трех основных видов источников — налогов, неналоговых доходов и прочих доходов. При этом определяющим и главным доходным источником являются налоговые поступления, удельный вес которых в консолидированном бюджете России за все годы проводимых экономических реформ составлял… Читать ещё >
Система налогов и сборов в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Классификация налогов и сборов в российской налоговой системе
После изучения девятой главы студент будет:
знать
- — содержание понятия «налоговая система» ;
- — классификацию российской налоговой системы;
уметь
— классифицировать налоги российской налоговой системы по соответствующим критериям и признакам;
владеть
— навыками классификации налогов в российской налоговой системе.
Роль налогов в формировании доходов бюджетов РФ
Формирование доходной базы федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, а также местных бюджетов осуществляется за счет трех основных видов источников — налогов, неналоговых доходов и прочих доходов. При этом определяющим и главным доходным источником являются налоговые поступления, удельный вес которых в консолидированном бюджете России за все годы проводимых экономических реформ составлял не менее 80−85% всех доходов. Вместе с тем в связи с принятием в середине 2004 г. поправок в НК РФ, которыми таможенная пошлина была исключена из налоговой системы страны и таким образом стала неналоговым платежом, структура доходов бюджетной системы РФ по формальным признакам была существенно изменена. Налоговые доходы федерального бюджета снизились до 60, а консолидированного бюджета страны — до 65%. Одновременно в формировании доходной части бюджетов значительно возросли роль и значение неналоговых платежей. Вместе с тем следует подчеркнуть, что исключенная из налоговой системы России таможенная пошлина имеет налоговую природу и уплачивающие ее налогоплательщики, занимающиеся импортом и экспортом, несут весьма существенную налоговую нагрузку. Достаточно сказать, что доля таможенной пошлины составляет более четверти суммы всех уплачиваемых налогоплательщиками налогов, входящих в российскую налоговую систему. Поступления таможенной пошлины соразмерны поступлениям любого налога из всех включенных в налоговую систему.
Учитывая, что по существу, а не по формальным положениям таможенная пошлина является налогом, обеспечивающим существенную часть доходов бюджета и в решающей степени определяющей налоговую нагрузку налогоплательщиков, в дальнейшем при характеристике налоговой системы России будет рассмотрена и таможенная пошлина.
Важно подчеркнуть, что каждый уровень бюджетной системы имеет свою отдельную структуру доходов. В формировании доходов федерального бюджета преобладающую роль играют именно налоговые поступления. Указанные поступления (включая таможенную пошлину) составляют в настоящее время около 90% всех доходов федерального бюджета. Бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты имеют особую структуру доходов, в которой достаточно большой удельный вес занимают так называемые прочие доходы. При этом налоговые поступления в консолидированных бюджетах РФ составили примерно 75%. Соответственно практически четверть расходных обязательств этих бюджетов обеспечивалась за счет поступлений неналоговых и прочих доходов. Подобная структура объясняется главным образом тем, что в перечень доходов региональных и местных бюджетов включаются различные виды финансовой помощи, получаемой из бюджета вышестоящего уровня. В российской бюджетной системе, характеризующейся дотационностью многих региональных и большинства местных бюджетов, дотации, субвенции, субсидии и другие формы финансовой помощи достигают значительных размеров.
Несмотря на указанные особенности, налоговые источники в Российской Федерации играют преобладающую роль в доходах бюджетов всех уровней.
Из всего многообразия видов налогов, установленных в налоговой системе России, фактически четыре налога — налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и налог на доходы физических лиц (НДФЛ), а также таможенная пошлина играют решающую роль в формировании доходов российской бюджетной системы. При этом их доля в сумме уплачиваемых в консолидированный бюджет страны налогов из года в год увеличивается. Вместе с тем первые три налога и таможенная пошлина являются определяющими с точки зрения налоговой нагрузки на налогоплательщиков — юридических лиц.
У налогоплательщиков — физических лиц налог на их доходы на порядок превышает сумму всех остальных уплачиваемых налогов.
Особое место в российской налоговой системе занимал единый социальный налог, поступления по которому зачислялись как в федеральный бюджет, так и в соответствующие государственные внебюджетные социальные фонды. С 1 января 2010 г. ЕСН выведен из налоговой системы РФ в связи с его заменой страховыми взносами в государственные социальные фонды.