Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Исследовательские стратегии в психологии развития: констатация и формирование

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Широко известны в мире работы американского этнографа, антрополога, этнопсихолога М. Мид. Она изучала традиционную, замкнутую культуру, сохранившуюся в отдельных районах Полинезии и Латинской Америки. В частности, Мид показала, что анимистические представления (одушевление предметов, сил природы) не являются неотъемлемой принадлежностью детского способа восприятия мира (как, например, это было… Читать ещё >

Исследовательские стратегии в психологии развития: констатация и формирование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Метод наблюдения и констатирующий эксперимент — это варианты реализации констатирующей стратегии исследования. Формирующий эксперимент представляет собой реализацию новой стратегии исследования в возрастной психологии — формирующей (генетической) стратегии исследования (табл. 2).

Таблица 2

Стратегии, методы и схема организации исследования в психологии развития и возрастной психологии

Стратегии исследования в психологии развития.

  • 1. Констатирующая.
  • 2. Формирующая (генетическая)

Методы исследования.

  • 1. Наблюдение, констатирующий эксперимент, интервьюирование, анкетирование, тестирование, проективные, анализ продуктов деятельности, сравнительные (близнецовый, нормы и патологии, кросс-культурный) и др.
  • 2. Формирующий эксперимент (обучающий, экспериментально-генетический, генетикомоделирующий)

Схемы организации исследования.

  • 1. Лонгитюд, продольное исследование (продольные срезы).
  • 2. Поперечные срезы

В современном исследовании в области психологии развития констатирующий и формирующий эксперименты зачастую сочетаются, составляя разные его этапы. На диагностическом этапе используется констатация как измерение достигнутого, актуального уровня развития способности. Формирующий этап представляет собой организацию достижения нового уровня в соответствии с выдвинутыми предположениями. Контрольный этап, вновь констатирующего типа, призван определить выраженность развивающего эффекта.

Вспомогательные методы исследования

Помимо основных методов эмпирического исследования, можно выделить ряд дополнительных. Вспомогательные методы исследования (в огромном разнообразии конкретных методик и методических приемов), как правило, используются в комплексе[1].

Прежде всего, это выяснение знаний, мнений, представлений, установок и т. п. по широкому кругу вопросов людей разных возрастных категорий с помощью беседы, интервью, анкетирования, тестирования.

Анализ продуктов деятельности (рисунков, аппликации, конструирования, музыкального, литературного творчества) используется в самых разнообразных целях.

Например, многочисленные рисуночные методики (рисунки семьи, человека, друга, школы, дома, дерева, неизвестного животного) служат инструментом диагностики интеллектуальной сферы, эмоциональных и личностных особенностей и детей, и взрослых. Важно подчеркнуть, что иногда для правильной интерпретации рисунка необходимо наблюдение за процессом его создания. Кроме того, одни и те же внешние признаки — симптомы — в работах испытуемых разных психологических возрастов могут быть расценены по-разному.

Сравнительные методы исследования очень значимы для психологии развития, среди них — близнецовый, сравнение нормы и патологии, кросс-культурный, биографический.

Близнецовый метод исследует роль наследственности, среды и воспитания в психическом развитии личности.

Сравнение психического развития детей " в норме и патологии"  — физически здоровых детей и детей, имеющих определенные отклонения в состоянии анализаторов (слепых, глухих), детей с детским церебральным параличом — остро ставит проблему нормы психического развития в разных детских возрастах. Изучение особенностей психического развития в осложненных, патологических морфофизиологических условиях дает не только новое знание о самих больных детях (что немаловажно для организации квалифицированной помощи им, адекватного процесса образования и воспитания), но и позволяет пересматривать саму постановку проблем в общей и возрастной психологии.

Так, психология глухонемых детей — классическая область для изучения вклада речи и практической деятельности в развитие интеллекта.

Особенно поразителен опыт воспитания и образования слепоглухонемых людей. Основы совершенно нового подхода к выведению «органического существа» из «мира состояний» в мир человеческой культуры были заложены в 40-х гг. XX в. И. А. Соколянским (1889−1960). Отзываясь восторженно о работе Соколянского со слепоглухонемыми детьми, А. Р. Лурия писал, что это потрясающий материал «экспериментального очеловечения человекоподобных», «введение данного существа в мир, это — создание пространства, создание времени, создание задачи, создание опыта»[2].

Один из воспитанников Соколянского, Александр Суворов, прошел поразительный путь от замкнутости в своем состоянии слепоглухонемоты до вершин интеллектуального, профессионального и личностного развития. Ныне А. В. Суворов — доктор психологических наук, автор более 130 публикаций, среди которых работы: «Человечность как фактор саморазвития личности» (1996), «Слепоглухой в мире зрячеслышащих» (1996), «Экспериментальная философия» (1998) и др.[3] Он сам описывает особенности мировосприятия и психического развития в ситуации слепоглухоты следующим образом: «Я не могу ни всматриваться, ни вслушиваться. Не всегда могу „вщупываться“. Во что вдумываться? В чувства, в ощущения, в интуитивные. Мой главный орган чувств — духовная культура человечества»[4].

Кросс-культурный метод исследования предполагает сравнение и выявление особенностей психического развития подрастающего поколения в различающихся культурах: в условиях культуры европейского типа и восточной культуры, культуры современного технологического общества и так называемого традиционного общества и т. д. Человеку, принадлежащему к тому или иному обществу, свойственно воспринимать некоторые модели развития как некую естественную безусловную норму. Кросс-культурное сравнение даст возможность по-новому посмотреть на очень привычные вещи[5]; установить зависимость содержания и скорости индвидуального психического развития от условий культуры.

Широко известны в мире работы американского этнографа, антрополога, этнопсихолога М. Мид[6]. Она изучала традиционную, замкнутую культуру, сохранившуюся в отдельных районах Полинезии и Латинской Америки. В частности, Мид показала, что анимистические представления (одушевление предметов, сил природы) не являются неотъемлемой принадлежностью детского способа восприятия мира (как, например, это было обнаружено Ж. Пиаже в исследованиях мышления маленьких европейцев). Анимизм имеет культурное происхождение. Сказки, мифы, рассказы взрослых, принадлежащих к определенной культуре, порождают анимистические представления у детей; в противном случае подобный феномен отсутствует, и дети, даже маленькие, рассуждают вполне реалистично.

Социометрические методики дают дополнительную информацию о характере взаимоотношений, складывающихся между членами группы, — в детском саду, школьном классе, рабочем коллективе. Показатели наличия и количества «лидеров», «звезд» и «изгоев», взаимности выборов, сплоченности группы, используемые при составлении социограммы, представляют «картину» взаимоотношений, однако не раскрывают причин сложившейся ситуации.

  • [1] См.: Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб., 2001.
  • [2] Лурия А. Р. Значение опыта Соколянского // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: в 2 ч. Ч. 1 / под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. С. 248−249.
  • [3] Веб-сайт А. В. Суворова. URL: suvorov.reability.ni
  • [4] Суворов А. В. Вчувствоваться, вдуматься (о некоторых особенностях общения в ситуации слепоглухоты) // Психологический журнал. 1995. № 2. С. 152.
  • [5] См.: Кон И. С. Ребенок и общество. С. 20−39.
  • [6] Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой