Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Хрестоматийные материалы. 
Основы психоконсультирования и психокоррекции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под частной психокоррекцией понимают набор психологопедагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях… Читать ещё >

Хрестоматийные материалы. Основы психоконсультирования и психокоррекции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

А. А. Осипова Введение в теорию психокоррекции

Виды психокоррекции.

Все виды психокоррекционных мероприятий можно попытаться классифицировать, исходя из определенных критериев.

  • 1. По критерию «характер направленности диагностики и коррекции» (выдвинутому Д. Б. Элькониным) выделяют:
    • • симптоматическую коррекцию;
    • • каузальную (причинную) коррекцию.

Симптоматическая коррекция — это коррекция симптомов.

Симптоматическая коррекция, как правило, предполагает кратковременное воздействие на человека с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.

Симптоматическая и каузальная психокоррекции. При симптоматической психокоррекции «мишенью» воздействия является некоторый симптом (тревога, заикание и т. д.) или группа симптомов. Примером такого вида коррекции является поведенческая терапия.

Симптоматическая коррекция может быть описана в рамках «аспириновой метафоры»: если аспирин устраняет головную боль, то это не значит, что причиной головной боли является недостаток аспирина в организме. Поэтому вовсе необязательно искать и устранять причину симптома.

Каузальная (причинная) коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.

  • 2. По характеру направленности содержания коррекции различают:
    • • коррекцию познавательной сферы;
    • • коррекцию личности;
    • • коррекцию аффективно-волевой сферы;
    • • коррекцию поведения;
    • • коррекцию межличностных отношений;
    • • коррекцию внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных);
    • • коррекцию детско-родительских отношений.
  • 3. По форме работы с клиентом различают:
    • • индивидуальную коррекцию;
    • • групповую коррекцию;
    • • в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т. д.);
    • • в открытой группе для клиентов со сходными проблемами;
    • • смешанную (индивидуально-групповую).
  • 4. По критерию наличия программ выделяют:
    • • программированную психокоррекцию;
    • • импровизированную психокоррекцию.
  • 5. По характеру управления корригирующими воздействиями:
    • • директивную;
    • • недирективную.

Директивная и недирективная психокоррекции различаются позициями психолога и клиента в процессе взаимодействия. В ситуации директивной позиции психолога он выступает как эксперт и профессионал. В этом случае позиция психолога «выше», чем позиция клиента. Психолог знает нужды клиента, знает, куда его вести и какими средствами достигать поставленной цели.

В случае недирективной психокоррекции психолог наряду с клиентом выступает равноправным участником процесса коррекции. Он не ведет за собой клиента, он лишь помогает ему в его развитии.

Директивный (ориентированный на проблему) и недирективный (ориентированный на клиента) подходы различаются и в процессуальном аспекте. В недирективном подходе отсутствуют (или слабо выражены) процессы переноса клиентом на психолога своих потребностей; тип отношений со значимыми фигурами детства. В директивном подходе имплицидной установкой является установка на обязательное «погружение» клиента в проблему. Если клиент этого делать не желает, то в рамках данного подхода это трактуется как сопротивление психокоррекции и считается необходимым это сопротивление преодолевать, на что направлен целый ряд технических приемов и средств.

  • 6. По продолжительности:
    • • сверхкороткую (сверхбыструю);
    • • короткую (быструю);
    • • длительную;
    • • сверхдлительную.

Сверхкороткая психокоррекция длится минуты и часы и направлена на разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов, ее эффект может отличаться нестойкостью.

Короткая психокоррекция продолжается в течение нескольких часов и дней. Она применяется для решения актуальной проблемы, как бы «запускает» процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч.

Длительная психокоррекция длится месяцами, в центре ее внимания — личностное содержание проблем. Во время коррекционной работы прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер.

Сверхдлительная психокоррекция длится годы и занимается сферами сознательного и бессознательного у клиента. Много времени уделяется достижению понимания клиентом сути своих переживаний. Эффект при такой форме коррекции развивается постепенно и носит длительный характер.

7. По масштабу решаемых задач различают также общую, частную и специальную психокоррекцию.

Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общекоррекционного порядка, нормализующие специальную микросреду клиента, регулирующие психофизические, эмоциональные нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств у личности, что само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности в ходе дальнейшего развития.

Под частной психокоррекцией понимают набор психологопедагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции. Частная психокоррекция вооружает специалиста арсеналом средств психологического воздействия, которыми он насыщает программу групповой или индивидуальной работы.

Специальная психокоррекция — это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста и имеющих сходные проблемы, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач. В качестве таких задач могут выступать формирование и коррекция отдельных свойств личности или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации (застенчивость, агрессивность, неуверенность, сверхнормативность или асоциальность, неумение действовать по правилам и удерживать взятую на себя роль, неумение четко излагать свои мысли, боязливость, аутичность, склонность к стереотипии, конфликтность, завышенная самооценка и т. д.). Специальная психокоррекция, таким образом, призвана исправлять негативные аспекты и последствия определенного типа воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию личности. Негативные аспекты могут быть обусловлены как субъективными, так и объективными факторами.

Особый случай представляют условия детских домов, исправительных учреждений для несовершеннолетних, воспитание в которых неотделимо от коррекции. В этих случаях первичным фактором, нарушающим психический онтогенез, является психогения, и психокоррекция направлена на преодоление результатов неправильного воспитания.

8. Деятельностный принцип коррекции.

Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.

Указанный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности клиента, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности, являясь средством, ориентирующим активность.

Согласно данному принципу, основным направлением коррекционной работы является целенаправленное формировать ние обобщенных способов ориентировки клиента в различных сферах предметной деятельности, межличностных взаимодействий, в конечном счете, в социальной ситуации развития. Сама коррекционная работа строится не как простая тренировка навыков и умений, а как целостная осмысленная деятельность, естественно и органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений клиента.

При реализации этого принципа в коррекционной работе с детьми особенно широко используется понятие «ведущей деятельности». В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра в различных ее разновидностях, в младшем школьном — учебная деятельность, в подростковом возрасте — это общение и различного рода совместная взаимодеятельность.

Таким образом, деятельностный принцип коррекции, во-первых, определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, а во-вторых, задает способы коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности путем формирования обобщенных способов ориентировки.

Цели и задачи психокоррекционной работы.

При определении целей и задач коррекции необходимо исходить из понимания той роли, которую играет данный конкретный период возрастного развития, и ставить задачу, адекватную потенциалу развития на данном этапе онтогенеза, ценностей данного возраста в целостном поступательном процессе становления личности. Реализация потенциальных возможностей человека на каждой возрастной стадии развития является основной формой профилактики в возникновении отклонений или недостатков в развитии на последующих возрастных этапах развития.

Основная цель коррекционной работы в пространстве нормального развития понимается как содействие полноценному психическому и личностному развитию человека. Отсюда вытекает основная задача коррекции — это исправление отклонений в психическом развитии человека (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и т. д.) на основе создания оптимальных психологических условий для развития индивидуального творческого потенциала каждой личности.

Цель и задачи коррекционной работы четко обозначают принципиальную психологическую позицию по отношению к клиенту. Не человека подгонять под определенные обстоятельства или образ жизни, а актуализировать те его внутренние возможности, которые дадут возможность человеку адаптироваться в тех или иных меняющихся обстоятельствах жизни.

Коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целая осмысленная деятельность, органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений человека.

Коррекционно-развивающая работа должна носить опережающий, предвосхищающий характер. При разработке стратегии такой работы нельзя ограничиваться сиюминутными потребностями в развитии, а необходимо учитывать и ориентироваться на перспективы развития. Поэтому специфика конкретных задач и формы проведения коррекционной работы зависят от тех условий, в которых она будет проводиться, от типа учреждения, в котором она будет разворачиваться, и от характера проблем, выясненных и уточненных на этапе предварительною диагностического обследования.

В практике коррекционной работы выделяют различные модели объяснения причин трудностей в развитии (О. А. Карабанова).

  • • Биологическая модель — объясняет этиологию отклонений в развитии снижением темпа органического созревания.
  • • Медицинская модель — выносит проблемы, трудности и отклонения в развитии в область аномального развития.
  • • Интеракционистская модель — подчеркивает значение сбоев и нарушений взаимодействия между личностью и средой для возникновения проблем развития, и в частности, вследствие дефицитарности среды, сенсорной и социальной депривации ребенка.
  • • Педагогическая модель — усматривает причины отклонений в явлениях социальной и педагогической запущенности ребенка.
  • • Деятельностная модель — ставит во главу угла несформированность ведущего типа деятельности и других, типичных для данной возрастной стадии видов деятельности.

Постановка целей коррекционной работы прямо связана с теоретической моделью психического развития и определяется ею.

В отечественной психологии цели коррекционной работы определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым.

Отсюда следует выделить три основных направления и области постановки коррекционных целей.

  • 1. Оптимизация социальной ситуации развития.
  • 2. Формирование возрастно-психологических новообразований.
  • 3. Развитие дефицитарных видов деятельности клиента.

В зарубежной психологии причины трудностей развития ребенка усматриваются либо в нарушении внутренних структур личности (3. Фрейд, М. Клайн и другие), либо в дефицитарной или искаженной среде или объединяют эти точки зрения. А отсюда цели воздействия понимаются либо как восстановление целостности личности и зрелости баланса психодинамических сил, либо как модификация поведения как за счет обогащения и изменения средовых, так и за счет научения новым формам поведения.

Выбор методов и техник коррекционной работы, определение критериев оценки ее успешности в конечном счете будет определяться ее целями.

Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы и возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и усвоенных на коррекционных занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений. Если цели далеки от реальности, то психокоррекционная программа являет собой большее зло, чем ее отсутствие, так как опасность состоит в том, что создается впечатление, что делается что-то полезное, и поэтому заменяет собою более существенные усилия.

При постановке общих целей коррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности и планировать как конкретные показатели личностного и интеллектуального развития клиента к окончанию коррекционной программы, так и возможности отражения этих показателей в особенностях деятельности и общения клиента на последующих стадиях его развития.

Кроме того, нужно помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе коррекционной работы; к моменту ее завершения; и, наконец, примерно полгода спустя можно окончательно говорить о закреплении или об утере клиентом позитивных эффектов коррекционной работы.

Выбор методов и техник коррекционной работы, определение критериев оценки ее успешности в конечном счете будет определяться ее целями.

Психокоррекция на практике применяется в двух формах:

  • 1) индивидуальной;
  • 2) групповой.

В случае индивидуальной психокоррекционной работы психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. Во втором случае он работает сразу с группой клиентов, которые в психокоррекционном процессе взаимодействуют не только с ним, но и друг с другом. Индивидуальная и групповая психокоррекции имеют свои достоинства и недостатки. Достоинством индивидуальной психокоррекции является то, что она обеспечивает конфиденциальность, тайну и по своему результату бывает более глубокой, чем групповая. Все внимание психолога направлено только на одного человека. Индивидуальная психокоррекция удобна тем, что лучше раскрывает особенности клиента, снимает у него психологические барьеры, которые неизбежно возникают и с трудом преодолеваются в том случае, когда человеку приходится откровенно высказываться и вести себя в присутствии других людей.

Но этот вид психокоррекции малоэффективен при решении проблем межличностного характера, для которых необходима работа в группе. При групповой психокоррекции работают сразу со значительным числом людей, и она лучше помогает решать проблемы именно межперсонального характера. Но в групповой психокоррекции индивидуальное воздействие на каждого клиента бывает недостаточно глубоким.

Необходимыми условиями индивидуальной психологической коррекции являются следующие;

  • • добровольное согласие на получение такой помощи;
  • • доверие клиента к психологу;
  • • активность клиента и его творческо-исследовательское отношение к собственным проблемам;
  • • право клиента принимать или не принимать оказываемую помощь;
  • • право клиента самому решать вопросы в своей жизни.

Важной личностной предпосылкой для эффективной работы является стремление самого психолога к самоактуализации и личностному росту. Освоение психокоррекции необходимо начинать с себя, с постоянной работы над развитием гибкости, спонтанности и мужества.

Личностный рост предполагает реалистичное отношение к себе, постоянную открытость новому опыту, готовность внутренне изменяться, исследовать и творить себя, брать на себя ответственность за свои решения и действия.

Индивидуальная психокоррекция помогает только тем, у кого есть действительные психологические или поведенческие проблемы. Наличие таких проблем может установить только профессиональный психолог или осознать сам клиент. Иногда человеку кажется, что у него есть проблемы, хотя на самом деле их нет. Иногда, напротив, кажется, что проблемы нет, хотя на самом деле она существует.

Основными методами индивидуального психокоррекционного воздействия являются: метод убеждения, внушения, психологического консультирования.

Убеждение в основном применимо к людям, обладающим высоким уровнем интеллектуального развития и способным самостоятельно справиться со своими психологическими проблемами. Это, как правило, люди с достаточно развитой силой воли, но до начала психокоррекционного воздействия не убежденные в том, что у них действительно есть проблемы, над которыми стоит работать, или просто не верящие в то, что с помощью психолога им удастся эти проблемы решить.

Убеждение начинается с выяснения того, что знает клиент о своих проблемах и как он их понимает. Затем психолог обсуждает и согласовывает с клиентом цели и задачи психокоррекции и только после того, как клиент согласится, начинает с ним работу.

Психолог подробно разъясняет клиенту, что, как и почему он делает, а также — если в этом есть необходимость — объясняет причины возникновения и способ избавления от недостатков, от того, что происходит в психике и поведении человека. Убеждение как метод психологического воздействия обычно применяется по отношению к маловнушаемым людям. Что же касается сильно внушаемых, то для них наилучший способ воздействия — внушение.

Внушение — это более простой, а для клиента — менее эффективный способ воздействия, чем убеждение, так как при внушении не действует воля клиента, способная усилить психокоррекционный эффект. Но, с другой стороны, пользуясь внушением, можно быстрее добиться нужного результата, так как этот метод не требует длительных разъяснений и долгих дискуссий психолога и клиента. Но зато воздействие, основанное на чистом внушении, исчезает быстрее, чем влияние, базирующееся на убеждении. Психологический механизм внушения основан на прямом влиянии психолога на подсознание клиента, на использование не только разума, но также чувств и эмоций. Внушение обычно используют в условиях, когда внимание и сознание клиента чем-то отвлечены. Наилучшими условиями для внушения является ситуация, при которой клиента вводят в состояние полного расслабления. Это могут делать только специалисты, имеющие соответствующее образование и профессионально владеющие техникой.

Особое место среди методов индивидуального воздействия занимает «психологическое консультирование». Задача психологического консультирования заключается в том, чтобы помочь клиенту разобраться в своих проблемах и вместе с клиентом найти пути разрешения этой ситуации.

Психологическое консультирование чаще всего рассматривают как специальную область деятельности практического психолога. Существуют особые правила и техника ведения психологического консультирования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой