Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Естественно-научное образование в начале XX в

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 1910 г. в Павловске была открыта первая экскурсионная педагогическая биостанция. В это время в методике преподавания естествознания получают развитие две формы обучения — экскурсионная («экскурсионный метод») и практическая (лабораторные занятия). Практическая форма предусматривала широкое внедрение в школьную практику лабораторных занятий, носящих характер самостоятельной работы учащихся… Читать ещё >

Естественно-научное образование в начале XX в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Естествознание в школе до революции 1917 г.

В 1901 г. естествознание было возвращено в средние учебные заведения. В это время появились новые учебные заведения и экскурсионные станции. Например, в 1904 г. в Петербурге было создано Лесное коммерческое училище, организовано первое «Общество молодых натуралистов», в которых старшеклассники под руководством преподавателей изучали местные болота, леса, собирали сведения об окружающей флоре и фауне, составляли ботанические и зоологические коллекции, представлявшие научную и краеведческую ценность.

В 1910 г. в Павловске была открыта первая экскурсионная педагогическая биостанция. В это время в методике преподавания естествознания получают развитие две формы обучения — экскурсионная («экскурсионный метод») и практическая (лабораторные занятия). Практическая форма предусматривала широкое внедрение в школьную практику лабораторных занятий, носящих характер самостоятельной работы учащихся по заданиям-инструкциям.

В этот период Б. Е. Райков выдвинул принцип моторности в обучении, который заключался в необходимости двигательной проработки знаний, в координации между работой мысли и работой органов чувств, с одной стороны, и органов движения — с другой. В связи с этим особую популярность приобретает экскурсионная форма обучения (в то время она называлась «экскурсионным методом»).

Экскурсии проводили все известные методисты-биологи того времени: И. И. Полянский, Б. Е. Райков, В. В. Половцов, Д. Н. Кайгородов.

Профессор Лесного института Д. Н. Кайгородов рекомендовал весь процесс изучения естествознания свести к экскурсиям, которым он придавал универсальное значение. Кроме того, он ввел в учебную программу курс природоведения, где предлагал изучать природу по «общежитиям» (лес, сад, поле, болото) и по сезонам года. Д. Н. Кайгородов организовал сеть фенологических наблюдений, опорными пунктами которой были школьные кружки. Учащиеся старших, а иногда и младших классов с интересом занимались изучением истории родного края, собирали материалы этнографического, фольклорного и исторического характера.

В 1902 г. вышла в свет «Методика начального курса естествознания» Л. С. Севрука, в которой предлагалось учителям изучать растения в связи с разнообразными условиями жизни и особое внимание обращать на зависимость свойств и жизни организмов от условий среды.

На экологических основах создавались учебники и других авторов. Например, «Методика начального естествознания» И. И. Полянского (1917 г.), «Практические занятия по ботанике в школе и дома» Л. Н. Никонова (1912 г.), «Учебник ботаники для средних учебных заведений и для самообразования» В. В. Половцова (1914 г.), «Школьные экскурсии, их значение и организация» Б. Е. Райкова (1910 г.).

Судя по трудам ведущих методистов-естественников того времени, можно заключить, что важность преподавания вопросов экологии в рамках школьного естествознания не подвергалась сомнению. Подтверждением этому служат учебно-методические труды В. В. Половцова, в которых тесно переплетаются сведения об условиях среды, значении растений в природе и материал о зависимости строения и распределения растений в природе от климатических факторов. В его учебных пособиях для школьников находили отражение вопросы об экологических группах растений.

В. В. Половцов был автором первого методического журнала «Природа в школе», он читал курс методики преподавания естествознания в Женском педагогическом институте и Петербургском университете. Его методические взгляды были основаны на следующих идеях: формы организмов должны изучаться в связи с отправлениями (выполняемыми функциями); образ жизни — в связи со средой обитания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой