Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Устная научная речь

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако вы сразу отличите речь, прочитанную «по бумажке», т. е. фактически письменно-литературную речь, от устной публичной (научной) речи. В этом легко убедиться, «переводя» любую стенограмму (фонограмму) любого устного публичного выступления в адекватный письменный текст. Вспомните примеры записей устной речи из раздела 4.3, например, или попробуйте отредактировать для печати следующую фразу… Читать ещё >

Устная научная речь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • • Из этого раздела вы узнаете, что такое устная научная речь (УНР), чем она отличается от письменной научной речи и что ее сближает с любой устной публичной речью, а также какие типы УНР существуют и какие жанры в рамках этих типов развиваются; познакомитесь с композиционно-логическим построением научного высказывания и способами его изложения.
  • • Изучив материал, вы сможете: 1) при слушании — выделять основную информацию понятийного характера; записывать ее при необходимости; различать дискуссионные высказывания; фиксировать различающиеся мнения; составлять планы, схемы, таблицы и конспекты прослушанной УHP; 2) при говорении — строить речь согласно законам устной публичной речи и правилам УHP со всеми чертами научного стиля в его конкретной разновидности в зависимости от целей коммуникации; следовать тактикам и правилам речевого поведения в научной дискуссии.
  • • Вы овладеете классификацией жанров устной научной речи, а также основными навыками устного профессионального научного общения, приемами трансформации письменного текста в устное выступление.

Устная научная речь и ее виды

Давайте вспомним основные черты устной речи: в отличие от письменной она не подготовлена, необратима, линейна (течет, как время, в одну сторону: «слово не воробей — вылетит, не поймаешь»), происходит в определенный момент времени в определенной коммуникативной ситуации. У говорящего нет времени на сознательный отбор языковых средств — это затормозило бы речь, прервало речевой акт, что нередко недопустимо.

Устная публичная речь подготовлена заранее, опирается на письменную речь. В то же время, развертываясь в линейном высказывании, она соотносится со звучащей речью бытового содержания. Устная научная речь еще более отличается подготовленностью: каким бы импровизационным ни казалось выступление оратора (лектора, участника дискуссии, преподавателя, студента на семинаре), оно должно быть заранее продумано и оформлено в виде плана, тезисов, краткого конспекта или подборки подходящих к теме цитат и иллюстративного материала.

Однако вы сразу отличите речь, прочитанную «по бумажке», т. е. фактически письменно-литературную речь, от устной публичной (научной) речи. В этом легко убедиться, «переводя» любую стенограмму (фонограмму) любого устного публичного выступления в адекватный письменный текст. Вспомните примеры записей устной речи из раздела 4.3, например, или попробуйте отредактировать для печати следующую фразу из лекции известного российского философа и психолога М. Мамардашвили:

" …причины, или эмпирические факты, есть только для непонимания, а для понимания нет причин. Понимание неподвижное какое-то, да? Нет у нас движения" .

Как и любая публичная речь, устная научная речь выполняет три основные языковые функции: сообщения (ее главная функция), общения и воздействия.

Высокая информативность УHP не исключает ее задачи служить общению — правда, в более односторонней форме, чем бытовая речь. Основная форма общения в УНР — монолог, но, по сути, эта речь тоже диалогична и учитывает ответные реакции адресата (понимание/непонимание аудитории, ее согласие/несогласие, подготовленность/неподготовленность, наличие/отсутствие предыдущего опыта и т. п.). Функция воздействия в УНР варьируется в зависимости от жанра (минимальная в докладе — максимальная в дискуссии), темы общения и пр.

Современные требования к публичной коммуникации, в том числе и для УНР, — обязательное осуществление обратной связи с аудиторией. Как для всякой публичной речи, в научном общении роль личностного фактора очень велика. Академик П. С. Капица, исследуя научное наследие М. В. Ломоносова, специально останавливался на вопросе, почему достижения нашего гениального ученого-энциклопедиста плохо знают в мире. И отвечал так: во все времена теории и открытия распространялись в научных сообществах, на научных собраниях и съездах, а Ломоносов в них не участвовал, следовательно, не реализовывал функцию воздействия на собратьев-ученых своей личностью («харизмой», как сейчас модно говорить). Новые идеи не сделаешь достоянием масс или даже научного сообщества одними публикациями в научных журналах!

Устная научная речь подразделяется на собственно научную (при общении «равных с равными», специалистов), научно-популярную (для широкой аудитории, для непрофессионалов) и учебно-научную (для школьников, студентов).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой