Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Задержание лица в качестве подозреваемого: понятие, основания и процессуальный порядок

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Так, подозреваемому предоставляется право на один телефонный разговор на русском языке в присутствии дознавателя в целях уведомления близких родственников, родственников или близких лиц о его задержании и месте нахождения, о чем делается отметка в протоколе. В случае отказа подозреваемого от права на телефонный разговор или невозможности в силу его физических или психических недостатков… Читать ещё >

Задержание лица в качестве подозреваемого: понятие, основания и процессуальный порядок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для дознания характерно применение такой меры принуждения, как задержание.

Задержание — неотложная мера процессуального принуждения, представляющая собой кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления. Неотложностью данной меры обусловлено и то обстоятельство, что она применяется без предварительной санкции прокурора или суда, а потому и на краткий срок, в течение которого проверяется обоснованность подозрения и необходимость применения к задержанному лицу меры пресечения.

Рассмотрим более подробно основания и процессуальный порядок задержания лица в качестве подозреваемого органами дознания или дознавателем.

На основании ст. 91 УПК РФ орган дознания, дознаватель вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

  • 1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
  • 2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
  • 3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

В ст. 91 УПК РФ четко обозначен круг субъектов, которые вправе производить задержание. Указание на орган дознания и дознавателя как самостоятельных субъектов принятия процессуального решения следует понимать таким образом, что если решение о задержании принимает штатный дознаватель, т. е. лицо, состоящее на должности дознавателя, то он самостоятельно принимает данное решение и составляет протокол задержания. Если же задержание производит иное должностное лицо органа дознания (сотрудник ОВД) по поручению начальника органа дознания, не состоящий в должности дознавателя, то в этом случае протокол задержания должен быть подписан (утвержден) начальником органа дознания.

Орган дознания, дознаватель могут не задерживать лицо, если нет оснований опасаться, что он скроется от дознания, совершит новое преступление, будет препятствовать установлению истины по уголовному делу путем угроз участникам процесса или иным путем воспрепятствовать производству по делу. Если же основания для такого опасения имеются, то указанные соображения выступают в качестве мотивов, побуждающих применить задержание.

пз Для правоприменительной деятельности очень важным представляется рассмотрение вопроса о том, что следует понимать под процессуальным задержанием лица и с какого момента нужно исчислять срок такого задержания.

В соответствии с п. 11 ст. 5 УПК РФ под задержанием понимается мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 ч с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления. Законодатель определил, что моментом фактического задержания лица следует считать момент производимого в порядке, установленном УПК РФ, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 15 ст. 5 УПК РФ). Следует обратить внимание на то, что законодатель связывает фактическое лишение свободы гражданина по подозрению в совершении преступления с необходимостью соблюдения установленного процессуального порядка и составлением процессуального документа, а именно протокола задержания, поскольку именно данный документ нужно составлять в соответствии со ст. 92 УПК РФ, определяющей порядок задержания. Иными словами, моментом фактического задержания лица следует считать момент составления протокола задержания лица по подозрению в совершении преступления. Данный протокол в соответствии со ст. 92 УПК РФ составляется в срок не позднее трех часов с момента доставления лица в орган дознания. Поэтому если лицо «схватили за руки» на месте совершения преступления, то этот момент не следует считать моментом фактического задержания, поскольку такой смысл не вытекает из законодательного положения, разъясняющего этот момент (п. 15 ст. 5 УПК РФ).

Отдельные авторы в попытках прокомментировать законодательную формулировку ошибочно, на наш взгляд, полагают, что моментом фактического задержания лица нужно считать тот момент, когда сотрудники ОВД схватили и удерживают лицо на месте совершения преступления или сразу после его совершения. Однако если эту позицию считать верной, то непременно напрашивается вывод о том, что процессуальное задержание может иметь место еще до возбуждения уголовного дела, что, безусловно, противоречит правилам УПК РФ, и в этом случае задержание будет являться незаконным. Во всяком случае, законодатель ни в одной из норм УПК РФ не указывает на возможность производства задержания лица в порядке ст. 92 УПК РФ до возбуждения уголовного дела и не предусматривает наличие статуса подозреваемого у лица на этапе проверки сообщения о преступлении (ст. 144 УПК РФ). Мы полагаем, что решение о задержании лица по подозрению в совершении преступления может быть принято только после возбуждения уголовного дела.

Кроме того, для установления наличия оснований к задержанию лица в качестве подозреваемого должностному лицу органа дознания или дознавателю необходимо время. В связи с этим нам представляется верным считать, что задержание лица на месте совершения преступления (захват), удержание его и доставление в ОВД для выяснения всех обстоятельств, не входят в понятие процессуального задержания, а период времени, в течение которого лицо удерживается сотрудниками ОВД и до момента составления протокола о процессуальном задержании, находится за рамками уголовно-процессуальных отношений и регулируется (и срок удержания, и действия сотрудников полиции) другими нормативными актами (например, Законом о полиции, КоАП РФ). В противном случае в срок задержания (48 ч) следовало бы включить и время доставления лица в орган дознания, что представляется абсурдным, поскольку в некоторых регионах и по различным обстоятельством время доставки лица в орган дознания с места задержания может быть очень значительным, а иногда и превышать 48 ч.

Законодатель определил срок задержания в течение 48 ч для того, чтобы следователь, дознаватель имели возможность проверить лицо на причастность к совершению преступления, по которому уже возбуждено уголовное дело и ведется расследование. То есть это время дается субъекту расследования для оценки той процессуальной ситуации, которая сложилась к моменту принятия решения о возможности задержания. Время доставления лица в орган дознания не может быть заранее регламентировано законодателем, поскольку в каждом конкретном случае срок удержания и доставления лица (например, с места преступления в ОВД) может быть различен и обусловлен разными обстоятельствами. Не случайно законодатель указал в ст. 92 УПК РФ, что протокол задержания должен быть составлен в срок не более трех часов после доставления подозреваемого в орган дознания. Для законного исполнения данного законодательного установления сотрудники полиции, доставившие лицо в орган дознания, должны написать рапорт с обязательным указанием времени доставления лица в ОВД. Требование о составлении протокола задержания в срок не более трех часов делает необходимым обязательное документирование факта доставления человека в орган дознания, к дознавателю, следователю с отражением факта, времени, субъекта, оснований и иных существенных обстоятельств доставления. Дознаватель или орган дознания должны принять решение о задержании лица в срок не позднее трех часов с момента доставления его в дежурную часть ОВД. Вместе с тем законодатель не требует в каждом случае доставления гражданина в орган дознания задерживать его в качестве подозреваемого, а только при наличии к тому оснований.

При исчислении срока задержания, установленного в часах, следует принимать во внимание и часы и минуты, с которых начинается течение срока. Так, например, если в протоколе проставлено время задержания (т.е. время составления протокола) — 14 ч 45 мин 19 октября, то срок задержания истечет в 14 ч 45 мин 21 октября. При этом не имеет значения, является ли 21 октября выходным или праздничным днем[1].

Основания задержания лица в качестве подозреваемого перечислены в законе и не подлежат расширительному толкованию. При наличии оснований к задержанию лица в качестве подозреваемого дознаватель приступает к процессуальному оформлению данного решения.

Процессуальный порядок задержания представляет собой необходимость выполнения нескольких действий, обязательных при применении данной меры принуждения.

  • 1. После доставления подозреваемого в орган дознания, в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания.
  • 2. В протоколе задержания делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные cm. 46 УПК РФ.

Кроме того, в протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым. Если по уголовному делу с момента задержания участвовал и защитник, то и его участие в составлении протокола задержания должно быть обязательно отражено[2].

3. Принимается ряд мер для уведомления о задержании лица.

Так, подозреваемому предоставляется право на один телефонный разговор на русском языке в присутствии дознавателя в целях уведомления близких родственников, родственников или близких лиц о его задержании и месте нахождения, о чем делается отметка в протоколе. В случае отказа подозреваемого от права на телефонный разговор или невозможности в силу его физических или психических недостатков самостоятельно осуществлять указанное право такое уведомление производится дознавателем, о чем также делается отметка в протоколе задержания. В то же время дознаватель должен исполнить обязанности по уведомлению о задержании в соответствии со ст. 96 УПК РФ, а именно: о произведенном задержании орган дознания или дознаватель обязаны сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 ч с момента задержания подозреваемого. При необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление по мотивированному постановлению дознавателя с согласия прокурора может не производиться, за исключением случаев, если подозреваемый является несовершеннолетним.

4. Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями ч. 2 cm. 46, cm. 189 и 190 УПК РФ.

Первый допрос подозреваемого, задержанного в порядке ст. 91 УПК РФ, должен состояться не позднее 24 ч с момента задержания. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше двух часов может быть ограничена дознавателем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника.

5. На основании ст. 93 УПК РФ лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, подлежит личному обыску в порядке, установленном ст. 184 УПК РФ.

Личный обыск подозреваемого может быть произведен одновременно с принятием решения о задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, но перед составлением протокола задержания. В нем уже должны быть отражены результаты личного обыска задержанного.

При проведении личного обыска надо иметь в виду, что при захвате и доставлении лица, подозреваемого в совершении преступления, он может быть подвергнут административному досмотру, результаты которого должны быть отражены в документе о доставлении (рапорте, протоколе). Такой документ или его копию целесообразно приобщать к протоколу задержания и материалам уголовного дела.

  • 6. По истечении срока задержания дознаватель должен принять процессуальное решение:
    • — освободить подозреваемого, отобрав от него обязательство о явке;
    • — освободить подозреваемого и применить к нему одну из мер пресечения, не связанных с лишением свободы;
    • — не освобождать подозреваемого, а обратиться в суд с ходатайством о применении к лицу меры пресечения в виде заключения под стражу. Однако в этом случае следует иметь в виду, что если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо постановление о продлении срока задержания не поступит начальнику места содержания подозреваемого в течение 48 ч с момента его задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания в лице его начальника. Также уведомляется прокурор.

Согласно ч. 7 ст. 108 УПК РФ судья при рассмотрении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу вправе отложить принятие решения на срок не более 72 ч для предоставления дополнительных доказательств обоснованности задержания. В этом случае судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает срок задержания, и направляет постановление дознавателю, прокурору, подозреваемому. Однако по истечении этого дополнительного срока дознаватель должен вновь обратиться с ходатайством в суд либо же принять решение об освобождении подозреваемого.

В случае если дознаватель принял решение не освобождать задержанного, а ходатайствовать перед судом об избрании подозреваемому меры пресечения — заключение под стражу, следует иметь в виду, что законодатель в ч. 3 ст. 108 УПК РФ требует обратиться в суд с подобным ходатайством не позднее чем за 8 ч до истечения срока задержания, т. е. через 40 ч после задержания. Именно восемь часов отводится суду на рассмотрение ходатайства и установление оснований к избранию меры пресечения — заключение под стражу. Вместе с тем в практической деятельности имеют место случаи, когда за восемь часов обратиться в суд невозможно, например из-за ночного времени. В этом случае дознаватель должен представить судье материалы не за восемь часов, а раньше, например за 10—14 ч до истечения срока задержания. Проиллюстрируем сказанное.

Пример Протокол задержания в отношении Шишкова был составлен 3 марта в 8 ч утра. Если следовать примет решение избрать подозреваемому меру пресечения в виде заключения под стражу, то, следуя законодательному установлению, дознаватель должен представить материалы судье за 8 ч до истечения срока, т. е. в 24 ч. Однако в ночное время суд не работает. В связи с этим дознавателю следует заранее просчитать подобную ситуацию и обратиться в суд с материалами, обосновывающими арест, накануне, причем с таким расчетом, чтобы у суда было время, по продолжительности не менее восьми часов, для рассмотрения ходатайства о заключении под стражу. Таким образом, в суд дознаватель должен обратиться 4 марта начиная с 12 ч дня.

Можно констатировать, что фактически из 48 ч, отведенных законодателем на проверку задержанного лица на причастность к совершению преступления, дознаватель располагает малым количеством времени для непосредственной работы с задержанным. На основании п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ судья вправе вынести постановление о продлении срока задержания на срок не более 72 ч с момента вынесения судебного решения для сбора дополнительных доказательств обоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.

Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя в том случае, если:

  • 1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
  • 2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
  • 3) задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ.

При наличии оснований освобождения подозреваемого, перечисленных в ч. 1 ст. 94 УПК РФ, дознаватель выносит постановление об освобождении подозреваемого. Постановление об освобождении должно быть немедленно доставлено в место содержания задержанного, а дознаватель должен убедиться в выполнении своего постановления.

При освобождении подозреваемого лицу выдается справка, в которой указывается, кем был задержан гражданин (-ка), дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения.

Если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого определения или постановления выдается подозреваемому при его освобождении.

  • [1] Следует отметить, что в ходе расследования преступления момент задержанияи время составления протокола задержания могут совпадать. Подобная ситуация можетиметь место в том случае, если следователь, дознаватель в ходе расследования давалипоручение органу дознания о задержании конкретного лица в качестве подозреваемого, выписав об этом постановление о задержании. Когда это лицо будет задержано сотрудниками полиции и доставлено в орган дознания, сотрудники, исполнявшие поручениеследователя (дознавателя), пишут рапорт с указанием места и времени фактическогозадержания. В этом случае следователь, дознаватель, составляя протокол задержания, обязаны будут указать в протоколе задержания время не по истечении трех часовс момента доставления гражданина в ОВД, а именно тот конкретный момент времени, когда этот гражданин был задержан («схвачен за руку»), и это время будет в рапортесотрудников полиции, задержавших гражданина.
  • [2] Считаем, что формулировка закона (п. 1.1 ч. 1 ст. 92 УПК РФ) неудачна, посколькув составлении протокола задержания защитник не участвует. Факт его присутствияпри задержании, бесспорно, должен найти отражение в протоколе. Следовало бы указать на необходимость его подписи в протоколе задержания, что было бы более корректно по отношению к защитнику.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой