Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Русский Париж. 
Литературно-общественные издания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В марте 1921 г. он стал и редактором республиканско-демократической газеты «Последние новости» (1920—1940), тираж которой доходил до 35 тыс. экземпляров (что очень много для эмиграции), а редакция находилась в центре Парижа, на рю Тюрбиго, 26. В 1926—1928 гг. П. Милюков и М. Винавер (1863—1926) издавали близкий по духу к «Последним новостям» еженедельный литературным журнал «Звено"* (1923—1928… Читать ещё >

Русский Париж. Литературно-общественные издания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Уже к 1923 г. литературная жизнь Русского Зарубежья стала перемещаться в Париж, ставший до его оккупации фашистами столицей русской культуры.

Здесь обосновалось 200—300 тыс. русских беженцев. Большая часть вынуждена была работать на заводе Рено, таксистами, официантами, горничными в богатых французских домах и даже чернорабочими. Особенно тяжело приходилась тем, кто не имел в России устойчивого положения. Если добавить к этому присущую русским людям (в том числе и тем, кто обрел творческую работу или устроился в различные деловые конторы) тоску по родине, куда им был закрыт путь, то можно представить особое настроение, господствовавшее в русской диаспоре и наложившее отпечаток на всю литературу русской эмиграции в Европе.

Это отнюдь не означало упадка духовной жизни. Во Франции были созданы семь высших русских учебных заведений, в том числе открыто русское отделение Парижского университета. Значительную роль играл Франко-русский институт (председатель — французский социолог Гастон Жез; председатель совета профессоров — один из создателей партии конституционных демократов Павел Николаевич Милюков (1859—1943)).

В марте 1921 г. он стал и редактором республиканско-демократической газеты «Последние новости» (1920—1940), тираж которой доходил до 35 тыс. экземпляров (что очень много для эмиграции), а редакция находилась в центре Парижа, на рю Тюрбиго, 26. В 1926—1928 гг. П. Милюков и М. Винавер (1863—1926) издавали близкий по духу к «Последним новостям» еженедельный литературным журнал «Звено"* (1923—1928), где с 1925 г. вел «Литературные беседы» поэт и критик Георгий Викторович Адамович, перешедший после закрытия «Звена» заведовать литературным отделом «Последних новостей». Лучший сборник его собственных стихов «На Западе» отличается камерностью, приглушенностью и недосказанностью, драматизмом и строгой простотой.

Русский Париж. Литературно-общественные издания.

В «Звене» и «Последних новостях» печатались И. Бунин и И. Шмелев, Б. Зайцев и М. Алданов, 3. Гиппиус и Г. Иванов, фельетоны Тэффи. Публиковали свои стихи В. Набоков (тогда еще Сирин), Б. Поплавский, Ю. Терапиано, Н. Берберова, Г. Кузнецова (1900—1976). Печатался молодой прозаик Юрий Фельзен. Журнал знакомил читателей с творчеством современных зарубежных авторов: Марселя Пруста (1871 — 1922), Теодора Драйзера (1871 — 1945), Редьярда Киплинга (1865−1936), Жана Кокто (1889−1963), Андре Моруа (1885−1967).

В журнале был серьезный критический раздел, в котором особо выделялись статьи блестящего историка, литературоведа и философа Петра Михайловича Бицилли (1879—1953) и Зинаиды Гиппиус.

Русский Париж. Литературно-общественные издания.

Если «Последние новости» представляли либеральное направление, то газета «Возрождение» (1925—1940), редактировавшаяся Петром Бернгардовичем Струве, была умеренно-консервативным органом русской национальной мысли, придерживалась монархических взглядов, ратовала (как видно было из заголовка) за возрождение России. Здесь часто выступал тяготевший к традициям славянофильства выдающийся философ и критик Иван Александрович Ильин.

Из писателей постоянными и почетными авторами были И. Бунин, И. Шмелев, Д. Мережковский, Б. Зайцев. Большое внимание редакция уделяла статьям о русской классической литературе. Непримиримым было отношение к писателям, сотрудничавшим с советской властью (М. Горький, И. Эренбург, А. Белый). Ведущей фигурой в литературном отделе газеты был поэт и критик Владислав Фелицианович Ходасевич, во многом не разделявший правых взглядов редакторов газеты и умевший сохранять свою независимость от них.

В 1935 г. между Г. Адамовичем и В. Ходасевичем возникла дискуссия о целях и смысле поэзии (а отчасти и всей литературы). Оба признавали ее кризис, но по-разному объясняли его причины и видели выход из создавше-[1]

гося положения. Адамович считал, что кризис в литературе отражает разложение общества и личности и потому требовал от поэтов в первую очередь правдивого анализа своего внутреннего мира, самоуглубленного постижения противоречий личности. Он отдавал пальму первенства интимной, дневниковой поэзии, утверждая, что это — главное в стихах. Ходасевич же считал, что если искусство серьезная вещь, цель которой преображать жизнь, то относиться к нему надо профессионально и потому настаивал на приоритете формы. Спор этот сегодня воспринимается как схоластический. Но его значимость станет понятнее, если сказать, что в подтексте дискуссии — вопрос об ориентации на лермонтовскую дисгармонию (Г. Адамович) или на пушкинскую гармонию (В. Ходасевич). Справедливо писал об этом критик и литературовед М. Цетлин: «В сущности разница между взглядами Адамовича и Ходасевича… не столь велика… Разница… только в оттенках… Акцент Адамовича, эгоцентрический, зовущий к правдивости и самоуглублению, кажется оправданнее, плодотворнее в настоящую минуту поэзии, чем противоположный, зовущий к бодрости, разнообразию, повернутое™ лицом к миру…»[2]. Тремя годами позже об этом еще определеннее скажет в «Распаде атома» Г. Иванов, во многом единомышленник Адамовича и неутомимый критик Ходасевича. Жизнь и литература эмиграции не давали в основе своей писателю быть гармоничным, вели его к поиску новых выразительных средств для передачи трагизма XX столетия.

Русский Париж. Литературно-общественные издания.

Большую роль в жизни русской литературной эмиграции играл Илья Исидорович Фондаминский (Бунаков) (1880—1942) — журналист и общественный деятель, человек широких взглядов, одержимый интересом к литературе и издательскому делу.

Самым значительным вкладом И. Фондаминского в развитие литературы Русского Зарубежья стало создание журнала «Современные записки»

(1920—1940). Журнал отличался широтой политических взглядов и эстетической терпимостью.

Русский Париж. Литературно-общественные издания.

««Современные записки», —.

говорилось в редакционном предисловии к первому номеру, — открывают широко свои страницы — устраняя вопрос о принадлежности авторов к той или иной политической группировке — для всего, что в области ли художественного творчества, научного исследования или искания общественного идеала представляет объективную ценность с точки зрения русской культуры". Вместе с тем это был, безусловно, демократический журнал, о чем со всей определенностью заявлялось в том же редакционном предуведомлении: ««Современные записки» намерены проводить ту демократическую про;

Мозгом редакции считался публицист и общественный деятель, член разогнанного большевиками Учредительного собрания, эсер Марк Вениаминович Вишняк (1883—1975), пользовавшийся, несмотря на свою вспыльчивость, любовью большинства авторов журнала.

грамму, которая как итог русского освободительного движения XIX и начала XX века была провозглашена и воспринята народами России в мартовские дни 1917 года".

Русский Париж. Литературно-общественные издания.
Русский Париж. Литературно-общественные издания.

Отделом прозы, самым ответственным в журнале, руководил бывший земский врач, эсер и тоже бывший член последнего Учредительного собрания, милейший человек (что не мешало ему беспощадно править авторов журнала).

Вадим Викторович Руднев (1879—1940).

В семидесяти номерах этого издания увидели свет «Хождение по мукам» А. Толстого (первые семь номеров), «Несрочная весна», «Звезда любви», «Митина любовь», «Солнечный удар», «Дело корнета Елагина» и «Жизнь Арсеньева» И. Бунина. С третьего номера и до самых последних здесь печатался М. Алданов («Святая Елена, маленький остров», «Девятое термидора», «Заговор», «Ключ», «Бегство», «Пещера», «Начало конца»). Постоянными авторами журнала были Б. Зайцев (здесь увидели свет «Улица Святого Николая», «Анна», «Дом в Пасси», «Путешествие Глеба», «Жизнь Тургенева»), М. Осоргин (в «Современных записках» опубликованы три его главные книги: «Сивцев Вражек», «Повесть о сестре», «Вольный каменщик»), Д. Мережковский («Тайна Трех: Египет и Вавилон», «Рождение богов», «Мессия», «Наполеон»). Несколько глав-рассказов из «Взвихренной Руси» и сказок поместил в «Современных записках» А. Ремизов. Из этого журнала читатели узнали нового И. Шмелева («История любовная», «Солдаты», «Няня из Москвы»). В трех книгах печаталось «Преступление Николая Летаева» А. Белого.

В журнале регулярно печатались поэты классической ориентации М. Цветаева (с первого номера), Г. Иванов, 3. Гиппиус, Г. Адамович, В. Ходасевич, Н. Оцуп, на первых порах часто появлялись стихи К. Бальмонта. Свои «Римские сонеты» и ряд стихотворений дал журналу Вяч. Иванов.

Гораздо реже находили приют на страницах журнала молодые авторы. Наиболее печатаемыми были поэты Н. Берберова (в 16 номерах), А. Ладинский (в 15), Б. Поплавский и В. Смоленский (1901 —1961) (в 11), А. Штейгер (1907—1944) (в 8 номерах). Из начинающих прозаиков редакция выделила В. Набокова (Сирина) и издала все его лучшие книги: «Защита Лужина», «Camera obscura», «Отчаяние», «Приглашение на казнь», «Дар». Из другой молодежи предпочтением пользовались двое: Г. Газданов (кроме большой «Истории одного путешествия» были напечатаны несколько маленьких рассказов писателя) и В. Яновский (1906—1989) («Преображение»).

Гордостью «Современных записок» был литературно-философский раздел. Со статьями о русской классической литературе и современном литературном процессе выступали Г. Адамович, М. Алданов, профессор П. Бицилли, В. Вейдле (1895—1979), 3. Гиппиус, Б. Зайцев, М. Осоргин, В. Ходасевич, М. Цветаева, М. Цетлин. Журнал опубликовал ряд работ русских религиозных философов, ставших событиями в истории мировой философии. Это были труды Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, В. В. Зеньковского (1881—1962), Н. О. Лосского, Г. П. Федотова, Г. В. Флоровского (1893—1979), Л. И. Шестова и других. На страницах «Современных записок» выступали такие публицисты и политики, как «бабушка русской революции» Е. К. Брешко-Брешковская (1844—1934), П. Н. Милюков, Е. Д. Кускова (1869−1958), А. Ф. Керенский (1881−1970), В. А. Маклаков (1869−1957), историк профессор А. А. Кизеветтер. С первых номеров и почти до самого прекращения издания журнала статьи, посвященные прошлому и настоящему России, публиковали И. Бунаков, М. Вишняк и В. Руднев.

Журнал откликался на большинство вышедших за рубежом и в России книг практически по всем отраслям знаний.

В июне 1937 г. те же три редактора начали издавать на средства граждан шанхайской русской эмиграции журнал «Русские записки». Первые три номера этого издания практически не отличались от «Современных записок» ни программой, ни составом авторов (И. Бунин, Д. Мережковский, М. Алданов, М. Цветаева, 3. Гиппиус, А. Ладинский, Ю. Терапиано, Ю. Софиев (1899—1975), Г. Адамович, М. Осоргин, Л. Шестов, Н. Бердяев). Единственным новым автором оказался харбинец Арсений Несмелое (1889—1945) («Песни об Уленспигеле»), Да еще в каждом номере имелось небольшое количество статей о Дальнем Востоке.

Положение изменилось с четвертой книги журнала, когда его единственным редактором стал ГГ Милюков, сманивший туда в качестве секретаря редакции М. Вишняка, к тому времени рассорившегося с «современниковцами». «От типа традиционного „толстого“ журнала старого времени», — говорилось в редакционном извещении к четвертой книжке «Русских записок», — журнал переходит «к типу, приближающемуся к обычным иностранным Revues с подбором статей преимущественно актуального и информационного характера»". И хотя в дальнейшем на страницах этого издания появилось несколько первоклассных художественных произведений («Пуншевая водка» М. Алданова, рассказы Г. Газданова, воспоминания Б. Зайцева, «Повесть об отце» В. Андреева (сына Л. Андреева), «Детство» М. Осоргина), регулярно публиковались стихи молодых поэтов и немало достойных публицистических работ, в том числе печатавшиеся из номера в номер воспоминания самого П. Милюкова и статьи М. Вишняка, «Русские записки» в целом уступали своему «толстому» чисто литературному собрату. Впрочем, и выходили они недолго: в 1939 г. издание прекратилось. Общий уровень «Русских записок» и их значение в развитии русской реалистической литературы несопоставимы со старейшим журналом русской эмиграции.

В 1930;е гг. на квартире И. Фондаминского в доме 130 на авеню де Версай раз в месяц за достаточно богато накрытым столом собиралась в основном литературная молодежь (Ю. Фельзен, В. Яновский, Ю. Терапиано, Л. Червинская (1907—1988), Л. Зуров, С. Шаршун и другие) и религиозные мыслители (Г. II. Федотов, Н. А. Бердяев, К. В. Мочульский (1892—1948), мать Мария[3]) для обсуждения насущных вопросов выхода из тьмы, надвигающейся на Европу. Собрания эти оформились в объединение «Круг» (1935—1939). Состоялось восемь бесед. Протоколы первых заседаний объединения печатались в те же годы в религиозно-философском журнале «Новый град» (1931—1939), издаваемом все тем же И. Фондаминским в содружестве с философами Ф. Степуном и Г. Федотовым. «Круг» издал три книги альманаха под тем же названием (1936—1938). Именно там напечатан в отрывках роман Б. Поплавского «Домой с небес», рассказы В. Яновского, Ю. Фельзена, С. Шаршуна. Поэтический раздел первого номера альманаха открывало программное стихотворение Г. Адамовича «Когда мы в Россию вернемся… о, Гамлет восточный, когда?» и «Отрывки» Г. Иванова, остальные авторы этой и последующих книг альманаха — молодежь (В. Смоленский, Ю. Софиев, Ю. Терапиано, И. Одоевцева, Л. Червинская, А. Штейгер, Л. Кельберин (1907—1975), Г. Раевский (1897—1963), Д. Кнут (1900—1955) и другие). Религиозно-метафизические и литературно-критические статьи написаны как представителями старшего поколения (Г. Федотов, В. Ходасевич, 3. Гиппиус, П. Бицилли, К. Мочульский), так и молодежью.

  • [1] С 1923 по 1925 г. издавалось как газета, приложение к «Последним новостям"и в том же формате.
  • [2] 2 Современные записки. 1935. № 58. С. 460—461.
  • [3] Мать Мария в миру Елизавета Юрьевна Скобцова (1891—1945), поэтесса, общественный деятель.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой