Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Латиноамериканские государства в XX в

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особенностью диктаторских режимов каудильо в государствах Латинской Америки было их сочетание с демократическими конституциями, что сопровождалось конституционной инфляцией, означавшей сохранение конституций стран только де-юре, а не де-факто. Развитию конституционной инфляции способствовала происходившая в этот период времени смена правящих режимов, а, следовательно, смена конституций (например… Читать ещё >

Латиноамериканские государства в XX в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общие тенденции в развитии государств Латинской Америки.

После Первой мировой войны в странах Латинской Америки особую роль в политической жизни играл каудилъо («вождь»), авторитарная власть которого утверждалась, обычно, при применении армии. В некоторых странах сохранялись конституционные органы, однако, не имевшие реальной власти. В тех странах, в которых пост каудильо отсутствовал, было введено конституционное правление (Аргентина, Мексика, Уругвай, Чили).

Особенностью диктаторских режимов каудильо в государствах Латинской Америки было их сочетание с демократическими конституциями, что сопровождалось конституционной инфляцией, означавшей сохранение конституций стран только де-юре, а не де-факто. Развитию конституционной инфляции способствовала происходившая в этот период времени смена правящих режимов, а, следовательно, смена конституций (например, в Венесуэле более 20 раз), в результате чего в отдельных странах была провозглашена военная диктатура. Следует отметить, что военные перевороты носили как реакционный, направленный против демократического развития, так и прогрессивный характер, способствовавший восстановлению демократического правления, конституционных государственных форм.

В 20-е гг. XX в. в Аргентине, Перу и Уругвае продолжались демократические преобразования. В Бразилии и Колумбии у власти находилась олигархическая элита, но был сохранен конституционализм. В Венесуэле конституционный строй был основан на режиме военной диктатуры. В Чили с 1925 г. конституционализм сочетался с провозглашенной личной властью президента. На Кубе в этот же период существовал культ президента с одновременной декларацией социально-экономических прав и свобод. В Мексике с 1924 г. была установлена политика «продолжающейся революции», мерами которой были: строительство развитой экономики и общества «социальной справедливости», аграрная реформа, ограничение роли иностранного капитала, гарантированность социально-экономических прав.

В 30-е гг. XX в. гитлеровская Германия включила в сферу своего влияния Парагвай, Боливию, Бразилию и другие страны Латинской Америки при помощи местного населения немецкого происхождения, специальных эмиссаров, местных каудильо и, главное, идеологии германского националсоциализма. Так, в Доминиканской Республике был установлен государственный строй, подобный германскому 30-х гг. XX в.; а в Бразилии была принята Конституция «нового государства» (1937 г.) по образцу фашистской Германии.

Экономический кризис конца 20-х — начала 30-х гг. привел к смене правящих режимов в ряде стран Латинской Америки. Так, в Аргентине в 1930 г. был введен диктаторский режим президента, парламент был распущен, отменены конституционные гарантии п введены «порядок» и «классовый мир». Конституционное правление было восстановлено в 1932 г.

В Чили в 1932 г. была провозглашена социалистическая республика во главе с временной правительственной хунтой, которая в целях построения социализма осуществила следующие меры:

  • — роспуск всех конституционных органов власти;
  • — провозглашение автономии университетскому образованию в стране;
  • — национализация центрального банка и производства селитры;
  • — переход власти в городах к советам рабочих депутатов;
  • — провозглашение политического плюрализма.

Данная республика просуществовала всего 12 дней, ее декреты были отменены.

В результате экономического кризиса была усилена роль государства в экономике Аргентины, Бразилии, Мексики, Уругвая и Чили, в результате чего были:

  • — введены протекционистские таможенные тарифы в целях создания наиболее благоприятных условий для развития местной промышленности;
  • — предоставлены кредиты, финансовые и налоговые льготы и ассигнования в государственный сектор экономики.

Так, например, в Мексике был принят Закон об экспроприации 1936 г., предоставивший президенту и правительству право давать распоряжение «об изъятии имущества, подлежащего экспроприации, или о временном изъятии его, либо о немедленном исполнении предписаний об ограничении нрава владения». Однако это право федеральной исполнительной власти могло осуществляться только для «обеспечения потребностей общества в случае войны и общественных беспорядков». Правительство также могло проводить для «снабжения городов и других населенных пунктов продуктами питания и прочими предметами первой необходимости», а также при различных форс-мажорных обстоятельствах экспроприацию собственности. Она должна была обязательно осуществляться на условиях компенсации владельцам ее стоимости в срок, не превышающий 10 лет.

Па основании Закона об экспроприации 1936 г. в Мексике были национализированы железные дороги, в марте 1938 г. был издан декрет о национализации нефтяной промышленности. Стали издаваться акты, улучшавшие правовое положение работающих, предусматривавшие экспроприацию местных и иностранных предприятий и превращение их в «кооперативы трудящихся»[1].

В странах Латинской Америки после Второй мировой войны усилилась тенденция демократизации государственно-правового развития: так в Гватемале, Сальвадоре и Эквадоре прекратили существование диктаторские режимы, в то время как в Никарагуа и Доминиканской Республике они были сохранены. В 1948 г. была создана Организация американских государств (далее — ОАГ) для политического, экономического и иного сотрудничества, ее программными документами были Декларация по защите демократии 1948 г. и Каракасская доктрина 1954 г., предусматривавшие возможность использования межамериканских вооруженных сил под ({шагом ОАГ для сохранения демократии в странах Латинской Америки.

В 50−60-е гг. XX в. только в Аргентине и Колумбии сохранились конституции XIX в. В других государствах Латинской Америки в новые конституции были включены целые разделы, декларировавшие основные политические права граждан, равенство в сфере политики и экономики, социально-экономические права, утверждалась общественная «социальная функция» частной собственности, в результате чего разрешалась национализация частной собственности в «интересах общества».

Большинство конституций закрепляло форму унитарного государственного устройства, при котором централизованная система государственного управления сочеталась с муниципальным самоуправлением. Однако Бразилия, Аргентина, Мексика и Венесуэла провозглашались территориальными федерациями. В системе органов государственной власти особая роль отводилась нрезидснту-диктатору, в силу чего большинство стран являлись президентскими республиками.

Полномочиями президента были:

  • — одновременное исполнение полномочий главы государства и главы исполнительной власти;
  • — руководство правительством, государственным аппаратом, вооруженными силами;
  • — право вето в отношении законов, утвержденных парламентом;
  • — издание декретов-законов (президентские законы);
  • — право роспуска парламента;
  • — контроль над процессом выборов в парламент.

В конце 50-х — первой половине 60-х гг. в одних странах латиноамериканского региона сохранялись авторитарные военные режимы, а в других усилилась тенденция к демократизации государственного строя. В этот период президентом США Дж. Кеннеди была предложена программа «союза ради прогресса» с бюджетом 20 млрд долл. США для 19 государств Латинской Америки. В соответствии с этой программой предусматривалась их ускоренная индустриализация, демократизация общественно-политической жизни, проведение в жизнь преобразований социального характера. Так, в 1956 г. были уничтожены военные режимы в Перу и Никарагуа, в 1957 г. — в Колумбии, в 1958 г. — в Венесуэле и Аргентине. Военные диктатуры сохранялись только в Гаити, Гватемале, Никарагуа, Сальвадоре и Парагвае.

В 60 -х — середине 70-х гг. XX в. в Эквадоре, Панаме, Боливии, Перу, Бразилии, Чили, Аргентине и Уругвае произошли военные перевороты с целью защиты демократического государственного строя и борьбы против различных экстремистских групп. Была проведена национализация собственности иностранных компаний, использовавших их природные ресурсы в Гайане, Боливии, Венесуэле, Перу, Чили, Эквадоре, Ямайке. Следует отметить, что значительного успеха в государственно-правовом развитии добились латиноамериканские страны с провозглашенным конституционализмом (Мексика, Венесуэла, Колумбия, Коста-Рика, Уругвай, Чили).

В 70 -х гг. XX в. широкое распространение получили идеи социализма в Чили, Гайане, Ямайке, Гватемале, Колумбии, Никарагуа и Сальвадоре.

Во второй половине 70-х — первой половине 80-х гг. XXв. в Аргентине, Бразилии, Боливии, Парагвае, Уругвае, Чили, в большинстве государств Центральной Америки были созданы диктаторские режимы различной политической направленности. Только в Венесуэле, Колумбии, Коста-Рике, Мексике сохранились конституционные правительства. Однако в середине 80-х гг. военные режимы стали постепенно исчезать с политической арены (1983 г. — Аргентина; 1985 г. — Бразилия и Уругвай; 1986 г. — Гватемала, Гондурас и Гаити; 1989 г. — Парагвай).

Современное государственно-правовое развитие стран Латинской Америке связано с преодолением негативных последствий неолиберальных реформ 90-х гг. XX в. и созданием государств «социализма XXI века». Начало этому процессу положила победа на президентских выборах 1998 г. в Венесуэле У. Чавеса. В 2002 г. в Бразилии к власти пришел выходец из профсоюзного движения Л. И. Лула да Силва. В 2003 г. президентом Аргентины стал «государственник» Н. Киршнер. В 2005 г. в Уругвае победил кандидат Широкого фронта левых сил Т. Васкес, в Боливии — представитель индейцев аймара Э. Моралес, в 2006 г. в Чили — социалист М. Бачслет, в Перу — социал-демократ А. Гарсиа Перес, в Никарагуа после 16-летнего перерыва возвращается на вершину власти сандинистский лидер Д. Ортега Сааведра, в Эквадоре победу одержал «антинеолиберальный» кандидат и «последователь У. Чавеса» Р. Корреа.

В агрегированном виде новый социально-экономический курс в странах «левого поворота» можно определить как государственническую политику, нацеленную на создание современного социально ориентированного и социально-ответственного капиталистического общества.

Реализация названного курса в практическом плане, в качестве основных направлений деятельности предполагает следующее:

  • — повышение роли государства (государственной власти) во всех сферах общественной жизни, начиная с экономики и заканчивая информацией;
  • — ослабление зависимости органов политической власти от традиционных групп давления, прежде всего местных и международных бизнес-сообществ;
  • — формирование новой модели государственно-частного партнерства, приоритетное значение в котором отводится национальным интересам;
  • — укрепление финансово-экономической суверенности, стремление диверсифицировать национальную экономику;
  • — усиление роли и влияния исполнительной власти за счет других ее ветвей (законодательной и судебной);
  • — отчетливое стремление власти ограничить автономию институтов гражданского общества, подчинить их государству;
  • — выстраивание своего рода «полуторопаргийной демократии», когда при формальном сохранении демократического строя (со всеми его главными атрибутами) происходит значительное укрепление позиций одной партии (партийной группы), регулярно побеждающей на выборах и доминирующей в общественно-политической жизни;
  • — концентрация властных полномочий в руках центрального правительства в ущерб региональным и местным управленческим структурам (с использованием, в частности, механизмов финансовых трансфертов);
  • — проведение мероприятий по снижению уровня бедности и сокращению неприемлемого разрыва в доходах между различными группами населения;
  • — ощутимое повышение реальных заработных плат и пенсий;
  • — субсидирование сравнительно низких тарифов на общественный транспорт и коммунальные услуги в интересах малоимущих слоев населения;
  • — широкое использование популистских и националистических лозунгов;
  • — активизация международных связей, расширение диапазона внешнеполитических и внешнеэкономических контактов, интенсификация внутрирегиональных отношений, настойчивое стремление участвовать в процессе формирования новых механизмов глобального регулирования (в частности, через «Группу двадцати»[2]).

Особенности государственно-правового развития латиноамериканских стран. В Мексике во второй половине XX в. целью государственноправового развития провозглашались «национальное единство» и «индустриальная революция», для реализации которой:

  • — были приняты законы, развивавшие национальную экономику и предоставлявшие субъектам промышленного производства налоговые и иные льготы;
  • — разрешена национализация предприятий, принадлежавших американским гражданам, но на основе материальной компенсации понесенных убытков;
  • — проведена аграрная реформа, но еще немало земли оставалось в собственности крупных землевладельцев;
  • — провозглашалась непрерывная революция для постепенного достижения экономического процветания и социальной справедливости на основе национального единства всей страны.

В 1970—1976 гг. в Мексике проводилась политика «социальной демократии», в результате которой был демократизирован процесс выборов и облегчена деятельность политических партий, увеличены ассигнования из государственного бюджета на поддержку государственного сектора в промышленности, национальное производство и государственную регламентацию производства иностранных собственников, экспроприированы земельные владения более 100 га.

По Конституции 1977 г. в Мексике было провозглашено государство революционного национализма и социальной демократии. Были приняты законы о частных, национальных и иностранных инвестициях, сокращены государственные расходы, сдерживался рост заработной платы. Позднее были внесены поправки к Конституции 1977 г., в соответствии с которыми были увеличены полномочия Федерального конгресса в сфере экономики, импорта и экспорта и полномочия президента страны. Таким образом, Мексика стала президентской республикой.

В Аргентине в 1946 г. был установлен авторитарный режим на основе концепции хустисиализма (справедливости), выдвинутой Хуаном Доминго Пероном (1895—1974 гг.), целью которой провозглашалось объединение аргентинской нации во имя ликвидации отсталости и зависимости от иностранных государств и построения общества социальной справедливости. За годы его существования:

  • — были созданы новые профсоюзы, имевшие льготы и участвовавшие не только в управлении предприятиями и распределении прибыли, но и в государственном управлении;
  • — национализированы железные дороги, центральный банк, некоторые промышленные предприятия;
  • — созданы государственные предприятия;
  • — простимулировано переселение безземельных и малоземельных крестьян на пустующие государственные и частные земли;
  • — повышен размер оплаты труда работающим;
  • — введены социальные гарантии — всеобщее пенсионное обеспечение, оплачиваемые отпуска, запрет детского труда и т. п.

В 1949 г. была принята новая Конституция Аргентины (отменена в 1955 г.), в соответствии с которой были расширены полномочия президента страны. Так, одно и то же лицо получило право избираться на должность президента неограниченное количество раз. Президент мог запретить деятельность политических партий, распустить парламент, приостановить действие конституции.

В 1966 г. в Аргентине был провозглашен внеконституционный «революционный» режим, в результате чего были приняты законы о денационализации промышленных предприятий, о рационализации производства и труда, о замораживании оплаты труда. В 1973 г. были приняты: закон о трехлетием плане развития экономики, предусматривавший расширение государственного сектора, перераспределение доходов в пользу работающих; закон о профсоюзах, предоставившим им право заниматься политической деятельностью.

На Кубе в 1959 г. была провозглашена социалистическая республика во главе с премьер-министром Ф. Кастро. В результате проведенных реформ:

  • — земельные владения размером свыше 400 га были конфискованы и переданы либо в государственную собственность, либо общественную собственность безземельных сельских жителей;
  • — созданы вооруженные комитеты революции;
  • — введен рабочий контроль на промышленных предприятиях;
  • — национализирована собственность американских граждан на Кубе;
  • — произведено огосударствление сахарных плантаций, крупной и средней промышленности, банков, торговых предприятий.

В Чили в 1970;е гг. особенно были сильны идеи социализма. В 1970 г. Национальный конгресс принял решение о создании правительства коалиции партий, вошедших в так называемое Народное единство, целью которого являлось строительство «нового государства» по кубинскому образцу. В результате проведенных реформ:

  • — было уничтожено крупное землевладение;
  • — частная собственность была разрешена только на мелких предприятиях;
  • — национализированы все иностранные предприятия, горнорудные, нефтяные, электроэнергетические предприятия и компании;
  • — не подлежащие национализации предприятия стали смешанными по своему характеру с преобладанием государственной собственности над частным капиталом;
  • — приняты социальные законы — о повышении оплаты труда, о расширении прав работающих на производстве, об их участии в управлении государственными предприятиями, о создании советов по борьбе с саботажем и спекуляцией.

В 1973 г. в стране была установлена диктатура, ликвидировавшая все преобразования предыдущего периода, Национальный конгресс был распущен, министры правительства С. Альенде арестованы, началась денационализация в области экономики. В соответствии с декретами-законами хунта получила всю полноту законодательной и высшем! исполнительной власти в стране, а также право изменять и дополнять Конституцию.

В 1978 г. была принята новая Конституция Чили, по которой:

  • — государственным режимом провозглашалась «социальная демократия» на основе авторитарной власти и моральных принципах не только христианства, но и испанских духовных традициях;
  • — неограниченная власть сосредоточилась в руках президента республики генерала Л. Пиночета, который получил право определять состав национального конгресса, утверждать и отменять его решения, принимать законы единолично;
  • — была запрещена деятельность различных антиправительственных и экстремистских организаций.

В 1980 г. была принята следующая Конституция Чили, в соответствии с которой восстановление гражданских свобод и институтов представительной демократии были провозглашены с отсрочкой на восемь лет, в течение которых деятельность партий жестко регламентировалась, левые были запрещены. Пиночет был провозглашен конституционным президентом без выборов до 1988 г. В 80-х гг. XX в. под давлением оппозиции в конституцию были внесены поправки демократического характера: были отменены все ограничения на деятельность партий, уменьшен срок пребывания президента на посту с восьми до четырех лет, отменены его чрезвычайные полномочия, в том числе право роспуска национального конгресса.

В Бразилии в 1978 г. были отменены закон о цензуре печати, репрессивные законы, закон о чрезвычайных полномочиях президента. В 1980 г. была восстановлена многопартийность, в 1982 г. — конституционное правление. В Конституцию были внесены поправки, в соответствии с которыми было запрещено ограничение демократических свобод и провозглашены выборы президента страны на референдуме.

В 1988 г. была принята Конституция, экземпляр которой был бесплатно получен каждым гражданином страны. В переходных положениях Конституции было определено, что в течение пяти лет должен быть проведен всенародный референдум для определения формы правления — парламентской, президентской, парламентско-президентской республики или конституционной монархии (в 1993 г. большинство высказалось за парламентско-президентскую республику).

В 1994 г. в Бразилии проведена конституционная реформа, целью которой стало построение демократического государства, обеспечивающего личные и социальные права граждан Бразилии. Основами конституционного строя страны стали: политический плюрализм, многопартийность, разделение властей, уменьшение полномочий президента, возрастание роли парламента, меры против концентрации власти, уравнение положений штатов и других территорий (округа и регионов), наличие местного самоуправления, разветвленной системы судебных органов, охрана прав граждан. Высшими ценностями жизни общества провозглашены равенство, справедливость и социальная гармония.

В систему органов государственной власти Бразилии включены:

  • — Национальный конгресс, состоящий из палаты депутатов и сената, осуществляющий законодательную власть в стране. Палата депутатов формируется по пропорциональной избирательной системе всем населением, а сенат — штатами и федеральным округом. Полномочия конгресса включают вопросы компетенции, совместной с президентом, и вопросы, относящиеся к компетенции исключительно парламента. Национальный конгресс имеет право принимать поправки к Конституции, дополнительные законы, делегирующие законы, обычные законы, законодательные декреты и акты о временных мерах;
  • — президент, обладающий всей полнотой исполнительной власти, избирается на срок пять лет без права переизбрания. Он является главой правительства, назначает министров и осуществляет руководство всей федеральной администрацией. Кроме этого, он имеет право вето в отношении решений парламента, издает декреты и акты, имеющие силу закона, о состоянии обороны и введении осадного положения;
  • — судебная система, состоящая из федеральных судов и судов 26 штатов, в основе которых лежат принципы финансовой и административной автономии штатов.

В федеральную систему судов входят:

  • — Высший судебный орган — Федеральный Верховный суд — состоит из 11 судей, которые назначаются президентом с согласия сената. Федеральный Верховный суд осуществляет функции: конституционного контроля, является высшей кассационной инстанцией, судом первой инстанции по преступлениям против высших должностных лиц, по делам против иностранных государств, по политическим преступлениям, по делам против федерации, штатов, территорий, по преступлениям, совершенным высшими лицами государства, в том числе парламентариями и бразильскими послами за рубежом, по должностным преступлениям, по спорам между федерацией и штатами;
  • — Высший суд правосудиЯу состоящий из 33 судей, назначенных с согласия сената президентом, является высшей апелляционной инстанцией. Он выступает как суд первой инстанции по преступлениям, совершенными губернаторами и судьями, разрешает споры о компетенции судов, между административными и судебными органами, рассматривает вопросы о несоответствии нормативных правовых актов местных органов федеральным;
  • — региональные или окружные федеральные суды являются апелляционной инстанцией по отношению к нижестоящим судам на подведомственной им территории. Они выступают судами первой инстанции, в том числе по делам, в которых одной из сторон является федерация в целом или отдельные ее должностные лица;

Федеральные суды штатов как суды первой инстанции рассматривают большинство уголовных и гражданских дел на основе федеральных законов и законов штатов;

— окружные федеральные трудовые, избирательные и военные суды.

Система общих судов штатов состоит из судов первой инстанции и мировых судей. Уголовные дела рассматривают суды присяжных. Среди специализированных судов штатов важную роль играют трудовые суды.

Деятельность судов всех инстанций в Бразилии строится на демократических принципах, установленных Конституцией — состязательности, участии суда присяжных, праве обвиняемого на защиту, гарантиях, связанных с осуществлением правосудия.

Формой государственного устройства Бразилии является федерация — «нерушимое единство» 26 штатов, столичного федерального округа и 4300 муниципий (административно-территориальных единиц, на которые разделены штаты). Особенность федеративного устройства Бразилии заключается в совмещении концепции кооперативного федерализма (разделение полномочий между федерацией и ее субъектами) и принципов централизованной федерации (федеральная интервенция и жесткая регламентация взаимоотношений общегосударственных и органов штатов).

Предметы ведения распределены не только между союзом и штатами, но и между федеральным округом и муниципиями. Так, в Конституции определены: исключительная компетенция союза; совместная компетенция союза, штатов, федерального округа и муниципий; совместная компетенция союза, штатов, федерального округа (без муниципий). При этом для отдельных штатов установлена остаточная компетенция (штаты имеют право принимать решения только по тем вопросам, которые не входят в исключительную федеральную компетенцию и в совместную компетенцию союза и штатов). По предметам совместной компетенции в случае коллизии применяется федеральный закон, а не принятый на уровне штатов.

В исключительную компетенцию федерации входят вопросы внешней политики, мира, войны, обороны, денежного обращения, налогов, связи, общефедерального права, правосудия, телевидения, радиовещания, почты, использования воды и энергии.

Совместная компетенция федерации, штатов, федерального округа, муниципий касается организации выборов, охраны культурных ценностей и публичной собственности, образования, сохранения окружающей среды, налоговое, финансовое, пенитенциарное право, культуры, заботы о молодежи, производства и потребления. В этих сферах федеральные органы правомочны определять только их общие принципы, а регулирование осуществляется органами штатов и федеральных округов.

В каждом штате имеется своя конституция и система органов государственной власти на основе принципа разделения власти, подобная той, которая существует на федеральном уровне. Законодательная власть принадлежит однопалатным законодательным собраниям. Исполнительная власть в штатах принадлежит губернатору и вице-губернатору, избираемым населением на пять лет. В отличие от штатов федеральный округ возглавляет избираемый населением префект.

Муниципии пользуются правом самостоятельного управления. В них функционируют избираемые населением на два—четыре года хунты (представительные органы) и избранный населением префект. Органы штатов имеют право интервенции, право вмешательства в дела муниципий.

В местах расселения индейских племен властные полномочия имеют собрания племен, советы, вожди. Контролируют деятельность племенной администрации федеральные органы.

Конституция Бразилии имеет ярко выраженную социальную направленность. Специальные разделы Конституции посвящен.э.оиомическому порядку, социальным отношениям, городской и аграрной политике, спорту, здравоохранению, науке и технике. Объектом конституционного регулирования являются и защита прав потребителей, порядок выдачи разрешений на эксплуатацию окружающей среды.

Конституция устанавливает экономическую структуру общества, исходя из рыночной, социально ориентированной экономики. Цель экономического порядка — обеспечить достойное существование всем бразильцам. Основой экономики являются частная собственность и свободная конкуренция. Предусмотрено государственное планирование в сфере экономики, но оно должно быть минимальным — только для целей публичных интересов и национальной безопасности. Конституция предусмотрела возможность национализации предприятий для этих же целей. В сфере регулирования аграрных отношений Конституция разрешает экспроприацию земель поместий, если они не отвечают требованиям «социальной функции», при условии компенсации владельцам, которая должна быть выплачена в течение 20 лет.

Конституция регулирует отношения с коренными индейскими племенами. Она признала за ними право на сохранение традиционного для них образа жизни, на свои обычаи, верования и социальную организацию, а также право на земли, которые они занимали традиционно, но не на правах собственности, а на правах использования. Эти земли считаются государственной собственностью.

Много внимания, больше чем в любой конституции мира, в Основном законе Бразилии уделено регулированию прав и свобод человека и гражданина, в том числе работающих, детей, пенсионеров, причем не только бразильских граждан, но и других жителей страны. Конституция закрепила равноправие индивидов. Среди социальных прав граждан — право на 13-ю заработную плату, право пенсионеров на индексацию пенсий в соответствии с инфляцией, право на пособие детям до шести лет[3].

  • [1] Кащенко С. Г. Всеобщая история государства и права новейшего времени / С. Г. Кащенко. Симферополь, 2006. URL: http://wvv.gnmer.info/bibliotek_Buks/Pravo/katshenko/16.php
  • [2] Яковлев П. П. Государство и общество в Латинской Америке: история и современность. URL: http://www.perspektivy.info/rus/gos/gosudarstvo_i_obshhestvo_v_latinskoj_amerike_istorija_i_sovremennost_2014;02−28.htm
  • [3] См.: Кащенко, С. Всеобщая история государства и права новейшего времени. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/katshenko/44.php (дата обращения: 14.01.2015).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой