Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Публично-правовые образования как субъекты гражданского права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Указанные виды публично-правовых образований объединяет нечто общее, что отражается в их правовом статусе. В первую очередь, начиная со времен дореволюционной России, они признаются публичными лицами и занимают особое место среди иных лиц. Публичность как основной признак, отражающий сущность их правового статуса, выражается в том, что они участвуют в гражданских отношениях для решения стоящих… Читать ещё >

Публично-правовые образования как субъекты гражданского права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения материалов главы 8 студент должен:

знать

  • • основные положения актов гражданского законодательства, характеризующие правовое положение РФ, субъектов РФ, муниципальных образований как субъектов гражданского права;
  • • особенности правоспособности государства и других публично-правовых образований;

уметь

  • • толковать содержание правовых актов, издаваемых органами власти в гражданско-правовой сфере;
  • • эффективно и правильно применять гражданско-правовые нормы при рассмотрении споров с участием публично-правовых образований;

владеть

• навыками составления документов гражданско-правового характера, связанных с участием публично-правовых образований в гражданском обороте.

Общая характеристика публично-правовых образований как субъектов гражданского права

Публично-правовые образования в гражданском праве занимают особое положение. Они признаются полноценными субъектами гражданско-правовых отношений и могут выступать в гражданских отношениях наравне с юридическими и физическими лицами. К публично-правовым образованиям относятся Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Они наделяются схожими правами и обязанностями, которые обусловлены характером властных полномочий данных субъектов.

Указанные виды публично-правовых образований объединяет нечто общее, что отражается в их правовом статусе. В первую очередь, начиная со времен дореволюционной России, они признаются публичными лицами и занимают особое место среди иных лиц[1]. Публичность как основной признак, отражающий сущность их правового статуса, выражается в том, что они участвуют в гражданских отношениях для решения стоящих перед ними публичных, общенациональных или иных общественных задач — региональных и местных, связанных с имущественными отношениями, и для осуществления данной цели наделены властными полномочиями. Данное участие осуществляется не по воле отдельных лиц, оно диктуется необходимостью поддержания устойчивого развития российского государства.

Следует подчеркнуть, что публично-правовые образования, хотя и уравнены с юридическими лицами с точки зрения реализации гражданско-правового принципа равенства участников гражданских отношений, но все же юридическими лицами не являются. Но при этом возможностей у публичноправовых образований по участию в гражданском обороте намного больше, чем у такого субъекта гражданского права, как юридическое лицо. Владение и управление имуществом осуществляется через государственные и муниципальные органы. Действующий ГК РФ устанавливает, что публичноправовые образования, наряду с гражданами и юридическими лицами, являются субъектами гражданского права и их правосубъектность аналогична правосубъектности юридических лиц (ст. 2 ГК РФ), а их органы осуществляют их права (ст. 125 ГК РФ).

По этому поводу важно учитывать позицию Конституционного Суда РФ, считающего, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях как субъекты со специальной правоспособностью, которая в силу их особой природы не совпадает с правоспособностью других субъектов гражданского права — граждан и юридических лиц, преследующих частные интересы.

Общей чертой в правовом положении данных субъектов гражданских правоотношений является их обязанность отвечать по обязательствам всем своим имуществом, принадлежащим на праве собственности. Однако имеется перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по обязательству. К такому имуществу относится имущество: переданное юридическим лицам на праве хозяйственного ведения и оперативного управления; которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

При этом юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам, а Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц (исключение составляют казенные предприятия, учреждения, иные предусмотренные законом случаи), а также по обязательствам друг друга, за исключением случаев, когда были приняты гарантии по обязательствам. Такое юридическое лицо относится к бюджетным организациям, а согласно п. 1 ст. 161 Б К РФ определено, что под бюджетным учреждением подразумевается организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Таким образом, деятельность бюджетных организаций регулируется не только гражданским, но также и бюджетным законодательством. В случае причинения вреда бюджетной организацией, обязанность по возмещению вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов РФ или их должностных лиц, возложена на Минфин России за счет казны РФ. Например, когда речь идет о возмещении вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием, то оно происходит за счет казны РФ, но требования необходимо предъявлять не управлению Федерального казначейства, а территориальным органам Минфина России.

Так, принимая решение о возмещении вреда П., суд правильно определил источник средств возмещения вреда — казна Российской Федерации, но что касается возложения обязанности по возмещению вреда, то неверно было определено лицопредставитель РФ. Согласно положениям ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают надлежащие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. Как указано в п. 1 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ, обязанность по исполнению судебных актов по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов РФ или их должностных лиц, возложена на Министерство финансов РФ. От имени Министерства финансов РФ, но специальному поручению в суде могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (п. 3 ст. 125 ГК РФ). Возлагая обязанность, но возмещению вреда на управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю, суд первой инстанции нс учел, что органы Федерального казначейства при рассмотрении заявления II. выступали в суде не от своего имени, а представляли интересы Министерства финансов РФ, но доверенности от последнего. Это обстоятельство подтверждено материалами дела.

На основании изложенного Президиум Верховного Суда РФ изменил постановление судьи Ставропольского краевого суда и кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ в отношении II. Обязанность, но возмещению 26 тыс. руб. — расходов по оплате услуг адвоката на предварительном следствии и в судебном заседании возложена на Министерство финансов РФ за счет казны Российской Федерации[2].

  • [1] Макеева Е. Компании: с чего начинается и где заканчивается публичность? (часть I) //Корпоративный юрист. 2006. № 4. С. 34.
  • [2] Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 12 сентября 2007 г. № 287-П07 //БВС РФ. 2008. № 1. С. 68.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой