Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методы правового регулирования управленческих отношений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Субсидиарными — дополнительными, вспомогательными. Например, отношения между государственными служащими и государством регулируются нормами административного законодательства, но есть срез служебных отношений, которые регулируются нормами трудового права, в частности вопросы прохождения дипломатической службы в государственных представительствах РФ за рубежом. Что касается неправовых… Читать ещё >

Методы правового регулирования управленческих отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В правовом регулировании управленческой деятельности используются различные методы, которые определяются как совокупность приемов, средств, способов, с помощью которых государство, его органы и должностные лица, руководствуясь нормами материального и процессуального права, воздействуют на управляемый объект. В государственном управлении задействована широкая номенклатура методов правового управляющего воздействия: централизованного и децентрализованного; регулятивного, охранительного и специализированного. Чаще всего используются методы предписывающие, дозволяющие и запрещающие; поощрительные и рекомендательные; дефинитивные, оперативные и коллизионные.

В зависимости от источника власти методы правового регулирования бывают:

  • 1) императивными. Такие методы предполагают властность, однозначность, авторитарную категоричность, подчинение одних участников правоотношений другим. Содержат строгие предписания и конкретные карательные санкции. Управление в этом случае осуществляется органами государственной власти с использованием властно-волевых принудительных мер. Императивный метод создает самую простую схему управленческих взаимоотношений: власть — полномочия — приказ — подчинение — отчет; при нарушении — наказание. Не случайно говорится, что управление — это не слова, концепции, программы, планы и призывы, а целенаправленное, нередко силовое влияние, заставляющее людей осуществлять должную деятельность должным образом с получением должных результатов[1]. Управление — явление социальное, оно всецело зависит от сознания, энергии, воли и организованности как людей, так и общества в целом. Это сплав науки, опыта, поведения и деятельности людей, диалектическое единство сознания, воли и преобразующей деятельности общества и государства. Эффективно и динамично проявляет оно себя лишь при умелом, комплексном и разумном использовании его совокупной силы и возможностей. И уж во всяком случае управление — это не властолюбие, не голое администрирование и не начальствующий прессинг. Прежде всего это диалог, конструктивные решения и сознательные действия по их реализации[2];
  • 2) диспозитивными, координационными. Эти методы характеризуются взаимной независимостью и равноправием сторон, при котором правовое регулирование осуществляется посредством согласования, договоров, принятия совместных актов. Предполагают многовариантность решений в пределах действующего законодательства, подразумевают возможность санкций правовосстановительного характера;
  • 3) субсидиарными — дополнительными, вспомогательными. Например, отношения между государственными служащими и государством регулируются нормами административного законодательства, но есть срез служебных отношений, которые регулируются нормами трудового права, в частности вопросы прохождения дипломатической службы в государственных представительствах РФ за рубежом.

По способам правовое регулирование представляется как:

  • 1) позитивное обязывание, предписание возложение прямой обязанности совершать определенные положительные действия. Такое регулирование занимает доминирующее положение в системе государственного управления. Это метод уполномочивания и властного повеления в расчете на высокую сознательность, профессионализм и должную исполнительскую дисциплину, подконтрольность и подотчетность;
  • 2) запрещение возложение обязанности воздерживаться от совершения действий и поступков определенного рода;
  • 3) дозволение предоставление субъектам управленческих отношений права на собственные активные действия по своему усмотрению, но в рамках закона.

Практика знает немало форм правового регулирования государственноуправленческих отношений. Наиболее распространенная из них — управленческие решения в форме нормативных правовых актов.

Что касается неправовых (организационных) форм управления, то это договоренности на различных совещаниях и планерках, акты контрольных проверок, инструктивные письма, служебные и аналитические записки, методические рекомендации. Отсюда их практическая эффективность и высокая организующая сила.

  • [1] См.: Атаманчук Г. В. Об особенностях профессионализма в управлении // Правои управление. XXI век. 2012. № 2. С. 59.
  • [2] См.: Атаманчук Г. В. Управление: философия, идеология, научное обеспечение: монография. М.: Academia, 2015. С. 12, 52—53.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой