Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

История и развитие европейской интеграции и ее правовых форм

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В дальнейшем, с периода средних веков до окончания Первой мировой войны, европейскую идею разрабатывали и пытались пропагандировать лишь отдельные передовые ученые и политики. Именно в этот период появляются предложения создать общеевропейские органы власти. Так, в 1693 г. Уильям Пенн — англичанин и квакер одновременно — в своей работе «Опыт о настоящем и будущем мире в Европе», основанной… Читать ещё >

История и развитие европейской интеграции и ее правовых форм (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Союз основан на ценностях уважения человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, верховенства закона и уважении прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам. Эти ценности являются общими для государств-членов в обществе, основанном на плюрализме, недискриминации, терпимости, справедливости, солидарности и равенстве женщин и мужчин.

Статья 2 Маастрихтского договора 1992 г.

Возникновение европейской интеграции: предпосылки и история

Вся история формирования государственности в Западной Европе доказывает истинность утверждения, что интеграция — есть победа функционализма над федерализмом, который в этом смысле необходимо понимать максимально широко, в общеевропейском масштабе, не только применительно к государствам с федеративной формой устройства[1]. В настоящее время, оценивая процессы возникновения и оформления интеграции в Европе хронологически, можно утверждать, что появление ЕС и в конечном итоге европейского права — это логичное оформление некоторых этапов общемировой универсальной тенденции глобализации и интернационализации общественных отношений. Кроме того, ЕС является своеобразным символом и триумфом наднациональности в современных межгосударственных отношениях, поскольку ЕС сейчас — единственная классическая международная организация с наднациональным характером юридической природы, где в рамках собственного правопорядка методы правового регулирования трансформируются из международно-правовых в интегративные — предполагающие единый, а не общий, уровень правового регулирования.

Союз европейских государств возник в результате сочетания множества объективных и субъективных факторов — социальных, экономических, культурных, правовых и религиозных. Именно в Западной Европе раньше, чем в других регионах планеты, сформировалась развитая и единообразная рыночная экономика. Государства этого региона отличались сравнительной близостью экономической, правовой и культурной среды. Относительно небольшие размеры территорий государств подчеркивали узость национальных границ и внутреннего рынка, подталкивая к взаимовыгодному объединению усилий. В конечном итоге выход хозяйственных связей за рамки национальных границ поднял вопрос о необходимости укрупнения политической организации народов Европы[2].

Своеобразным импульсом для закрепления достижений европейской интеграции явились потрясения Второй мировой войны. Именно это событие послужило одним из решающих факторов в процессе объединения европейских государств в организационно-крепкий союз. Однако на самом деле мысли о прочном союзе европейских государств имеют очень долгую историю.

Идеи о единой Европе являются продуктами эллинской и римской цивилизаций[3], однако оформляться в некое подобие доктрины эти идеи стали только в эпоху Просвещения, когда «борьба» за единую Европу приобрела характер борьбы за воссоединение Христианской Церкви. Таким образом, во времена средневековой Европы передовые мыслители рефлексировали относительно объединения государств, которые позже, с процессом укрупнения территориальных единиц, трансформировались в планы относительно федерации европейских государств. Кроме естественных причин для объединения были и причины, обусловливаемые стремлением государств к миру и безопасности посредством улаживания конфликтов между европейскими княжествами и связанные с вышедшими на передний план внешними угрозами, например, со стороны Турции. В первую очередь для борьбы с Османской империей был нацелен выдвинутый герцогом и министром финансов французских королей Максимильеном де Сюлли в 1639 г. «Большой проект» (или «Великий план»), предусматривавший учреждение Федерации европейских государств во главе с Советом, состоящим из 60 человек.

Однако исторически первым проектом реализации идеи объединения Европы можно считать выдвинутое в 1306 г. французским юристом Пьером Дюбуа в трактате «О возвращении Святой земли» предложение образовать «христианскую республику». Хронологически это был первый проект объединения Европы, в соответствие с которым по сути предлагалось создать конфедерацию государств или некое ее подобие во главе с Советом христианских суверенов, в том числе с функцией международного арбитража.

Среди дальнейших проектов единения Европы большое значение для теории интеграции имеет программа богемского короля Йиржи Подебрада (1458—1471) — активного пропагандиста идей европейской интеграции своего времени. Его план «Христианская лига» предусматривал создание союза государств с «общей консисторией» (судом). Основная причина объединения в соответствии с этим планом — внешняя угроза из Турции.

В дальнейшем, с периода средних веков до окончания Первой мировой войны, европейскую идею разрабатывали и пытались пропагандировать лишь отдельные передовые ученые и политики. Именно в этот период появляются предложения создать общеевропейские органы власти. Так, в 1693 г. Уильям Пенн — англичанин и квакер одновременно — в своей работе «Опыт о настоящем и будущем мире в Европе», основанной на принципах прагматизма и христианского гуманизма, призвал покончить с «мозаикой государств в Европе» и для установления нерушимого мира выдвинул идею созыва европейского парламента и призвал создать всеобщий союз государств — лигу, в которую теоретически могли быть приняты Московия и Турция. Через столетие идеи У. Пенна дополняются и вновь выдвигаются его соотечественником, выдающимся философом и правоведом Иеремией Бентамом, который предложил создать не только единый парламент (Европейскую ассамблею), но и европейскую армию. В это же время в Германии Готфрид Лейбниц (1646—1716), будучи своеобразным конфессионным интегратором по отношению к христианской церкви, также именно в объединении увидел политическое спасение Европы: он предложил план создания европейской федерации как своего рода ожившей Священной Римской империи, под покровительством единого правителя.

В начале XVII в. еще один представитель немецкой школы интеграционной идеологии — Эмерих Крюсе — предложил создать межгосударственную ассамблею в составе всех ведущих государств мира вне зависимости от господствующей в них религии с целью улаживания возникающих между странами конфликтов мирным путем. По замыслу автора, такая ассамблея объединяла бы не только европейские христианские государства, включая православную Московию, но даже и нехристианские страны и регионы — Индию, Китай, Эфиопию, Японию и Северную Африку. Основу будущего мирового порядка Крюсе видел в экономике, поэтому, по его мнению, главную роль в поддержании мира должно было играть купечество как наиболее заинтересованное в этом сословие. Монах Крюсе не только призывал монархов к смягчению экономик, что выражалось бы, прежде всего, в обложении торговли умеренными налогами и в обеспечении безопасности для купцов, но и предвидел важную роль единой валюты в интеграционных процессах.

Увидевший свет во времена Утрехтского мирного союза план аббата де Сент-Пьера «Проект вечного мира» (1713) предусматривал для обороны европейского равновесия сил создание союза княжеств, оформленного в Европейский Сенат с законодательными и исполнительными полномочиями. В своей работе аббат проанализировал особенности европейского региона — географические, исторические, политические, и пришел к выводу, что Европа — как никакая более часть Земли — обладает большим интеграционным потенциалом. Будущим европейцам СентПьер оставил только решить вопрос относительно оптимальных методов и форм построения европейского союза государств. Позже, в 1760 г. ЖанЖак Руссо скептически прокомментировал этот план и выразил сомнение в готовности европейских княжеств к такому объединению, которое, по его мнению, возможно только посредством революции.

Иммануил Кан г — один из ярких идеологов объединения — также предложил в своей работе «К вечному миру» (1795) федерацию европейских государств как средство обеспечения мира и как проявление свободной воли людей. В основе вечного мира Канта — международный договор о союзе или конфедерации, не предусматривающий права выхода из такого образования. Свободный союз государств, воспринявших республиканскую форму правления, предлагался Кантом в качестве одного из этапов построения вечного мира. Некоторые идеи Канта легли в идеологическую основу создания ООН и ЕС.

В 1814 г. французский философ, социалист-утопист и реформатор Анри Сен-Симон в работе «О реорганизации европейского общества» выдвинул план политического объединения Европы, которое стоило бы начать с Великобритании и Франции. План этот предусматривал образование общеевропейского парламента и армии, а также создание поста евромонарха.

Вторая половина XIX в. ознаменовалась форсированием процессов интернационализации экономики и правоотношений, благодаря чему стали возникать первые международные организации, которые старались скоординировать усилия государств по регулированию проблем, вышедших на межгосударственный уровень. Именно в это время началось сотрудничество европейских государств во многих областях, поскольку именно европейский регион первым испытал на себе последствия глобализации и потому проявил заинтересованность в построении международных договорных и организационных интеграционных форм. Европейские государства стали заключать многосторонние соглашения технического характера в областях транспорта, почтового и телеграфного обращений, по вопросам, связанным с правами собственности и международным частным правом.

Такое форсирование стало заметно и на научном уровне — многие ученые того времени стали рефлексировать относительно идей единства и объединения. В 1867 г. в Париже была создана Лига мира (позже — Общество друзей мира и свободы, объединяющее представителей революционной и либеральной интеллигенции). Именно в рамках этого движения возникла идея Соединенных Штатов Европы. Впервые такую конструкцию применил на Третьем конгрессе мира в Париже Виктор Гюго, однако это является спорным утверждением.

В конце XIX в. план будущего политического союза предложил один из представителей науки международного права швейцарец Карл Блунтшли. В опубликованной им в 1878 г. статье «Организация европейского союза государств» он предлагал учредить данный союз под управлением Федерального совета и Сената, избираемого непосредственным голосованием.

По окончании Первой мировой войны и после связанных с ней потрясений европейской государственности возобновились идеи о политическом единстве Европы. Европейские государства начали сотрудничество в рамках Лиги Наций — международной универсальной организации. Наиболее известной и значимой работой того времени, посвященной объединению Европы, считается книга «Панъевропа» австрийского графа КуденховКалерги, создавшего в 1923 г. Общеевропейский союз. Для реализации своих идей граф созвал конгресс в Вене, который собрал больше 2 тыс. участников. На этом конгрессе им был предложен проект, целью которого было мирное сотрудничество суверенных государств. Панъевропа, по мнению КуденховКалерги, должна ограничиваться континентальной Европой, безопасности которой угрожали США, Британская империя и Россия. Достижение мира с этими субъектами возможно было только при условии объединения Европы. Проект графа во многом носил геополитический характер. Сотрудничество должно было противостоять прежде всего фашизму и предотвращению возможной попытки объединения Европы такими силами по негативному сценарию. В такой Европе, которую, по мнению графа, могли создать нацисты, европейские государства лишились бы суверенитета. В 1927 г. в Вене прошел первый панъевропейский конгресс, почетным председателем которого был избран Аристид Бриан — министр иностранных дел Франции и одновременно сторонник идеологии панъевропеизма.

А. Бриан продолжил разработку идей панъевропеизма и вывел их на новый, политический уровень, опубликовав их в 1930 г. в виде меморандума «Об организации системы Европейского федерального союза», впоследствии получившего широкое одобрение самых разных умов Европы. Меморандум Бриана предусматривал построение Соединенных Штатов Европы. В нем была впервые четко определена основа объединения Европы на почве «федеративной связи» и «общего рынка» как экономического базиса, а нс только в целях борьбы против «общего врага» или исключения внутренних конфликтов. Ключевыми целями этого плана многие считают подъем экономики и повышение уровня жизни европейцев. В меморандуме предлагалось создать организацию «Европейский союз» с высшим политическим органом «Европейская конференция» в составе представителей государств-членов и исполнительным органом под названием «Европейский комитет». Выдвинутые А. Брианом идеи были адресованы другим членам Лиги Наций, тем самым заложив идеологический фундамент построения будущего ЕС. План Бриана скорее предусматривал не федерацию, а тесную конфедерацию европейских государств, без ограничения их суверенитета. В конечном итоге идеи Аристида Бриана были реализованы в форме образования Комиссии по изучению вопроса о создании европейского союза в рамках Лиги Наций и легли в основу построения европейской экономической интеграции.

Значимым теоретиком и основоположником европейского интеграционализма и федерализма является итальянский политолог Альтиери Сиинелли, опубликовавший в 1941 г. Манифест Вентоне, озаглавленный как труд «за свободную и объединенную Европу»[4]. Европа будущего по Спинелли — только прочное федеративное образование, которое позволило бы устранить конфликты между европейскими странами. Манифест Вентоне заложил идеологические основы европейской интеграции.

После окончания Второй мировой войны интеграционный процесс в Европе приобрел более конкретные очертания. Этому способствовали, с одной стороны, возросшая популярность европейской идеи, а с другой — реальные проблемы послевоенной Европы, которые и дали импульс для политического объединения.

На самом высоком политическом уровне идею европейской интеграции оживил Уинстон Черчилль, выступивший 19 сентября 1946 г. со знаменитой «цюрихской речью»[5], содержащей призыв к созданию европейской семьи, которая основывалась бы на партнерстве между Германией и Францией. Великобритания, как глава Содружества Наций, не относилась бы к объединенным государствам Европы, но вместе с США содействовала бы на правах друга и помощника. Практически, Черчилль стал первым политиком, который указал на то, как решить основные проблемы Европы, в том числе связанные с усиливающейся мощью Советского Союза.

«Цюрихская речь» У. Черчилля содержала импульс, который привел к тому, что в послевоенное время аналогичные высказывания и мнения, направленные на достижение европейского единства, популяризировались и раздавались по всей Европе. Все общественные, политические организации, придерживающиеся такой точки зрения, в конечном итоге объединились в Международный комитет движений в защиту европейского единства. Первым шагом этого комитета стала организация и проведение Гаагского конгресса, который состоялся 7 мая 1948 г. и вошел в историю иод названием «Конгресс Европы».

В какой-то степени идеи Черчилля были реализованы уже в 1948 г., когда Бельгия, Нидерланды и Люксембург образовали подобие таможенного союза — Бенилюкс, который позже, с подписанием Гаагского договора 1958 г., был трансформирован в экономический союз с полномочиями в экономической, финансовой и социальной областях. Гаагский договор действовал вплоть до 2008 г., когда указанные государства подписали Договор о Союзе Бенилюкс.

Бенилюкс как субрегиональная интеграционная международная организация управляется Комитетом министров, Генеральным секретариатом и некоторыми вспомогательными органами, такими как Консультативный межпарламентский совет. Кроме того, в рамках этой организации сформирован Суд.

Более масштабное, общеевропейское сотрудничество в экономической сфере было достигнуто 16 апреля 1948 г. с созданием Организации европейского экономического сотрудничества, объединившей стремления 16 стран Западной Европы и Турции скоординировать экономическую взаимопомощь и решить проблему восстановления экономики Европы с использованием американской помощи по плану Маршалла. В 1961 г. эта организация была трансформирована в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Кроме того, в стороне не остались и амбиции европейских государств в сфере безопасности и военного сотрудничества, которое было инициировано Францией, Великобританией и странами Бенилюкс, подписавшими в марте 1948 г. Брюссельский пакт. Затем, в апреле 1949 г., эти инициативы были закреплены на более крупном региональном уровне созданием НАТО — североатлантического военного блока с участием США.

Франция, ее мыслители и политические лидеры всегда находились в идеологическом авангарде европейских интеграционных процессов. Поэтому Францию можно считать идеологическим лидером интегрированной Европы. После Гаагского конгресса именно Франция — сначала в лице министра иностранных дел Жоржа Бидо, а затем сменившего его на посту Роббера Шумана — призвала партнеров по Брюссельскому договору выдвинуть идеи по конкретному наполнению тех предложений, которые были сделаны в Гааге. Призыв к созданию Европейской ассамблеи с широкими полномочиями, состоящей из членов парламентов различных стран, решения в которой принимались бы большинством голосов, исходил от французских политиков, которых первыми поддержали бельгийцы в лице премьер-министра Поля Анри Спаака.

В соответствии с этим планом построения «Большой Европы» Европейская ассамблея выступала бы в международных отношениях на европейском континенте в качестве координационного органа межгосударственного сотрудничества, что нарушало устоявшуюся к тому времени тенденцию «отсутствия зубов» у международных организаций, так ярко проявившуюся в случае с Лигой Наций. Однако Великобритания считала, что консультативная функция является максимумом полномочий, которыми может обладать новоиспеченная Европейская ассамблея.

В конце января 1949 г. на заседании в Брюсселе после длительных переговоров и смягчения позиции Великобританией пять министров иностранных дел стран-участниц Брюссельского договора заложили фундамент будущего общеевропейского правопорядка и воплотили концепцию «Большой Европы» в жизнь: был создан Совет Европы, который в формате комитета министров будет проводить свои заседания в закрытом порядке, заседания же консультативного органа будут проходить публично. Европейской ассамблее отводилась чисто консультативная роль, а полномочия в области принятия решений предоставлялись Комитету министров.

Таким образом, идеи, заложенные в рамках Конгресса Европы 1948 г., были реализованы многовекторно. Первый вектор европейского сотрудничества — защита прав человека и построение Большой Европы в количественном аспекте и в правовом смысле, Европы, основанной на общеевропейских ценностях свободы и демократии, — был закреплен с созданием Совета Европы в 1949 г. Второй вектор — восстановление экономики Европы после войны с использованием американской помощи по плану Маршалла — был закреплен созданием в 1948 г. Организации европейского экономического сотрудничества, объединившей 16 стран Западной Европы и Турцию. Третий вектор, связанный с обеспечением безопасности на региональном и субрегиональном уровнях, был реализован в рамках подписанного пятью европейскими государствами Брюссельского пакта.

1948 г. и военного альянса НАТО, созданного в 1949 г. с участием США. К этому же направлению сотрудничества европейских государств можно отнести основанную в 1994 г. Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которая эволюционировала до уровня международной организации из конференции — Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Правопорядок ОБСЕ, закрепленный в Хельсинкском заключительном акте 1975 г. и Парижской хартии 1990 г., основан на мерах по укреплению доверия между странами и на создании безопасного пространства для регулирования конфликтов мирным путем.

Однако все эти структуры, вписывающиеся и дополняющие концепцию Большой Европы, не подразумевали полномасштабную европейскую интеграцию, основанную на единых, а не общих, правовых регуляторах. Они оставались организациями межправительственного сотрудничества европейских государств, сохраняющих суверенитет в полном объеме. На этом этапе, опять же при участии и благодаря французским идеологам, из концепции «Большой Европы» была рождена концепция «Малой Европы». Концепция эта была основана на плане французского политического деятеля Жана Монне и министра иностранных дел Франции Роббера Шумана по созданию ЕОУС, который вошел в историю как «план Шумана». На основе этого плана все западноевропейские государства созывались на правительственную конференцию, чтобы реализовать сотрудничество по вопросам угля и стали. Однако в широком смысле план Шумана предусматривал создание единой демократической и миролюбивой Европы на принципах мира и равноправного сотрудничества, демократии, экономического благосостояния и социального консенсуса. «Европа не будет создана сразу или по единому плану. Она будет строиться на основе конкретных достижений, благодаря которым возникнет сначала фактическая солидарность»[6]. Западноевропейские лидеры призывались последовательно распространять эту солидарность на все новые области совместной деятельности. План предусматривал следующую отправную точку: строительство единой Европы должно быть начато в сфере экономики, поскольку экономическое сотрудничество в наибольшей степени отвечает повседневным практическим потребностям участников, способствует росту благосостояния народов, и в то же время меньше затрагивает такие чувствительные сферы государственного суверенитета, как национальная безопасность, оборона, внешняя политика и т. п. План Шумана предусматривал поэтапное движение к единой Европе — от первоначальных и ограниченных форм региональной интеграции к более сложным и широкомасштабным. ЕОУС должно стать первым этапом европейской федерации. План закрепил следующее важное положение: важнейшим условием успешного продвижения к единой Европе является формирование правовой базы интеграции и системы общих институтов, имеющих отчасти межгосударственный, отчасти наднациональный характер, т. е. наделенных правом принятия обязательных решений и правом контроля за их исполнением государствами и всеми другими участниками интеграционного процесса. Таким образом, этим институтам делегируются некоторые полномочия, составляющие часть суверенных прав государств — членов сообщества.

В инициированной французами конференции кроме них самих приняли участие Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды и Федеративная Республика Германия — шесть стран, которые, как оказалось, были более всего привержены идеалу единой Европы и принципам интеграции. Эти государства объединили свои усилия и подписали 18 апреля 1951 г. Договор об образовании Европейского сообщества по углю и стали. Таким образом, весной 1951 г. в Париже панъевропейские идеи перестали быть утопическими и были реализованы и воплощены на первом этапе построения европейской интеграции в Европейское сообщество по углю и стали, президентом которого стал Ж. Монне.

Дальнейшее плановое и поэтапное развитие и построение форм европейской интеграции связано с созданием в 1952 г. Европейского оборонного сообщества, в 1957 г. в Риме — ЕЭС и Евратома и в 1993 г. — ЕС.

Все это время Европейские сообщества и ЕС изменялись структурно и компетентностно, при этом расширяясь физически. По прошествии нескольких кризисов как внутри, так и вне Европейских сообществ, в 1973 г. к ним присоединились Великобритания, Ирландия и Дания (за исключением Гренландии, где в 1982 г. население, пользуясь автономностью региона, проголосовало против присоединения к процессам евроинтеграции). В 1981 г. членом ЕС стала Греция, а в 1986 г. — Испания и Португалия. В 1995 г. в ЕС уже вступили Австрия, Финляндия и Швеция. 1 мая 2004 г. произошло самое крупное расширение ЕС, членами которого стали Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония. 1 января 2007 г. к ним присоединились Болгария и Румыния, приблизив количество граждан ЕС к цифре полмиллиарда.

  • [1] Танчев Е. Вино и мехи, или легитимация Европейского Союза путем принятия писанойконституции // Сравнительное конституционное обозрение. 2005. № 1 (50). С. 142.
  • [2] Кашкин С. Ю.

    Введение

    в право Европейского Союза. М., 2008. С. 8.

  • [3] См.: Европа: проблемы интеграции и развития: монография: в 2 т. Т. 1. История объединения Европы и теория европейской интеграции. Ч. 1 / под ред. О. А. Колобова. НижнийНовгород, 2008.
  • [4] URL: http://www.altierospinelli.org/manifesto/en/manifestol944en_en.html
  • [5] URL: http://wvv.cvce.eu/obj/ad (lress_given_by_winston_churchill_zurich19_September_1946;en-5da812de-3a20−4e2a-9ccl-7e0f90c8f97b.html. По словам У. Черчилля,"ощущалась необходимость создания средства, которое бы, как чудо, изменило все окружающее вокруг и в течение нескольких лет превратило бы Европу в свободное и счастливоепространство, каковым сегодня является Швейцария. Мы должны построить своего родаСоединенные Штаты Европы".
  • [6] Декларация 9 мая 1950 г.: пер. с фр. // Европа: новое начало. Декларация Шумана, 1950—1990. Европа и проблема расширения / под ред. Ю. А. Борко, М. В. Каргаловой, Ю. М. Юмашева.: М" 1995. С. 51−54.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой