Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ направлСния, ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ ΠΈ тСчСния Π² соврСмСнной пСдагогичСской Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

НСмСцкая философия Π² XX Π². сформировала ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠ΅ Ρ‚Ρ€Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ²ΠΎΠΊ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°; Π΄Π°Π»Π΅ΠΊΠΎ Π½Π΅ Π²ΡΠ΅ ΠΎΠ½ΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ»ΠΈ своС Π²ΠΎΠΏΠ»ΠΎΡ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ — психологичСской, психиатричСской, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСской ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ. КаТдая ΠΈΠ· Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ философской Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ вскрываСт Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ пласты Π² Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌ сущСствовании ΠΈ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π·Π°Π΄Π°Ρ‚ΡŒ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ пСрспСктивы для эмпирико-Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ исслСдования Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. МногиС… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ направлСния, ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ ΠΈ тСчСния Π² соврСмСнной пСдагогичСской Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π‘ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΊ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ дСтства Π² ΡΡ‚Ρ€Π°Π½Π°Ρ… Π—Π°ΠΏΠ°Π΄Π°.

Π—Π΄Π΅ΡΡŒ вСдСтся интСнсивная Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° Π½Π°Π΄ двумя вСсьма нСсхоТими ΠΈ Π½Π΅Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΡ‹ΠΌΠΈ вСтвями ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΎ-антропологичСского знания. Π­Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΡŒ исслСдований ΠΏΠΎ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, ΠΈΡ… Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ, которая восходит ΠΊ Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΡŽ «ΠΏΠ°ΡƒΠΊΠΈ ΠΎ Π΄Π΅Ρ‚ях», извСстному Ρƒ Π½Π°Ρ ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ ΠΏΠΎΠ΄ Π½Π°Π·Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ «ΠΏΠ΅Π΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ». БоврСмСнная Π½Π°ΡƒΠΊΠ° ΠΎ Π΄Π΅Ρ‚ях разрабатываСтся прСимущСствСнно Π² Π°Π½Π³Π»ΠΎΡΠ°ΠΊΡΠΎΠ½ΡΠΊΠΈΡ… странах ΠΈ Π―ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΈ.

Наряду с ΠΏΠ΅Π΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΌ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π² Π—Π°ΠΏΠ°Π΄Π½ΠΎΠΉ Π•Π²Ρ€ΠΎΠΏΠ΅, особСнно Π² Π€Π Π“, послС Π’Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Π²ΠΎΠΉΠ½Ρ‹ появилась ΠΈ Π½Ρ‹Π½Π΅ ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎ развиваСтся ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎ новая «ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ антропология» — Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² Ρ„илософии образования ΠΈ Ρ‚СорСтичСской ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅. Π­Ρ‚Π° ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΡŒ исслСдований прСдставляСт собой ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΡΠ»ΡŒ философии Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, ΠΈΠ»ΠΈ философской Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, сконцСнтрированной Π²ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠ³ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ воспитания Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΈ Ρ€ΠΎΠ΄Π° чСловСчСского.

Рассмотрим Π΄Π²Π΅ Π½Π°Π·Π²Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ Π²Π΅Ρ‚Π²ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΎ-антропологичСского знания ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΠ±Π½Π΅Π΅.

Π’ Π½Π°ΡΡ‚оящСС врСмя ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ дСтства прСдставляСт собой, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎ пСдология (ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°), ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄ΠΈΡΡ†ΠΈΠΏΠ»ΠΈΠ½Π°Ρ€Π½ΡƒΡŽ ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΡŒ исслСдований, Π½Π°Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π½Π° Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ структурных ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π²Π»ΠΈΡΡŽΡ‚ Π½Π° ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎ дСтства Π² Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π°Ρ…, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π½Π°ΠΉΡ‚ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΊ Ρ€Π°Π·Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π½Ρ‹Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ. ИсслСдованиС дСтства ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅ΠΊΠ°Π΅Ρ‚ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΈ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… дисциплин ΠΈΠ· ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… (Π² ΠΈΡ… Ρ‡ΠΈΡΠ»Π΅ — Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, экономики, истории, социологии), Π³ΡƒΠΌΠ°Π½ΠΈΡ‚Π°Ρ€Π½Ρ‹Ρ… (Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹, рСлигиовСдСния, истории искусств) ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… Π½Π°ΡƒΠΊ, Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚ности психологии.

Π’ΠΎ Ρ„ранкоязычной Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π΅ НовСйшСго Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π½ΠΈΠΉ ΠΏΠ»Π°Π½ комплСксных исслСдований Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚ства сСйчас Π²Ρ‹ΡˆΠ»ΠΈ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Ρ‚Π΅ΠΌΡ‹:

  • 1) типология сСмСйных влияний Π½Π° Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° (см., Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€: Andersen, Marie. L’emprise familiale / Marie Andersen. Bruxelles: Ixelles, 2011. 297 p.);
  • 2) инструмСнты мысли, орудия ΡƒΠΌΠ° (см.: Bodrova, Elena. Les outils de la pensee: l’approche vygotskienne dans l’education a la petite enfance / Elena Bodrova et Deborah f. Leong. 2nd ed. Quebec: Presses de l’Universite du Quebec, 2012. XXVI. 330 p.);
  • 3) Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ 6—12 Π»Π΅Ρ‚ Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ‚СкстС образования (см.: Bouchard, Caroline. Le developpement global de l’enfant de 6 a 12 ans en contextes educatifs / Caroline Bouchard et Nathalie Frechette avec la collaboration de Caroline Begin… [et al.]; preface de Pierre Page; postface de Christiane Bourdages Simpson. Quebec, Quebec: Presses de l’Universite du Quebec, 2011. XXIII. 554 p.);
  • 4) ΠΎΡ‚Π΅Ρ†, отцовство, ΠΏΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ°Ρ€Ρ…Π°Ρ‚ Π² ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π°Ρ… ΠΌΠΈΡ€Π° (см.: Croix, Laurence. Le Ρ€Ρ‘Π³Π΅ dans tous ses etats: le pere, les paternites, et le patriarcat / Laurence Croix. Bruxelles: De Boeck, 2011. 159 p.);
  • 5) ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠ΅ раскрытиС ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»Π° Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° (см.: Cloutier, Sonia. L’ctayagc: agir comme guide pour soutenir l’autonomie: pour un enfant a son plein potentiel / Sonia Cloutier. Quebec: Presses de l’Universite du Quebec, 2012. XII, 202 p.);
  • 6) восприятиС Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ смСрти Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠΈΡ… ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ„ΠΈΠ»Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ° самоубийств Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ (см.: Cyrulnik, Boris. Quand un enfant se donne «la mort»: attachement et societe: rapport remis a Madame Jeannette Bougrab / Boris Cyrulnik. Paris: Odile Jacob, 2011. 158 p.);
  • 7) ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΈ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ² (см.: Developpement social et emotionnel chez l’enfant et l’adolescent / sous la direction de Jean-Pascal Lemelin… [et al. ]. Quebec: Presses de l’Universite du Quebec, 2012. 2 volumes);
  • 8) ΠΈΠΌΠΏΡƒΠ»ΡŒΡΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ, ΠΈΠΌΠΏΡƒΠ»ΡŒΡΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ, Π»Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ (см.: Forget, Jean Marie. Les enjeux des pulsions: la clinique des pulsions, une clinique actuelle / Jean-Marie Forget. Toulouse: Eres, 2011. 169 p.);
  • 9) инвСстированиС Π² Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π΅ дСтство: Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° — для политичСских Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² (см.: Investir dans la petite enfance: un guide de developpement de la petite enfance pour le dialogue de politique et la preparation de projets / Sophie Naudeau, Naoko Kataoka, Alexandria Valerio … et al.]. Washington: Banque Mondial, cop. 2012. XIX. 296 p.);
  • 10) Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½Ρ‹Π΅ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ, расстройства Π² ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ: для большСй толСрантности (см.: Kemp, Daniel. Devenir complice de l’enfant teflon: pour une plus grande tolerance / Daniel Kemp. 2e ed. Montreal: Editions Quebecor, 2012. 231 p.);
  • 11) Π²Π»Π°ΡΡ‚ΡŒ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ: Π±Π΅Π· Ρ‚ΠΈΡ€Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄ΠΊΡƒΠΏΠ° (см.: Marcelli, Daniel. Le rcgne de la seduction: un pouvoir sans autorite / Daniel Marcelli. Paris: Albin Michel, 2012. 313 p.);
  • 12) Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ ΠΈ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Π΅ (см.: Matignon, Karine Lou, author. Enfants et animaux, des liens en partage / Karine Lou Matignon. Paris: Editions de La Martiniere, 2012. 192 p.);
  • 13) ΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΠ΅ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ ΠΈ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ трудности Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ (см.: Menes, Martine. L’enfant et le savoir: d’ou vient le desir d’apprendre? / Martine Menes; preface de Serge Boimare. Paris: Editions du Seuil, 2012. 170 p.);
  • 14) взрослыС ΠΆΠ΅Π½Ρ‰ΠΈΠ½Ρ‹, Π² Π΄Π΅Ρ‚ствС ΠΆΠ΅Ρ€Ρ‚Π²Ρ‹ ΡΠ΅ΠΊΡΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ насилия, психологичСскиС ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ (см.: Nemtchenko, Georges. Fillettes abusees, femmes en souffrance / Georges Nemtchenko. Paris: Robert Laffont, 2011. 172 p.);
  • 15) дСтскиС сады ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ (см.: Petite enfance, services de garde educatifs et developpement des enfants: etat des connaissances / sous la direction de Nathalie Bigras et Lise Lemay. Quebec: Presses de l’Universite du Quebec, 2012. XXVI. 403 p.);
  • 16) дСтская психология Π² ΠΊΠ½ΠΈΠ³Π°Ρ… для Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ (см.: Rolland, Annie. Le livre en analyse: chroniques de litterature jeunesse / Annie Rolland; illustrations d’Etienne Delessert. [Paris]: Magnier, 2011. 202 p.);
  • 17) умствСнноС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° (см.: Tounoukouen, Π‘. Norbert. Le developpement de l’intelligence chez l’enfant / C. Norbert Tounoukouen. Cotonou: Imprimerie Gutenberg, 2012. 48 p.);
  • 18) ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΡΠ·Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ: Π·Π°Π±Ρ‹Ρ‚Ρ‹ΠΉ инстинкт (см.: Wiart, Yvane. L’attachcmcnt, un instinct oublie / Yvane Wiart; preface de Bernard Golse. Paris: Albin Michel, 2011. 326 p.);
  • 19) философия ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹: дСтская интуиция (см.: Witkowski, Nicolas. Petite metaphysique des jouets: eloge de l’intuition enfantine / Nicolas Witkowski. Paris: Editions de la Martiniere, 2011. 175 p.).
Π’ Π°Π½Π³Π»ΠΎΡΠ·Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎΠΌ ΠΌΠΈΡ€Π΅ пСдологичСскиС изыскания тСсно ΡΠ²ΡΠ·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ с ΠΊΠ»ΠΈΠ½ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ, диагностичСской ΠΈ Ρ‚СрапСвтичСской ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΎΠΉ Π² ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ… ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ² ΠΏΡ€ΠΈ унивСрситСтах ΠΈ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅Π΄ΠΆΠ°Ρ….

ΠžΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚Ρ‹ΠΉ унивСрситСт Π’Π΅Π»ΠΈΠΊΠΎΠ±Ρ€ΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠΈΠ» ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ дистанционный курс ΠΏΠ΅Π΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Π² 2003 Π³. Π‘ 2004 Π³. Π£Π½ΠΈΠ²Π΅Ρ€ΡΠΈΡ‚Π΅Ρ‚ Буонси Π² Π£ΡΠ»ΡŒΡΠ΅ ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Π» Ρ„Π°ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π΅Ρ‚ ΠΏΠ΅Π΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ.

Π—Π°Ρ‚Π΅ΠΌ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ„Π°ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π΅Ρ‚Ρ‹ ΠΏΠ΅Π΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Π»ΠΈ:

  • — Π‘ирмингСмский унивСрситСт;
  • — Π›ΠΈΠ²Π΅Ρ€ΠΏΡƒΠ»ΡŒΡΠΊΠΈΠΉ унивСрситСт ΠΈΠΌΠ΅Π½ΠΈ Π”ΠΆΠΎΠ½Π° ΠœΡƒΡ€ΡΠ°;
  • — ΠœΠΈΠ΄Π»ΡΠ΅ΠΊΡΠΊΠΈΠΉ унивСрситСт Π±Π»ΠΈΠ· Π›ΠΎΠ½Π΄ΠΎΠ½Π°;
  • — ΠΠΎΡ€Ρ‚умбрийский унивСрситСт (Ныокасл).

Π’ Π‘ΠΎΠ΅Π΄ΠΈΠ½Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π¨Ρ‚Π°Ρ‚Π°Ρ… интСнсифицируСтся Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ ΠΌΠ°ΡΡˆΡ‚Π°Π±Π½Π°Ρ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ. Π‘ΠΎΠ·Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ Π² 2013—2014 Π³Π³. ΠŸΠ΅Π΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€ (Π¦Π΅Π½Ρ‚Ρ€ изучСния Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°) ΠΏΡ€ΠΈ мСдицинском Ρ„Π°ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π΅Ρ‚Π΅ Π™Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ унивСрситСта сочСтаСт мСТдисциплинарныС исслСдования Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΈ ΡΠ΅ΠΌΠ΅ΠΉ ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ»ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠΈ с ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ.

Миссия этого Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π° — ΡƒΠ»ΡƒΡ‡ΡˆΠΈΡ‚ΡŒ психичСскоС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΈ ΡΠ΅ΠΌΠ΅ΠΉ, Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅ ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΡŒ ΠΈΡ… ΠΏΠΎΡ‚рСбности Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ развития, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΎΡ‚Π²Ρ€Π°Ρ‰Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ Π»Π΅Ρ‡ΠΈΡ‚ΡŒ дСтскиС психичСскиС заболСвания. Для достиТСния ΡƒΠΊΠ°Π·Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π³Ρ€ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Π΅ исслСдования, клиничСская ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ° ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ°.

Π‘Ρ€Π΅Π΄ΠΈ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… дисциплин, ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅ΠΊΠ°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΌ, — пСдиатрия, дСтская психиатрия, Π³Π΅Π½Π΅Ρ‚ΠΈΠΊΠ°, нСйробиология, эпидСмиология, психология, мСдсСстринскоС Π΄Π΅Π»ΠΎ ΠΈ ΠΏΠ°Ρ‚Ρ€ΠΎΠ½Π°ΠΆ.

Π Π°ΡΡˆΠΈΡ€ΡΠ΅Ρ‚ свою Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎ-ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΠΈ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ ΠΊΠ»ΠΈΠ½ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ ΠŸΠ΅Π΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ институт Π‘Ρ€ΠΈΠ½-ΠœΠΎΡ€ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅Π΄ΠΆΠ°, располоТСнного Π½Π΅Π΄Π°Π»Π΅ΠΊΠΎ ΠΎΡ‚ Π€ΠΈΠ»Π°Π΄Π΅Π»ΡŒΡ„ΠΈΠΈ. ΠŸΡ€ΠΈ Π½Π΅ΠΌ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ мСТдисциплинарная ΠΊΠ»ΠΈΠ½ΠΈΠΊΠ°, призванная ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ…, ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ…, повСдСнчСских трудностСй ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΈ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, Π½ΠΎ ΠΈ Ρƒ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ², студСнтов, взрослых людСй ΠΈ Ρ†Π΅Π»Ρ‹Ρ… сСмСй.

Π’ Π―ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΈ Ρ„Π°ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π΅Ρ‚ ΠΏΠ΅Π΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΏΡ€ΠΈ УнивСрситСтС Досися Π² ΠšΠΈΠΎΡ‚ΠΎ.

Ѐилософская пСдагогичСская антропология ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ»Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго Π² Π΅Π²Ρ€ΠΎΠΏΠ΅ΠΉΡΠΊΠΈΡ… странах, Π² Ρ„илософской ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… сущСствовали ΠΈ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Π΄Π°Π²Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΈ философской Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, антропологичСского ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΊ ΠΌΠ΅ΠΆΠ»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½Ρ‹ΠΌ коммуникациям, психологичСским ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСским аспСктам чСловСчСского бытия.

Π’ Π“Π΅Ρ€ΠΌΠ°Π½ΠΈΠΈ Π² 60-Π΅ Π³Π³. XX Π². встал вопрос ΠΎΠ± ΠΎΠ±ΡŠΠ΅Π΄ΠΈΠ½Π΅Π½ΠΈΠΈ пСдагогичСского ΠΈ Ρ„илософского знания Π² ΠΏΠ»ΠΎΡΠΊΠΎΡΡ‚ΠΈ формирования ΠΏΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ Π·Π²Π΅Π½Π° ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ философиСй ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΎΠΉ, развСртывания спСцифичСской ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ области — философии образования (Π² Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌ случаС исходящСй ΠΈΠ· Π°Π½Ρ‚ропологичСской постановки вопроса ΠΈ Π²Ρ‹ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‰Π΅ΠΉ антропологичСскиС аспСкты Π² ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅).

НСмСцкая философия Π² XX Π². сформировала ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠ΅ Ρ‚Ρ€Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ²ΠΎΠΊ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°; Π΄Π°Π»Π΅ΠΊΠΎ Π½Π΅ Π²ΡΠ΅ ΠΎΠ½ΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ»ΠΈ своС Π²ΠΎΠΏΠ»ΠΎΡ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ — психологичСской, психиатричСской, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСской ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ. КаТдая ΠΈΠ· Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ философской Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ вскрываСт Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ пласты Π² Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌ сущСствовании ΠΈ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π·Π°Π΄Π°Ρ‚ΡŒ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ пСрспСктивы для эмпирико-Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ исслСдования Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. МногиС ΠΈΠ· Π²Ρ‹Ρ€Π°Π·ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ этих ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΉ ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΊ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Ρƒ пСдагогичСской Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ, становятся нСпосрСдствСнным источником Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΈΠ΄Π΅ΠΉ Π² ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅.

ΠžΡ‚Π΅Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ философ ΠΈ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€ΠΎΠ»ΠΎΠ³, ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ философской пСдагогичСской Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Π² Π“Π΅Ρ€ΠΌΠ°Π½ΠΈΠΈ А. П. ΠžΠ³ΡƒΡ€Ρ†ΠΎΠ² (1936—2014) Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π°Π» ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ основныС Ρ‚Ρ€Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠΈ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ области исслСдований:

  • — ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ антропология ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π³Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ эмпиричСская Π½Π°ΡƒΠΊΠ°;
  • — ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ антропология ΠΊΠ°ΠΊ тСория самоосущСствлСния личности;
  • — ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ антропология ΠΊΠ°ΠΊ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄, антропологичСский способ рассмотрСния;
  • — ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ антропология ΠΊΠ°ΠΊ фСномСнология, фСномСнологичСский ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΊ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅;
  • — ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ антропология ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠΊΠ·ΠΈΡΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Π°Π½Π°Π»ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠ°;
  • — ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ антропология ΠΊΠ°ΠΊ Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚ трансцСндСнтализма;
  • — ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ антропология ΠΊΠ°ΠΊ эмпиричСская Π½Π°ΡƒΠΊΠ°;
  • — ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ антропология ΠΊΠ°ΠΊ биологичСски ориСнтированная Π½Π°ΡƒΠΊΠ°[1].

Как ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π» А. П. ΠžΠ³ΡƒΡ€Ρ†ΠΎΠ², Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ развития пСдагогичСской Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΈ Π²ΠΎ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ»Π΅ΠΌΠΈΠΊΠ΅ Π±Ρ‹Π»ΠΎ выявлСно, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ€Π΅ΡˆΠ°ΡŽΡ‰Π°Ρ пСрспСктива пСдагогичСской Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ — Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· с Π°Π½Ρ‚ропологичСской Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ воспитания ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ, Π½ΠΎ ΠΈ ΠΈΡ… содСрТания, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ рассмотрСно с ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΉ ΠΈΡ… Ρ€Π΅Π»Π΅Π²Π°Π½Ρ‚ности ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ возрастам, физиологичСским, психичСским ΠΈ ΡƒΠΌΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ особСнностям Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠ³ΠΎ уровня развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°.

Ѐилософская пСдагогичСская антропология находится Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ становлСния своСго понятийного ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚одологичСского Π°ΠΏΠΏΠ°Ρ€Π°Ρ‚Π°, арсСнал Π΅Π΅ ΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π² ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΠ΅Π²Π°Π΅Ρ‚ сущСствСнныС ΠΌΠΎΠ΄ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΈ Π² Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΌ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΠΆΠΈΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… вСрсий ΠΈ Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚ΠΎΠ² тСорСтичСских ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚одологичСских ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΉ пСдагогичСской Π°Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ философии образования.

  • [1] ΠžΠ³ΡƒΡ€Ρ†ΠΎΠ² А. П. ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ антропология: поиски ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€ΡΠΏΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Ρ‹ // ΠœΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½Ρ‹ΠΉΠΎΠ±Ρ€Π°Π· Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°: Π½Π° ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ ΠΊ ΡΠΎΠ·Π΄Π°Π½ΠΈΡŽ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎΠΉ Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ΅. М.: 2007. Π‘. 116—167.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ