Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности педагогики высшей школы на современном этапе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формат Web-квеста включает в работу всех членов команды и решающую роль здесь играют возможности участника, его склонности и интересы. Технология Web-квеста тренирует мыслительные способности (объяснение, сравнение, классификация), позволяет разнообразить учебный процесс, учит работать в команде, развивает самообучение и самоорганизацию, а также способствует подготовке студентов к предстоящим… Читать ещё >

Особенности педагогики высшей школы на современном этапе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В работе рассмотрено применение методов интерактивного обучения как составной части инновационной педагогической технологии в высшей школе при подготовке менеджеров, маркетологов и специалистов сферы услуг.

Несмотря на все проведенные реформы, качество высшего образования в России остается под большим вопросом. В 2014 г. Министр образования Дмитрий Ливанов заявил, что качество высшего образования в России не растет, несмотря на то, что финансирование было увеличено в 20 раз с 2000 года. Причин много, но каковы же тенденции и перспективы развития высшего образовании в России? Среди основных можно выделить:

Интернационализацию высшего образования и повышение мобильности преподавателей и студентов, возможность более широкого обмена опытом, зарубежных стажировок.

Усиление практической направленности образования, внедрение в образовательные программы практических дисциплин, привлечение преподавателей-практиков.

Применение в образовательном процессе мультимедийных технологий, систем визуализации, повсеместное внедрение технологий интерактивного обучения и др.

Целью современной системы образования становится обучение и воспитание всесторонне развитой личности, способной самостоятельно и моментально восполнять проблемы в знаниях с учетом стремительного наращивания информации в мире. Приоритетным должно стать обучение процессу усвоения знаний, способствующее развитию аналитического мышления, познавательной активности и коммуникативных навыков студентов, которые бы повысили их конкурентоспособность на рынке труда.

В современной педагогике все чаще говорится об использовании методов интерактивного обучения, как составной части инновационной педагогической технологии. Применение этих методов через педагогические приемы, и специальные формы проведения занятий позволяет создать различные способы активизации учебно-познавательной деятельности. Современная педагогика отказывается от жесткого авторитарного управления, где обучающийся, студент, слушатель выступает «объектом» обучающих воздействий, переходит к системе организации поддержки и стимулирования познавательной самостоятельности объекта учения, созданию условий для творчества, к обучению творчеством, педагогике сотрудничества [2].

Заметим, что еще К. Роджерс предложил строить обучение на иных (в сравнении с традиционной и технократической школой) принципах. Главным среди них можно считать принцип «свободы в обучении». Он состоит в том, чтобы не делать за человека, не указывать ему, что делать, не решать за него его проблемы, а дать ему осознать себя и разбудить его собственную активность и внутренние силы, чтобы он сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них.

Наиболее эффективными методиками интерактивного обучения, на наш взгляд, являются: метод проектов, кейс-метод, метод составления портфолио, имитация бизнес-встреч в формате «face to face» (лицом к лицу), образовательный Web-квест и др. [3].

Работа над проектом, независимо от содержания самого проекта, помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составные деятельности человека, разрешает раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности.

Эффективность проектной работы во многом зависит от роли преподавателя, от умения руководить. Преподаватель определяет цель исследования, объясняет метод, предмет и область исследования, стимулирует исследовательскую деятельность студента.

Метод проектов оказывает содействие не только раскрытию возможностей и способностей студента, но и осознанию, оцениванию личностных ресурсов, определению личностно значимых и социально ценностных перспектив. Проектная деятельность оказывает содействие развитию инициативы, самостоятельности, организаторских способностей, стимулирует процесс саморазвития.

Метод проектов особенно важен в том плане, что он учит работать в команде, а именно такого рода работа ожидает менеджеров, маркетологов и специалистов сервиса в будущем: они должны стать органичной частью предприятия торговли, индустрии питания и гостеприимства.

Кейс-метод нередко называют методом анализа конкретных ситуаций или, ситуационными задачами, что актуально для подготовки специалистов сферы услуг, так как основываются на решении конкретных задач (ситуаций).

«Название метода произошло от латинского casus — запутанный необычный случай; а также от английского case — портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть метода. Студенты получают от преподавателя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляется проблема и пути её решения, либо вырабатываются варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена» [4, с.48].

Если говорить о методе составления портфолио, то эта технология может быть использована как основа индивидуального маршрута обучения. «Портфолио мы рассматриваем не только как форму аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному студентом в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности, но и как видимый и осязаемый результат обученности выпускника учебного заведения, который может быть представлен работодателю, как доказательство компетентности в определенной области» [2].

Подробнее остановимся на одном из интерактивных методов обучения — это метод сетевого взаимодействия — Web-квест (интерактивный и практико-ориентированный подходы). Дело в том, что «современная сетевая парадигма образования предполагает переход от социального партнерства к сетевому взаимодействию» [1]. Web квест (от английского webquest) буквально — Поиск в Интернете. Сейчас, когда понятия Интернет и Обучение уже не столь далеки друг от друга, как казалось совсем недавно, это название звучит все чаще. И считается новым словом в образовательных технологиях.

Использование технологии «Web-квест» в образовательном процессе предполагает, что информацию, необходимую для индивидуальной и командной работы обучающиеся находят на Web-сайтах в Интернете.

Интерактивные занятия в формате Web-квеста, по мнению специалистов, наилучшая на сегодняшний день технология обучения, так как здесь применяется конструктивистский подход к обучению, студенты не получают готовых ответов или решений — они самостоятельно решают поставленную перед ними проблему, тем самым формируя в себе профессионального и компетентного специалиста.

Разработчиком Web-квеста как учебного задания считается Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США).

Web-квест охватывает отдельную проблему, тему, или учебный предмет, или же может быть межпредметным. Технология проведения Web-квест определяется требованиями к его отдельным элементам, т. е. к этапам работы над ним.

Покажем это на конкретном примере. Практические занятия в формате «Web-квест» при подготовке специалистов сферы услуг (индустрии питания и гостеприимства) предполагают серьёзную проектноисследовательскую работу студентов, которая включает в себя распределение ролей, составление плана работы, подготовку презентации проектов и защиту [5].

Web-квест, как правило, включает в себя следующие разделы:

Введение

Во введении содержится краткое описание темы и описание того, чему смогут научиться обучающиеся, выполнив данный Web-квест.

Формулировка проблемного задания, которое должно иметь конечный результат решения. Оно может быть предоставлено командам в различных видах: печатный вариант, в виде презентации, или выложенным на Интернет-сайте. интерактивный обучение высший школа Распорядок работы и необходимые ресурсы — описание последовательности действий (ход выполнения задания), ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания (ссылки на интернет-ресурсы и любые другие источники информации), а также вспомогательные материалы (примеры, шаблоны, таблицы, бланки, инструкции и т. п.), которые позволяют более эффективно организовать работу в формате Web-квеста.

Оценка — заранее известное участникам Web-квеста описание критериев и параметров оценки его выполнения. Оценивается защита командных проектов самими студентами. Это описание вносится в так называемый «бланк оценки» — критериальный лист.

Дебрифинг (подведение итогов). После защиты проектов студенты обсуждают выступления. Обучающиеся обмениваются мнениями о прошедшем занятии в данном формате, высказывая положительные и отрицательные моменты проделанной работы.

Работа над данным проектом, способствует расширению кругозора студентов, воспитанию толерантности, умению работать в команде, самостоятельности, организаторским способностям, раскрытию творческого потенциала студентов. «Нам очень нравится работа в данном формате, — делятся впечатлениями студенты. — Мы чувствуем себя командой…, то есть буквально всё делаем вместе».

«Формат Web-квеста включает в работу всех членов команды и решающую роль здесь играют возможности участника, его склонности и интересы. Технология Web-квеста тренирует мыслительные способности (объяснение, сравнение, классификация), позволяет разнообразить учебный процесс, учит работать в команде, развивает самообучение и самоорганизацию, а также способствует подготовке студентов к предстоящим публичным защитам своих курсовых и дипломных работ» [2].

Выполнение проблемных заданий такого рода, с использованием информационных ресурсов Интернета, служат прекрасной тренировкой для закреплений профессиональных умений и навыков у специалистов, которым придется решать ситуационные задачи в своей повседневной деятельности.

Подробнее рассмотрим метод имитации бизнес-встреч в формате «face to face» (лицом к лицу) так как он является авторским [3]. Он был заимствован из опыта деятельности топ-менеджеров крупных производств, для которых встречи образовательного характера жизненно необходимы. Данный метод органично вписался в учебный процесс, эффективно выполняя его цели и задачи. Приведем фрагмент одного из занятий по дисциплине «Маркетинговые коммуникации».

Встреча в интерактивном формате «face to face» включает три ключевых этапа:

Первый этап — 20 — 25 мин. ОБЩЕНИЕ — участники встречи проводят «экспресс-переговоры» по 5 мин. каждый. За короткое время необходимо успеть презентовать свою компанию, актуальные задачи бизнеса или новые идеи, требующие реализации.

На данном занятии студенты представляют три организации города: ООО «Челны-хлеб», Набережночелнинский молочный комбинат, ОАО «Челны — бройлер».

Второй этап — 40 — 45 мин. ОБРАЗОВАНИЕ — на каждой встрече в формате «face to face» перед участниками выступает специалист (или команда специалистов) в области бизнес технологий с семинаром, мастер-классом, бизнес-кейсом или другими приемами передачи знаний. Этот этап интерактивный — участники имеют возможность задать интересующие вопросы, принять участие в решении кейсов или деловой игре.

На данном занятии с семинаром на тему «Методы маркетинговых исследований» перед студентами (представителями организаций) выступит «рабочая» группа студентов (в рамках деловой игры — Демингкоманда).

Третий этап — 20 мин. КОФЕ-БРЕЙК — очень важный во многих отношениях этап события — он не только позволяет отдохнуть между интенсивной работой на встрече, но, что важнее, дает возможность закрепить намеченные деловые связи в неформальном общении. Именно в этот момент участники могут наладить нужные контакты, более предметно пообщаться с интересными им людьми, обсудить детали будущих контактов и проектов.

На данном занятии в процессе кофе-брейк студенты (представители организаций и участники Деминг-команды) в неформальной обстановке должны будут обсудить детали будущих встреч для оптимизации бизнеса.

Заключительный этап — 15 мин. В конце любой встречи подводится итог: выполнена ли цель встречи, каковы удачи и неудачи встречи.

На данном занятии проводится дебрифинг (высказывание мнений, суждений). Каждая команда оценит этапы занятия. Таким образом, будут выявлены достоинства и недостатки совместной работы на занятии, что необходимо для дальнейшего совершенствования в области приобретения ключевых компетенций будущего менеджера, маркетолога, специалиста сферы услуг.

Исследователи установили, что при подаче материала в такой форме усваивается около 90% информации. Активность студентов проявляется ярко, носит продолжительный характер и «заставляет» их быть активными.

Как мы уже отмечали выше, цель образования сегодня заключается в том, чтобы подготовить конкурентоспособную личность, востребованную на рынке труда, развить у обучающихся потребность в саморазвитии, самосовершенствовании. Следует отметить, что и сами студенты проявляют заинтересованность в овладении знаниями, умениями и навыками, которые бы повысили их конкурентоспособность на рынке труда.

Для педагогики высшей школы на современном этапе характерно формирование новой шкалы ценностей, среди которых: индивидуализация образования, гуманитаризация и формирование технологий, рассчитанных на активизацию познавательной деятельности.

Литературные источники.

  • 1. Берулава М. Н., Берулава Г. А. Методологические основы инновационной сетевой концепции развития личности в условиях информационного общества // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе. СПб. -2010.
  • 2. Иванова, Л. А. Формирование компетенций будущего специалиста // Экономика и социум. — 2014. № 1(10) — ISSN 2225−1545.
  • 3. Иванова, Л. А. Интерактивные методы обучения в вузе // Вестник Набережночелнинского государственного торгово-технологического института. Научный альманах. — 2014. № 1(8) — С.153−159.
  • 4. Худакова, Л.В. К вопросу проектирования учебных курсов на основе модульно-компетентностного подхода в профессиональном образовании // Казанский педагогический журнал. — 2015. — № 2. — С 78−82.
  • 5. Худакова, Л. В. Применение технологий практикоориентированного обучения при подготовке специалистов индустрии питания и гостеприимства // Экономика и социум. — 2015. № 1(14) ISSN 2225−1545.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой