Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-педагогические условия обучения будущих учителей ОБЖ в педагогическом колледже

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На втором этапе (2000;2002г.г.) были обоснованы дидактические и методологические принципы отбора содержательной части профессиональной профильной подготовки учителя ОБЖсопоставлены образовательные стандарты профессиональной подготовки учителей ОБЖ в ВУЗе и подготовки по дополнительной квалификации в области БЖ в педагогическом колледжесоставлен учебный план подготовки учителей ОБЖ… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Этапы развития образовательной области «безопасность жизнедеятельности» в отечественной и зарубежной литературе
    • 1. 2. Теоретическое обоснование обучения безопасности жизнедеятельности
    • 1. 3. Проектирование образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности в педагогическом колледже
  • ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Современное состояние изучения курса ОБЖ в общеобразовательных учебных заведениях
    • 2. 2. Комплекс организационно-педагогических условий учебного процесса как составляющая модели обучения будущих учителей ОБЖ
    • 2. 3. Программно-содержательное обеспечение процесса обучения учителей ОБЖ в педагогическом колледже
  • ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ОБЖ В
  • ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
    • 3. 1. Организация и методические условия проведения педагогического эксперимента
    • 3. 2. Обсуждение результатов исследования — реализации организационно-педагогических условий обучения
    • 3. 3. Методическое обеспечение обучения учителей ОБЖ в педагогическом колледже

Организационно-педагогические условия обучения будущих учителей ОБЖ в педагогическом колледже (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном обществе происходит постепенное осознание, что одной из главных проблем и в настоящее время, и в будущем является проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, общества и всего человечества.

Цивилизация, научно-технический прогресс, изначально рассматриваемый как средство удовлетворения все возрастающих потребностей человека, удовлетворения новых материальных и духовных потребностей, создания комфортных условий жизни, сопровождается увеличением количества новых потенциальных опасностей, возрастанием силы и масштаба вредных факторов, начинающих принимать глобальный характер.

Одной из наиболее грозных опасностей становиться терроризм. Если в 2000 году в мире было совершено 423 террористических актов, при которых погибло 405 человек, то трагедия 11 сентября 2001 года унесла около 4000 жизней американцев. В 2003 году при захвате заложников в концертном зале «Норд-Ост» в Москве погибло свыше 300 человек. Мировой терроризм приобретает все больший размах, что требует четкости, организации, определенных навыков не только у спасателей, но и у всего населения.

Причиной возникновения многих опасностей сегодня является деятельность человека, в том числе и преобразующая, и созидательная [12, 24, 30,43,104].

Преобразующая деятельность осуществляется во имя блага человека, для его пользы, однако, зачастую связана с возникновением дополнительных опасностей, причем с увеличением масштабов преобразований, увеличиваются и масштабы опасностей. Противоречие между потребностями социально-экономического развития общества и необходимостью сохранения среды обитания является ключевой проблемой, стоящей перед человечеством.

Разрешить это противоречие возможно путем формирования у обучающихся умения оценивать возникающие опасности, заранее предусмотреть меры защиты, предотвратить опасность. Современный образовательный процесс ориентирован на защиту интересов личности, что отражает гуманистическую направленность образования, утверждение гуманистических ценностей.

Вот почему, особое внимание в образовании уделяется развитию личности, в том числе личности безопасного типа поведения, созданию условий для саморазвития и самореализации обучаемых, подготовке их к самостоятельной деятельности в реальных жизненных условиях [10, 13, 46,47,54,98,115,155,162,191].

Важно показать молодому поколению необходимость умения оценивать возникающие опасности, заранее предусмотреть меры защиты, предотвратить опасность.

В этой связи возрастает роль новой образовательной области безопасность жизнедеятельности, а также возрастает ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к безопасности жизнедеятельности и выработки у них привычек здорового образа жизни, а также умения адекватно оценивать сложившиеся либо возникающие те или иные жизненные ситуации.

Подрастающие поколение, вступающее в жизнь в современных условиях острого кризиса жизнедеятельности общества, должно знать весь комплекс проблем безопасности, характеризующих состояние общества. С целью обучения учащихся безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени в системе «школа-ВУЗ» Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 года № 253 был введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности».

В своем развитии дисциплина БЖ прошла ряд этапов, характеризующихся изменениями критериальных основ содержания и задач обучения.

Первый этап (1991;1994гг.). В преподавании главенствующей была идея показа негативных последствий стихийных бедствий и катастроф, которые подстерегают всякого, кто не готовит себя к этому. Подобный прессинг формировал из обучаемых потенциальную жертву чрезвычайных ситуаций, которой уготовано жить в постоянном страхе. Именно в ориентации на патогенную основу факторов риска и заключалась негативная сторона данной образовательной стратегии.

Концептуальной основой второго этапа (1995;1997гг.) было обращение к разуму человека. Безопасная личность есть следствие безопасности разума. Человек сам должен заботиться о своей безопасности. В этот период широко освещались объективные статистические данные и патогенные механизмы воздействия факторов риска, разрабатывались различные модели безопасности жизнедеятельности.

Современный, третий этап становления дисциплины БЖ характеризуется развитием концепции безопасности, ориентированных на предупреждение ЧС, устранение причин их возникновения.

В связи с этим первостепенное значение в соответствии с модернизацией образования приобретает решение методологических проблем обучения безопасности жизнедеятельности, определение содержательной части образования, усиление практической части обучения.

Очевидно, что эффективность обучения школьников основам безопасности жизнедеятельности напрямую связана с профессионализмом и подготовленностью учителей. Процесс профессиональной подготовки учителей ОБЖ, организованный в ВУЗах и ПК имеет много противоречий, что привело к исключению самого предмета ОБЖ из учебного плана ряда школ ввиду кадровой неукомплектованности, в других школах ОБЖ преподают военнослужащие запаса или учителя-предметники.

Проведенные исследования (А.В.Старостенко, Л. А. Михайлов, 1997 г.) отмечают, что только 79% студентов, поступивших в ВУЗ, изучали предмет ОБЖ в школе. Среди изучавших ОБЖ только 6,3% изучали предмет с 5 noil класс, 38% школьников изучали ОБЖ только в 10−11 классах.

Исследователи отмечают отсутствие профессиональной подготовки учителей ОБЖ. Предмет преподают учителя-предметники или бывшие военруки.

Проблему укомплектованности кадров усугубляет социальный статус молодого учителя, характеризующийся низкой заработной платой, неудовлетворительным отношением к социальным правам школьного учителя, отсутствием базы профессионального роста для учителей ОБЖ. Образовательным учреждениям требуются подготовленные педагогические кадры — учителя, выпускники педагогических колледжей (ПК), владеющие современными педагогическими технологиями, способные осуществлять обучение ОБЖ на основе идей и принципов новой педагогики.

Изучение путей решения данной проблемы представляется достаточно важным и значимым, что позволило определить тему исследования: «Организационно-педагогические условия обучения будущих учителей ОБЖ в педагогическом колледже».

Актуальность исследования проблемы обучения учителей ОБЖ в педагогическом колледже определяется следующим:

1. Социальный аспект Увеличение числа потенциальных опасностей сопровождается увеличением тяжести их последствий, что снижает уровень безопасности населения.

Исследования позволяют утверждать, что одним из важнейших направлений в решении проблемы является учебно-воспитательная, пропагандистская и превентивная деятельность по предупреждению, распознаванию и защите населения от чрезвычайных ситуаций различного характера.

2. Теоретический аспект.

Анализ существующих вариантов учебных планов и учебно-методической литературы, приведенный в работах (Б.И. Мишин, А. Т. Смирнов, Л. А. Михайлов А.В.Старостенко,) показал, что проблеме подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности, учителей ОБЖ в условиях педагогического колледжа, уделено недостаточное внимание. Необходимы научные исследования данной проблемы, изучение отдельных ее сторон, таких как общие требования к подготовке педагогов-специалистов БЖ, уточнение организационно-педагогических условий образовательного процесса, оптимизация методической системы, форм и средств обучения.

3. Практический аспект.

Необходимо обучать детей основам безопасной жизнедеятельности на всех ступенях образования, начиная с дошкольных образовательных учреждений и начальной школы.

Для этого требуются подготовленные педагогические кадры, учителя выпускники педагогических колледжей, способные осуществлять обучение ОБЖ на основе идей и принципов новой педагогики.

Таким образом, актуальность проблемы определена противоречиями между:

— потребностью общества в сохранении жизни и здоровья детей и недостаточной разработанностью проблемы (в теоретическом и методическом плане) подготовки учителей ОБЖ в педагогическом колледже;

— социальным заказом общества по подготовке учащихся и практическим отсутствием педагогов-учителей ОБЖ, профессионально обученных в учебных заведениях среднего профессионального образованияпотребностью в совершенствовании курса ОБЖ с учетом интегрированного характера предмета и усиления практической направленности и реальным состоянием учебно-методической базы подготовки учителей ОБЖ в педагогическом колледже;

— введением дополнительной квалификации в области безопасности жизнедеятельности в педагогических колледжах и отсутствием соответствующего учебно-методического комплекса. Данные противоречия обуславливает актуальность проблемы и выбор темы исследования.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс дополнительной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в педагогическом колледже.

Предмет исследования: методика учебно-воспитательного процесса дополнительной подготовки по безопасности жизнедеятельности в педагогическом колледже.

Цель работы: выявление научно обоснованных условий обучения будущих учителей ОБЖ в педагогическом колледже. Основные задачи работы:

1. На основе анализа философской, психолого-педагогической и методической литературы определить состояние развития исследуемой проблемы в историческом аспекте и на современном этапе развития профильного образования;

2. Изучить модели профессионального педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности и обосновать необходимость обучения учителей ОБЖ в педагогическом колледже;

3. Выявить и научно обосновать организационно-педагогические условия учебного процесса по дополнительной подготовке по безопасности жизнедеятельности;

4. Методологически обосновать, спроектировать и апробировать модель обучения будущих учителей ОБЖ.

5. Выявить учебно-методические особенности процесса обучения учителей ОБЖ в условиях педагогического колледжа.

Гипотеза исследования: организационно-педагогические условия подготовки учителей ОБЖ в педагогическом колледже могут быть созданы, если.

— будут выявлены проблемы развития профессионального педагогического образования в области БЖ;

— будут созданы общие (современные) модели в образовательной области, обеспечивающие непрерывность и преемственность, вариативность и диверсификацию образования, гуманизацию и личностно-ориентированный подход к обучаемым;

— будет определена содержательная составляющая образования в области подготовки учителя ОБЖ в соответствии с квалификационными требованиями и государственным стандартом.

Для реализации поставленной цели и в соответствии с выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. На основе анализа философской, психолого-педагогической и методической литературы определить состояние развития исследуемой проблемы в историческом аспекте и на современном этапе развития профильного образования.

2. Выявить модели профессионального педагогического образования в области БЖ и обосновать необходимость подготовки учителей в педагогическом колледже (ПК) как ступени непрерывного педагогического образования.

3. Выявить учебно-методические особенности процесса обучения будущих учителей ОБЖ в условиях педагогического колледжа;

4. Определить и научно обосновать организационно-педагогические условия обучения учителей ОБЖ в ПК;

5. Методологически обосновать, спроектировать и апробировать модель подготовки учителей основ безопасности жизнедеятельности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

— методология и теория познания, теория деятельности, теория развития личности Щ. К. Анохин, Н. Н. Батищев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн и др.;

— системный подход в образовании (В.Г.Ананьев, Ю. К. Бабанский, Л. И. Божович, Е. И. Казакова и др.);

— комплекс идей и научных положений в области педагогического направления безопасности жизнедеятельности (С.В.Белов, В. А. Девесилов, К. Р. Малаян, Л. А. Михайлов, Б. Н. Мишин, О. Н. Русак, В. ИСапронов и др.);

— основные идеи педагогического профессионального образования (Е.В.Бондаревская, Н. В. Бордовская, З. И. Васильева, И. А. Колесникова, В. А. Сластенин, В. П. Соломин, А. П. Тряпицына и др.) — принципы педагогического проектирования (В.П.Беспалько, Б. С. Гершунский, Е.С.Заир-Бек, Е. И. Казакова, И. А. Колесникова, Л. А. Михайлов, АЛ. Тряпицына, В. Е. Радионов, и др.);

— особенности подготовки учителя в системе среднего педагогического образования (С.П.Архипов, Т. Г. Галактионова, Б. С. Гершунский и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1. Теоретические: анализ и синтез философской, психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследованияизучение нормативных и программно-методических документов об образованиитеоретико-методологический анализ состояния исследуемой проблемымоделированиепроектирование профессиональной подготовки учителей БЖ в педагогическом колледжеразработка методологических основ реализации образовательной программы;

2. Эмпирические: педагогическое наблюдение, интервьюирование и анкетирование учителей и студентов, беседа, изучение продуктов деятельности, педагогический эксперимент.

3. Методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных: поэлементный и пооперационный анализ ответов, статистические методы обработки результатов эксперимента, графические и табличные интерпретации данных.

Исследование проводилось в 1999;2004г.г. и включало три этапа:

На первом этапе (1999;2000г.г.) были определены цель, объект предмет, гипотеза, задачи исследованияизучено состояние исследуемой проблемы в философской, психолого-педагогической литературе и в практике обучения ОБЖ в общеобразовательных школах и средних специальных учебных заведениях — определены научные основы обучения БЖ и определена методика констатирующего экспериментаизучен опыт работы учителей школ Санкт-Петербурга, проведен констатирующий экспериментобобщены полученные результаты.

На втором этапе (2000;2002г.г.) были обоснованы дидактические и методологические принципы отбора содержательной части профессиональной профильной подготовки учителя ОБЖсопоставлены образовательные стандарты профессиональной подготовки учителей ОБЖ в ВУЗе и подготовки по дополнительной квалификации в области БЖ в педагогическом колледжесоставлен учебный план подготовки учителей ОБЖ в педагогическом колледжеопределены организационно-педагогические условия подготовкисоставлена образовательная программа подготовки учителей ОБЖ в педагогическом колледжеразработана модель профильной профессиональной подготовки учителей основ безопасности жизнедеятельности (ППУ ОБЖ), которая была внедрена в учебно-воспитательный процесс педагогических колледжей № 2, № 7, № 8 Санкт-Петербурга.

На третьем этапе (2002;2004г.г.) был продолжен формирующий экспериментпроведена экспериментальная проверка результативности разработанной модели подготовки учителя ОБЖ в педагогическом колледжевнесены коррективы в образовательную программу в связи с изменением Госстандарта высшего профессионального образования по специальности БЖосуществлены анализ и интерпретация результатов экспериментального исследованиясформированы выводы. Научная новизна исследования заключается в том, что.

• проблема обучения учителей ОБЖ в педагогическом колледже явилась предметом специального изучения в области организационно-педагогической составляющей профильной подготовки учителей в педагогическом колледже;

• обоснованы теоретические положения обучения будущих учителей ОБЖ;

• определены цель и задачи обучения будущих учителей ОБЖ в соответствии с целями обучения безопасности жизнедеятельности;

• установлен комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих реализацию созданной модели обучения будущих учителей ОБЖ.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определены теоретические основания обучения учителей ОБЖвыявлены сущность, место и роль организационно-педагогических условий обучения учителей ОБЖ в педагогическом колледжеразработана модель обучения, которая может быть перенесена в другие области профессиональной подготовки в условиях среднего специального учебного заведенияобоснованы принципы отбора содержания и организации процесса обучения будущих учителей ОБЖ в ПК: системности, развивающего обучения, научности и фундаментальности образования, вариативности и многомерности педагогического воздействия.

Практическая значимость исследования заключается в создании модели ППУ ОБЖ в педагогическом колледже, в разработке образовательной программы, в коррекции вузовских учебных программ и создании новых учебных программ, тематических планов, в апробировании модели ППУ ОБЖ в реальной подготовке учителей ОБЖ в.

3-х педагогических колледжах г. Санкт-Петербурга. Разработанная модель и полученные выводы исследования могут найти массовое применение в практике профессиональной подготовки учителей ОБЖ в педагогических колледжах, в системе повышения квалификации учителей ОБЖ, подготовке и переподготовке педагогических кадров.

Достоверность результатов исследования обеспечена: методической целостностью работы, базирующейся на принципах системного, личностно-деятельностного, интегративного и комплексного подходових согласованностью с фундаментальными положениями философии, психологии педагогики и безопасности жизнедеятельностиадекватностью использованных методов цели и задачам исследованиямногосторонним качественным и количественны анализом фактического материала, полученного в ходе исследованиярезультатами педагогического эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в учебно-воспитательном процессе педагогических колледжей Санкт-Петербурга (№ 2, № 7, № 8). Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры методики обучения безопасности жизнедеятельности факультета БЖ РГПУ им. А. И. Герцена, на международных научно-практических конференциях «Ребенок в современном мире» (С.-Петербург, 2002;2005), международном конгрессе валеологов «Здоровье человека» (С.Петербург, 2002;2004), на всероссийских научно-практических конференциях «Направления и перспективы развития образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» (С.-Петербург, 2002;2005), на межвузовских конференциях «Здоровье и безопасность школьников» (С.-Петербург, 1998;2001), на межвузовской научно-практической конференции «Пикалевские чтения. Гуманизация и гуманитаризация образования» (Пикалево, 2004). На защиту выносятся:

• Результаты анализа проблемы подготовки школьников по основам безопасности жизнедеятельности.

• Научно-теоретические основы профессионального образования в области безопасности жизнедеятельности.

• Экспериментальная модель обучения будущих учителей ОБЖ в педагогическом колледже (ОБУ ОБЖ).

• Комплекс организационно-педагогических условий обучения будущих учителей ОБЖ как основной компонент модели ОБУ ОБЖ в педагогическом колледже.

• Позитивные результаты, полученные в ходе внедрения и апробации экспериментальной модели обучения, теоретические положения и выводы исследования.

Выводы по III главе.

1. В ходе педагогического эксперимента нами были определены важнейшие условия реализации разработанной модели обучения будущих учителей ОБЖ в педагогических колледжах: программно-содержательно обеспечение образовательного процесса, включающее определение структуры и содержания процесса обученияучебно-методическое обеспечение, подразумевающее комплексное использование различных методов, форм и средств обучения, в том числе активных и нетрадиционных методовидентификационно-контрольное обеспечениематериально-техническое обеспечение, представленное учебно-методическим комплексома также финансово-правовое и кадровое обеспечение образовательного процесса.

2.Экспериментальное обучение, направленное на проверку гипотезы, подтвердило правильность идей о том, что организационно-педагогические условия могут быть «определены, как необходимые и достаточные, если: учтены общие (современные' требования в образовательной области, непрерывность и преемственность, вариативность и диверсификация образования, гуманизация образования и лич-ностно-ориентированный подходопределена содержательная составляющая образования в области обучения учителей ОБЖ в соответствии с квалификационными требованиями и государственным стандартомопределены критерии оценки результативности образовательной программы и проведена ее профессиональная апробация. Данные анализа успеваемости и трудоустройства выпускников, результаты анкетирования подтверждают правильность гипотезы исследования.

3. Методика обучения будущих учителей ОБЖ имеет свои особенности, обусловленные содержанием и задачами образовательного процесса. К важнейшим из них, обеспечивающих эффективную подготовку специалистов безопасности жизнедеятельности, относятся: практическая направленность курса ОБЖ. интенсификация процесса обученияпрофилактическая работа пс аддиктивному поведениюформирование здорового образа жизни.

Заключение

.

1. Вопросам содержания, организации безопасной деятельности человека уделялось большое внимание учеными и практиками на длительном пути исторического развития человечества. Труды видных специалистов в области охраны труда техники безопасности (В.Б.Комаров, П. И. Мустень, А. Н. Быхов,.

A.Н.Винокуров, Л. К. Хоцынянов и др.), гигиены и санитарии (АЛ.Доброславин, Ф. Ф. Эрисман, Н. А. Семашко, С. И. Каплун и др.), валеологии и экологии (И.И, Брехман, И. А. Аршавский, Б. Н. Чумаков,.

B.В.Колбанов и др.), экологии (Ю.П.Одум, В. Н. Сукачев, Н. Ф. Геймерс, И. Н. Пономарева и др.), безопасности военной деятельности (В.Н.Александров, Л. А. Булдаков, А. К. Вахтин, А. Д. Зимон и др.) явились основой представлений о безопасности жизнедеятельности.

Развитие частных проблем безопасности привело к появлению педагогического направления, нацеленного на решение вопросов подготовки в области безопасности жизнедеятельности как общей, так и профессиональной. На основе анализа работ О. В. Белова, К. Р. Малаяна, Л. А. Михайлова, О. А. Русака, И. А. Щеголева определены понятия безопасность жизнедеятельности", «личность безопасного типа поведения» (ЛБТП), «модель», «организационно-педагогические условия" — выявлены задачи обучения будущих учителей ОБЖопределены пути подготовки учителей ОБЖ в системе непрерывного педагогического образованияпредложен вариант обучения учителей ОБЖ в педагогическом колледже в рамках дополнительной квалификации.

2. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о необходимости формирования у учащихся умений и навыков безопасного поведения, здорового образа жизни, формирования личности безопасного типа, что является приоритетной задачей курса ОБЖ. Однако в педагогической практике до сих пор не решены многие организационно-методические проблемы, вызванные слабой материальной базой преподавания ОБЖ и отсутствием в ряде школ недостаточной профессионально подготовленных учителей ОБЖ.

3. Анализ научной и методической литературы позволяет обосновать один из путей решения данной проблемы — дополнительную подготовку учителей ОБЖ в педагогическом колледже. Такая подготовка возможна параллельно с получением основной педагогической специальности при условии создания и реализации модели обучения будущих учителей ОБЖ (ОБУ ОБЖ), существенной составляющей которой являются организационно-педагогические условия образовательного процесса профессиональной подготовки учителей ОБЖ.

4. На основе системного, деятельностного, личностно-ориентированного подходов разработана модель ППУ ОБЖ, определены условия реализации модели. Модель представляет собой взаимосвязь целей профессионального образования, целей и задач подготовки учителей ОБЖ, дидактических принципов профессионального педагогического образования, организационно-педагогических условий профессиональной подготовки, методов, форм и средств организации и проведения учебного процесса.

5. В ходе исследования были разработаны организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации предложенной модели, а именно: программно-содержательное обеспечение профессиональной подготовки, включающее определение структуры и содержания процесса обученияучебно-методическое обеспечение, подразумевающее комплексное использование различных методов, форм и средств обучения, в том числе активных и нетрадиционных методовидентификационно-контрольное обеспечениематериально-техническое обеспечение, представленное учебно-методическим комплексома также финансово-правовое и кадровое обеспечение образовательного процесса. б. Экспериментальная проверка эффективности разработанных условий профессиональной подготовки учителей ОБЖ в педагогическом колледже показала высокую результативность профессионального компонента.

16 7 готовности выпускников педколледжа, получивших дополнительную квалификацию учителя ОБЖ, проявляющуюся у них в следующем: 1) усилении педагогической направленности в будущей профессиональной деятельности, что подтверждается данными трудоустройства- 2) успешном продвижении по всем этапам образовательного маршрута (учебным занятиям, педагогическим практикам, курсовому и дипломному проектированию) — 3) соответствии уровня профессиональной образованности выпускников требованиям Государственного стандарта.

7. В ходе реализации организационно-педагогических условий были уточнены методические особенности обучения учителей ОБЖ в педагогическом колледже, обусловленные спецификой содержания и задачами профессиональной подготовки. К важнейшим из них, обеспечивающих эффективную подготовку специалистов безопасности жизнедеятельности, относятся: практическая направленность курса ОБЖ. интенсификация процесса обученияпрофилактическая работа по адциктивному поведениюформирование здорового образа жизни.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.А. Экология и здоровье человека / Н. А. Агаджанян //
  2. Вестник новых медицинских технологий. Тула: 1996. — № 2 — С.53−55.
  3. И.А. Экология человека / Н. А. Агаджанян, В. И. Торшин М., 1994.-201 с.
  4. Г. О горном деле и металлургии / Г. Агрикола. М.: Недра, 1986. -291с.
  5. Актуальные проблемы психологии труда / Сост. М. А. Котик.- Тарту: 1980.-160 с.
  6. И.Ю. Условия эффективного использования учебно-педагогических задач для развития профессиональной самостоятельности будущего учителя / И. Ю. Алексашина // Активные методы, обучения студентов вузов. -JI., 1987.
  7. С.В. Экология и здоровье детей: состояние и пути оптимизации / С. В. Алексеев // Экологические проблемы Балтийского региона и экологическое образование. СПб., 1997.
  8. С.В. Школьное экологическое образование: реальность и перспективы. / С. В. Алексеев, Е. Э. Смирнова. СПб., 1997.
  9. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили.-М., 1996.
  10. Ш. А. Здравствуете, дети! / Ш. А. Амонашвили. М., 1983.
  11. Н.М. Раздумье о здоровье / Н. М. Амосов. М.: Физкультура и спорт, 1987.
  12. Аристотель. Соч. в 4-х томах / Аристотель. М.: Мысль, 1981. — Т.З. — 613 с.
  13. Э.А. Безопасность жизнедеятельности / Э. А. Арустамова М.: Изд. Дом «Дашков и К0», 2001.
  14. В.Г. Мотивации поведения и формирования личности / В. Г. Асеев -М.: Мысль, 1976.-158 с.• 14. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский сост. М. Ю. Бабанский.- М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  15. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  16. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский М., 1982.
  17. .Ц. Психология и методика ускоренного обучения / Б.Ц. Бадмаев• М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 272 с.
  18. В.И. Стандарты в непрерывном образовании. Современное состояние / В. И. Байденко М., 1998.
  19. Н.В. Формирование способностей к педагогическому творчеству у будущего учителя в комплексе «педколледж вуз» / Н. В. Барсуков, В. В. Макарова // Непрерывное педагогическое образование XI. — Белгород, 1995.
  20. Л.В., Индюков Ю. В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: Метод, пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 272с.
  21. Безопасность. М., 1995, № 9 (29).
  22. Безопасность жизнедеятельности. Сборник документов. М., 1998. — 704 с.
  23. Безопасность жизнедеятельности. М.: Изд-во Гос. Академии управления, 1999. — 210 с. ж
  24. Безопасность жизнедеятельности. -М.: Изд-во Дашкова и К, 1991. 205 с.
  25. Безопасность жизнедеятельности. М.: Изд-во МГУ, 1997. — 164 с.
  26. Безопасность жизнедеятельности. М.: Изд-во «Экономика», 1999. — 205 с.
  27. Безопасность жизнедеятельности с основами экологии и охраны природы, под редакцией Б. Д. Гелашвили.- Н. Новгород, ННГУ, 1995.
  28. Безопасность труда в промышленности. 1988. -№ 1.
  29. С.В. Безопасность жизнедеятельности / С. В. Белов М.: МГТУ им. Баумана, 2000.
  30. Е.П. Высшая педагогическая школа в системе непрерывного образования учителя: Диссертация д-ра пед. наук / Е. П. Белозерцев Л.: ЛГПИ, 1990. — С.46−49.
  31. О.А. Понятийно-категориальный аппарат концепции национальной безопасности / О. А. Бельков. Безопасность, М., 1994, № 3.
  32. В.В., Кохран Г. М. Нововведения в профессиональном учебном заведении. Методический аспект / В. В. Беляев, Г. М. Кохран // «Специалист» ж. 1994, № 8.
  33. А.П. Методология и теория профессиональной педагогики / А. П. Беляева Санкт-Петербург, ИПТО РАО, 1999. — 480 с.
  34. В.П. Педагогика и профессиональные технологии / В. П. Беспалько М., 1995.
  35. В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько М., 1989.
  36. Бим-Бад Б. М. Антропологическое основание теории и праюпки современного образования: Очерк проблем и методов их решения / Б.М. Бим-Бад Б. М.: Издательство Российского открытого университета, 1994.
  37. Н.В. Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы / Н. В. Бордовская СПб.: Изд-во РХГИ, 2001. -512 с.
  38. Г. А. Учебно-методическое обеспечение многоуровневой подготовки специалиста образования. Региональная информатика / Г. А. Бордовский, И. Б. Горбунова. 1998, № 1
  39. В.А. Методы педагогических исследований инновационных процессов в школе и вузе: Учебно-методическое пособие.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. -169с.
  40. В.А. Организационно-управленческие инновации в системе высшего педагогического образования / В. А. Бордовский. Санкт-Петербург, изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.
  41. И.И. Валеология наука о здоровье / И. И. Брехман — М.: Физкультура и спорт, 1990.
  42. В.В. Обеспечение жизнедеятельности людей в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие. / В. В. Брехов СПб., 1992. — 38 с.
  43. К.Я. Структурирование учебных программ / К. Я. Вазина, В. А. Яблоков. Вестник высшей школы, 1986, № 3.
  44. Н.П. Безопасность и устойчивое развитие России / Н. П. Ващенин, М. И. Дзлиев, А. Д. Урсул М.: МГЦК, 1998.
  45. JI.C. Собрание сочинений в 6 томах / JI.C. Выготский М.: Педагогика, 1982.
  46. .С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский -М., 1997.
  47. .С. Россия: образование и будущее / Б. С. Гершунский. -Челябинск, ЧФИПО МО России, 1993.
  48. А.Б. Методика построения содержания специального учебного предмета в профессиональной подготовке учащегося / А. Б. Голодницкий Автореферат, М., 1989.
  49. JI.B. Организационно-педагогические основы непрерывного педагогического образования в модели «училище-колледж-ВУЗ» / J1.B. Голуб Институт развития профессионального образования. М., 1998.
  50. Н.К. Методология и методы социальнопедагогической диагностики Н.К. Голубев СПб., 2001. — 188с.
  51. Н.М. Организационно-педагогические условия профессиональной адаптации будущего учителя в системе: Педагогическое училище ВУЗ / Н. М. Голянская — Автореферат. Институт профессионального самообразования молодежи. М., 1994.
  52. Э.В. Экологические проблемы городов в школьном образовании: актуальность, опыт, перспективы / Э. В. Гущина // Экологические проблемы Балтийского региона и экологическое образование. СПб., 1997.
  53. В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов М., 1996.
  54. В.В. Психологический словарь / В.В. Давыдов-М., 1984.
  55. А.В. Основы развивающего обучения: Теория, методы, технологии креативной педагогики / А. В. Далматов под научной ред. А. Ю. Рунеева.- СПб.: ВУС, 1998. -196 с.
  56. М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович, B.JI. Пономаренко. Минск: Изд-во БГУ, 1985. — 240 с.
  57. М.Б. Формирование готовности студентов педагогического училища к воспитательному взаимодействию со школьниками / М. Б. Есаулова СПб., 1993. — 17 с.
  58. С.Ю. Организационно-педагогические условия дистанционного профессионального обучения в исправительных трудовых учреждениях / С. Ю. Жидко. Автореферат к.п.н., Н. Новгород, 2004.
  59. В.И. Инновационные процессы в образовании и новые педагогические технологии / В. И. Загвязинский Тюмень, 1997.
  60. В.И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский М.: Педагогика, 1982.
  61. В.И. Методология и технология комплексного социально-педагогического проектирования / В. И. Загвязинский Тюмень, 1997.
  62. В.И. Теория обучения. Современная интерпретация / В. И. Загвязинский М.: Академия, 2001.
  63. В.И. О системном подходе к методам обучения / В. И. Загвязинский // Общедидакгические проблемы методов обучения. М., 1977. — С.103−113.
  64. В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов М.: Академия, 2001, стр. 208.
  65. Заир Бек Е. С. Основы педагогического проектирования / Е. С. Заир — Бек -Санкт-Петербург, 1995.
  66. Заир Бек Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию / Е. С. Заир — Бек. — Автореферат докторской диссертации. СПб., 1995.
  67. Г. К. Здоровье школьников и учителей: опыт валеологического исследования / Г. К. Зайцев СПб., 1995.
  68. Закон Российской Федерации «О безопасности» М., 1992.
  69. В.П. Экология человека: Пособие для учащихся старших классов / В. П. Иванов, А. С. Обуховская, И. Е. Кричевская, В. П. Романюк / под ред. проф. В. П. Иванова. СПб.: СПб ГМА, 1997. — 233 с.
  70. Исследование современных педагогических проблем: Сборник статей молодых ученых. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. -112с.
  71. Г. М., Коджаспиров А.Ю: Педагогический словарь. М.: Издат. центр Академия, 2001 — 176с.
  72. М.С. Системный подход и гуманитарное образование / М. С. Коган. -Избранные статьи, Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.
  73. Е.И. Дидактические принципы и процедуры проектирования учебного материала. Инновационные процессы в образовании /Е.И. Казакова. Санкт-Петербург, Сборник статей, РГПУ им. А. И. Герцена, 1997.
  74. Е.И. Диалог на лестнице успеха / Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына. Санкт-Петербург, ЗАО «Пресс-Атташе», 1997. — 160с.
  75. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения / В.А. Кан-Калик. Грозный, 1979 (1996).
  76. Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М., 1990.
  77. Кан-Калик В. А. Формирование личности специалиста в ВУЗе / В.А. Кан-Калик. Грозный, 1980.
  78. И.Т. Педагогический колледж в системе непрерывного педагогического образования / И. Т. Карпова //Непрерывное педагогическое образование VII. СПб., 1994.
  79. В.Я. Педагогика и психология высшего образования / В. Я. Кикоть, В. А. Якунин СПб., 1996.-318 с.
  80. B.JI. Беседы о механике / B.JI. Кирпичев. 5-е изд. — M.-JL: Гос. изд. техн.-теорет. лит., 1951. — 360 с.
  81. В.В. Валеология в школе / В. В. Колбанов, Г. К. Зайцев. СПб., 1992.-51 с.
  82. А.К. Психологическое обеспечение педагогического процесса в школе/А.К. Колечко.-СПб., 1997.
  83. Конституция Российской Федерации. -М., 1993.
  84. Концептуальная модель регионального образовательного комплекса «педколледж педВУЗ». — Ростов-на-Дону, РГПУ, 2000.
  85. Концепция педагогического образования. -М., 1988.
  86. М.А. Психология и безопасность / М. А. Котик. Таллин, 1981.-56
  87. В.В. Наука об образовании в современной России: методологический анализ / В. В. Краевский.-М., Известия РАО, 1999.
  88. В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики / В. В. Краевский. -М., 1977.
  89. Т.Н. Общая технология профессионально-педагогической подготовки специалиста в колледже / Т. Н. Крыгина. Автореферат. Ростовский государственный педагогический институт. Ростов-на-Дону, 1999.
  90. И.А. Безопасность как философская категория / И. А. Крылова. -Безопасность, 1994. № 6.
  91. Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания / Т. В. Кудрявцев. М., МЭИ, 1985.
  92. Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н. В. Кузьмина. ЛГУ, 1980.
  93. Н.В. Профессиональная деятельность преподавателя производственного обучения профессиям / Н. В. Кузьмина.-М., 1989.
  94. В.И. Личность в экстремальной ситуации / В. И. Лебедь. М., 1994. -96 с.
  95. В.А. Устройство и обслуживание коксовой печи В.А. Левицкий. -Свердловск-М.: Урал. обл. изд., 1932. 32 с.
  96. B.C. Непрерывное образование: структура и содержание / B.C. Леднев.-М., АПН, 1988.
  97. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / B.C. Леднев. М.: Высшая школа, 1991.
  98. В.И. Полное собрание сочинений / В. И. Ленин. 5-е изд. — М., 1971.-Т.3.-791 с.
  99. М.В. ПСС / М. В. Ломоносов. М.-Л.: Изд. Академии наук ССР, 1954.-Т.5.-747 с.
  100. И. Страх надежду бережет / И. Лукина, А. Щеголев //Основы безопасности жизни. СПб., 1998. 1−2.
  101. Е.А. Материалы к курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / Е. А. Лукьянов. СПб.: Симпозиум, 1996.
  102. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя / Ю. Л. Львова. М., 1983.
  103. В.Г. «Подготовка будущих учителей в педагогических ВУЗах к обеспечению безопасности жизнедеятельности учащихся» / В. Г. Ляшко.
  104. Автореферат. к.п.н., Тула, 2004 г.
  105. Дж. Социальная экология / Дж. Маркович. М.: Просвещение, 1991.
  106. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А. Т. Смирнов, Б.И.Мишин- М.: Просвещение, 2001.-160с.
  107. Методические рекомендации по планированию комплексного методического обеспечения предметов и профессий. М., 1982.
  108. Л.А. Основы безопасности жизнедеятельности человека: Учебное пособие для 5−8-х классов / Л. А. Михайлов. СПб.: Образование, 1996.
  109. Л.А. Основы безопасности жизнедеятельности человека: Учебное пособие для 1−4-х классов / Л. А. Михайлов. СПб.: Образование, 1995.
  110. Л.А. Теоретические и методические подходы к подготовке специалиста в области безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе. Монография. / Л. А. Михайлов. СПб., 2003.
  111. Л.А. Психология общения: учеб. пособие. / Л. А. Михайлов, В. П. Соломин.- СПб.: Образование, 1994. 4.1. — 103 с.
  112. . Об организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательном учреждении России / Б. Мишин // журнал «ОБЖ» М., 1998. № 8.
  113. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса / В. М. Монахов. Волгоград, 1995.
  114. А.Я. Инновации в педагогике профессионального образования / А. Я. Найн. Челябинск, ФИПО МО РФ, 1994.
  115. Научно-методическое обеспечение реформирования педагогического образования в 90-гг. Малор, Ростов-на-Дону. РГПУ, 2001.
  116. Л.А. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе / Л. А. Ненашева // ж. Проблемы средней специальной школы, НИИ ВШ, М., 1989. вып.2
  117. А.М. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования / A.M. Новиков // Ж. «Педагогика», 1998.
  118. A.M. Прогресс образования в России / A.M. Новиков. М., ИЦП НПО РАО, 1997.
  119. Образовательные стандарты: Материалы международного семинара «Разработка образовательных стандартов в демократическом обществе». -СПб, Образование, 1995.
  120. С.В. Словарь русского языка / С. В. Ожегов. М.: Русский язык, 1988.-С.364.
  121. И.А. Национальный интерес России миссия школьного образования / И. А. Олендская, С. И. Меерсон //Основы безопасности жизни. -СПб., 1997.- № 1.
  122. Основы безопасности жизнедеятельности. М., 1998. — № 11. — С. 18−43.
  123. Основы безопасности жизнедеятельности. М., 2000. — № 3. — С. 1−8.
  124. Основы безопасности жизни. 1997. — № 1. — С.42.
  125. Основы безопасности жизни. СПб., 1999. — № 1−2.
  126. Основы валеологии: Учебное пособие / под ред. В. П. Соломина, Л. П. Макаровой, Л. А. Поповой.- СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. -205 с.
  127. Парацельс Теофраст. Магический Архидокс / Теофраст Парацельс. М.: Сфера, 1997. — 385 с.
  128. Е.С. «Организационно-педагогические условия функционирования механизма управления профессиональной подготовкой» / Е. С. Пенчук. Сибирский институт финансов и банковского дела. г. Новосибирск, 2004 г.
  129. Г. Компьютерная поддержка ОБЖ / Г. Попов, Д. Ворошин, Д. Немкин, Е. Пышненко // Основы безопасности жизни. СПб., 1998. — № 4.
  130. Педагогика высшей и средней специальной школы. Межведомственный сборник. / под ред. М. У. Пискунова. Минский университет, 1987. — № 4.
  131. П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов. М., 1999.-354 с.
  132. Подготовка специалиста в области образования: Опыт педагогических вузов России. Вып.VIII. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. -270с.
  133. И.П. Педагогика: учебник для студентов ВУЗов / И. П. Подласый. -М., Просвещение, 1966.
  134. С. Валеология в школе и дома / С. Попов //Основы безопасности жизни. СПб., 1998. — №№ 3−4.
  135. Постановление Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г. № 253 «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР» / Безопасность жизнедеятельности. Сборник документов. М., 1998.
  136. Приказ Министерства образования РСФСР от 27 мая 1991 г. «О введении в государственных общеобразовательных заведениях РСФСР нового курса «Основы безопасности жизнедеятельности» / Безопасность жизнедеятельности. Сборник документов. М., 1998.
  137. Проблемы непрерывного многоуровнего профессионального образования. Материалы региональной научно-практической конференции. Н. Новгород, 1997.
  138. Программно- методические материалы: Основы безопасности жизнедеятельности. Сост. Б. И. Мишин.- Дрофа, 1998.-128с.
  139. Программы «Основы безопасности жизнедеятельности. I-XI классы». -М.: Просвещение, 1997.
  140. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилищ. М., Высшая школа, 1989.
  141. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993.
  142. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям. М. — Профессиональное образование, 1997.
  143. Профессионально-педагогические технологии обучения в профессиональном учебном заведении. СПб., 1995.
  144. В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование / В. Е. Радионов. СПб., 1996.
  145. Ю. В. Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях / Ю. Репин. Алма-Ата, 1994. — 214с.
  146. Ю. В. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие/Урал. гос. пед. ун-т.-Екатеринбург, 2003, 158с.
  147. О.Н. Теоретические начала безопасности жизнедеятельности / О. Н. Русак.-СПб., 1993.-4 с.
  148. О.Н. Теоретические начала безопасности деятельности. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций: введение вбезопасность деятельности / О. Н. Русак. СПб., Ленинградский союз специалистов по БД, 1992.
  149. О.Н. Беседы о безопасности жизнедеятельности / О. Н. Русак, В. К. Зайцева. СПб., 1994. — 96 с.
  150. М. Профессиональная компетентность новые требования качества профессиональной подготовки / М. Сабирская // ж. «Молодежь». -1995. №№ 2−3.
  151. В. Современный комплекс проблем безопасности / В. Сапронов // ж. «ОБЖ». 1998. № 12.
  152. Сборник нормативных документов, Основы безопасности жизнедеятельности/ Сост.Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. -М.: Дрофа, 2004. -48с.
  153. Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. -М. 1998.
  154. Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. М.: Прогресс, 1982. — 124с.
  155. Л.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях: Учебно-методическое пособие / Л. Г. Семушкина, А. Г. Ярошенко. М&bdquo- Высшая школа, 1990.
  156. В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технология / В. В, Сериков. Волгоград, 1994.
  157. В.В. Образование и личность: теория и практика проектирования образовательных систем / В. В. Сериков. М., 1999.
  158. М.Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. М., Педагогика, 1980.
  159. В.А. О современных подходах к подготовке учителя / В. А. Сластенин. Педагогика, 1996. № 1.
  160. Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая / Л. Ф. Спирин. М. Российское педагогическое агентство, 1997.
  161. В.П. Теоретико-методологические основы и особенности организации образовательного процесса в институте естествознанияпедагогического университета:Монография. В. П. Соломин.- СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. 224с.
  162. А.В. Методика преподавания ОБЖ: 5−6 классы: Учебное пособие для учителей / А. В. Старостенко, JI.A. Михайлов. СПб.: Союз, 2001. -152 с.
  163. Старостенко А.В.Организационно-педагогические условия подготовки студентов к преподаванию курса ОБЖ в школе: Дис. на соиск. ученой степ, канд. пед. наук. СПб, 2001.
  164. М. Принципы непрерывного обучения по ОБЖ / М. Сулла, О. Сергеева // Основы безопасности жизнедеятельности. 1998. № 8. С. 10.
  165. М.Б. Безопасность жизнедеятельности / М. Б. Сулла, В. М. Зайчик // Непрерывное педагогическое образование XIII. СПб., 1996.
  166. Тенденции развития высшей и средней специальной школы: сборник научных трудов / под ред. В. М Зуева. М.: НИИВШ, 1988.
  167. Э.П. К вопросу о методических основах формирования концепций безопасности / Э. П. Теплов // ж. «Жизнь и безопасность». -1998.№ 3
  168. Т.Н. Довузовская подготовка, как ступень перехода на многоуровневую структуру высшего педагогического образования / Т. Н. Тимошина // Непрерывное педагогическое образование IV. СПб., 1994.
  169. И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания курса 10−11-й классы / И. К. Топоров. М.: Просвещение, 1996.
  170. И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учащихся 10−11-х классов общеобразовательных учреждений / И. К. Топоров. -М.: Просвещение, 1996.
  171. И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие для учащихся старших классов полной средней школы / И. К. Топоров. СПб., 1994.
  172. И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие для учащихся основной общеобразовательной школы / И. К. Топоров. СПб., 1995.
  173. А.П. Инновационные процессы в образовании. Интеграция российского и западноевропейского опыта / А. П. Тряпицына. сборник статей РПТУ им. А. И. Герцена, 1997.
  174. А.П. Теория проектирования образовательных программ / А. П. Тряпицына. СПб., 1994.
  175. Указ президента РФ «Об утверждении концепции безопасности РФ». -М., 1997.
  176. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. -М., Педагогика, 1990. 192 с.
  177. Федеральный Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». М., 1994.
  178. В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика / В. А. Федоров. Екатеринбург, УГЛУ, 2001.
  179. В.А. Теория развития профессионально-педагогического образования в современных условиях / В. А. Федоров. Авторский доклад, Калуга, 2002.
  180. Формирование учебной деятельности студента / Под общ. ред. В. Я. Ляудис, X. Варнеке, И. И. Ильсов .- М.: МГУ, 1983. — С.35.
  181. Хвант Т. А Основы безопасности жизнедеятельности / Т. А. Хвант, П. А. Хвант. Ростов- на- Дону.: Феникс, 2000. — 349 с.
  182. В.В. Экологически опасные факторы / В. В. Худолей, В. И. Мизгирев. СПб.: Банк Петровский, 1996. — 186 с.
  183. Д.В. Технология обучения в средней специальной школе / Д. В. Чернилевский. Киев, Выща школа, 1990.
  184. .Н. Валеология / Б. Н. Чумаков. М., 1997. — 245 с.
  185. В.Д. Психологический анализ деятельности / В. Д. Шадриков. Ярославль: Ярославск. Гос. ун-т, 1979. — 66 с.
  186. Л.И. Безопасность человека / Л. И. Шершнев. М., 1994. — 114 с.
  187. В.М. Психолого-педагогические ситуации в диагностике нравственной деятельности школьников / В. М. Шилов. Красноярск, 1979. -117 с.
  188. В.И. Формирование готовности педагога к творческому труду / В. И. Щербина. Алма-Ата: Мотеп, 1993. — 87 с.
  189. Д.Б. Психология формирования личности и проблемы обучения / Д. Б. Эльконин. М.: НИИ АПН ССР, 1980. — 166 с.
  190. Ф. Введение к «Диалектике природы» / Ф. Энгельс, К. Маркс. Избранные произведения в 3-х томах. М., 1966. — Т.З. — 54 с.
  191. Энциклопедический словарь «Безопасность деятельности» / Под ред. засл. деят. науки и техники РФ О. Н. Русака, СПб, 2003. 504 с.
  192. Н.Н. Использование активных форм и методов обучения как актуальная проблема непрерывного педагогического образования / Н. Н. Юрьева // Актуальные проблемы непрерывного педагогического образования. СПб.: Образование, 1994. — 94 с.
Заполнить форму текущей работой