Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Историко-теоретические предпосылки развития этнокультурного образования в Республике Татарстан

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для того, чтобы дети граждан республики имели возможность выбирать язык обучения, Министерство образования и науки Республики Татарстан, основываясь на федеральный базисный учебный план 2004 года, разработало и предложило семь вариантов учебных планов для средних общеобразовательных учреждений и шестнадцать вариантов для средних (полных) общеобразовательных учреждений. Кроме того, разработан… Читать ещё >

Историко-теоретические предпосылки развития этнокультурного образования в Республике Татарстан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные принципы языковой политики

этнокультурный школа политика Республика Татарстан, будучи одной из самых крупных национальных регионов РФ, с начала реформ в области языка в стране ведет самую активную работу по сохранению и развитию языков, находящих свое применение на территории республики. Сужение функций татарского языка в производственной и общественной сферах, а также в сфере семейного общения и образования привело к тому, что возникла необходимость придания татарскому языку статуса государственного. Способствовало этому и тот факт, что в начале двадцатого столетия, в процессе становления Татарской республики, уделялось пристальное внимание вопросам языковой политики. В целях развития татарского языка и письменности были приняты и утверждены различные законодательные акты. Правда, в конце тридцатых годов в Советском Союзе основное внимание в языковой политике уделялось вопросам применения в республиках именно русского языка.

О важности формирования новых принципов строительства языка в республике Татарстан было сказано на повестке в конце восьмидесятых годов прошлого столетия. В это время на федеральном уровне тоже началось вырабатывание нормативно-правовой основы (Валеев, 2007). Соответственно Закон РТ «О языках народов Республики Татарстан», который был принят в июле 1992 года, в своих положениях основывался на обновляемое законодательство России.

Согласно Закону Российской Федерации и Декларации о государственном суверенитете РТ, в республике был принят Закон, провозглашающий татарский и русский языки государственными языками. Шестого ноября 1992 года в Конституции РТ был закреплен данный статус обоих языков.

Согласно седьмой статье Закона РТ «О языках народов РТ» от 20.07.1994 года, постановлению Верховного Совета РТ утверждена была Государственная программа, направленная на сохранение, изучение и развитие языков народов, проживающих на территории Республики Татарстан. В процессе реализации данной Программы государственные языки (в частности татарский) и языки народов, проживающих на территории республики, стали восприниматься в качестве вопросов первостепенного значения. В условиях общественного преобразования, которое было связано с развивающимися рыночными отношениями, удалось приостановить процесс сжатия сферы действия национальных языков. Кроме этого, в начале нового века значительно увеличилось использование национальных языков представителями органов государственной власти, возросла численность средств массовой информации (печатных и электронных); успешно решены задачи первого этапа в процессе организации изучения национальных языков и культур в средних общеобразовательных учреждениях, а также учреждениях начального профессионального образования, который связан с обеспечением квалифицированными кадрами и учебно-методической литературой (К.Н.Миннулин, 2007).

Согласно основным принципам политики государства в области государственных языков и других языков Республики Татарстан, которые предполагают гармоничное взаимодействие и развитие языков, Госсоветом республики 1.07.2004 года был принят Закон «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан». В сентябре того же года утверждена Госпрограмма, направленная на сохранение, изучение и развитие государственных языков и других языков в РТ на 2004 — 2013 годы (Валеев, 2007).

Для развития любого языка очень важное значение имеет национальная культура. Развитие языка и культуры происходит посредством взаимного обогащения. В Татарстане в результате данного процесса произошел рост социально-политических функций татарского языка, повысился его статус. Так, например, значительно возросла численность печатных и электронных СМИ, которые используют в своей деятельности национальный язык; довольно успешно организовано преподавание татарского языка и литературы в общеобразовательных учреждениях, а также учреждениях профессионального образования; образовательные учреждения обеспечены квалифицированными кадрами и учебно-методической литературой; активизировано изучение языков других наций, проживающих на территории Республики Татарстан и пр. Данные факты никак не отразились на сокращении функциональной значимости русского языка, который выполняет функцию общения между людьми в поликультурной и полилингвальной стране.

Для того, чтобы дети граждан республики имели возможность выбирать язык обучения, Министерство образования и науки Республики Татарстан, основываясь на федеральный базисный учебный план 2004 года, разработало и предложило семь вариантов учебных планов для средних общеобразовательных учреждений и шестнадцать вариантов для средних (полных) общеобразовательных учреждений. Кроме того, разработан учебный план и для общеобразовательных учреждений с этнокультурным компонентом содержания образования. В каждом образовательном учреждении изучаются государственные языки Республики Татарстан, родные языки, культура, история и традиции родного народа (Бухарева, 2006). Общеобразовательные учреждения с этнокультурным компонентом содержания образования (марийским, чувашским, удмуртским, мордовским) работают по учебному плану, в котором для изучения родного языка отведено от трех до пяти часов в неделю.

Дошкольные образовательные Республики Татарстан тесно взаимодействуют с детскими садами г. Москвы, Республики Башкортостан, Пермской, Челябинской, Свердловской областей. Педагоги совместно проводят различные совместные мероприятия, безвозмездно обмениваются педагогической и методической литературой. Для них регулярно организуются выездные курсы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой