Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальные силы и общественные интересы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экономика социальных благ существенно отличается от «чисто рыночной» экономики. Управление ею в корне отлично от управления и контроля как в коммерческих структурах, так и в государственной сфере. Если частные блага (товары и услуги) в силу легкости их «расфасовки» могут быть подсчитаны, соотнесены с издержками и прочими количественными показателями, то общественные блага прямому измерению… Читать ещё >

Социальные силы и общественные интересы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Когда речь заходит об обществе, социологи говорят о классах, этносах, стратах и прочих социальных группах. Однако при таком подходе не улавливаются бюрократия, молодежь, творческая интеллигенция, массмедиа, маргинальные группы и другие социальные акторы, важные для разъяснения динамики современного общества. Также и ориентация на национально-этническую структуризацию оказывается глубоко вторичной, поскольку сами нации и этносы (включая и национально-этническую идентичность личности) формируются в результате определенных политических практик, реализующих определенные интересы. Даже плодами национального движения все равно воспользуются силы, интересы которых и наполнили абстрактную идею реальными возможностями.

Не случайно классовые и этнические классификации не смогли ничего дать для прогнозов ряда важных политических процессов: например, распад СССР, последствия экономических реформ, «цветные» революции, арабская весна оказались неожиданными для большинства аналитиков, пользующихся традиционными категориями Поэтому на первый план в современном обществоведении выходит идея социальной силы — общности людей, объединенных интересами и программой их реализации, а также обладающих ресурсами — материальными, финансовыми, организационными, информационными, человеческими — для осуществления этой программы. Такой подход акцентирует интеграцию целей и средств. Он улавливает направленность развития общественной системы, определяющую ее функции, закрепляемые в определенных структурных образованиях.

С этой точки зрения и научная, и художественная, и политическая, и религиозная жизнь развиваются по единой схеме институционализации нормативно-ценностных систем, рассмотренной ранее: новая идея создает объединение единомышленников, которое развивается в неформальную ассоциацию и далее — в социальный институт. На каждом из этапов создаются условия перехода к следующему уровню самоорганизации социальной силы: систематическое общение, выдвижение лидера, вербовка учеников и сторонников, доступ к СМИ, финансовым и материальным ресурсам.

В условиях неразвитых социальных сил их заменяют сложившиеся социальные институты — коллективы предприятий и их управленческий персонал, отраслевые структуры, спецслужбы, СМИ и пр. Их функции не относятся к политической жизни, но они реально объединяют материальные и финансовые ресурсы, а значит людей при этих ресурсах. И люди в отсутствие общественных интересов оказываются заложниками этих структур.

Государство также не может организовывать все проявления социальной жизни. В четком осознании зоны ответственности государства и состоит проблема. Эта зона ответственности должна быть очерчена производством социальных благ, которые в принципе не могут быть реализованы на коммерческой основе.

Полноценные экономика и рынок не сводятся к удовлетворению индивидуального спроса на товары. Частные блага и услуги достаточно просто «расфасовываются» по объему и получателям. Одежда, продукты питания, услуги жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и т. п. имеют вполне конкретную характеристику: потребление их одним человеком исключает потребление их другими людьми. Хлеб, съеденный одним человеком, уже недоступен другим.

Но существуют еще и общественные интересы — неделимые и неконкурентные. Некоторые из них выражают систему интересов индивидуальных: чистые вода и воздух, безопасность, медицинские услуги и т. п.; а некоторые выражаются в ценностях всего общества: культурно-историческое наследие, определенный образ жизни, нравственность… Потребление общественных благ одним человеком не исключает, а предполагает доступность их для потребления другими людьми. Воздух, которым мы дышим, — благо, данное природой всем сразу. Городская архитектура — плод усилий многих людей, и при нормальных условиях не может быть объектом исключаемое™. Шум, загрязнение воды или воздуха — зло, от которого невозможно избавить отдельного человека. И наоборот — у отдельного человека нельзя отнять право наслаждаться тишиной и чистым воздухом в парке. Или можно, но до определенной степени, установив соответствующие границы и исключив посторонних лиц из пользования этим благом. В некоторых местностях пляжами и парками могут пользоваться только местные жители, на чьи налоги, как считается, содержатся эти зоны отдыха.

Чаще всего общественные блага убывают в процессе их потребления. Избыток потребителей или избыточная частота обращения к ним, как правило, наносят им ущерб. Шоссейные дороги — пример избытка потребителей, когда рост числа пользователей вызывает пробки и создает неудобства для других. Когда блага характеризуются неисключаемостью, мы имеем небольшие возможности их выбора и наше мнение о них не оказывает влияния па их качество. Более того, мы бываем вынуждены потреблять общественные блага, к которым относимся негативно: нерадивые ЖКХ, перенасыщенные транспортом магистрали, не вызывающие доверия и уважения правоохранительные органы и тому подобные детали российского быта.

Поскольку никто не может быть лишен права пользования дарами природы, у людей возникает ощущение, что платить за это они не должны. Аналогично у владельцев предприятия, выпускающего дым в атмосферу, нет стимулов устанавливать дорогостоящее оборудование, фильтрующее дым. Кончается это все тем, что не удается обеспечить должный уровень общественных благ. Поэтому блага совместного пользования, когда исключаемость затруднена или невозможна, предполагают специальные усилия по поддержанию их уровня и особые структуры управления, которые могут эти усилия обеспечить. Рыночные институты тут не работают, поэтому оказывается необходимым вмешательство государства с его правом применять санкции к тем, кто уклоняется от участия в общих затратах и не бережет блага, принадлежащие всем.

Если в малых социальных группах контроль за справедливым распределением общих благ между всеми реализуем довольно легко, то в больших группах каждый человек анонимен, и безнаказанное нарушение справедливости — не редкость. В этом случае необходимо принуждение к участию в общих затратах (например, через сбор налогов) па поддержание должного уровня общественных благ.

То есть по самой своей природе общественная экономика нуждается в инстанциях, наделенных правом принуждения. Более того, само обеспечение законности и порядка — общественное благо, которое становится условием обеспечения всех прочих благ. Рыночная экономика, построенная па принципах исключаемость, обмена и добровольного взаимодействия, общественные блага обеспечивать не может.

Однако обращение к принудительным мерам — не гарант получения людьми благ. Наоборот, инструменты насилия могут использоваться для того, чтобы лишить кого-то права пользования общественными благами и тем самым сделать его более бедным, а не более богатым.

Но есть общественные блага, которые в процессе потребления не убывают, а даже увеличивают свою ценность и значение. Спектакль, концерт, книга, фильм, политические и религиозные идеи — чем больше людей ознакомится с ними, тем они становятся значимее. Как говорил Б. Шоу: «Если у тебя есть яблоко, и ты мне его отдал, у тебя яблока не стало, оно стало моим, а если я его съем, то его вообще не станет. Однако если у меня есть идея, и я поделюсь ею с тобой, у нас будет общая идея». Это полностью соответствует роли в обществе морали, искусства, образования и многих других общественных благ… В конечном счете все сводится к развитию человеческого капитала, вложениям государства в социальное и гуманитарное развитие населения. Правовое и политическое самосознание людей предполагают их достаточно высокое нравственное, духовное и интеллектуальное развитие, не говоря уже об их физическом и психическом здоровье.

Именно за учет и развитие социальных и социально-культурных факторов и получают нобелевские премии ведущие зарубежные экономисты. В развитых экономиках государством перераспределяется до 1/3 ВВП. Речь идет не о благотворительной раздаче, а именно о производстве и поддержании общественных благ. Отсутствие внятной и вменяемой социальной политики ведет к вырождению общества, а недоразвитость социальной инфраструктуры серьезно сказывается на экономике. Например, отсутствие нормального рынка жилья, делающего его доступным, определяет невозможность переезда специалистов к местам повой перспективной работы и делает диспропорцию развития регионов угрожающей.

Экономика социальных благ существенно отличается от «чисто рыночной» экономики. Управление ею в корне отлично от управления и контроля как в коммерческих структурах, так и в государственной сфере. Если частные блага (товары и услуги) в силу легкости их «расфасовки» могут быть подсчитаны, соотнесены с издержками и прочими количественными показателями, то общественные блага прямому измерению не поддаются. Увеличение доступа к качественному образованию, к услугам учреждений культуры даст результат в росте человеческого капитала, но насколько именно он возрастет — точный ответ дать невозможно, поэтому нельзя точно сопоставить затраты и прибыл,. А поскольку тяжело измерить «выход» общественных благ и услуг, трудно и оценить качество работы инстанций, ответственных за общественные блага.

Таким образом, основными проблемами организации общественной экономики являются следующие: отсутствие исключаемость, количественных показателей и соответствующего способа измерения, малые возможности индивидуального выбора, а также неэффективность и опасность полного государственного контроля в этой сфере.

Речь идет о множестве сфер производства и потребления общественных услуг: общественный порядок, образование, культура и искусство, водоснабжение, пожарная охрана, социальное обеспечение, здравоохранение, транспорт. Работа в них организуется на основе различных организационно-правовых форм и форм собственности: государственной, муниципальной, общественных организаций, частной. Каждая из этих сфер имеет разные возможности сочетания общественных и частных интересов, централизации и координации. Так, в сферах охраны общественного порядка или водоснабжения — большие возможности централизации, чем в сфере культуры и искусства. Однако все участники процесса находятся в тесной взаимосвязи, суть которой — социальное партнерство. Например, оптимальный способ финансирования образования и культуры — объединение местных, федеральных, региональных и частных ресурсов. А если в обеспечении общих благ нет пропорционального участия и заинтересованных, и ответственных сторон, как это было в советской экономике, то получающий выгоду может счесть их бесплатными.

Важно также увеличение возможностей выбора общественных услуг и их конкуренция. Именно это открывает перспективы для совершенствования. Конкурентностьвообще ключевой фактор демократии. Коммерческие и государственные структуры всегда склонны к монополизму и заинтересованы в уменьшении конкурентных альтернатив. Если им это удается, конкуренция становится неэффективной, а то и деградирует до сговора.

Поскольку рядовые члены общества могут не отдавать себе отчета в важности и необходимости таких ценностей, которые выступают именно общественными выразителями, носителями и защитниками общественных интересов, в нормальном обществе выступают просвещенная часть граждан, государство и элита.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой