Вопросы и задания
![Реферат: Вопросы и задания](https://gugn.ru/work/6595215/cover.png)
Насколько актуальны взгляды Водовозова на литературоведческую сторону методики? Обоснуйте свою точку зрения, опираясь на современные методические и литературоведческие работы. Словесность в образцах и разборах, с объяснением общих свойств сочинения и главных родов прозы и поэзии. 3-е изд., доп. СПб., 1878. В 1986 г. изданы избранные педагогические сочинения В. И. Водовозова. Книга для… Читать ещё >
Вопросы и задания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Какие методические приемы «развития учащихся» вы знаете? С какими работами на эту тему вы знакомы? Составьте хронологическую таблицу для сравнения того, как понимали идею развития применительно к литературному образованию различные методисты.
- 2. Что значило «умение читать» для Водовозова?
- 3. Насколько актуальны взгляды Водовозова на литературоведческую сторону методики? Обоснуйте свою точку зрения, опираясь на современные методические и литературоведческие работы.
Сведения о методисте
Василий Иванович Водовозов (1825—1886) в 1843 г. поступил на филологический факультет Петербургского университета, после окончания которого был назначен младшим учителем варшавской реальной гимназии. В 1851 г. он перешел в 1-ю петербургскую гимназию.
Детство будущего замечательного педагога и методиста прошло в обстановке крайней нужды. В коммерческом училище, куда его определили по ходатайству матери, он писал за своих одноклассников сочинения, получая от них в качестве платы лишнюю порцию гречневой каши.
С 1860 по 1862 г. Водовозов преподавал в Смольном институте. Одна из его учениц — Елизавета Николаевна Цевловская — стала женой педагога, преемницей его педагогических взглядов. Интереснейший мемуарный материал, посвященный В. И. Водовозову, содержится в ее книгах «На заре жизни» и «Грезы и действительность». Вот как описывает она самый первый урок, который провел в ее классе В. И. Водовозов. Он начал с чтения стихотворения А. С. Пушкина «Чернь». Затем он «заметил, что на ту же тему Некрасовым написано „Поэт и гражданин“ (мы в первый раз услыхали имя этого поэта), и опять от начала до конца, так же прекрасно и тоже наизусть он произнес и это стихотворение, а затем приступил к объяснению… Последовательно объясняя стихотворения того и другого поэта, Василий Иванович дал краткое изложение идей, господствовавших в литературе с двадцатых до половины сороковых годов, и тех, которые возникли в ней с конца сороковых и в пятидесятых годах, перед крестьянскою реформою. Таким образом, в конце лекции перед нами само собою выяснилось содержание и смысл того и другого стихотворения»[1].
Преподавание литературы В. И. Водовозов связывал прежде всего с изучением самого художественного произведения. Свой принцип изучения литературы он называл «реальным», противопоставляя его «эстетическому методу». Реализовываться этот принцип должен был путем сравнения одних произведений с другими — по сходству или по контрасту. При этом усвоение теоретико-литературных понятий тесно увязывалось с изучением конкретных литературных произведений.
Нельзя не отметить определенной узости теоретических воззрений методиста. Он недооценивал роль писательского воображения в литературном творчестве, полагал, что «идею» произведения формирует сама действительность, а писателю остается лишь зафиксировать ее и художественно выразить. Поэтому в основу изучения литературных произведений им кладется идейно-тематический принцип. Чтобы побыстрее добиться просветительских целей, Водовозов предлагал прибегать к взаимному обучению, что было особенно важно при образовании взрослых людей.
Лучшие стороны его методического наследия — упор на анализ художественного текста, последовательное изучение произведений в курсе словесности, активизация читательских ассоциаций путем предлагаемых учителем сравнений, взаимосвязанное усвоение учениками исторических сведений и историко-литературных понятий.
Методические работы:
Книга для первоначального чтения в народных школах (1896 — 20-е изд.).
Книга для учителей (1879 — 5-е изд.).
Словесность в образцах и разборах, с объяснением общих свойств сочинения и главных родов прозы и поэзии. 3-е изд., доп. СПб., 1878.
Русские сказки в стихах (1883).
Элементарные рассказы из физики и химии (1873).
В 1986 г. изданы избранные педагогические сочинения В. И. Водовозова.
- [1] Водовозова Е. Н. На заре жизни. М.—Л., 1934. Т. 2. С. 312.