Контроль уровня развития выносливости
В целом выносливость определяют, как способность длительно выполнять целенаправленные двигательные действия без снижения их эффективности. Это определение применимо к оценке выносливости в подавляющем большинстве видов спорта. Исключение составляют соревновательные упражнения в так называемых циклических видах спорта. Для этих упражнений выносливостью будет способность выполнять задание… Читать ещё >
Контроль уровня развития выносливости (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
При выполнении достаточно долго какого-либо движения (например, многокилометровая велосипедная гонка на заданную дистанцию) имеют дело с тремя основными переменными, которые лежат в основе измерения выносливости:
1. Интенсивность выполняемого двигательного действия. Она может быть определена метрологически точно путем измерения скорости перемещения (измеряется м/с); мощностью выполнения двигательного действия (например, при выполнении контрольного задания на велоэргометре, здесь единицы измерения мощности будут ватты), а также.
силой действия или ее импульсом (как это бывает при статическом удержании какого-либо груза, единицы измерения — ньютоны или ньютоны/метр).
- 2. Объем выполнения двигательного действия. Он включает пройденное расстояние, выполненную работу (например, работу на велоэргометре; единица измерения — джоули); импульс силы (при выполнении статической работы; единица измерения — ньютон-секунда).
- 3. Время выполнения (единицы измерения — секунды, минуты, часы).
Этот комплекс характеристик называется эргометрическими характеристиками. Одна из них всегда задается как параметр двигательного задания; две других — измеряются. Например, в известном тесте Купера задается время бега— 12 минут, а измеряется пройденное расстояние. Оно и служит для метрологического контроля выносливости.
В целом выносливость определяют, как способность длительно выполнять целенаправленные двигательные действия без снижения их эффективности. Это определение применимо к оценке выносливости в подавляющем большинстве видов спорта. Исключение составляют соревновательные упражнения в так называемых циклических видах спорта. Для этих упражнений выносливостью будет способность выполнять задание с наибольшей скоростью в наименьшее время.
Упражнения в практике спорта разнохарактерны и их много. Поэтому говорят о различных видах выносливости: общей и специальной, анаэробной и аэробной, силовой, локальной и глобальной, статической и динамической.
Выносливость измеряется с помощью двух групп тестов: неспецифических и специфических.
По результатам неспецифичсских тестов оценивают возможности спортсменов эффективно тренироваться и соревноваться в условиях нарастающего утомления. Результаты специфических тестов указывают на степень реализации этих возможностей.
К неспецифическим тестам определения выносливости относят:
- 1) бег на тредбане (рис. 44А);
- 2) педалирование на велоэргометре (рис. 44Б);
- 3) степ-тест.
Схема выполнения неспецифических тестов стандартизирована. Спортсмен выполняет задание в виде ступенчато возрастающей нагрузки до полного утомления.
Рис. 44. Беговая нагрузочная дорожка для тестирования выносливости (А) и велоэргометр (Б); внешний вид устройств.
Специфическими считают тесты, структура выполнения которых близка к соревновательной (так, для велосипедистов тестирование на велоэргомстрс рассматривается как измерение выносливости в специфических заданиях). Информативность специфических тестов выше, чем неспецифических. Так, например, коэффициент информативности теста PWCI7o для бегунов на средние дистанции (результат, отнесенный к массе тела) равен 0,78.
Наиболее распространенными показателями выносливости являются три эргометрических критерия: время, объем
и интенсивность выполнения двигательных заданий. В процессе контроля этих показателей выносливости один из трех критериев задается в виде параметра (например, спортсмен должен бежать в течение 12 мин), второй непосредственно измеряется (регистрируется расстояние, которое пробежал спортсмен за эти 12 мин, например, 3500 м), третий рассчитывается (для данного случая рассчитывается скорость бега, которая составляет 4,86 м/с).
При измерении выносливости с помощью любого из этих грех показателей и с соблюдением метрологических правил, оценка ее уровня должна быть одинаковой: спортсмену предлагается бежать 12 мин, за это время он пробегает 3500 м или предлагают пробежать 3500 м, и он должен затратить 12 мин (при учете погрешностей). Это так называемое правило обратимости двигательных заданий.
Выносливость характеризуется с помощью «предельных показателей» (например, пробежать наибольшее расстояние в заданное время, предельно долго поддерживая заданную скорость и т. д.). Величина этих показателей зависит от соотношения как минимум двух компонентов теста: длительности и интенсивности. В циклических видах спорта специфическим критерием выносливости будет являться снижение скорости в конце дистанции.
Уровень выносливости у каждого спортсмена в циклическом виде спорта по отношению к его скоростным возможностям неодинаков. Различия можно определять количественно по так называемому запасу скорости или коэффициенту выносливости. Запас скорости (ЗС) определяется как разность между средним временем пробега эталонного отрезка и лучшим временем на этом отрезке. Коэффициент выносливости (КВ) — это отношение времени преодоления всей дистанции к времени преодоления эталонного отрезка: чем он меньше, тем выше уровень выносливости.
Например, время на дистанции 400 м — 48,0 с (Т), а лучшее время на коротком («эталонном») отрезке 100 м— 11,0 с (Тэт), тогда:
КВ= 48,0: 11,0 = 4,3636.
Выносливость измеряется с помощью гетерогенных тестов, результаты в которых зависят нс только от уровня развития данного качества, но и от психологического умения противостоять утомлению.
При контроле выносливости, кроме спортивных, широкое распространение получили физиологические (например, тест.
PWC.70 и определение максимального потребления кислорода — V02max" табл. 27) и биохимические тесты (например, ПАНО), а также биомеханические критерии (например, такие как точность выполнения бросков в баскетболе, время опорных фаз в беге, колебания общего центра масс в движении и т. п.)" в которых сравниваются их значения в начале, середине и в конце упражнений.
Таблица 27
Показатели аэробной работоспособности лиц с разным уровнем физической подготовленности (М±т).
Показатели. | Группа 1. | Группа 2. | Группа 3. |
МПК, мл/мин. | 3,96±0,16. | 3,95±0,12. | 4,65±0,12*. |
МПК/вес, мл/мин/кг. | 48,0±0,9. | 54,2±0,4*. | 64,6±1,9*. |
Масса тела, кг. | 82,5±2,7. | 72,8±1,9. | 72,7±2,8. |
Р?С, 7с/кг массы, кгм/мин. | 21,8±1,5. | 24,4±1,2*. | 29,4±1,5*. |
Обозначения: * — а<0,05, сравнению с данными группы I (избранная в качестве контроля). Группа 1 — умеренно тренированные лица (футбол); группа 2 — тренированные спортсмены (1 разряд, кме — легкая атлетика спортивные многоборья); группа 3 — элитные спортсмены (мастера спорта и мастера спорта международного класса, легкая атлетика, триатлон).
По величине полученных различий судят об уровне выносливости: чем меньше изменяются биомеханические показатели в конце упражнения, тем выше уровень выносливости. Как видно из данных, приведенных в таблице, спортсмены, показывающие наиболее высокие результаты (группа 3), имели наибольшие величины физиологических характеристик аэробной выносливости.
При занятиях с детьми видами спорта, где не предъявляются высокие требования к аэробной работоспособности, например, прыжки и спринтерский бег в легкой атлетике, оценку функционального состояния можно проводить на основании теста Руфье. С помощью монитора сердечного ритма типа Polar регистрируется частота сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя до функциональной нагрузки, затем выполняется на1рузка (20 приседаний за 30 с), во время которой регистрируется пиковое значение ЧСС по монитору и далее третья величина ЧСС на третьей минуте восстановления после нагрузки. При оценке пробы суммируют все три величины ЧСС (Р), затем вычитают 200 и делят на 10 [1,17].
Результаты теста оцениваются по шкале:
меньше 1 — отлично от 1 до 5 — хорошо от 6 до 10 — удовлетворительно от 11 до 15 — слабо более 15 — неудовлетворительно Для проверки степени надежности этого теста он был выполнен в формате «тест-ретест» (повторное тестирование через неделю) на юных легкоатлетах-спринтерах 9-летнего возраста (табл. 28).
Таблица 28
Результаты теста и ретеста юных легкоатлетов-спринтеров (индекс Руфье).
№ участника тестирования. | Тест. | Рстест. |
12,0. | 11,9. | |
14,6. | 14,2. | |
14,8. | 14,4. | |
14,8. | 12,4. | |
10,8. | 10,4. | |
14,0. | 13,6. | |
13,6. | 12,8. | |
14,0. | 13,8. | |
10,8. | 11,4. | |
8,8. | 8.4. | |
9,0. | 8,9. | |
14,8. | 14,4. | |
12,8. | 13,6. | |
4,8. | 4,7. | |
11,6. | 11,4. |
_ 9.3 _. | 9,2. | |
11,5. | П. 2. | |
8,8. | 8,7. | |
15,0. | 14,8. | |
13,2. | 13,0. |
Последующий корреляционный анализ показал высокую степень взаимосвязи результатов теста и ретеста. Коэффициент корреляции был равен 0,976 (рис. 45).
Рис. 45. Взаимосвязь результатов теста и ретеста (функциональная проба Руфье).